Конспект урока русского языка по теме "Знаки препинания в БСП"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Цель: Систематизировать изученное по теме.
Развивать практические умения и навыки работы с тестами
Воспитывать культуру учебного труда.
Тип урока : систематизация и обобщение материала с использованием
информационных технологий.
Форма проведения : практикум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znaki_prepinaniya_v_bsp.doc | 37 КБ |
znaki_prepinaniya_v_bsp.ppt | 523 КБ |
Предварительный просмотр:
Прилепина Ирина Александровна.
Урок русского языка в 11 классе по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Цель: Систематизировать изученное по теме.
Развивать практические умения и навыки работы с тестами
Воспитывать культуру учебного труда.
Задачи урока :
1) актуализировать знания учащихся по теме «Знаки препинания в БСП»;
2) повторить правила постановки знаков препинания в БСП;
3) организовать коллективную работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата (выполнение самостоятельной работы);
4) обобщить и систематизировать материал по теме «Постановка тире и двоеточия в предложениях»;
5) организовать самостоятельную работу в дифференцированных группах;
6) организовать самоконтроль учащихся на уроке.
Тип урока : систематизация и обобщение материала с использованием
информационных технологий.
Форма проведения : практикум.
Оборудование:
1.Мультимедиа
2.Тесты «Постановка тире и двоеточия в предложениях»
Структура урока:
Вводная часть.
Систематизация материала по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».
Практическая работа.
Контроль знаний с помощью тестирования.
Обобщение по теме.
Сообщение домашнего задания.
Ход урока.
I. Повторение.
Начнем урок с повторения темы «Постановка тире и двоеточия в предложениях».
Задание: выписать номера тех предложений, в которых знаки поставлены
I вариант : правильно
II вариант : неправильно.
Учиться наша задача.
Волга – полноводная река.
Бедность – не порок.
Для прорастания семян необходимы два условия : тепло и влага.
Люди, птицы, травы – все слушает песню соловья.
Все: смех, шум, свист – слилось в один гул.
Всюду вверху и внизу пели жаворонки.
На столе лежали разные вещи щетка, молоток, ножницы.
Небо как колокол.
Язык – есть жизнь.
Самопроверка (по ключу)
I вариант : 2, 4, 5, 6, 9
II вариант : 1, 3, 7, 8, 10.
- Напишите на полях тетради количество ошибок.
- Вспомним условия постановки тире между подлежащим и сказуемым,
постановки двоеточия и тире в ПП с обобщающим словом при однородных членах.
1. Учиться - наша задача.
2. Волга – полноводная река.
3. Бедность не порок.
4. Для прорастания семян необходимы два условия : тепло и влага.
5. Люди, птицы, травы – все слушает песню соловья.
6. Все: смех, шум, свист – слилось в один гул.
7. Всюду : вверху и внизу пели жаворонки.
8. На столе лежали разные вещи : щетка, молоток, ножницы.
9. Небо как колокол.
10.Язык есть жизнь.
II. Вступительное слово учителя
Справились с данным заданием, но наибольшую трудность вызывают знаки препинания в БСП.
Прочитаем тему урока:
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.(слайд 1)
- Дайте определение БСП. (-это такое СП, в котором простые предложения связаны на письме бессоюзной связью, а в устной речи – интонацией и по смыслу).
- Какие знаки разделяют ПП в составе БСП? (знаки препинания: запятая, ;, - или :).
- Сформулируйте цели и задачи урока.
- Итак, наша задача –систематизировать изученное, выявить степень усвоения
полученных знаний и готовность решать тесты ЕГЭ по этому разделу.
К сегодняшнему уроку вам было предложено повторить вопросы, связанные с пунктуацией в БСП.
Чем отличается БСП от других сложных предложений ?
III. Актуализация изученного о БСП .
- Проведем работу на распознавание БСП.
Запишем «Цифровой диктант».
Предлагаются пронумерованные предложения (сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные), необходимо выписать в строку без запятых номера только бессоюзных предложений.
1.Родина картофеля - Южная Америка, а потом, в XVI веке, картофель появился и в Европе. (Сложносочиненное.)
2.В России картошка известна с XVII века: Петр 1 прислал из Голландии мешок клубней и велел посадить в разных областях. (Бессоюзное, [ ] : [пояснение].)
3.Крестьяне встретили пришельца – картофель - в штыки, так как никто толком не знал достоинств новой культуры. (Сложноподчиненное, причина.)
4.Придворным же дамам сразу понравились необычные, бело-голубые цветы картошки, и они с удовольствием прикрепили их к своим платьям. (Сложносочиненное.)
5. Сейчас всему миру известно: наша страна – крупнейший производитель картофеля. (Бессоюзное, [ ] : [дополнение].)
6. Химический состав картофеля позволяет назвать его «вторым хлебом»: в нем содержатся крахмал, жиры, белок, клетчатка. (Бессоюзное, [ ] : [причина].)
– Какое число вы получили? (256.)
– Поднимите руку те, кто не ошибся вообще или ошибся один раз.
IV. Актуализация изученного о знаках препинания в БСП.
Переходим к повторению знаков препинания в БСП.
- В каких случаях ставится
Вывод.
V. Повторение.
Упр. 422 (по Грекову) устно
1) : дополнение
2) - противопоставление
3) : причина
4) - вывод
5) - вывод
Физминутка
VI. Тренировка учащихся в дифференцированных группах.(слайд 12)
группа А – упр.423 (I) 1-5 –самостоятельно + самопроверка по ключу.(слайд 13)
группа В – упр.423 (IV) 1 -5 объясняют.
группа С – записать Упр.422 (индивидуальная работа). 1 парта
VII. Самостоятельная работа в дифференцированных группах.
Мы рассмотрели все случаи расстановки знаков препинания в БСП, а теперь выполним самостоятельную работу.
Итак, группа «А» работает на компьютерах с тестами : «Знаки препинания в БСП»
Группа «В», «С» решает тесты.(слайд 14)
VIII. Итог урока.
- Какие затруднения возникли во время работы на уроке?
Домашнее задание: повторить теоретический материал по опорному конспекту,
Упр. 238. По учебнику Власенкова + решение тестов А 23 (слайд 15)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (БСП) , ; : – перечисление фактов ( между частями можно поставить союз И ) Солнце давно село закат розово догорал. 1 2 и , Было тихо только плеск волн доносился из-за камней. 1 2 , и
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (БСП) , ; : – перечисление фактов ( между частями можно поставить союз И ) если предложения более распространены, если внутри предложений уже есть запятые !!! Калина росла под обрывом её зубчатые листья, чуть окроплённые желтизной, отворачивались от ветра и показывали пушистую изнанку, словно покрытую шёрсткой. 1 2 и ;
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (БСП) , ; : – второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом ( между частями можно поставить союз потому что ) Объездную дорогу перекрыли шли ремонтные работы. 1 2 почему ? потому что :
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (БСП) , ; : – второе предложение поясняет первое, раскрывает его содержание ( между частями можно поставить слово а именно ) Реки Севера имеют особый запах они пахнут мокрой древесиной. 1 2 а именно :
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (БСП) , ; : – второе предложение дополняет смысл первого ( между частями можно поставить слова и увидел , и услышал , и почувствовал , союзы что , как ) На перевале оглянулась назад где-то далеко внизу лежал залитый солнцем хуторок. 2 и увидела, что : 1
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (БСП) , ; : – Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого ( между частями можно поставить союзы а , но ) Хочу к нему вы тянете к себе. 1 2 а :
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (БСП) , ; : – первое предложение указывает на время или условие того, о чём говорится во втором предложении ( первую часть можно начать союзами когда , если ) Ехал сюда рожь начинала желтеть. 1 2 Когда – когда ? Ласточки прилетели скоро гром загремит. 1 2 Если – при каком условии ?
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (БСП) , ; : – второе предложение заключает в себе вывод , следствие из того, о чём говорится в первом предложении ( между частями можно поставить союз так что ) Мартовские ночи длинные можно отдохнуть и вволю наговориться. 1 2 так что – что становится следствием ?
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (БСП) , ; : – второе предложение передаёт быструю смену событий ( между частями можно поставить союз и ) Удар мяч летит в сетку ворот. 1 2 и –
Запомни ! , перечисление ; перечисление : причина : пояснение : дополнение – противопоставление – время – условие – вывод, следствие – быстрая смена событий
Группа А-упр.423(1) 1-5 (по Грекову) Группа В-упр.423(4) 1-5 (по Грекову) Упр. 422
Упр.423(1) 1-5 1) [ ] ; [ ] ; [ ] . 2) [ ] : [ пояснение ] . 3) [ ] - [ неожидан. результат ] , [ ]- [ неожидан. результат ] 4) [ условие ] - [ ] 5) [ ] : [ причина ] .
90-100%- «5» 70-80%- «4» 60-50%- «3»
Повторить теоретический материал по опорному конспекту. Упр.250 (по Власенкову) Решение тестов А-23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...
Конспект урока русского языка в 11 классе.Тема: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Данный урок - закрепление ранее полученных знаний. Цели урока: формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование навыков выполнения задания А24. Урок с пр...
План - конспект урока русского языка в 11 классе "Знаки препинания"
Тема урока: «Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях» Цель урока:Обобщение знаний учащихся о предложениях, формирование навыков постановки з...
Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» 6 класс коррекционной школы VIII вида.
Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» с презентацией 6 класс коррекционной школы VIII вида....
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Знаки препинания при причастном обороте"
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Знаки препинания при причастном обороте"...
Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"...
Конспект урока русского языка в 8 классе Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».
Разработка урока и презентация....