Конспект урока в 8 классе по теме "Безличные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку 8 класс с использованием разных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
Учитель Черненькая Елена Владимировна, ГБОУ СОШ № 136
Класс 8
Предмет русский язык
Раздел Односоставные предложения
Тема Безличные предложения
Цели урока:
- Образовательные: познакомить учащихся с ролью безличных предложений в речи; закреплять умение определять форму сказуемых в односоставных предложениях.
- Практические: совершенствовать умения писать слова с изученными орфограммами; развивать орфографическую зоркость; развивать навыки работы с толковым словарём; совершенствовать навыки работы с компьютером.
- Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе; воспитывать умение научиться восхищаться красотой описанных пейзажей.
- Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; развивать навыки работы в паре; способствовать развитию умений самооценки.
Форма урока урок-поиск
Средства обучения:
- Учебник Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. др. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009.
- Компьютер
- Раздаточный материал
- Фрагмент фильма С. Ростоцкого «Доживём до понедельника»
Литература:
- Учебник Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. др. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009.
- Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. др. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 класс» / Под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2009.
- Брусина А.Е. Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс, I полугодие. – СПб.: «Парирет», 2001.
Ход урока
Этап | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация начала урока 2 мин | Личностные: организация внимания Регулятивные: саморегуляция | Добрый день. Садитесь. Сегодня на уроке у нас гости, но ведь нам ничто не помешает поработать отлично. Запишите дату и тему урока. | Учащиеся здороваются. Садятся. В тетради записывают дату, тему урока. |
Актуализация знаний по ранее изученному материалу 3 мин | Познавательные: поиск и выделение информации | Посмотрите на формулировку темы урока. Что вы знаете о безличных предложениях? В какую группу предложений входят? Чем безличные предложения отличаются от определённо- и неопределённо-личных? Чем может быть выражено сказуемое в безличных предложениях? Как вам показалось, что необходимо научиться различать? Кто помнит, чем отличается безличный глагол от безличной формы личного глагола? | Учащиеся читают название темы урока: безличные предложения. Ответы: Входят в группу односоставных предложений с одним главным членом сказуемым. В безличных предложениях нет и не может быть подлежащего. Сказуемое может быть выражено безличным глаголом, безличной формой личного глагола, словами нет, не было, инфинитивом, наречем, кратким причастием. Безличные глаголы и безличные формы личных глаголов. Безличный глагол обозначает действие, совершающееся без действующего лица. Безличное значение появляется у личного глагола только в безличном предложении. |
Практическая работа с безличными предложениями 4 мин | Регулятивные: прогнозирование Познавательные: выделение познавательной цели, анализ объектов | Посмотрите на предложения, напечатанные для работы. Как вы думаете, какое вы задание должны будете выполнить? С утра меня лихорадило. Волной разбило лодку. Мне что-то взгрустнулось. Издали тянет тихим и мягким теплом. | Учащиеся рассматривают предложения. Они предполагают: различать безличные глаголы и безличные формы личных глаголов. На листе подчёркивают сказуемое, определяют форму, проговаривают с товарищами в группе. Работают в группах. |
Рефлексия этапа урока. 3 мин | Регулятивные: выделение того, что уже усвоено; осознание качества и уровня осознания | Подведите итог этого этапа урока. Назовите безличные глаголы. Назовите безличные формы личных глаголов. Кто считает, что он отлично поработал? Не очень хорошо. Кто доволен своими товарищами по группе. | Учащиеся говорят, что мы вспомнили, что такое безличное предложение; чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении; различали безличные глаголы и безличные формы личных глаголов. Учащиеся называют: лихорадило, взгрустнулось. Учащиеся называют: разбило, тянет. Учащиеся оценивают себя и товарищей. |
Повторение изученных орфограмм. 8 мин | Познавательные: анализ объектов Коммуникативные: принятие решения и его реализация | Ну а теперь ставшее уже традиционным повторение. Записать слово, найти в нём орфограмму, объяснить её. Рассвело, грустно, легко, не спится, холодно, знобит | Учащиеся «у доски» (т.е. за компьютером) пишут слова, объясняют орфограмму. Рассвело – правописание приставки на –с Грустно – непроизносимый согласный в корне, проверочное слово грусть Легко – парный согласный в корне, проверочное слово лёгок Не спится – не с глаголом пишется раздельно Холодно – проверяемая безударная гласная корня, проверочное слово холодный Знобит – проверяемая безударная гласная корня, проверочное слово озноб |
Практическая работа по составлению предложений. 4 мин | Регулятивные: прогнозирование Познавательные: построение предложений | На какие группы вы бы могли разделить записанные слова? А можно ли сказать, что мы записали предложения? А какие? Какая характеристика ещё является общей? Какое задание мы можем выполнить? Устно распространите предложения. Какие предложения мы составили? | Учащиеся размышляют: рассвело, не спится, знобит – глаголы, грустно, легко, холодно – слова категории состояния; рассвело, холодно – в природе, остальное – про человека. Ответы учащихся: это безличные предложения, они нераспространённые. Учащиеся предполагают: распространить предложения. Варианты: Сегодня рассвело рано. Мне очень грустно. Легко на сердце от песни весёлой. Больному не спится. Вчера дома было холодно. Мою сестру знобит. Это безличные предложения. |
Постановка цели урока 1 мин | Регулятивные: целеполагание | Какова же будет цель сегодняшнего урока, если мы так много знаем о безличных предложениях? | Учащиеся предполагают: узнаем о роли безличных предложений в речи. |
Работа с теоретическим материалом 2 мин | Познавательные: поиск и выделение информации Регулятивные: контроль | Найдите в учебнике, что выражают безличные предложения. Чем чаще всего выражено сказуемое? Приведите примеры. | Учащиеся читают учебник на стр. и дают ответы: безличные предложения помогают описать состояние природы, рассказать о состоянии человека. Сказуемое чаще всего выражено словом категории состояния. Ответы: холодно, жарко, весело… |
Практическая работа с текстами 12 мин | Познавательные: смысловое чтение Личностные: нравственно-этическая ориентация Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Регулятивные: саморегуляция | Мы попытаемся поработать над ролью безличных предложений в речи. В предложенные тексты нужно добавить сказуемое, чтобы эти предложения были безличными. – Пойдём на Чатыр-Даг, – сказал первый мальчик. – ____________________________, – сказала девочка. – Мы там недавно были. – Давайте искать сердолики, – сказал второй мальчик. – Солнце слепит глаза. Сегодня очень ____________________, – ответила девочка. Они сидели, пождав ноги. Ребята только что вылезли из моря и сидели на пустынном берегу. – Что, не можете договориться, как провести время? – спросил я, приблизившись к ним. Они посмотрели на меня, и девочка, пригорюнившись, сказала: – Каждый день придумывают одно и то же, а мне __________________________. – А она ничего не придумывает, а только скучает, – сказал первый мальчик. – Да, ________________________________. Они вздохнули. Палило солнце, искрилось море, и было ____________________________. Кому понравился их текст, и они готовы его прочитать. Что хотел сказать автор этим коротким фрагментом текста? К какому типу речи относится этот текст? Что описано в тексте? В каком стиле с ним можно встретиться? Меняем напарника (переход в пары сменного состава). Прочитайте текст стихотворения, добавьте слова и составьте ответ после него. А мне Москва мала была, мне _________________________________________ было. Метель январская мела, и всю Москву _______________________________________. Употребление безличных предложений создаёт ощущение, что действие совершается как будто __________________________________________. Кто готов прочитать? Меняем напарника (переход в пары сменного состава). С новым соседом подведите итог. Безличные предложения могут употребляться в текстах ________________________________ стиля. Безличные предложения выражают ____________________________ природы, а также душевное ____________________________ человека, его _____________________________. Безличные предложения могут передавать оттенок ______________________________________. В поведении человека безличные предложения могут подчеркнуть ___________________________. Употребление безличных предложений для описания природы создаёт впечатление __________________________________________. Кто готов прочитать? Кто считает, что он сейчас отлично поработал? Кто может похвалить своего соседа за яркие и точные варианты слов? | Учащиеся в парах составляют текст. – Пойдём на Чатыр-Даг, – сказал первый мальчик. – Скучно, – сказала девочка. – Мы там недавно были. – Давайте искать сердолики, – сказал второй мальчик. – Солнце слепит глаза. Сегодня очень жарко, – ответила девочка. Они сидели, пождав ноги. Ребята только что вылезли из моря и сидели на пустынном берегу. – Что, не можете договориться, как провести время? – спросил я, приблизившись к ним. Они посмотрели на меня, и девочка, пригорюнившись, сказала: – Каждый день придумывают одно и то же, а мне скучно. – А она ничего не придумывает, а только скучает, – сказал первый мальчик. – Да, тяжело. Они вздохнули. Палило солнце, искрилось море, и было тихо. Учащиеся читают текст. Автор хотел доказать, что жизнь может стать интересной, и это зависит от самого человека. Ответ учащихся: это текст-описание. В тексте описано состояние людей. Ответ учащихся: это тексты художественного стиля. Учащиеся второго варианта переходят на другую парту. А мне Москва мала была, мне неуютно было. Метель январская мела, и всю Москву знобило. Употребление безличных предложений создаёт ощущение, что действие совершается как будто стихийно. Учащиеся читают текст и вписывают роль безличных предложений. Учащиеся зачитывают варианты. Учащиеся второго варианта ещё раз переходят на другую парту. Учащиеся в парах составляют предложения. Безличные предложения могут употребляться в текстах художественного стиля. Безличные предложения выражают состояние природы, а также душевное состояние человека, его настроение. Безличные предложения могут передавать оттенок стихийности. В поведении человека безличные предложения могут подчеркнуть черты характера: лень, пассивность. Употребление безличных предложений для описания природы создаёт впечатление тишины, покоя, умиротворения. Учащиеся зачитывают свои варианты. Учащиеся дают оценку и самооценку. |
Рефлексия | Регулятивные: выделение того, что уже усвоено; осознание качества и уровня осознания | Какова же роль безличных предложений в речи? А теперь при помощи безличных предложений дайте совет кому-либо про безличные предложения. | Ответы детей: безличные предложения в художественном стиле речи помогают передать состояние природы и переживания человека. Варианты ответов: надо использовать безличные предложения в текстах; |
Домашнее задание | Регулятивные: выбор в ситуации мотивационного конфликта | Дома выписать текст (до 7 предложений), в котором есть безличные предложения или составить такой текст. | Учащиеся записывают задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по немецкому языку "Безличные предложения" 5 класс
Конспект урока по теме "Безличные предложения"...
Конспект урока.8 класс.Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения.
ЦЕЛЬ: 1. Дать понятие о каждом из типов предложений, указанных в теме; о способах выражения главного члена в форме сказуемого;2. Научить отличать неопределенно-личные от о...
План-конспект урока русского языка "Второстепенные члены предложения" для 5 класса
Урок усвоения первичных знаний...
Конспект урока-повторения по теме "Сложное предложение" в 6 классе
Конспект урока в 6 классе, повторение материала в начале года....
Конспект урока "Повторение простых и сложных предложений" 5 класс
Урок, в ходе которого учащиеся смогут проверить свои знания по теме, а также закрепить их. Занятие объединено общей темой - сказкой про Буратино Толстого, что также очень нравится детям....
Конспект урока 5 класс - А.Шмелев - Однородные члены предложения
Конспект урока 5 класс - А.Шмелев - Однородные члены предложения...
План- конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными", 9 класс
Разработка урока по русскому языку...