Конспект урока.8 класс.Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
ЦЕЛЬ:
1. Дать понятие о каждом из типов предложений, указанных в теме;
о способах выражения главного члена в форме сказуемого;
2. Научить отличать неопределенно-личные от обобщенно-личных и
определенно-личных предложений;
3. Показать роль этих предложений в речи.
ОБОРУДОВАНИЕ: ИКТ, таблицы, репродукции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока.8 класс.Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения. | 38.5 КБ |
Презентация.Односоставные предложения. | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
8 класс
Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения.
ЦЕЛЬ:
1. Дать понятие о каждом из типов предложений, указанных в теме;
о способах выражения главного члена в форме сказуемого;
2. Научить отличать неопределенно-личные от обобщенно-личных и
определенно-личных предложений;
3. Показать роль этих предложений в речи.
ОБОРУДОВАНИЕ: ИКТ, таблицы, репродукции.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- 1 группа: сочинение-миниатюра в форме письма с использованием
определенно-личных предложений;
- 2 группа: примеры из научной литературы;
- 3 группа: анализ публицистического текста;
3. Повторение.
Учитель: Все вместе поработаем сейчас над строчками одного из стихотворений М.Ю. Лермонтова, творчество которого мы сейчас изучаем на уроках литературы. (Ученик читает стихотворение наизусть). А теперь запишем первые строчки стихотворения.
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной.
1. Определите стиль данного текста. (Художественный).
2. Вспомните характеристику данного стиля? (Выразительность, богатство языка образность, эмоциональность).
3. Какова тема стихотворения? В чем смысл данных строчек? (Одиночество, чувство грусти от неудовлетворенности своей жизнью).
4. Каковы художественные особенности (анафора, синтаксический параллелизм, сравнение)
5. Какое это предложение по своей синтаксической конструкции? (Односоставное, определенно-личное).
6. Какие предложения называются определенно-личными? ( Предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо: говорящий или его собеседники)
7. Назовите способ выражения сказуемого в таких предложениях. (Глагол в форме 1 и 2 лица, ед. ч. и мн. ч., изъявит. и повел. накл.)
8. По возможности сгруппируйте орфограммы, которые здесь есть.
9. А теперь задание для всех на оценку. (Тестирование)
4. Объяснение нового материала.
Слайд № 1
Учитель: Ребята, сейчас вам предстоит определить, о каких односоставных предложениях идет речь?
Запишем тему нашего урока. Работа с
Слайд № 2 (запись в тетрадь)
1. Почему так называются? (Действующее лицо не определено)
Вывод: в неопределенно-личных предложениях действующее лицо устранено, представлено как неизвестное, неопределенное. (Запись в тетрадь)
Работа с
Слайд № 3
1. Почему так называются? (Действие относится к любому лицу)
Вывод: в обобщенно-личных предложениях действие вне времени относится к любому, всякому лицу, к группе лиц. Используются в пословицах, поговорках, афоризмах.
Учитель: Третья задача нашего урока - выяснение сферы употребления этих предложений.
1.Запишем предложения под диктовку.
Его в степи без чувств нашли и вновь в обитель принесли.
- Из какого произведения эти строки? («Мцыри» М.Ю. Лермонтов)
- Охарактеризовать предложение по составу грамматической основы.
(односоставное, н-о , способ выражения сказуемого мн. ч. прош. вр.)
Схоронили его за Москвой-рекой.
И бугор земли сырой тут насыпали.
И кленовый крест тут поставили.
- Из какого произведения эти строки? («Песня про купца Калашникова»
М.Ю. Лермонтов)
- Охарактеризовать предложение по составу грамматической основы.
(односоставное, н-о , способ выражения сказуемого мн. ч. прош. вр.)
2. Выпишите из литературно-критической статьи из «Энциклопедического словаря юного филолога» н-о предложения. (Очень часто говорят, что в этом стихотворении выражен призыв к буре.)
4.Закрепление.
А теперь проведем выборочный диктант. Разделим тетрадь на 3 части.
Определенно-личные | Неопределенно-личные | Обобщенно-личные |
Цыплят по осени считают. Умную голову почитают смолоду. Зайца вылечили. Теперь мне очень хотелось спать. В чугунную доску били без устали. Звонят. Откройте дверь. Дети,
запишите предложение. Мне обещали, что я вообще не проеду. Просто подожду ребят. За стеной бубнили два голоса. Вот на второй день и поговорим. Над головой у меня вдруг завозились. В машине переночую. Берегите наш русский язык.
5. Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О каких односоставных предложениях идет речь? М.В. Ломоносов: «Умолчание» местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит». А.М. Пешковский (ученый-лингвист): «Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно представляется как неизвестное, неопределенное».
По улицам слона водили. Хорошо в деревнях хлеб пекут. ОНИ мн.ч. пр. вр. или условн. накл. ОНИ 3-е л. мн.ч. наст. или будущ. вр. Неопределённо-личные Определите тип предложения по составу грамматической основы.
Обобщённо-личные Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Цыплят по осени считают. Определите тип предложения по составу грамматической основы. ТЫ и ЛЮБОЙ ДРУГОЙ ОНИ и ЛЮБЫЕ ДРУГИЕ 3-е л. мн.ч. наст. или будущ. вр. 2-е л. ед.ч. изъяв. или пов. накл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 8 классе "Неопределенно-личные предложения"
Урок дает понятие неопределенно-личных предложений как разновидности односоставных....
план -конспект урока немецкого языка для 7 класса " Неопределенно - личные предложения".
Аннотация к уроку.Грамматика – это скелет языка, его остов. Данный урок - это одно из звеньев цепи, без которого невозможно обойтись при изучении немецкого языка: неопределенно – личные предложе...
Конспект урока по русскому языку 5 класс "Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения".
Конспект разработан согласно требованиям ФГОС....
Конспект урока "Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений" 11 класс
Урок в 11 классе с использованием Сингапурских структур с презентацией....
Конспект урока в 8 классе по теме «Безличные предложения» Цели: 1. Дать представление о безличных предложениях, показать способы выражения сказуемого в этих предложениях. 2. Развивать речевые, орфографические и пунктуационные навыки. 3. Воспитывать эст
Урок русского языка в 8 классе (ФГОС) по теме "Безличные предложения"...
Технологическая карта урока в 8 классе "Неопределенно-личные предложения."
Данный конспект урока помогает создать условия для обучения распознаванию неопределенно-личных предложений, нахождению их главного члена, определению способа его выражения, разграничению неопред...