Всероссийский конкурс на методическую разработку в номинации "Лучший урок письма -2020!"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Цель урока: Содействовать овладению учащимися основных понятий эпистолярного жанра; рассказать о структуре письма и его этикетных особенностях; научить выдерживать письмо в одном стиле и в рамках одной тематики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка "Лучший урок письма" | 35.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №24»
Ставропольский край Предгорный муниципальный район
станица Суворовская, 357391 ул. Шоссейная, д.1
Всероссийский конкурс «Лучший урок письма – 2020»
Номинация «Лучшая методическая разработка проведения урока письма»
Автор работы: Попова Марина Николаевна, 02.03.1968г.,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Проживающая по адресу:
Индекс 357391
Ставропольский край
Предгорный район
Станица Суворовская
8 938 30 23 928
Цели деятельности педагога | Содействовать овладению учащимися основных понятий эпистолярного жанра; рассказать о структуре письма и его этикетных особенностях; научить выдерживать письмо в одном стиле и в рамках одной тематики |
Тип урока | Урок развития речи |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: формировать умения и навыки организованной речи в эпистолярном жанре (Письмо); формировать навыки использования языковых особенностей жанра. Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Оборудование | Школьная доска, конверты, толковые словари В. Даля, Ожегова , проигрыватель для прослушивания песни. |
Основные понятия | Особенности письма как эпистолярного жанра, грамотка. |
Ход урока:
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Вступительное слово учителя.
- Давайте определим свое настроение, настрой на работу:
Отличное – руки вверх.
Хорошее – руки в стороны.
Не совсем готовы –руки внизу.
Эпиграф к уроку (написан на доске):
«Как хорошо, что люди придумали почту … Возьмёшь кусочек души, положишь его в конверт, заклеишь и бросишь его в другую душу – ждущую и мятущуюся…» Н.Тэффи
- Актуализация и пробное учебное действие.
Слово учителя.
- Ребята, скажите, пожалуйста, что я держу в руке? (Ответы обучающихся).
- Правильно, это почтовый конверт.
- А как часто вы покупаете этот конверт? А, может быть, он уже совсем и не нужен нам. (Ответы обучающихся).
-Конечно, в современном мире, когда у вас под рукой мобильные телефоны или же компьютер с Интернетом и электронной почтой, письма должны казаться вам очень несовременными. Все правильно, время идет вперед, технически развиваются и оснащаются и средства связи. Но для многих и многих поколений людей письма были важной составляющей человеческой жизни. Люди старших поколений и сейчас обмениваются посланиями. В чем же притягательная сила, хранящаяся в обычных конвертах?
- Вот перед вами на столе лежат конверты. Подпишите их, пожалуйста, своему соседу по парте.(Обучающиеся подписывают конверты).
2. Выявление места и причины затруднения.
Слово учителя.
- А скажите, пожалуйста, вы не ошиблись, когда подписывали конверт: где там адресант и где адресат?
- Когда мы держим в руках конверт, то смотрим, кто нам прислал его: это и будет адресант (адресант – тот, кто отправил нам почтовое сообщение). Адресат – это получатель, тот, кому адресовано сообщение.
3. Целеполагание и построение выхода из затруднения.
Учитель формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
Слово учителя.
- Давайте вспомним и запишем памятку по правильному оформлению конверта.
- Фамилия, имя, отчество адресата.
- Дом №, квартира №.
- Улица (переулок, проспект, площадь).
- Город, поселок, село, хутор.
- Район и область.
Итак, конверты готовы, но ведь туда следует положить самое важное – письмо. Письма бывают двух видов: деловые (официальные) и частные (личные).
- Скажите, пожалуйста, в чем же их отличие? (Версии обучающихся, вывод делает учитель).
Деловое письмо: можно отправить в какую-либо организацию, редакцию газеты, телевидение. Содержание, тон, обращение в таких письмах должны быть соответствующими: вежливые, официальнные, только по существу вопроса.
Требования делового письма:
- Адресат документа;
- Адресант документа;
- Заглавие (жанр) документа;
- Заглавие к содержанию текста документа;
- Список приложений к документу;
- Подпись;
- Дата.
Частное письмо: отправляем родственникам, друзьям, знакомым. Здесь уместно более свободное обращение, употребление разговорной лексики , ласковые слова.
- Что же такое «письмо»? (Жанр письменной формы разговорной речи. Обязательное условие этого жанра – искренность, непринужденность отношений участников переписки.
В «Толковом словаре» Даля В.И. слово «письмо» столь многозначно, что его семантический ряд составляет 65 только основных понятийных значений. Например:
Письмо – все, что написано, писанное, или грамотные знаки, выражающие речь.
Грамотка, уведомленье, сообщенье на бумаге, письменная речь, беседа, посылаемая од одного лица к другому.
В «Словаре русского языка» Ожегова С.И. выделено только 4 понятийных значения:
- написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
Написать письмо. Заказное письмо.
2.умение писать.
Учиться письму. Искусство письма.
3 .та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи.
Славянское письмо.
4.манера художественного изображения.
Икона старинного письма.
Современные формы переписки сложились около 200 лет тому назад. Их родина – Англия. Оттуда ведут свое начало основные правила – этикет составления корреспонденции. Но эпистолярное искусство (от греческого слова «эпистола» - письмо, послание) существует с древних времен. В форме писем сочинялись романы, стихи, философские трактаты, памфлеты.
Не все умели составлять письма, чтобы они читались легко с интересом. Для тех, кому эта наука не давалась, создавались особые руководства – «Письмовники», в которых предлагались образцы переписки как личного, так и делового характера.
4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
- Сообщение ученика на тему: «История почты».
Существовало несколько видов почтовых сообщений:
- Узелковое письмо изобретение инков
- Голубиная почта изобретена в Древнем Риме
- Пони-экспресс изобретение американских ковбоев
- Барабанная почта в Африке
- Корпоративная почта средних веков (почта духовно-рыцарских орденов, университетская, «почта мясников»), затем появилась частная почта (династия Таксисов).
- Станционная почта с гонцами изобретена в Персии при Кире в 6 веке до н.э. и фактически существует до сегодняшнего дня в виде фельдъегерской службы при президенте РФ В.В.Путине
- Факельная почта в Древней Греции, изобретение Полибия в 200 г. До н.э.
- Электронная почта с 70-х годов 20 века.
Государственная почтовая служба Англии возникла при короле Генрихе 8 и доставляла только правительственные письма. С 1680 года появилась частная почтовая служба, которая обслуживала и доставляла за умеренную плату личную переписку граждан. Но работа курьеров была сложной и запутанной, так как ни в одном городке Англии не было названий улиц, номеров домов и почтовых ящиков. Все это требовало изменений. И только в конце 18 века в Англии впервые появилась нумерация всех домов и название улиц, что значительно ускорило время доставки почтовой корреспонденции. А в 1840 году в Англии были введены единые расценки на доставку почты в пределах страны. В 1867 году появилось такое понятие как «Адрес» (от французского слова место проживания) и в 1850 году «Марка» (от латинского слова означающего – сбор в пользу государства). По образцу почтовой службы Великобритании создали свои службы все другие страны.
Возникновение на Руси первых почтовых служб относится еще к 10 веку. Уже тогда существовал повоз – особая повинность населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов. На развитие первых почтовых связей в России оказали свое влияние татары: сами слова 2ям» и «ямщик» - татарского происхождения. «Ям» происходит от татарского «дзям» - дорога, а ямщик от «ямчи», что означает проводник.
В царствование Михаила Федоровича был основан Ямской Приказ – занимавшийся доставкой почты.
По инициативе боярина А.Л. Ордина-Нащокина в 1667 году для пересылки государственных бумаг была образована первая почтовая служба. По указанию Ордина-Нащокина ямщиков одели в форменные суконные кафтаны зеленого цвета с нашитыми на них орлами из красного сукна. Ямщиков стали называть почтарями, через левое плечо ямщик-почтаь надевал почтовый рожок. Несколько позже появилась нагрудная медаль-бляха с «двуглавым орлом».
В 1700 году был издан указ о внутригосударственной почте, к 1723 году в России было 4 почтовых конторы.
В те годы скорость прохождения почты была невысокой. Письмо из Москвы поступало в ригу на 9-11 день. Отправить письмо обычного веса из Москвы в ригу стоило около 40 копеек. Таким образом, услугами почты того времени могли пользоваться только довольно обеспеченные люди. 1837 год ознаменовал собою начало железнодорожных почтовых перевозок: впервые почта была доставлена из Петербурга в Царское Село по железной дороге. Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы.
Первые почтовые ящики появились в России в 1848 году, а 10 декабря 1857 года была выпущена первая почтовая марка достоинством в 10 копеек. Сюжеты рисунков русских марок до 1917 года, как правило, почти не менялись: на них изображались герб Российской империи или царствующие особы.
- Сообщение ученика: «Что такое грамотки?»
Грамотками принято называть письма, которые писали друг другу люди, живущие в 17 и начале 18 века. Конечно, от этого далекого нас времени их сохранилось совсем немного. Но те письма, которые мы можем сегодня прочитать, могут рассказать много интересного о том, как человек учился передавать свою речь и мысли на бумаге.
В то время почты еще не было, поэтому грамотки обычно передавались с гонцом или через знакомого. Касались они обычно лишь неотложных хозяйственных дел или деловых отношений. Наряду с обычными людьми, грамотки писали различные чиновники – приказчики, передававшие распоряжения, дьяки, а иногда и крупные чиновники. Наиболее интересны грамотки, авторами которых являлись самые обычные люди. В них мы находим множество сведений о жизни в то время, а иногда и целые картины. Таково письмо, отправленное из Москвы в город Козмодемьянск: «Рыба послана самая добрая, только от летнего времени и от дальнего пути поиспортилась, и впредь летним путем присылать мне не надобно, только себе протор учинишь, а кому пошлешь, тому не на пользу. Писал я к тебе наперед сего, смалодушествовав, чтобы мне купить белки и горностая, а то все не надобно. Ведаешь, и прежнее носить есть что, а носить не для чего: не украсил бог, а самому себя не украсить».
Мы видим, что грамотки написаны простым и безыскусным языком, подобным обычной человеческой речи. Непринужденность и непосредственность общения с адресатом позволяют окунуться в круговорот мелких и крупных проблем, из которых складывается жизнь обыкновенного человека.
Сегодня Почта России – это огромный производственный комплекс, обрудованный для быстрой и качественной доставки писем и других видов гражданской пересылки.
- Какие виды почтовой пересылки Вы знаете? (Бандероли, посылки, контейнерные перевозки и т.д.). о развитии истории писем и почты вы сможете узнать в книге Георгия Кублицкого «Письмо шло пять тысячелетий».
5. Правила написания письма.
Слово учителя.
Существует правила написания письма. Любое письмо имеет автора (адресанта) и того, к кому обращено (адресата). Паустовский К.Г. заметил: «Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять себе того милого человека, которому ты рассказываешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова».
Письма бывают деловые и неофициальные.
Формы письма:
- Традиционная (бумажная);
- Электронная (по электронной почте).
Темы писем:
- Уведомления
- Сообщение
- Соболезнование
- Извещения
- Просьбы
- Прошения
- Благодарственные письма
- Приглашения
- Извинения
- Напоминания
- Увещания
- Поздравления
- Рекомендательные письма и др.
Существуют следующие значимые компоненты любой речевой ситуации:
- Кто говорит – пишет (адресант);
- Кому (адресат);
- Для чего- зачем (задача высказывания);
- Что – о чем (содержание высказывания);
- Как (в устной или письменной форме, в каком стиле и т.д.);
- Где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
- Когда, как долго (время, когда происходит общение, - сейчас, в прошлом; время, отведенное для общения, если это важно).
Компоненты письма:
- Приветствие и (или) обращение – название того, кому предназначено письмо дата и местонахождение отправителя.
- Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
- Основная часть – изложение деловой или лмчной информации, интересующей адресата, предмет разговора, его связь с предыдущим письмом, просьбы, пожелания, предложения, приветы родным и знакомым и т.д.
- Заключение – выражение уважения, любви, преданности, прощения, прощания.
- Подпись. Дата и местонахождение отправителя, если не указаны в самом начале.
6.Обобщение знаний и повторение.
Слово учителя.
- Думаю, самое время проверить, чему научились вы на уроке, что запомнили, что потребуется в дальнейшей жизни. Сейчас вы, ребята, выполните тест.
Тест
- Текст письма состоит из:
- Двух частей;
- Трех частей;
- Четырех частей.
- Адресант – это:
- Отправитель
- Получатель
- Посредник.
- Подписывая конверт. После ФИО мы указываем:
- Город
- Улицу
- Дом, квартиру.
- Деловое письмо мы отправляем:
- Другу
- Бабушке
- В организацию.
5. исключите лишнее в структуре письма:
- Зачин
- Пролог
- Концовка.
6. Что рекомендуется делать в письмах по этикету:
- Писать с двух сторон листа
- Грамматические ошибки
- Указывать адрес и дату.
7.Слово «эпистолярный» означает:
- Относящийся к частной переписке
- Написанный в тетради
- Имеющий форму письма.
- А сейчас послушаем песню «Ящики почтовые». (И.Саруханов)
Загляну в почтовый ящик,
И останусь ни при чём,
С этой страшной пустотою,
Запираемой ключом.
Потерялся мой конвертик
В самолётах, поездах,
Заблудился по дороге
В незнакомых городах.
Не приходят письма новые,
И где-то я, и где-то ты?
Пустые ящики почтовые,
Как разведённые мосты.
Не приходят письма новые,
И где-то я, и где-то ты?
Пустые ящики почтовые,
Как разведённые мосты.
Дорогие почтальоны,
Разыщите мой привет
В ваших сумках неподъёмных
Среди тысячи газет.
Потерялся мой конвертик
В самолётах, поездах,
Заблудился по дороге
В незнакомых городах...
Не приходят письма новые,
И где-то я, и где-то ты?
Пустые ящики почтовые,
Как разведённые мосты.
Не приходят письма новые,
И где-то я, и где-то ты?
Пустые ящики почтовые,
Как разведённые мосты.
Беседа:
- К какому литературному жанру относится письмо? (Ответы обучающихся: к эпистолярному жанру).
- Как появился эпистолярный жанр? (Эпистолярный жанр развился из бытовой переписки).
- Как вы думаете, зачем пишут письма?
- Почему в наш век письмам нет цены?
- Любите ли вы получать письма?
- Какие виды писем вам известны?
8.Рефлексия.
- Возьмите листочки на столе и заполните их.
9. Домашнее задание.
Напишите письмо, обращенное к вашим одноклассникам, запечатайте в конверт. Завтра на уроке вручите письмо. Не стесняйтесь признаваться в добрых чувствах своим друзьям. Пишите им письма, так как общение в письмах не заменят ни телефон, ни Интернет. Спасибо всем! Урок окончен.
Список литературы
- Г. Кублицкий. «Письмо шло пять тысячелетий».
- Р.И.Боровикова. «Открытка старая и всегда новая».
- Михаил Сорока. «От узелкового письма до узла на галстуке»
Приложение
Лист самооценки
| |
| |
| |
| |
| |
| |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проведения интегрированного урока «Лучший урок письма», 6 класс
6 класс«Лучший урок письма»Тема: Р/Р Сочинение « Cпорт в моей жизни». (1ч.)...
Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)
Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ...
Методическая разработка.Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта»
Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта».5 -7 класс...
Всероссийский педагогический конкурс "Лучшая методическая разработка"
Всероссийский педагогический конкурс "Лучшая методическая разработка"C условиями конкурса можно ознакомиться, пройдя по ссылке: https://www.pedm.ru/vserossiiskii_konkurs_dlya_uchitelei_luchshaya_...
Патриотическое воспитание. Всероссийский конкурс сочинений "Я - гражданин России!". Победитель районного этапа 2020 (Шубин Ярослав, 481 школа, золотой медалист)
Победитель районного этапа Всероссийского конкурса сочинений "Я - гражданин России!" 2020....
Диплом обучающейся детского объединения Кириенко Диане за активное участие в республиканском этапе Всероссийского конкурса обучающихся на знание государственных и региональных символов 2020 г.
Диплом обучающейся детского объединения "Юный краевед" Кириенко Диане за активное участие в республиканском этапе Всероссийского конкурса обучающихся на знание государственных и региональных...