Развитие творческих возможностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс)
Развитие творческих возможностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
«Всякая деятельность, результатом которой является не
воспроизведение бывших в опыте человека впечатлений или
действий, а создание новых образов или действий,-
творческая».
Л.С. Выготский.
«Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста», - писал Л.С. Выготский. Опираясь на программу по развитию речи, мы учим детей писать сочинения. Но многие ученики испытывают страх перед таким видом работы, особенно учащиеся 5-6 классов. Задача учителя - создать такую систему работы, которая способствовала бы развитию творческих возможностей учащихся как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.
Основой творческой деятельности является воображение. Особенно поможет нам
развитие у детей воссоздающего воображения, то есть умения создавать в своем воображении картины, людей, их действия. Делать это трудно, но надо пытаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Цикл уроков по развитию творческих способностей обучающихся 5-6 классов | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих возможностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
«Всякая деятельность, результатом которой является не
воспроизведение бывших в опыте человека впечатлений или
действий, а создание новых образов или действий,-
творческая».
Л.С. Выготский.
«Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста», - писал Л.С. Выготский. Опираясь на программу по развитию речи, мы учим детей писать сочинения. Но многие ученики испытывают страх перед таким видом работы, особенно учащиеся 5-6 классов. Задача учителя - создать такую систему работы, которая способствовала бы развитию творческих возможностей учащихся как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.
Основой творческой деятельности является воображение. Особенно поможет нам
развитие у детей воссоздающего воображения, то есть умения создавать в своем воображении картины, людей, их действия. Делать это трудно, но надо пытаться.
В течение учебного года предлагается провести серию уроков, объединённых общим названием « Я представляю», где ученики пытаются представить себя в различных ситуациях, картинах, а затем оформить свои представления в слове. Пусть получается мало, пишется трудно, важен сам факт, что мы это пробуем делать. Каждая попытка оценивается только положительно, ребёнка хвалим, вызывая желание писать.
Задание №1. Представьте себе ситуации так, чтобы их можно было охарактеризовать по принципу антонимичности. Общими усилиями выстраиваем ряд:
Ситуации могут быть
весёлые – грустные,
обычные – необычные,
правдоподобные – фантастические.
Из большого числа предложенных ребятами ситуаций мы выбрали для работы обычную – собирание грибов. « Сочинили» такое начало: « Я шел (шла) по лесу и увидел (а) прекрасный подосиновик….»
Задание №2. Нарисуйте в тетрадях подосиновик , а затем опишите его устно и письменно.
Рисуем подосиновик в тетради и на доске. Словесно дорисовываем его портрет, делаем записи в тетрадях: « …Спрятался в траве. К липкой шапке приклеился бурый листочек… Хвоинки… Шляпка красно- бурая … Ножка серовато-белая, с тёмными
полосками… Какой красавец… Я сорвал гриб… Положил на самый верх… Пусть все видят.»
А если представить ситуацию необычную: не человек увидел гриб, а, наоборот, подосиновик «увидел» человека.
Задание №3. Попробуйте описать человека « глазами» гриба. Дети сначала удивились,
потом появились сочинения – миниатюры.
Для организации такой работы нужны тексты- образцы, чтобы в них можно было увидеть представление какого- либо предмета и описание этого представления. Большой интерес в этом отношении представляет рассказ Филиппа Ридли « Левиафан». Герой его - мальчик - во сне видит себя вот так: « Я – большая рыбина в прозрачном океане. Вокруг меня , в лазурных водах, переливаясь и сверкая ,как алмазная россыпь, плавают меньшие рыбы.
Это мой дом, мой мир: мне никто не грозит, никто не страшен, и все меня любят. Мимо проплывают акулы и дельфины, изгибаются киты, дышит и исходит пузырьками коралл, весь океан вращается вокруг меня, ведь я его отрада. И я плыву от одного затонувшего судна к другому, и меньшие рыбы - лосось и щука- укрываются за щитами моих плавников».
Беседу по содержанию строим по следующим вопросам:
Задание №4.
Учитель: Вчитайтесь в первую фразу. В чём её необычность?
Ученик: Необычно то , что мальчик как бы видит себя рыбой, большой рыбой.
Учитель: А что следует в тексте за этим? Что рисует писатель?
Ученик: дальше рисуется то , что мальчик видит ;словно став рыбой, он плавает в океане, и его окружают морские растения, животные. Всё дано как бы через восприятие рыбы, увидено её глазами.
Задание №5. Выделите точные и яркие эпитеты, сравнения, создающие эту замечательную картину:
прозрачный – прозрачный океан,
лазурные воды,
дышит и исходит пузырьками коралл,
рыбы плавают, переливаясь и сверкая ,как алмазная россыпь.
Задание №6. Закройте глаза и попробуйте представить каждый себе эту картину. Картина оживёт в представлении детей. Очень важно уловить в этом описании то главное чувство, которое его пронизывает, - это чувство очень доброе, ведь в этом мире никто никому не угрожает, всё в нём любовь, сильные – защита для слабых.
В библейской мифологии Левиафан – огромное страшное чудовище, которое воплощает зло и внушает ужас, а мальчик представляет себя большим и добрым существом.
Далее предлагаем вопросы:
--Кем вы себя представляете сегодня?(Сейчас? Иногда?) Напишите миниатюру –представление: « Я….(кто я?) Если это трудно ,то опишите животное от лица этого животного.( Можно на уроке литературы прочитать рассказ А.И. Куприна « Сапсан».)
Далее продолжаем работу по развитию творческих возможностей учащихся на уроках литературы.
При изучении темы « Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХIХ века» в V и VI классах мы продолжим работу над развитием воссоздающего воображения. Предлагаем познакомиться с планом урока в VI классе « Портрет дерева».
Портрет дерева.
(Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХIХ века).
VI класс.
Цели и задачи урока:
1.Развитие речи школьников в процессе изучения лирики.
2.Формирование способности мыслить словесно-художественными образами.
3.Развитие воссоздающего воображения (умение создать в своём воображении
картины, людей, их действия)
4.Работа над следующими умениями: находить общий тон, настроение, проследить
смену чувств в лирическом произведении.
4. Литературно- творческая деятельность учащихся: рисовать портрет персонажа.
Эпиграф: « Этой ивы листы в девятнадцатом веке увяли,
Чтобы в строчке стиха серебриться свежее стократ».
А.Ахматова.
Ход урока.
Беседа по вопросам.
- Какое значение слова «портрет» нам более привычно? ( Портрет – изображение какого – нибудь человека на картине или фотографии, литературный портрет- художественное описание героя литературного произведения).
- Портрет дерева - ………( Дерево как образ в литературном произведении).
- В прямом или переносном смысле использовано здесь слово портрет? ( В переносном – метафора).
- В древности жили люди, которые боготворили деревья , поклонялись им. Как звали этих людей, что вы знаете о них? ( Д/З- рассказ ученика о друидах).
- Сегодня мы будем говорить о том , какое место занимает образ дерева в русской поэзии
ХI Х века. Иногда описание дерева оттеняло чувства и настроение лирического героя, но дерево могло становиться героем литературного произведения: Ф. Тютчев « Что ты клонишь над водами , ива, макушку свою?» и А. Фет « Ива».
- Вспомните, ребята, как же характеризуются те или иные деревья в устном народном творчестве? - Учащиеся приводят примеры загадок и выписывают эпитеты, характеризующие то или иное дерево. Далее читают стихи поэтов ХIХ века и дополняют « портреты деревьев»:
-рябина-…….
- берёза-……..
- сосна -………
- ель -…………
Переходим ко второй части урока - анализу стихотворений Ф.Тютчева и А. Фета, посвящённых иве.
Ива по – разному описывалась поэтами. Ива обычно растёт у воды и опускает свои ветви в струи потоков. Дерево кажется как бы горестно поникшим, и оттого , наверное, иву зовут плакучей.
В 1836 году Тютчев написал такое стихотворение:
Что ты клонишь над водами ,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю?
Хоть томится , хоть трепещет
Каждый лист твой над струёй….
Но струя бежит и плещет,
И , на солнце нежась ,блещет,
И смеётся над тобой….
В стихотворении два героя: ива и поток , струя.
Ива (что делает?)……( клонит макушку, ловит струю, томится , трепещет).
А струя?................( бежит и плещет, блещет, смеётся).
В потоке- жизнь ,радость движения ,она увлекает нас.
А ива печальна ,потому что не может слиться со струёй. Листы ивы сравниваются с жадными устами.
Как вы понимаете это сравнение? ( Ива сравнивается с человеком. Человек , если хочет пить, ловит капли росы ртом. Ива ,чтобы утолить жажду, пытается обмакнуть свои листы в воду).
Кому сочувствует поэт? (Иве).
В 1854 году А. Фет пишет стихотворение « Ива».
Сядем здесь у этой ивы.
Что за чудные извивы
На коре вокруг дупла!
А под ивой как красивы
Золотые переливы
Струй дрожащего стекла!
Ветви сочные дугою
Перегнулись над водою,
Как зелёный водопад;
Как живые , как иглою,
Будто споря меж собою,
Листья воду бороздят.
В этом зеркале под ивой
Уловил мой взгляд ревнивый
Сердцу милые черты….
Мягче взор твой горделивый
Я дрожу , глядя, счастливый,
Как в воде дрожишь и ты.
Обратите внимание на рифмы: они повторяют название дерева ( извивы, красивы, переливы).
Почему лирический герой счастлив? ( Лирический герой счастлив , потому что рядом с ним любимый человек. Ива уже не борется с потоком , а сливается с ним. Счастье – когда ты не один).Как и у Тютчева есть слово « дрожь», но дрожат не листы сиротливой ивы ,
а струи потока, дрожат влюблённые от счастья. Здесь дрожь не боли, а нетерпеливой радости.
Отчего возникает горечь в стихотворении Тютчева и радость в стихотворении Фета?
Домашнее задание: сочинение – миниатюра « Я- ива( берёза…).».
Заканчивается урок толкованием эпиграфа – строк из стихотворения А.Ахматовой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщён опыт работы по теме :Развитие самостоятельной активности учащихся на уроках русского языка и литературы через использование элементов технологии критического мышления .
Обобщён опыт работы по данной теме....
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы
Формирование коммуникативной компетентности - одна из главных задач основной школы. Работа содержит теоретические сведения и конкретные рекомендации по организации образовательного процесса...
Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...
Обобщение опыта: «Формирование познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через систему эффективных уроков»
Актуальность проблемы. В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся на уроках русского язык...
Самоанализ учителя русского языка и литературы по проблеме «Индивидуализация и дифференциация обучения учащихся на уроках русского языка и литературы»
Целью моей педагогической деятельности является повышение качества образования, формирование и развитие у учащихся коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций ...
«Формирование познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через систему эффективных уроков»
методическая разработка...
Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы
Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандар...