Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку (5, 6 класс)
Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандартные формы обучения. Под нестандартной формой обучения имеется в виду творческая работа на уроках русского языка и литературы с применением проблемно-диагностического обучения. В статье описаны некоторые приемы творческой работы на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы
Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала. На мой взгляд, здесь два основных влияющих фактора:
-учебный материал требует высокого развития способности анализировать;
- современное образование не активирует в достаточной степени внутренние мотивы учения.
Главная цель моей работы – воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка и литературы. В результате поиска решения на волнующие меня вопросы я пришла к выводу, что интерес к урокам русского языка и литературы можно вызвать, используя нестандартные формы обучения. Под нестандартной формой обучения имеется в виду творческая работа на уроках русского языка и литературы с применением проблемно-диагностического обучения.
Передо мной стояли следующие задачи:
- развивать познавательную активность;
- прививать интерес к предмету и языку в целом.
На своих уроках использовала нестандартные задания и разнообразный раздаточный материал. Нестандартные задания, на мой взгляд, создают проблемные ситуации, которые вызывают у учащихся интерес, и они начинают творческий поиск путей преодоления учебной задачи.
При составлении таких заданий необходимо учитывать четыре уровня проявления активности и подготовки учащихся: а) нулевой, б) относительно-активный, в) исполнительно активный, г) творческий. Для чего необходимо отмечать уровни подготовки? На уроках нередко присутствуют интересные задания, но для значительной части обучающихся они бывают недоступными, и интерес к решению учебной задачи пропадает. Приведу пример того, как работает методическая разработка с четырьмя уровнями.
Учащиеся 5 класса получили задание написать за 20 минут мини-сочинение по картине Левитана «Над вечным покоем». На доске, помимо указанной картины, были представлены репродукции картин других художников на тему осени. Ученики «нулевого уровня» подбирали прилагательные к данным существительным по картине и составляли с ними предложения. Ученики «активно-относительного уровня» должны были придумать словосочетания и затем составить с ними 5 интересных предложений по данной картине. Следующий уровень «исполнительно-активный», ребята создавали мини-сочинения из 5-6 предложений. А творчески работающие дети должны были сравнить репродукции картин и написать, какая понравилась больше и почему. Таким образом, одновременно с обучением ребята показали свои творческие способности и получили эстетическое наслаждение.
Наибольший интерес у учащихся вызывают учебно-поисковые задания с элементами занимательности, обеспечивающие постоянное «включение» учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на решение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности, и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся, повышении активности работы на уроке. Так, например, на уроке русского языка в 6 классе при изучении темы «Лексика», использовали «лексические» рисунки. Учащиеся получили задание нарисовать к словам иллюстрации таким образом, если бы они поняли значение данных слов буквально. Рисунки получились разнообразные и интересные:
«прислонился» - изображен мальчик рядом со слоном;
«нахлебница» - нарисована муха на хлебе;
«наследник» - человек, оставивший после себя след;
«грабитель» - нарисован человек, убирающий граблями сено.
С помощью такого задания можно изучать тему «Омонимы». В дальнейшем эти рисунки можно использовать при создании проблемной ситуации в другом классе. Например, показать ребятам рисунки, сказав: «Художник-иностранец нарисовал к словам такие иллюстрации. Что он не понял или не знал?». Учебный материал в этом случае усваивается лучше, так как подается не в «сухой» форме, а посредством обыгрывания ситуации, творческого подхода как ученика, так и учителя.
Также на уроке при опросе можно использовать прием, который я назвала «Чистая страница». У всех на партах лежат чистые листы. Слушая ответ одноклассника, учащиеся попутно формулируют и записывают вопросы, которые помогут вспомнить пройденный материал или уточнить ответ. Затем ребята задают свои вопросы, обсуждают. Тот, у которого остался чистый лист, считается неподготовленным к уроку. Такой прием позволяет задействовать весь класс, учащиеся слушают отвечающего внимательно, чтобы уловить ошибку и подготовить свой вопрос.
На моих уроках литературы ученики собирают «вертикальные пазлы». Это приготовленный раздаточный материал, с которым учащиеся занимаются с удовольствием. Из пазлов учащиеся собирают диалоги героев из прочитанных произведений. Выбирается яркий диалог, в котором не называются имена и фамилии, и каждая реплика помещается на отдельном листе. Учащимся необходимо восстановить диалог (очередность реплик), угадать героев и произведение. Можно усложнять задание на усмотрение учителя. Например, определить роль диалога, описать характер героя.
На уроках русского языка часто использую наглядный материал, который создаю вместе с детьми. При изучении темы или целого раздела мы выделяем основные признаки, категории, виды и т.д. потом стараемся свои наблюдения отобразить сжато и понятно на бумаге в виде схем и символов в старших классах, в виде рисунков – в среднем звене. Научить схематизации и символизации учебного материала - научить осознанно воспринимать информацию. Например, в 5 классе в виде сказочной страны Морфологии, где показана иерархия персонажей, дается понятие о самостоятельных и служебных частях речи, их взаимодействии. Затем на следующих уроках задаются вопросы, а учащиеся, опираясь на рисунок, объясняют материал.
Подводя итог, следует отметить, что все нестандартные формы обучения способствуют развитию внимания на уроках, заставляют активно мыслить учащихся. Используя подобные методы, учитель сможет достичь следующих результатов:
- Повысить интерес учащихся к занятиям русского языка и литературы.
- Учащиеся более свободно будут работать со словом, произойдет активное обогащение словарного запаса.
- Повысится качественная успеваемость учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные уроки как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ
Предмет ОБЖ никогда не воспринимался всерьёз, многие ученики считают его слишком простым, поэтому не уделяют должного внимания подготовке домашнего задания. Да и многие взрослые считают, что ОБЖ - пре...
Выступление на тему Воспитание интереса у учащихся к урокам башкирского языка
Воспитание интереса у учащихся к урокам башкирского языка...
Из опыта работы по выявлению интересов, возможностей, потребностей учащихся при изучении русского языка и литературы с помощью ИКТ
Из опыта работы по выявлению интересов, возможностей, потребностей учащихся при изучении русского языка и литературы с помощью ИКТ учителя МКОУ Брединской СОШ №2 Матушкиной Татьяны Ивановны...
Из опыта работы: Воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка.
Из опыта работы...
«Информационно - коммуникационные технологии в обучении как средство повышения мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы».
Надо отметить, что компьютеризация школьного обучения идет нарастающими темпами. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процес...
Как помочь слабоуспевающему ученику сдать экзамены? Интерактивные методы обучения, стимулирование интереса и мотивации к изучению русского языка и литературы через игровую активность.
Адаптированные материалыЧто это такое? Адаптированные учебные материалы — это учебники, рабочие тетради и дидактические пособия, которые учитывают особенности восприятия и обработки информа...
"Развитие интереса учащихся к изучению русского языка и литературы посредством использования нестандартных форм занимательных заданий"
Обобщение опыта по теме "Развитие интереса учащихся к изучению русского языка и литературы посредством использования нестандартных форм занимательных заданий"...