КВН по русскому языку "Грамотеи"
классный час по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn_po_russkomu_yazyku.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
провела Кузнецова Т.А.
2016
Цели: учить детей применить знания по русскому языку на практике, развивать творческие способности,
воспитывать чувство коллективизма, дружеские взаимоотношения.
Вступительное слово:
Ведущий: Дорогие ребята, уважаемое жюри, сегодня состоится заседание нашего клуба весёлых и находчивых, посвящено оно любителям русского языка и называется «Грамотеи».
Ежегодно во всём мире 26 января отмечается Международный День родного языка. И это неслучайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. Одни ученые считают, что на свете 2,5 тысячи языков, другие — 4 тысячи.
Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноя, спасшегося во время всемирного потопа, сначала все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба. В наказание за такое гордое намерение Господь смешал их язык так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках.
Для нас с вами родным является русский язык, и мы должны знать его, любить и беречь.
А наш сегодняшний КВН посвящён любителям русского языка и называется «Грамотеи», в нём участвуют 3 команды:
5 «А» класса – «Чемпионы»
5 «Б» класс – «Лев-Толстовские ребята»
5 «В» класс – «Родное слово»
Ведущий:
Любит КВН наш 5 класс
Мы объявим заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри,
Путь к победе труден, что ни говори.
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг,
И в это все мы будем верить.
А сейчас 1 конкурс « Приветствие команд».
5 «А» класс – «Чемпионы»
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
5 «Б» класс – «Лев-Толстовские ребята»
Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем в КВН играть!
5 «В» класс – «Родное слово»
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Ведущий:
И, соревнуясь, вместе с нами
Вы останетесь друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
А ваша дружба крепнет с ней!
Жюри! Вам и слава, и почет!
Все мы любим точный счет
- Жюри, подведите, пожалуйста, итоги первого конкурса.
Ведущий: По речи человека мы можем судить о его внутреннем мире. К сожалению, у многих наших современников словарный запас настолько беден, что для выражения своих чувств употребляют только два слова: «Круто!» или «Клёво!». Еще недавно были крутыми берега, спуски, склоны, но «крутые» люди до 90-х годов XX века не попадались. Особенно «крутизна» занимает умы нашей молодежи. Они постоянно «тащатся», «прикалываются», «наезжают», «обламываются», «вырубаются». Дело доходит до смешного. Из пяти слов — «мальчик», «гора», «крутой», «с», «съехал» — вместо предложения «Мальчик съехал с крутой горы» дети составляют предложение «Крутой мальчик съехал с горы». И вместо «Мама купила пять груш и один лимон» записывают в тетрадку «Мама купила пять груш за один лимон». И, наконец, ни один иностранец не обнаружит, придя домой, шнурков в стакане.
Так вот, если наша речь будет развиваться в таком же стиле, то через 200-300 лет наши потомки вряд ли сумеют понять произведения классиков.
А сейчас посмотрите Сценку «Современное объяснение в любви»
Рома. Смирнова Дашка, свет моих очей,
Открой окошко поскорей!
Продрог стоять тут на ветру,
Я от любви с ума схожу.
Даша. Ромка? Сидоров, ты чё? Щас предки проснутся, тебе мало не покажется. Чего приперся среди ночи, да еще и орешь как оголтелый?
Сидоров. (пряча букет). Ну ты, Сидорова, даешь! На часы-то погляди, еще и одиннадцати нет, а ты дрыхнешь.
Даша. Ну ты, Рома, нашел время для делов. Иди, иди отсюдова.
Ведущий: Горько и обидно становится от того, что есть такие ребята, которые грубо обращаются с языком. Они с детства убивают в себе умение говорить грамотно и красиво. А слова любят нежность. В речи, как в зеркале отражается человек, его культура, богатство души.
«Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык – тоже инструмент, и надо учиться легко и красиво владеть им», - писал А.М.Горький. А наш
2 конкурс называется «Защитим русский язык».
Участники подготовили высказывания великих людей и стихотворения о русском языке, о необходимости беречь его.
5 «А» класс – «Чемпионы»
Замечательный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев написал о русском языке стихотворение в прозе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
5 «Б» класс – «Лев-Толстовские ребята»
Родной язык — это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию. Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, страстно любите.
О чистоте языка
Будем гордиться своим словарем,
Грязь из него навсегда уберем!
Дан нам язык, чтобы мысль выражать,
А не за тем, чтоб его искажать.
Мерзость нечистых речей велика.
Стыд молодца и позор старика.
Чтобы язык не растаял в веках,
Будем беречь чистоту языка.
5 «В» класс – «Родное слово»
Язык наш прекрасный —
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки —
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Слово жюри.
3 конкурс «Анкета»
Ведущий: Представителям от каждой команды нужно ответить на одни и те же вопросы, но так, чтобы ответы начинались с буквы:
5 «А» класс – «Чемпионы» - «С»
5 «Б» класс – «Лев-Толстовские ребята» - «А»
5 «В» класс – «Родное слово» - «К»
- Как тебя зовут?
- Где ты живёшь?
- Кем работает отец?
- А мама?
- А мама?
- Что ты любишь есть?
- Твои любимые напитки?
- Какие фрукты ты любишь?
Ведущий: Просим жюри подвести итоги.
4 конкурс «Любознательные»
5 «А» класс – «Чемпионы»
Подумайте и отгадайте букву. Каждое слово русского языка, в котором встречается эта буква, является не исконно русским, а пришедшим из других языков и имеющим международное хождение. (Буква Ф. Единственное слово, которое может смутить - «сарафан», но оно также не русского происхождения: в переводе с персидского слово «сарафан» - «почётная одежда».)
5 «Б» класс – «Лев-Толстовские ребята». С этих трех букв алфавита не начинается ни одно слово русского языка. Назовите их. (Ы, Ъ, Ь.)
5 «В» класс - «Родное слово». В Средние века в тюркоязычных странах считали, что у человека, обладавшего плохим почерком, черная (дурная) рука». В русском языке это словосочетание стало словом, означающим некрасиво написанные слова или буквы. Назовите его. (Каракули.)
Слово жюри.
5 конкурс «Разгадать шарады».
- Отгадайте два слова, которые отличаются только одной буквой.
5 «А» класс – «Чемпионы»
Со звуком С я невкусна,
Но в пище каждому нужна.
С М берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто, (соль — моль)
5 «Б» класс – «Лев-Толстовские ребята».
С М приятен, золотист,
Очень сладок и душист.
С буквой Л зимой бывает,
А весною исчезает, (мед — лед)
5 «В» класс - «Родное слово».
С Т я людям помогаю
Даже в самый сильный зной.
С Л всегда и всем мешаю,
Не дружите вы со мной, (тень — лень)
6 конкурс «Из истории русского языка».
Ведущий: В этом конкурсе вам нужно объяснить, что означают в современном русском языке выражения и какой смысл они имели раньше?
5 «А» класс – «Чемпионы»
Бить баклуши — бездельничать. А что такое баклуши? Ведь должно же это слово иметь свой собственный смысл?
Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера-ложкаря. Работа эта считалась пустячной, ее выполняли обычно подмастерья. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.
5 «Б» класс – «Лев-Толстовские ребята».
Зарубить на носу означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собственном лице. Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей.
5 «В» класс - «Родное слово».
Кричать во всю Ивановскую - громко кричать.
А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди оглашали царские указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, читали очень громко, кричали во всю Ивановскую.
7 конкурс «Составь пословицу».
Ведущий: Из предложенных вам слов нужно составить пословицы.
5 «А» класс – «Чемпионы»
1. Холод, в, молод, зимний, всякий.
2.Слёзки, да, кошке, мышке, игрушки.
3. Рыбка, каков, и, такова, рыбак.
4. Зимой, летом, сани, готовь, телегу, а.
5 «Б» класс – «Лев-Толстовские ребята».
1. Травой, не, сеном, хвались, хвались.
2. День, соловей, ласточка, а, кончает, начинает.
3.Сторонушке, чужой, на, воронушке, рад, своей.
4.Гордись, не, знаньем, званьем, гордись, а.
5 «В» класс - «Родное слово».
1. Мать, повторение, учения.
2. Много, да, дел, слов, мало.
3. Пастух, волк, овец, для, плохой.
4. Сказать, трудно, легко, сделать, да.
8 конкурс «Расшифруй слово».
Ведущий: - отгадайте ребусы:
5 «А» класс – «Чемпионы»
7я, про100р, по2л, пи100лет, р1а.
5 «Б» класс – «Лев-Толстовские ребята».
100лица, 40рока, те100, ви3на, 100рона.
5 «В» класс - «Родное слово».
Смор1а, 100г, во100к, 3умф,100л.
Жюри подводит итоги.
9 конкурс «Смекалистых».
Ведущий: - ответить на вопросы.
5 «А» класс – «Чемпионы»
1.В какой сказке девочка зимой отправляется за цветами? («12 месяцев».)
2. Сильная позиция для гласных. (Под ударением.)
3. Назвать русских богатырей.
4. Когда мальчика называют женским именем? (Когда он много спит. Соня.)
5. Продолжить пословицу «Хочешь есть калачи... (Не сиди на печи».)
6. Что случилось 31 февраля? (Такого дня нет.)
7. Каких камней нет ни в одном море? (Сухих.)
8. Дом для машины. (Гараж).
9. Что мешало спать принцессе? (Горошина).
10. Кто из литературных героев путешествовал в стране Чудес и Зазеркалье? (Алиса).
5 «Б» класс – «Лев-Толстовские ребята».
1. Назвать жанры устного народного творчества.
2. Кто автор рассказов «Телефон», «Заплатка», «Мишкина каша»? (Н.Носов.)
3. Назвать 2-3 синонима к слову смелый. (Храбрый, отважный, бесстрашный.)
4. Катался мячом, пока не стал носком. Что это? (Клубок.)
5. Какое крыло без перьев? (Крыло самолета.)
6. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет. Он не умеет говорить.)
7. Жилище бабы Яги. (Избушка на курьих ножках).
8. Кто собирает яблоки спиной? (Ёж).
9. Отец деревянного мальчика. ( Папа Карло).
10. Умывальников начальник и мочалок командир. (Мойдодыр).
5 «В» класс - «Родное слово».
1. Как надо позвать Сивку-Бурку?
2. Кто в половодье спасал зайцев? (Дед Мазай.)
3. Гусь, гусыня, гусеница - родственники? (Гусеница - не родственное слово.)
4.Чем кончаются день и ночь? («Ь» знаком.)
5. Не летит, не поёт, а клюёт. (Рыба).
6. У какого слона нет хобота? (У шахматного.)
7. Почтальон из Простоквашино. (Печкин).
8. Личный транспорт бабы Яги. (Ступа).
9. Непоседа-коротышка из Цветочного города. (Незнайка).
10. Кто говорил волшебные слова: «Сим, Сим, откройся!»? (Али-Баба).
Жюри подводит итоги.
10 конкурс «Угадай-ка».
Ведущий: -в этом заключительном конкурсе трём командам нужно отгадать кроссворд. Побеждает та команда, которая сделает это раньше других. Нужно прочитать ключевое слово по вертикали.
Для болельщиков предлагается разгадать «Калейдоскоп».
Ведущий: Просим жюри подвести итоги этого конкурса и всей игры.
Награждение победителей.
Ведущий: Спасибо всем командам, болельщикам и жюри за активное участие. Надеюсь, что изучение русского языка вызовет у вас ещё больший интерес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Статья "Пропаганда русского театрального искусства за рубежом. Взаимопроникновение двух культур - русской и французской на примере русских сезонов Сергея Павловича Дягилева. Наследие русских сезонов"
Статья учителя русского языка и литературы в альманах "Мнемозина". Выпуск был посвящен году Франции в России и России во Франции. Автор рассуждает о взаимном влиянии двух культур. Своей рабой он пытае...
Интегрированный урок русского и французского языков"Заимствования (из русского языка фо французский, из французского в русский), их роль в межкультурном обогащении языков двух стран"
Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми...