Технологическая карта урока в 7 классе Активный и пассивный запас слов 18.10.2019
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Технологическая карта урока родного языка в 7 классе: Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_v_7_klasse_aktivnyy_i_passivnyy_zapas_slov.docx | 26.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 7А
Дата: 18.10.2019
УМК: « Русский родной язык», О.М. Александрова и др.
Учебный предмет: родной (русский) язык.
Тема: Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации по теме урока.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методической линии «Лексика русского языка», формирование умений обучающихся устанавливать причины и условия перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.
Задачи:
- актуализировать знания обучающихся по теме «Активный и пассивный запас лексики русского языка»;
- формировать умение применять теоретические основы по теме в практической деятельности обучающихся;
3) воспитывать внимание и бережное отношение к русскому языку.
Формирование УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации к учебной деятельности.
Метапредметные УУД: определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с обучающимися и учителем, слушать собеседника, формулировать собственное мнение, с точностью и полнотой выражать свои мысли, анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал, находить нужную информацию; оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Предметные УУД: осознание изменений в русском языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление о процессах устаревания лексики в современном русском языке (пассивизация) и о процессах реактивации пассивной лексики русского языка.
Основные понятия: устаревшая лексика: историзмы, архаизмы; неологизмы; окказионализмы; пассивизация; реактивация.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1) Этап мотивации. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Слово учителя: - Русский язык является одним из самых богатых языков мира. Богатство языка состоит прежде всего в его лексике, т. е. словарном составе. А он очень разнообразен, как разнообразен и многолик окружающий нас мир. Каких только слов нет в русском языке! | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Личностные: способность к самооценке на основе мотивации к учебной деятельности; Метапредметные: умение слушать собеседника; Предметные: осознание богатства и разнообразия лексики русского языка. |
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Организовывает индивидуальную работу - орфографический и пунктуационный практикум. Организовывает взаимопроверку. | Выполняют орфографическую и пунктуационную разминку: Сл..варная сокровищ(?)ница нашего языка требу..т к себе исключительно бережного отношения. Нельзя забывать что име(н/нн)о ув..жение к прошл..му, – «черта отл..чающая цивилизова(н/нн)ость от дикости». Разрыв (историко)культурных традиц..й пр..водит к утрате каких(то) важных духовных «генов», искажая языковую личность. Оценивают работу друг друга в парах: Словарная сокровищница нашего языка требует к себе исключительно бережного отношения. Нельзя забывать, что именно уважение к прошлому, – «черта, отличающая цивилизованность от дикости». Разрыв историко-культурных традиций приводит к утрате каких-то важных духовных «генов», искажая языковую личность. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Метапредметные: определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с обучающимися и учителем, оценивать результаты деятельности при работе в паре; Предметные: знать правил орфографии и пунктуации и применять их в практической деятельности. |
3) Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. | 1. Проводит опрос по теме предыдущего урока 2. Организовывает целеполагание: - Процесс, при котором лексика перестает употребляться её носителями – это пассивизация. Бывает и обратный процесс – реактивация. - Попробуем определить, какова будет цель нашего урока, по-вашему? 3. Организует этап знакомства с новым материалом | 1.Отвечают на вопросы: - С какими словами мы с вами знакомились на предыдущем уроке? Употребляете ли вы эти слова в активной речи? Почему? 2.Определяют тему и цель урока. 3. Знакомятся с новым материалом: понятиями общеупотребительной и необщеупотребительной лексики, с лексикой активного и пассивного запаса, с классификацией лексики пассивного запаса. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Метапредметные: определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с обучающимися и учителем, с точностью и полнотой выражать свои мысли, анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал; Предметные: осознание изменений в русском языке как объективного процесса; общее представление о процессах пассивизация и реактивации лексики русского языка. |
4) Этап включения изученного в систему знаний. | Организует учебную деятельность, контролирует выполнение задания: 1. - Распределите слова на группы (общеупотребительные, историзмы, архаизмы, неологизмы). 2. – Установите соответствие между архаизмом и его современным синонимом. 3. Организовывает лингвистическую разминку: - Выполним разминку. Я называю вам устаревшие слова, а вы показываете мне часть тела, которая обозначалась этим словом. 4. Организует исследовательскую работу в парах. Анализ отрывка из оды М.В. Ломоносова «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни Елисаветы Петровны 1747 года» на предмет использования в ней устаревшей лексики. - Подчеркните в тексте оды Ломоносова устаревшие слова. Какие из них являются историзмами? Почему они перешли из активного словарного запаса в пассивный? - Укажите архаизмы. Почему они переели из активного словарного запаса в пассивный? Подберите к ним современные синонимы. - Укажите слово, которое является неологизмом сегодня, приняв новое значение? | Обучающиеся выполняют задание устно: 1.Классифицируют лексику в соответствии с поставленной задачей: Вода, зипун, школьник, царь, оратай, учить, машина, длань, думать, гаджет. 2. Устанавливают смысловые пары слов: Зодчий – архитектор, кормчий – рулевой, витязь – воин, волхв – колдун. 3. Участвуют в лингвистической разминке: Очи – глаза Выя – шея Перст – палец Ланиты – щёки Уста – губы и т.д. 4. Участвуют в исследовательской работе: анализ устаревшей лексики в «Оде на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни Елисаветы Петровны 1747 года» М.В. Ломоносова (нахождение историзмов и архаизмов, подбор синонимов к архаизмам, анализ устаревшего и современного значения слова «клик»): Божественным устам приличен, клик
2. комп. жарг. щелчок, раздающийся при таком ударе. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Метапредметные: умение формулировать собственное мнение, с точностью и полнотой выражать свои мысли, анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал, находить нужную информацию; оценивать результаты деятельности, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; Предметные: осознание изменений в русском языке как объективного процесса; общее представление о процессах пассивизация и реактивации лексики русского языка. |
5) Этап рефлексии учебной деятельности. | Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности. Дает информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению: - Заполните таблицу, приведя по 10 примеров историзмов, архаизмов и неологизмов. | Отвечают на предложенные учителем вопросы, соотносят цель и результат учебной деятельности, фиксируют степень соответствия: - Итак, какова была задача нашего урока? - Чтобы узнать, достигли ли лично вы цели урока, заполните, пожалуйста, лист самооценки СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я: узнал __________________________________ ; научился _______________________________ ; был активен (оцените по пятибалльной системе и обведите в кружок цифру) 1 2 3 4 5. Записывают домашнее задание в дневник (заполнить таблицу самостоятельно подобранными примерами лексики пассивного запаса), слушают комментарий учителя, намечают цели дальнейшей деятельности. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации к учебной деятельности; Метапредметные: умение осуществлять итоговый контроль деятельности и самооценку собственной учебной деятельности; Предметные: общее представление о процессах пассивизация и реактивации лексики русского языка и применение полученных знаний при выполнении домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.
Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии с ФГОС....
Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Непроизносимая согласная в корне слова»
Цели деятельности учителя: тренировать навык осознанно писать и проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова; развивать орфографическую зоркость; поддерживать интерес к изучению русского я...
Технологическая карта урока по теме: "Прямое и переносное значение слова".
Предметные: научиться различать прямое и переносное значение слова, пользоваться толковым словарем для определения значения слова, находить в текстах примеры средств выразительности (метафору, о...
технологическая карта урока 5 класс "Секреты устаревших слов"
Урок изучения нового материала по русскому языку из раздела "Лексика" для 5 класса по теме "Устаревшие слова" по программе В.В.Баабайцевой знакомит обучающихся с причин...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Синтаксические связи слов в словосочетании» (8 класс).
Этот урок открытие новых знаний. Задача учителя - расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает новые термины: согласование, управление...
Технологическая карта урока по русскому языку "Корень и однокоренные слова" 5 класс..
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-ПетербургаГребенькова Олега МихайловичаПредмет: русский язык. 5 класс. Коррекционная школа.Тема: Корень и о...