Технологическая карта урока в 7 классе Активный и пассивный запас слов 18.10.2019
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Пучнина Юлия Николаевна

Технологическая карта урока родного языка в 7 классе: Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс:

Дата: 18.10.2019

УМК: « Русский родной язык», О.М. Александрова и др.

Учебный предмет: родной (русский) язык.

Тема: Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации по теме урока.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методической линии «Лексика русского языка», формирование умений обучающихся устанавливать причины и условия перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.

Задачи:

  1. актуализировать знания обучающихся по теме «Активный и пассивный запас лексики русского языка»;
  2. формировать умение применять теоретические основы по теме в практической деятельности обучающихся;

3)        воспитывать внимание и бережное отношение к русскому языку.
Формирование УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации к учебной деятельности.

Метапредметные УУД: определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с обучающимися и учителем, слушать собеседника, формулировать собственное мнение, с точностью и полнотой выражать свои мысли, анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал, находить нужную информацию; оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Предметные УУД: осознание изменений в русском языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление о процессах устаревания лексики в современном русском языке (пассивизация) и о процессах реактивации пассивной лексики русского языка.

Основные понятия: устаревшая лексика: историзмы, архаизмы; неологизмы; окказионализмы; пассивизация; реактивация.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Этап мотивации.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Слово учителя:

- Русский язык является одним из самых богатых языков мира. Богатство языка состоит прежде всего в его лексике, т. е. словарном составе. А он очень разнообразен, как разнообразен и многолик окружающий нас мир. Каких только слов нет в русском языке!

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Личностные: способность к самооценке на основе мотивации к учебной деятельности;

Метапредметные: умение слушать собеседника;

Предметные: осознание богатства и разнообразия лексики русского языка.

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Организовывает индивидуальную работу - орфографический и пунктуационный практикум.

Организовывает взаимопроверку.

Выполняют орфографическую и пунктуационную разминку:

Сл..варная сокровищ(?)ница нашего языка требу..т к себе исключительно бережного отношения. Нельзя забывать что име(н/нн)о ув..жение к прошл..му,  – «черта отл..чающая цивилизова(н/нн)ость от дикости». Разрыв (историко)культурных традиц..й пр..водит к утрате каких(то) важных духовных «генов», искажая языковую личность.

Оценивают работу друг друга в парах:

Словарная сокровищница нашего языка требует к себе исключительно бережного отношения. Нельзя забывать, что именно уважение к прошлому,  – «черта, отличающая цивилизованность от дикости». Разрыв историко-культурных традиций приводит к утрате каких-то важных духовных «генов», искажая языковую личность.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные: определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с обучающимися и учителем, оценивать результаты деятельности при работе в паре; Предметные: знать правил орфографии и пунктуации и применять их в практической деятельности.

3) Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

1.  Проводит опрос по теме предыдущего урока

2. Организовывает целеполагание:

- Процесс, при  котором лексика перестает употребляться её носителями – это пассивизация. Бывает и обратный процесс – реактивация.

- Попробуем определить, какова будет цель нашего урока, по-вашему?

3. Организует этап знакомства с новым материалом

1.Отвечают на вопросы: - С какими словами мы с вами знакомились на предыдущем уроке?

Употребляете ли вы эти слова в активной речи? Почему?

2.Определяют тему и цель урока.

3. Знакомятся с новым материалом: понятиями общеупотребительной и необщеупотребительной лексики, с лексикой активного и пассивного запаса, с классификацией лексики пассивного запаса.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные: определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с обучающимися и учителем, с точностью и полнотой выражать свои мысли, анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал;

Предметные: осознание изменений в русском языке как объективного процесса; общее представление о процессах пассивизация и реактивации лексики русского языка.

4) Этап включения изученного в систему знаний.

Организует учебную деятельность, контролирует выполнение задания:

1. - Распределите слова на группы (общеупотребительные, историзмы, архаизмы, неологизмы).

2. – Установите соответствие между архаизмом и его современным синонимом.

3. Организовывает лингвистическую разминку:

- Выполним разминку. Я называю вам устаревшие слова, а вы показываете мне часть тела, которая обозначалась этим словом.

4. Организует исследовательскую работу в парах. Анализ отрывка из оды М.В. Ломоносова «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни Елисаветы Петровны 1747 года» на предмет использования в ней устаревшей лексики.

- Подчеркните в тексте оды Ломоносова устаревшие слова. Какие из них являются историзмами? Почему они перешли из активного словарного запаса в пассивный?

- Укажите архаизмы. Почему они переели из активного словарного запаса в пассивный? Подберите к ним современные синонимы.

- Укажите слово, которое является неологизмом сегодня, приняв новое значение? 

Обучающиеся выполняют задание устно:

1.Классифицируют лексику в соответствии с поставленной задачей:

Вода, зипун, школьник, царь, оратай, учить, машина, длань, думать, гаджет.

2. Устанавливают смысловые пары слов:

Зодчий – архитектор, кормчий – рулевой, витязь – воин, волхв – колдун.

3. Участвуют в лингвистической разминке:

Очи – глаза

Выя – шея

Перст – палец

Ланиты – щёки

Уста – губы и т.д.

4. Участвуют в исследовательской работе: анализ устаревшей лексики в «Оде на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни Елисаветы Петровны 1747 года» М.В. Ломоносова (нахождение историзмов и архаизмов, подбор синонимов к архаизмам, анализ устаревшего и современного значения слова «клик»):

Божественным устам приличен,
Монархиня, сей кроткий глас:
О коль достойно возвеличен
Сей день и тот блаженный час,
Когда от радостной премены
Петровы возвышали стены
До звёзд плескание и клик!
Когда ты крест несла рукою
И на престол взвела с собою
Доброт твоих прекрасный лик!

клик 

  1. 1. поэт. крик, зов, возглас. клик 
  2. 1. комп. жарг. быстрый несильный удар по кнопке мыши, обычно с целью активизации экранного объекта, выполнения той или иной команды и т. п.

2. комп. жарг. щелчок, раздающийся при таком ударе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные: умение формулировать собственное мнение, с точностью и полнотой выражать свои мысли, анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал, находить нужную информацию; оценивать результаты деятельности,  планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

Предметные: осознание изменений в русском языке как объективного процесса; общее представление о процессах пассивизация и реактивации лексики русского языка.

5) Этап рефлексии учебной деятельности.

Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности.

Дает информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению:

- Заполните таблицу, приведя по 10 примеров историзмов, архаизмов и неологизмов.

Отвечают на предложенные учителем вопросы, соотносят цель и результат учебной деятельности, фиксируют степень соответствия:

- Итак, какова была задача нашего урока?

- Чтобы узнать, достигли ли лично вы цели урока, заполните, пожалуйста, лист самооценки

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я:

узнал __________________________________ ;

научился _______________________________ ;

был активен (оцените по пятибалльной системе и обведите в кружок цифру) 1  2  3  4  5.

Записывают домашнее задание в дневник (заполнить таблицу самостоятельно подобранными примерами лексики пассивного запаса), слушают комментарий учителя, намечают цели дальнейшей деятельности.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации к учебной деятельности;

Метапредметные: умение осуществлять итоговый контроль деятельности и самооценку собственной учебной деятельности;

Предметные: общее представление о процессах пассивизация и реактивации лексики русского языка и применение полученных знаний при выполнении домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.

Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии  с ФГОС....

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Непроизносимая согласная в корне слова»

Цели деятельности учителя: тренировать навык осознанно писать и проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова; развивать орфографическую зоркость; поддерживать интерес к изучению русского я...

Технологическая карта урока по теме: "Прямое и переносное значение слова".

Предметные: научиться различать прямое и переносное значение слова, пользоваться толковым словарем для определения значения слова, находить в текстах примеры средств выразительности (метафору,  о...

технологическая карта урока 5 класс "Секреты устаревших слов"

Урок изучения нового материала  по русскому языку из раздела "Лексика" для 5 класса по теме "Устаревшие слова" по программе В.В.Баабайцевой знакомит обучающихся с причин...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Синтаксические связи слов в словосочетании» (8 класс).

Этот урок  открытие новых знаний. Задача учителя - расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает  новые термины: согласование, управление...

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень и однокоренные слова" 5 класс..

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-ПетербургаГребенькова Олега МихайловичаПредмет: русский язык. 5 класс. Коррекционная школа.Тема: Корень и о...