Разбор сложного предложения.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Цель урока: организовать деятельность учащихся по усвоению алгоритма разбора сложного предложения, по поиску возможных путей составления сложных предложений, нахождения грамматических основ, выделения союзов, постановки знаков препинания, характеристики сложных предложений, использования их в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku.pptx | 58.84 КБ |
konspekt_uroka.docx | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наступила поздняя осень. Целый день идёт мелкий, холодный дождь. Солнце светит тускло. По небу плывут низкие, мутные облака . Наступила поздняя осень, и все чаще дует холодный ветер. Мелкий, холодный дождь может идти целый день, а иногда уже падает снег. Солнце, которое уже совсем не греет, теперь светит тускло .
Сложное предложение интонация интонация , союз бессоюзное сложносо - сложно- сложное чиненное подчиненное предложение предложение предложение (сочинительные (подчинительные союзы) союзы )
1)Рано утром все проснулись, и… 2)Улетают журавли,… 3)Владимир с ужасом увидел , что…
Кисель там варят из резины Галоши делают из глины Кирпич там жгут из молока Творог готовят из песка Стекло там плавят из бетона Плотины строят из картона Обложки там из чугуна Там варят сталь из полотна Кроят рубашки из пластмассы Посуду делают из мяса Котлеты стряпают из сажи Там ваксу делают из пряжи Прядут там нитки из сукна Костюмы шьют
Кисель там варят, из резины Галоши делают ,из глины Кирпич там жгут, из молока Творог готовят, из песка Стекло там плавят, из бетона Плотины строят, из картона Обложки там, из чугуна Там варят сталь, из полотна Кроят рубашки ,из пластмассы Посуду делают, из мяса Котлеты стряпают, из сажи Там ваксу делают, из пряжи Прядут там нитки, из сукна Костюмы шьют.
но… когда… Друзья часто нас радуют, потому что… а… пока…
Порядок разбора сложного предложения: 1)По цели высказывания; 2)По интонации; 3)По наличию главных членов; 4) Союзное – бессоюзное; 5)Союзное Сложносочинённое Сложноподчиненное
Мини-сочинение Воспоминания о летних каникулах. Вот и зима ! На катке.
Сегодня на уроке я Узнал и открыл для себя… Могу похвалить себя и своих одноклассников… Научился, смог…
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5а классе
Тема урока: Синтаксический разбор сложного предложения.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по усвоению алгоритма разбора сложного предложения, по поиску возможных путей составления сложных предложений, нахождения грамматических основ, выделения союзов, постановки знаков препинания, характеристики сложных предложений, использования их в речи.
Учащиеся ищут и обрабатывают информацию, ставят учебные задачи, обобщают способы действия и решают данные задачи.
Ход урока.
1Постановка проблемы, предлагаются 2 рисунка, вопрос, какое пунктуационное правило здесь зашифровано, постройте предложения по этим рисункам.
Какую работу можно выполнить над простым предложением?
А можно ли применить имеющиеся знания на сложном предложении? Давайте это проверим. Чему мы должны сегодня научиться?
Запись темы урока: разбор сложного предложения. (слайд №1)
2Чем отличаются простые предложения от сложных? (количеством грамм. Основ)
Слайд №2 Посмотреть на тексты, увидеть отличия, обсудить в парах и доказать это.
Каковы особенности сложного предложения? (слайд №3)
Вспомните алгоритм разбора простого предложения, обратитесь к учебнику стр.111
Задание :прочитать порядок разбора сложного предложения, сравнить с разбором простого предложения, обсудить в парах сходство и отличие.
3 Разбор предложения с опорой на алгоритм
И весел звучный лес, и ветер меж берёз уж веет ласково, а белые берёзы роняют тихий дождь своих алмазных слёз и улыбаются сквозь слёзы. (слайд №5)
4 Физминутка (простое предложение- хлоп
аем, сложное- топаем).
1 Наступает утро.
2 Веет ветер, колышется лес.
3 Светит солнце.
4 Нивы сжаты, рощи голы.
5 От воды туман и сырость.
6 Колесом за сини горы солнце тихое скатилось.
7 Дремлет взрытая дорога.
8 ей сегодня примечталось, что совсем-совсем немного ждать зимы седой осталось.
9Ах, и сам я в чаще звонкой увидал вчера в тумане: рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани.
5 Составить сложное предложение, определить его вид.
Рано утром все проснулись, и…
Улетают журавли, ..
Владимир с ужасом увидел, что… (слайд №6)
После проверки построить схемы данных предложений.
6Что такое интонация? Какую роль она играет в предложении?
Задание Исправь ошибку. Дано стихотворение без знаков препинания, их нужно расставить и прочитать стихотворение с правильной интонацией.(слайд №7-8).
7 что такое дружба? Зависит ли смысл предложения от союза, находящегося в нём?
Задание Закончите сложные предложения, используя уже данные союзы, укажите вид предложения.
Друзья часто нас радуют---- но
Когда
Потому что
А
Пока (слайд №9)
8Задание Используя алгоритм, выполнить полный синтаксический разбор сложного предложения. Упр. №242 -2
Пролетают паутинки с паучками в серединке, и высоко от земли пролетели журавли. (слайд №10)
9 Где этот материал вам может пригодиться?
Мини-сочинение, темы на выбор. Предложения должны быть сложными.
1 Воспоминание о летних каникулах
2вот и зима!
3На катке.
Чтение мини-проектов.
10 Рефлексия Ваше мнение о сегодняшнем уроке. Кто считает, что работал в полную силу? (слайд №11)
Сдают тетради, оценка за сочинение у каждого после проверки, д-з:упр.242-1
11 итог учителя Наш урок-это мини-проект, Который можно сравнить с кирпичиком, заложенным в основание храма наук под названием русский язык. В вашей школьной жизни их будет огромное количество. А чтобы этот храм был крепким и прочным, Для этог о нужны знания, успехов вам.
Индивидуальная карточка.
Тема: Разбор сложного предложения.
1.Сравнить тексты , найти сходство и отличия.
- Наступила поздняя осень. Целый день идёт мелкий, холодный дождь. Солнце светит тускло. По небу плывут низкие, мутные облака.
- Наступила поздняя осень, и все чаще дует холодный ветер. Мелкий, холодный дождь может идти целый день, а иногда уже падает снег. Солнце, которое уже совсем не греет, теперь светит тускло.
2. Составь сложное предложение , определи его вид , построй схемы.
1)Рано утром все проснулись, и…
2)Улетают журавли,…
3)Владимир с ужасом увидел , что…
3.Поставь правильно знаки препинания , чтобы получилось стихотворение.
Кисель там варят из резины
Галоши делают из глины
Кирпич там жгут из молока
Творог готовят из песка
Стекло там плавят из бетона
Плотины строят из картона
Обложки там из чугуна
Там варят сталь из полотна
Кроят рубашки из пластмассы
Посуду делают из мяса
Котлеты стряпают из сажи
Там ваксу делают из пряжи
Прядут там нитки из сукна
Костюмы шьют
4.Пользуясь порядком разбора (Учебник стр 111.) , Разбери предложение
(упр 242 №2).
5. напиши мини – сочинение по 1- ой из тем.(предложения должны быть сложными.)
1.Воспоминание о летних каникулах.
2.Вот и зима!
3.На катке.
6. Подведи итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синтаксический разбор сложного предложения
Ниже представлен конспект урока русского языка в 5 классе "Синтаксический разбор сложного предложения" к учебнику Т.А.Ладыженской "Русский язык. 5 класс". Так как наши дети в начальной школ...
Синтаксический разбор сложного предложения. 6 класс
Синтаксический разбор сложного предложения. 6 класс...
Синтаксический разбор сложного предложения
Урок русского языка по учебнику Т.А.Ладыженской 5 кл...
Презентация"Синтаксический разбор сложного предложения" (экологическое равновесие)
Презентация предназначена для учеников 5-ых классов, занимающихся по ФГОС. Учебный материал по синтаксису разработан с основой на экологическую тему....
Урок русского языка в 5 классе по теме "Разбор сложного предложения"
При разборе СП устанавливается,что их составными элементами являются не отдельные слова и словосочетания, как в простом, а целые части, в СП имеется две (или более ) основы,а в простом всегда од...
План-конспект урока "Синтаксический разбор сложного предложения"
Открытый урок по русскому языку в 5 классе.Тема урока «Синтаксический разбор сложного предложения»Тип урока- урок–рефлексии.Технологии здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, индивидуальн...
Конспект урока русского языка в 5 «В» классе «Синтаксический разбор сложного предложения» («Экологическое равновесие»)
Тип урока. Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного. Конспект с УУД, построенный по требованиям ФГОС...