Синтаксический разбор сложного предложения
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Ниже представлен конспект урока русского языка в 5 классе "Синтаксический разбор сложного предложения" к учебнику Т.А.Ладыженской "Русский язык. 5 класс".
Так как наши дети в начальной школе занимались по программе "Школа-2100", с синтаксическим разбором сложного предложения они знакомы. Поэтому тип урока - урок совершенствования знаний , умений и навыков, а также закрепления и контроля.
Урок сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razbor_slozhnogo_predlozheniya.doc | 52.5 КБ |
kartochki.doc | 28.5 КБ |
sintak._razbor_predlozh._-_prezentaciya.ppt | 341.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Юрченкова С.Б. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 6 города Обнинска Калужской области
Тема урока: Разбор сложного предложения 5 класс
Цели:
-закрепление порядка синтаксического разбора сложного предложения
-закрепление умения правильно производить такой разбор
- повторение и систематизация знаний по теме «Простое и сложное предложение».
- развитие способности составлять предложения на заданную тему.
-развитие умения работать с текстом, определять основные компоненты текста (тему, стиль и пр.);
Оборудование:
- Учебник: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба. Русский язык-М: «Просвещение», 2008. Учебник допущен Министерством образования и науки РФ.
- мультимедийный проектор, компьютер.
- презентация ( Microsoft Office Power Point 2003).
- Фронтальный опрос по изучаемой теме «Синтаксис».
Слайд 1. Какой раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение?
Чем словосочетание отличается от предложения? В чем их сходство?
(Отличия:
- в с/с одно слово зависит от другого, т.е. есть главное и зависимое слово, в предложении – грамматическая основа;
- в предложении выражается законченная мысль.
Сходство:
- слова и в с/с, и в предложении связаны по смыслу и грамматически)
Какие виды предложений вы знаете? Как различаются предложения по количеству грамматических основ? Чем простое предложение отличается от сложного?
- Словарная работа. Слайд 2.
- Вставьте пропущенные орфограммы, разделите материал на 2 столбика:
1.Словосочетания. 2.Не словосочетания.
Пос…деть от старости, поз(?)но, б…гровые лист(?)я, в(?)южит, пом...рит(?)ся с друз(?)ями, учас(?)ники ра(с, сс)троились, изредк… видет(?)ся.
- Сделайте разбор словосочетаний: 1 ряд – поседеть от старости; 2 ряд – багровые листья; 3 ряд – изредка видеться.
- Составьте предложения с любым из словосочетаний: 1 ряд – сложное, 2 ряд – с обобщающим словом, 3 ряд – с обращением. (При чтении предложений озвучить постановку знаков препинания, объяснить)
- Работа с текстом. Объяснение темы урока. Синтаксический разбор сложного предложения.
Слайд 3.
Текст: За крайней избой степной деревушки далеко виднелись желтые поля. Придорожная канава заросла травой с желтыми и белыми цветами. На просторной равнине у дороги стояла белая береза. Осень убрала деревья в золотой убор и береза была счастлива.
- Определите стиль текста, докажите.
- В соответствии с темой текста озаглавьте его.
- Найдите пунктуационную ошибку в тексте.
- Запишите последнее предложение и сделайте его разбор.
(Слайд меняется, и предложение записывается на доске под диктовку)
Осень убрала деревья в золотой убор, и береза была счастлива.(повест.. невоскл., сложное)
4. Работа с учебником.
- Что нам поможет уточнить порядок разбора сложного предложения и проверить себя? (…) Верно, учебник.
Чтение порядка разбора на стр. 96. (По мере чтения на доску вывешиваются листы А 4 с порядком разбора.
- Вид предложения по цели высказывания.
- Простые предложения в составе сложного
- Средства связи простых предложений в составе сложного
- Знаки препинания
Каждый раздел, если необходимо, устно уточняется.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой. Упр. 232.
1 вариант – 1 предложение
2 вариант- 2 предложение
- Самопроверка – слайд 5
Слайд 6 . Предложение:
Берег начинался там где небо соприкасалось с морем.
- Найдите ошибку в предложении.
- Какое это предложение по количеству основ?
- Какая связь между простыми предложениями: союзная или бессоюзная?
- Какие союзы, часто соединяющие простые предложения в составе сложного, кроме союзов и, но, да, вы знаете? (Запись в тетради: Союзы - что, чтобы, потому что, где, когда, который)
- Каковы знаки препинания при них?
- Запишите предложение, подчеркните союз.
7. Закрепление изученного. Работа по карточкам.
Карточки:
Небо расчищалось и синело._______________________________________________ Потом обратились они в комнаты где жили столетние старушки-голландки_______________________________________________________________ Снова ударил гром и с шумом и ветром начался ливень_________________________
Наступила з…ма. В долг… зимн… ночи ветер беспощадно тр…пал ветви б…резы. Снег засыпал и п…ля и л…са и ж…лища людей. Всё замерло обледеневшая б…резка ожидала прихода весны. |
8. Итог урока, домашнее задание.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какой материал закрепили в памяти?
- Какое задание показалось наиболее интересным?
1 вариант задания (Слайд 7):
Параграф 47, закрепить порядок синтаксического разбора. Составить мини-текст на тему «Березка осенью», используя и простые, и сложные предложения. Сделать синтаксический разбор сложного предложения.
2 вариант задания:
Параграф 47, закрепить порядок синтаксического разбора; упражнение № 233.
Используемый материал:
- С.В. Савченкова. Рабочая тетрадь по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011
- Л.А.Ахременкова «К пятерке шаг за шагом» - М.: Просвещение, 2011
Предварительный просмотр:
1.Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу, начертите схему. Небо расчищалось и синело.________________________________________ Потом обратились они в комнаты где жили столетние старушки-голландки___________________________________________________________ Снова ударил гром и с шумом и ветром начался ливень_________________________ 2.Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения. Наступила з…ма. В долг… зимн… ночи ветер беспощадно тр…пал ветви б…резы. Снег засыпал и п…ля и л…са и ж…лища людей. Всё замерло обледеневшая б…резка ожидала прихода весны. |
1.Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу, начертите схему. Небо расчищалось и синело._________________________________________ Потом обратились они в комнаты где жили столетние старушки-голландки____________________________________________________________ Снова ударил гром и с шумом и ветром начался ливень__________________ 2.Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения. Наступила з…ма. В долг… зимн… ночи ветер беспощадно тр…пал ветви б…резы. Снег засыпал и п…ля и л…са и ж…лища людей. Всё замерло обледеневшая б…резка ожидала прихода весны. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разделите на 2 столбика: Пос…деть от старости, поз(?)но, б…гровые лист(?)я, в(?)южит, пом...рит(?)ся с друз(?)ями, учас(?)ники ра(с, сс)троились, изредк… видет(?)ся. словосочетание не словосочетание
Докажите, что перед вами текст! За крайней избой степной деревушки далеко виднелись желтые поля. Придорожная канава заросла травой с желтыми и белыми цветами. На просторной равнине у дороги стояла белая береза. Осень убрала деревья в золотой убор и береза была счастлива. Найдите пунктуационную ошибку! ,
Упражнение 232. Самопроверка Листья сыплются за школой, слышен громкий спор сорок . (повест., невоскл., сложное, бессоюзное, ) [ ] , [ ] Пролетают паутинки с паучками в серединке, и высоко от земли пролетели журавли. (повест., невоскл., сложное, союзная связь) [ ] , и [ ] . . . . . . . . . .
Берег начинался там где небо соприкасалось с морем Что, чтобы, потому что, где, когда, который Запишите предложение , подчеркните союз ,
Домашнее задание: 1 вариант задания : Параграф 47 , закрепить порядок синтаксического разбора. Составить мини-текст на тему «Березка осенью», используя и простые, и сложные предложения. Сделать синтаксический разбор сложного предложения . 2 вариант задания: Параграф 47 , закрепить порядок синтаксического разбора; упражнение № 233.
Используемые материалы: Березка http :// www.photosight.ru / photos /3432501/ http://light.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=744885
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синтаксический разбор сложного предложения. 6 класс
Синтаксический разбор сложного предложения. 6 класс...
Синтаксический разбор сложного предложения
Урок русского языка по учебнику Т.А.Ладыженской 5 кл...
Презентация"Синтаксический разбор сложного предложения" (экологическое равновесие)
Презентация предназначена для учеников 5-ых классов, занимающихся по ФГОС. Учебный материал по синтаксису разработан с основой на экологическую тему....
План-конспект урока "Синтаксический разбор сложного предложения"
Открытый урок по русскому языку в 5 классе.Тема урока «Синтаксический разбор сложного предложения»Тип урока- урок–рефлексии.Технологии здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, индивидуальн...
Конспект урока русского языка в 5 «В» классе «Синтаксический разбор сложного предложения» («Экологическое равновесие»)
Тип урока. Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного. Конспект с УУД, построенный по требованиям ФГОС...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения"
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения" и презентация к нему...
Конспект урока по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения"
Урок по теме "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения" в 5 классе. На уроке используются различные методы и приёмы обучения для формирования устойчивой грамотности. Р...