Синтаксический разбор сложного предложения
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Юрченкова Светлана Борисовна

Ниже представлен конспект урока русского языка в 5 классе "Синтаксический разбор сложного предложения" к учебнику  Т.А.Ладыженской "Русский язык. 5 класс".

 Так как наши дети в начальной школе занимались по программе "Школа-2100", с синтаксическим разбором сложного предложения они знакомы. Поэтому тип урока - урок совершенствования знаний , умений и навыков, а также закрепления и контроля.

Урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razbor_slozhnogo_predlozheniya.doc52.5 КБ
Microsoft Office document icon kartochki.doc28.5 КБ
Office presentation icon sintak._razbor_predlozh._-_prezentaciya.ppt341.5 КБ

Предварительный просмотр:

  • Юрченкова С.Б. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 6 города Обнинска Калужской области

Тема урока: Разбор сложного предложения  5 класс

Цели:

-закрепление порядка синтаксического разбора сложного предложения

-закрепление умения правильно производить такой разбор

- повторение и систематизация знаний по теме «Простое и сложное предложение».

- развитие способности составлять предложения на заданную тему.

-развитие умения работать с текстом, определять основные компоненты текста (тему, стиль и пр.);

Оборудование:

  • Учебник: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба. Русский язык-М: «Просвещение», 2008. Учебник допущен Министерством образования и науки  РФ.
  • мультимедийный проектор, компьютер.
  • презентация ( Microsoft Office Power Point 2003).
  1. Фронтальный опрос по изучаемой теме «Синтаксис».

Слайд 1. Какой раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение?

Чем словосочетание отличается от предложения? В чем их сходство?

 (Отличия:

  • в с/с одно слово зависит от другого, т.е. есть главное и зависимое слово, в предложении – грамматическая основа;
  • в предложении выражается законченная мысль.

Сходство:

  • слова и в с/с, и в предложении связаны по смыслу и грамматически)

Какие виды предложений вы знаете? Как различаются предложения по количеству грамматических основ? Чем простое предложение отличается от сложного?

  1. Словарная работа. Слайд 2.
  • Вставьте пропущенные орфограммы, разделите  материал на 2 столбика:

1.Словосочетания.                                 2.Не словосочетания.

Пос…деть от старости, поз(?)но, б…гровые лист(?)я, в(?)южит, пом...рит(?)ся с друз(?)ями, учас(?)ники ра(с, сс)троились, изредк… видет(?)ся. 

 

  • Сделайте разбор словосочетаний: 1 ряд – поседеть от старости; 2 ряд – багровые листья; 3 ряд – изредка видеться.

  • Составьте предложения с любым из словосочетаний: 1 ряд – сложное, 2 ряд – с обобщающим словом, 3 ряд – с обращением. (При чтении предложений озвучить  постановку знаков препинания, объяснить)

  1. Работа с текстом. Объяснение темы урока. Синтаксический разбор сложного предложения.

Слайд 3.

Текст: За крайней избой степной деревушки далеко виднелись желтые поля. Придорожная канава заросла травой с желтыми и белыми цветами. На просторной равнине у дороги стояла белая береза. Осень убрала деревья в золотой убор и береза была счастлива.

  • Определите стиль текста, докажите.
  • В соответствии с темой текста озаглавьте его.
  • Найдите пунктуационную ошибку в тексте.
  • Запишите последнее предложение и сделайте его разбор.

(Слайд меняется, и предложение записывается на доске под диктовку)

Осень убрала деревья в золотой убор, и береза была счастлива.(повест.. невоскл., сложное)

4. Работа с учебником.

- Что нам поможет уточнить порядок разбора сложного предложения и проверить себя? (…) Верно, учебник.

Чтение порядка разбора на стр. 96. (По мере чтения на доску вывешиваются листы А 4 с порядком разбора.

  • Вид предложения по цели высказывания.
  • Простые предложения в составе сложного
  • Средства связи простых предложений в составе сложного
  • Знаки препинания

Каждый раздел, если необходимо, устно уточняется.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой. Упр. 232.

1 вариант – 1 предложение

2 вариант- 2 предложение

  • Самопроверка – слайд 5

Слайд 6 . Предложение:

Берег начинался там где небо соприкасалось с морем.

  • Найдите ошибку в предложении.
  • Какое это предложение по количеству основ?
  • Какая связь между простыми предложениями: союзная или бессоюзная?
  • Какие союзы, часто соединяющие простые предложения в составе сложного, кроме союзов и, но, да, вы знаете? (Запись в тетради: Союзы - что, чтобы, потому что, где, когда, который)
  • Каковы знаки препинания при них?
  • Запишите предложение, подчеркните союз.

7.  Закрепление изученного. Работа по карточкам.

Карточки:

  1. Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу, начертите схему.

Небо расчищалось и синело._______________________________________________

Потом обратились они в комнаты где жили столетние старушки-голландки_______________________________________________________________

Снова ударил гром и с шумом и ветром начался ливень_________________________

  1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.  Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Наступила з…ма. В долг…  зимн…  ночи ветер беспощадно тр…пал ветви б…резы. Снег засыпал и п…ля и л…са и ж…лища людей. Всё замерло обледеневшая б…резка ожидала прихода весны.

8. Итог урока, домашнее задание.

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Какой материал закрепили в памяти?
  • Какое задание показалось наиболее интересным?

1 вариант задания (Слайд 7):

 Параграф 47, закрепить порядок синтаксического разбора. Составить мини-текст на тему «Березка осенью», используя и простые, и сложные предложения. Сделать синтаксический разбор сложного предложения.

2 вариант задания:

Параграф 47, закрепить порядок синтаксического разбора; упражнение № 233.

Используемый материал:

  • С.В. Савченкова. Рабочая тетрадь по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011

  • Л.А.Ахременкова «К пятерке шаг за шагом» - М.: Просвещение, 2011



Предварительный просмотр:

1.Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу, начертите схему.

Небо расчищалось и синело.________________________________________

Потом обратились они в комнаты где жили столетние старушки-голландки___________________________________________________________

Снова ударил гром и с шумом и ветром начался ливень_________________________

2.Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.  Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Наступила з…ма. В долг…  зимн…  ночи ветер беспощадно тр…пал ветви б…резы. Снег засыпал и п…ля и л…са и ж…лища людей. Всё замерло обледеневшая  б…резка  ожидала прихода весны.

1.Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу, начертите схему.

Небо расчищалось и синело._________________________________________

Потом обратились они в комнаты где жили столетние старушки-голландки____________________________________________________________

Снова ударил гром и с шумом и ветром начался ливень__________________

2.Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.  Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Наступила з…ма. В долг…  зимн…  ночи ветер беспощадно тр…пал ветви б…резы. Снег засыпал и п…ля и л…са и ж…лища людей. Всё замерло обледеневшая  б…резка  ожидала прихода весны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 6 г. Обнинска Синтаксический разбор сложного предложения Юрченкова Светлана Борисовна, учитель русского языка и литературы 30.07.2009 Презентация "Осень золотая"

Слайд 2

Разделите на 2 столбика: Пос…деть от старости, поз(?)но, б…гровые лист(?)я, в(?)южит, пом...рит(?)ся с друз(?)ями, учас(?)ники ра(с, сс)троились, изредк… видет(?)ся. словосочетание не словосочетание

Слайд 3

Докажите, что перед вами текст! За крайней избой степной деревушки далеко виднелись желтые поля. Придорожная канава заросла травой с желтыми и белыми цветами. На просторной равнине у дороги стояла белая береза. Осень убрала деревья в золотой убор и береза была счастлива. Найдите пунктуационную ошибку! ,

Слайд 5

Упражнение 232. Самопроверка Листья сыплются за школой, слышен громкий спор сорок . (повест., невоскл., сложное, бессоюзное, ) [ ] , [ ] Пролетают паутинки с паучками в серединке, и высоко от земли пролетели журавли. (повест., невоскл., сложное, союзная связь) [ ] , и [ ] . . . . . . . . . .

Слайд 6

Берег начинался там где небо соприкасалось с морем Что, чтобы, потому что, где, когда, который Запишите предложение , подчеркните союз ,

Слайд 7

Домашнее задание: 1 вариант задания : Параграф 47 , закрепить порядок синтаксического разбора. Составить мини-текст на тему «Березка осенью», используя и простые, и сложные предложения. Сделать синтаксический разбор сложного предложения . 2 вариант задания: Параграф 47 , закрепить порядок синтаксического разбора; упражнение № 233.

Слайд 8

Используемые материалы: Березка http :// www.photosight.ru / photos /3432501/ http://light.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=744885


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтаксический разбор сложного предложения. 6 класс

Синтаксический разбор сложного предложения. 6 класс...

Синтаксический разбор сложного предложения

Урок русского языка по учебнику  Т.А.Ладыженской 5 кл...

Презентация"Синтаксический разбор сложного предложения" (экологическое равновесие)

Презентация предназначена для учеников 5-ых классов, занимающихся по ФГОС.  Учебный материал по синтаксису разработан с основой на экологическую тему....

План-конспект урока "Синтаксический разбор сложного предложения"

Открытый урок по русскому языку в 5 классе.Тема урока «Синтаксический разбор сложного предложения»Тип урока- урок–рефлексии.Технологии здоровьесбережения,  педагогики сотрудничества, индивидуальн...

Конспект урока русского языка в 5 «В» классе «Синтаксический разбор сложного предложения» («Экологическое равновесие»)

Тип урока. Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного. Конспект с УУД, построенный по требованиям ФГОС...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения"

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения" и презентация к нему...

Конспект урока по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения"

Урок по теме "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения" в 5 классе. На уроке используются различные методы и приёмы обучения для формирования устойчивой грамотности. Р...