программа по русскому языку 7 класс на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Антонова Оксана Владимировна

140 часов базовый уровень

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_kl._rus.yaz_._fgos.docx50.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Елисеевская основная общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета МБОУ Елисеевская  ООШ

Протокол №___

от«___» ________2021 г

«

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ Елисеевская  ООШ

__________/Е.Н.Вохмянина/

                           

Приказ №______

от «___» _________2021г

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

7 КЛАСС

на основе комплексной программы по русскому языку

под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова

140 часов

базовый уровень

20121-2022ГОД

Составила учитель I категории Антонова Оксана Владимировна

Д. Елисеевка

2021-2022 учебный год

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе  рабочих программ предметной линии учебников под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова и образовательной программы МБОУ Елисеевской оош.

Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы.

При разработке курса учитывалась особая роль родного языка в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали родной язык как средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как основной канал социализации и самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

Важнейшая цель обучения русскому языку в 5—9 классах состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть разнообразными видами речевой деятельности, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета. 

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистичекими словарями; совершенствование умений навыков письменной речи;

освоение компетенций- коммуникативной, языковедческой, культуроведческой.

Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа учения к основному.

Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка.

Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только развивает грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей, позволяет сформировать грамматические, лексические, орфографические умения и навыки в их единстве.

Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития. Распределение часов по темам примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.

Таким образом, содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций, а также формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Формы организации образовательного процесса:

  •  обобщающая беседа по изученному материалу;
  • -проверка знаний при помощи тестов;
  • -индивидуальный устный опрос;
  • -фронтальный опрос;
  • - опрос с помощью перфокарт;
  • - выборочная проверка упражнения;
  • - взаимопроверка;
  • - самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
  • - различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
  • - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
  • - составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);
  • - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • -изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
  • - написание сочинений;
  • -письмо под диктовку;
  • -комментирование орфограмм и пунктограмм;
  • -Контрольное списывание;
  • Зрительные диктанты

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале, в середине и в конце учебного года; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») работ, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Место предмета. На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, итого 140 часов за учебный год. 

Содержание:

О ЯЗЫКЕ. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка.

РЕЧЬ. Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, хар-ных для разных типов и стилей речи. Т е к с т. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста; средства связи предложений — наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же. С т и л и р е ч и: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение. Т и п ы р е ч и: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека, рассуждения-размышления.

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧЬ

Закрепление и углубление изученного в 6 классе. Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ

Наречие. Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Степени сравнения наречий: положительная, сравнительная, превосходная. Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на –о (-е); о и а в конце наречий; ъ после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н—нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (слова состояния). Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака. Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки. Выдающиеся лингвисты: А.Н. Гвоздев. Культура речи. Правильное произношение употребительных наречий. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Предлог. Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов. Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.

Союз. Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи. Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Культура речи. Правильное произношение союзов.

Частица. Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц. Наблюдение за использованием частиц как средством выразительности речи.

Междометия и звукоподражательные слова Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов.

Трудные случаи разграничения языковых явлений. Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что (мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п. Выдающиеся лингвисты: Г.О.Винокур.

О языке. 1ч.

Повторение изученного в 5—6 классах (10 ч + 4 ч)

Повторение.

Правописание: орфография и пунктуация (21 ч)

Повторение. Лексика и фразеология (2 ч)

Повторение. Морфология и синтаксис (4 ч)

Стили речи (5 ч)

Наречие. Слова категории состояния (34 ч + 7 ч)

Типы речи (7 ч)

Служебные части речи (23 ч + 9 ч)

Текст (10 ч)

Союз (8 ч + 4 ч)

Частица (11 ч)

Междометия и звукоподражательные слова (3 ч)

Омонимия слов разных частей речи (3 ч)

Текст (продолжение) (8 ч)

Обобщающее повторение и итоговый контроль (4 ч)

 ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

 К концу 7 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

_ п о о р ф о э п и и: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;

_ п о м о р ф еми к е и с л о в о о б р а з о в а н ию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;

_ п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и: свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;

_ п о м о р ф о л о г и и: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоиз- менения;

_ п о о р ф о г р а ф и и: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;

 _ п о с и н т а к с и с у: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

 _ п о п у н к т у а ц и и: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5—7 классах.

                                                                                  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ (140 часов: 15 к.р)

№п/п

Тема урока

Дата проведения (планируемая)

Дата проведения (фактическая)

1 четверть

Изменяется ли язык с течением времени

03.09.2021

РР Что мы знаем о стилях речи

04.09.2021

РР Что мы знаем о типах речи

07.09.2021

Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Фонетическая транскрипция и её роль.

08.09.2021

Входная контрольная работа № 1. Диктант с грамматическим заданием.

10.09.2021

Анализ контрольной работы

11.09.2021

Фонетический разбор слова. Правильное произношение и ударение.

14.09.2021

Орфоэпический разбор слова. Орфоэпический словарь

15.09.2021

Словообразование значимых изменяемых частей речи

17.09.2021

Способы образования слов с помощью морфем

18.09.2021

Словообразовательная цепочка однокор. слов и морфемное строение слова.

21.09.2021

Словообразовательное гнездо. Словообразовательный словарь

22.09.2021

Неморфологические способы образования слов.

24.09.2021

Этимологический словарик учебника

25.09.2021

Контрольная работа №2 по морфемике, словообразованию, лексике, фонетике и орфоэпии

28.09.2021

Анализ контрольной работы

29.09.2021

РР Текст. Способы и средства связи предложений

01.10.2021

Р/Р Подготовка к изложению.

02.10.2021

РР. Контрольная работа №3 изложение по рассказу Ю.Казакова «Арктур — гончий пёс»

05.10.2021

О роли чтения и письма в жизни людей. Орфографияфия и пунктуация

06.10.2021

Правила употребления некоторых букв. Буквы ъ и ь как разделительные

08.10.2021

Ь для обозначения мягкости и как показатель грамматической формы слова

09.10.2021

О — е (ё) после шипящих и ц в разных морфемах

12.10.2021

Правописание приставок

13.10.2021

Правописание приставок

15.10.2021

Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем

16.10.2021

Правописание корней с чередованием

19.10.2021

Орфограммы в корне слова

20.10.2021

Правописание суффиксов существительных

22.10.2021

Правописание суффиксов прилагательных

23.10.2021

Правописание суффиксов причастий

26.10.2021

Правописание окончаний

27.10.2021

Контрольная  работа 4. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями по теме «Орфография»

29.10.2021

Анализ контрольной работы

30.10.2021

2 четверть

Правописание окончаний

09.11.2021

Слитно-дефисно-раздельное написание слов. Не с глаголами, деепричастиями.

10.11.2021

НЕ с существительными и прилагательными

12.11.2021

НЕ с причастиями

13.11.2021

Не и ни в отрицательных местоимениях

16.11.2021

Употребление дефиса

17.11.2021

Употребление дефиса

19.11.2021

Словарное богатство русского языка.

20.11.2021

Русские лингвисты: Д. Н. Ушаков, С. И. Ожегов

23.11.2021

Грамматика: морфология и синтаксис

24.11.2021

Морфологические признаки изученных частей речи

26.11.2021

Синтаксический разбор предложений

27.11.2021

Контрольнаяработа № 5. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями по теме «Синтаксис»

30.11.2021

РР Стили речи.

Публицистический стиль речи

01.12.2021

РР Публицистический стиль речи

03.12.2021

РР Заметка в газету

04.12.2021

РР Контрольная работа № 6. Заметка в газету

07.12.2021

РР Анализ сочинения

08.12.2021

Какие слова являются наречиями.

10.12.2021

Как отличить наречия от созвучных форм др. частей речи.

11.12.2021

Наречия и созвучные формы др. частей речи

14.12.2021

Русские лингвисты: А. Н. Гвоздев

15.12.2021

Разряды наречий по значению

17.12.2021

Значение наречия в предложении и тексте

18.12.2021

Слова состояния

21.12.2021

Контрольная работа №7 за 1-е полугодие.

22.12.2021

Степени сравнения наречий

24.12.2021

Степени сравнения наречий

25.12.2021

Степени сравнения наречий в сравнении со степ. сравнения имён прилаг-ных

28.12.2021

3 четверть

Морфологический разбор наречий

11.01.2022

Словообразование наречий

12.01.2022

Основные способы образования наречий

14.01.2022

Морфемный разбор наречия на основе семантико-словообразовательного анализа

15.01.2022

Морфемный разбор наречия

18.01.2022

Правописание наречий

19.01.2022

Правописание наречий, образованных от существительных и местоимений

21.01.2022

Правописание наречий, образованных от существительных и местоимений

22.01.2022

Правописание не с наречиями на о (е)

25.01.2022

Буквы н и нн в наречиях на о (е)

26.01.2022

Буквы н и нн в наречиях на о (е)

28.01.2022

Буквы о и е в конце наречий после шипящих

29.01.2022

РР Рассуждение - размышление

01.02.2022

РР Промежуточная контрольная работа № 8. Сочинение-рассуждение публицистического стиля по данному началу (тезису).

02.02.2022

Правописание наречий. Буквы о и а в конце наречий

04.02.2022

Дефис в наречиях

05.02.2022

Дефис в наречиях

08.02.2022

Не и ни в отрицательных наречиях

09.02.2022

Буква ь в конце наречий после шипящих

11.02.2022

Употребление наречий в речи

12.02.2022

Роль наречий в текстах разных стилей

15.02.2022

Произношение наречий

16.02.2022

Произношение наречий. Ударение в наречиях

18.02.2022

Повторение изученного по теме «Наречие»

19.02.2022

Контрольная работа № 9. Диктант с граматическим. заданием по теме «Наречие»

22.02.2022

РР Описание состояния человека

25.02.2022

РР Способы выражения «данного» и «нового» во фрагментах со значением состояния человека

26.02.2022

РР Описание состоянияя человека по фотографии, репродукции картины

01.03.2022

РР Промежуточная контрольная работа № 10. Сочинение-воспоминание  «Как я первый раз...»

02.03.2022

РР Анализ сочинения

04.03.2022

Предлог как часть речи. Разряды предлогов

05.03.2022

Правописание предлогов

09.03.2022

Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов

11.03.2022

Употребление предлогов в речи

12.03.2022

РР Текст

15.03.2022

РР Прямой порядок слов в спокойной монологич. речи

16.03.2022

РР Промежуточная контрольная работа № 11. Изложение текста

18.03.2022

РР Особенности порядка слов в текстах разных типовых значений

19.03.2022

4 четверть

РР Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи

29.03.2022

РР Обратный порядок слов

30.03.2022

Союз как часть речи

01.04.2022

Разряды союзов: сочинительные и подчинительные

02.04.2022

Правописание союзов

05.04.2022

Правописание союзов

06.04.2022

Употребление союзов в простых и сложных пр-ях

08.04.2022

Союзные слова и их роль в СПП

09.04.2022

Союзы в простом и сложном предложении

12.04.2022

Промежуточная контрольная работа № 12 по теме «Союз» Диктант с грамматико-орфографическими заданиями

13.04.2022

РР Текст. Описание внешности человека

15.04.2022

РР Текст. Описание предмета

16.04.2022

РР Сочинение-миниатюра «Кто он? Портрет интересного человека»

19.04.2022

Частица как часть речи. Разряды частиц

20.04.2022

Правописание частиц не и ни с отдельными частями речи

22.04.2022

Правила употр-ния и написания частиц лижебы, -то, -ка

23.04.2022

Частицы и приставки не и ни

26.04.2022

Повторение изученного о частицах

27.04.2022

Контрольная работа№13 по теме «Частица»

29.04.2022

Употребление частиц в речи

30.04.2022

Смысловая роль частиц

03.05.2022

Частицы в художественных произведениях

04.05.2022

Произношение предлогов, союзов, частиц

06.05.2022

Нормы ударения в предлогах, союзах, частицах

07.05.2022

Междометия как особый разряд слов. Основные функции междометий

10.05.2022

Семантические разряды междометий

11.05.2022

Звукоподражательные слова

13.05.2022

Омонимия слов разных частей речи

14.05.2022

Омонимия слов разных частей речи

17.05.2022

Переход одной части речи в другую

18.05.2022

Промежуточная итоговая аттестация №14.Диктант. с грамматическим заданием

20.05.2022

Анализ итоговой аттестации

21.05.2022

РР Характеристика человека

24.05.2022

РР Характеристика человека

25.05.2022

РР Контрольная работа № 15. Сжатое изложение по тексту.

27.05.2022

Анализ изложения.

28.05.2022

Повторение изученного.

01.06.2022

Повторение изученного.

02.06.2022

Повторение

03.06.2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 6 класс к учебному комплексу М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова.

Рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по рус...

Рабочая программа по русскому языку по программе М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос

Данная программа рассчитана на 140 часов ( 4 часа в неделю), для учащихся 7 класса. Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе.Срок реализации программы ...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6,7,8 кл

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская,  С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6,7,8  кл...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6 кл

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская,  С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6  кл...

Рабочая программа к УМК под ред. М.М.Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львова. и др. по русскому языку для 7-х классов

Программа разработана во исполнение п. 1 Цели №1 Распоряжения Минпросвещения России от 15.02.2019 № Р-8 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и те...