программа по русскому языку 8 класс на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Елисеевская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета МОБУ Елисеевская ООШ Протокол №___ от«___» ________2021 г |
| «Утверждаю» Директор МОБУ Елисеевская ООШ __________/Е.Н.Вохмянина/
Приказ №______ от «___» _________2021 г |
ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
8 КЛАСС
на основе комплексной программы по русскому языку
под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова
105 часов
базовый уровень
2021-2022ГОД
Составила учитель I категории Антонова Оксана Владимировна
Д. Елисеевка
2021-2022 учебный год
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе рабочих программ предметной линии учебников под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова и образовательной программы МБОУ Елисеевской оош.
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы.
При разработке курса учитывалась особая роль родного языка в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали родной язык как средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как основной канал социализации и самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Важнейшая цель обучения русскому языку в 5—9 классах состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть разнообразными видами речевой деятельности, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистичекими словарями; совершенствование умений навыков письменной речи;
освоение компетенций- коммуникативной, языковедческой, культуроведческой.
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа учения к основному.
Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка.
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только развивает грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей, позволяет сформировать грамматические, лексические, орфографические умения и навыки в их единстве.
Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития. Распределение часов по темам примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.
Таким образом, содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций, а также формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Формы организации образовательного процесса:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- -проверка знаний при помощи тестов;
- -индивидуальный устный опрос;
- -фронтальный опрос;
- - опрос с помощью перфокарт;
- - выборочная проверка упражнения;
- - взаимопроверка;
- - самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
- - различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- - составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- -изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- - написание сочинений;
- -письмо под диктовку;
- -комментирование орфограмм и пунктограмм;
- -Контрольное списывание;
- Зрительные диктанты
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале, в середине и в конце учебного года; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») работ, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РЕЧЬ (17 ч)
Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
Жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно -композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.
Высказывания, ориентированные на жанр репортажа:
репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе);
репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города, поселка, улицы, музея).
Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке).
Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо - как их примирить?».
Трудные случаи правописания (на основе изученного) (5 ч)
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение (5 ч). Понятие о словосочетании.
Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление примыкание. Значение словосочетания.
Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательныe предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение.
Культура речи. Построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных и восклицательных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения. Риторический вопрос, вопросно -ответная форма изложения как стилистические приемы, повышающие выразительность речи. Варианты произношения в устной речи.
Синтаксис простого предложения
Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения (12 ч)
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащими сказуемым.
Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и не согласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота.
Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращенными словами.
Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика.
Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и повествовательных текстах; их синонимика.
Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.
Односоставные простые предложения (8 ч). Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные).
Культура речи. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Употребление в описании назывных предложений обозначения времени и места. Использование личных и безличных предложений как синтаксических синонимов.
Неполные предложения (2 ч)
Понятие о неполных предложениях.
Культура речи. Употребление неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи.
Предложения с однородными членами (12 ч)
Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бессоюзно и при помощи сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только…, но и…, как…, так и… .
Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи. Интонация предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями (14 ч)
Обращение нераспространенное и распространенное, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями.
Культура речи. Использование обращений в разных стилях речи как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Интонация при обращении. Правильно е произношение русских имен и отчеств в роли обращения.
Синонимика вводных слов. Стилистические различия между ними. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи. Вводные слова как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с вводными словами и предложениями.
Предложения с обособленными членами (16 ч)
Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения.
Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ним синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных деепричастных оборотов и простых сказуемых). Деепричастные обороты как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с обособленными и уточняющими членами.
Прямая и косвенная речь (9 ч)
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.
Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.
Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог.
Культура речи. Интонация предложений с прямой речью. Замена прямой речи косвенной. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.
Резервные часы (3 ч)
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Предметные результаты обучения также представлены в программе по классам и распределены по основным разделам курса: фонетика и орфоэпия, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и синтаксис, орфография и пунктуация.
К концу 8 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
• по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
• по морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочносуффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;
• по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
• по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;
• по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
• по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;
• по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Календарно-тематическое планирование 8 класса по русскому языку 105 часов (11 к.р)
№№ п.п | Тема урока | Дата | |
План. | Факт. | ||
Русский язык в семье славянских языков. | 03.09.2021 | ||
Разновидности речи. Стили речи | 07.09.2021 | ||
Контрольная работа № 1. Изложение без концовки. | 08.09.2021 | ||
Анализ изложения. | 10.09.2021 | ||
Контрольная работа № 2. Входной диктант с грамматическим заданием. | 14.09.2021 | ||
Анализ контрольной работы. | 15.09.2021 | ||
Буквы н –нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | 17.09.2021 | ||
Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи. | 21.09.2021 | ||
Слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями и наречиями | 22.09.2021 | ||
Употребление в тексте частицы ни | 24.09.2021 | ||
Употребление дефиса | 28.09.2021 | ||
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи | 29.09.2021 | ||
Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте | 01.10.2021 | ||
Словосочетание | 05.10.2021 | ||
Словосочетание | 06.10.2021 | ||
Словосочетание | 08.10.2021 | ||
Предложение и его типы | 12.10.2021 | ||
Предложение и его типы | 13.10.2021 | ||
Интонация простого предложения | 15.10.2021 | ||
Интонация простого предложения | 19.10.2021 | ||
Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения. | 20.10.2021 | ||
Сказуемое и способы его выражения | 22.10.2021 | ||
Тире между подлежащим и сказуемым | 26.10.2021 | ||
Тире между подлежащим и сказуемым | 27.10.2021 | ||
Второстепенные члены предложения, их функции. Определение | 29.10.2021 | ||
2 четверть | |||
Определение | 09.11.2021 | ||
Дополнение | 10.11.2021 | ||
Обстоятельство | 12.11.2021 | ||
Порядок слов в предложении | 16.11.2021 | ||
Контрольная работа № 3. Диктант с дополнительным заданием по теме «Простое предложение» | 17.11.2021 | ||
Анализ контрольной работы. | 19.11.2021 | ||
Виды односоставных предложений | 23.11.2021 | ||
Определённо-личное предложение | 24.11.2021 | ||
Определённо-личное предложение | 26.11.2021 | ||
Неопределённо-личное предложение. | 30.11.2021 | ||
Репортаж. Репортаж – повествование. | 01.12.2021 | ||
Репортаж-описание | 03.12.2021 | ||
Контрольная работа № 4. Сочинение в жанре репортажа | 07.12.2021 | ||
Неопределённо-личное предложение. | 08.12.2021 | ||
Неопределённо-личное предложение. Обобщённо-личное предложение | 10.12.2021 | ||
Безличное предложение | 14.12.2021 | ||
Безличное предложение | 15.12.2021 | ||
Назывное предложение | 17.12.2021 | ||
Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме | 21.12.2021 | ||
Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме | 22.12.2021 | ||
Самостоятельная работа по лингвистике | 24.12.2021 | ||
Понятие однородности членов предложения | 28.12.2021 | ||
3 четверть | |||
Статья | 11.01.2022 | ||
Контрольная работа № 5. Проблемная статья (актуальные проблемы современности) | 12.01.2022 | ||
Анализ контрольной работы. | 14.01.2022 | ||
Понятие однородности членов предложения | 18.01.2022 | ||
Понятие однородности членов предложения | 19.01.2022 | ||
Средства связи между однородными членами предложения | 21.01.2022 | ||
Средства связи между однородными членами предложения | 25.01.2022 | ||
Средства связи между однородными членами предложения | 26.01.2022 | ||
Однородные и неоднородные определения | 28.01.2022 | ||
Однородные и неоднородные определения | 01.02.2022 | ||
Сочинение с грамматическим заданием по картине К. Брюллова «Всадница» (Использование однородные и неоднородные определения при описании картины, правильно употреблять знаки препинания при однородных членах) | 02.02.2022 | ||
Предложения с обращениями Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 04.02.2022 | ||
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Предложения с обращениями. | 08.02.2022 | ||
Контрольная работа № 6. Диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены» | 09.02.2022 | ||
Предложения с обращениями | 11.02.2022 | ||
Предложения с обращениями | 15.02.2022 | ||
Предложения с вводными конструкциями | 16.02.2022 | ||
Предложения с вводными конструкциями | 18.02.2022 | ||
Предложения с вводными конструкциями | 22.02.2022 | ||
Предложения с вводными конструкциями | 25.02.2022 | ||
Предложения с вводными конструкциями | 01.03.2022 | ||
Предложения со вставными конструкциями. Предложения с междометиями и словами да, нет | 02.03.2022 | ||
Предложения со вставными конструкциями. Предложения с междометиями и словами да, нет | 04.03.2022 | ||
Контрольная работа № 7. Диктант с грамматическим заданием по теме «Вводные и вставные конструкции» | 09.03.2022 | ||
Анализ диктанта | 11.03.2022 | ||
Понятие обособления второстепенных членов предложения | 15.03.2022 | ||
Понятие обособления второстепенных членов предложения | 16.03.2022 | ||
Обособленные определения и приложения | 18.03.2022 | ||
4 четверть | |||
Обособленные определения и приложения | 29.03.2022 | ||
Обособленные определения и приложения | 30.03.2022 | ||
Обособленные определения и приложения | 01.04.2022 | ||
Контрольная работа № 8. Диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные определения и приложения» | 05.04.2022 | ||
Анализ контрольной работы. | 06.04.2022 | ||
Обособленные обстоятельства | 08.04.2022 | ||
Обособленные обстоятельства | 12.04.2022 | ||
Обособленные обстоятельства | 13.04.2022 | ||
Обособленные обстоятельства | 15.04.2022 | ||
Уточняющие члены предложения | 19.04.2022 | ||
Уточняющие члены предложения | 20.04.2022 | ||
Контрольная работа № 9. Диктант с грамматическим заданием по теме «Уточняющие члены предложения» | 22.04.2022 | ||
Анализ контрольной работы | 26.04.2022 | ||
Портретный очерк | 27.04.2022 | ||
Портретный очерк | 29.04.2022 | ||
Контрольная работа № 10. Сочинение в жанре портретного очерка | 03.05.2022 | ||
Урок — деловая игра «Мы делаем газету» | 04.05.2022 | ||
Урок — деловая игра «Мы делаем газету» | 06.05.2022 | ||
Прямая речь и её оформление на письме | 10.05.2022 | ||
Прямая речь и её оформление на письме | 11.05.2022 | ||
Прямая речь и её оформление на письме | 13.05.2022 | ||
Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной | 17.05.2022 | ||
Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной | 18.05.2022 | ||
Промежуточная итоговая аттестация. №11 Диктант с грамматическим заданием. | 20.05.2022 | ||
Анализ контрольной работы. | 24.05.2022 | ||
Цитаты и их оформление на письме | 25.05.2022 | ||
Резервные уроки | 27.05.2022 | ||
Резервные уроки | 31.05.2022 | ||
Резервные уроки | 01.06.2022 | ||
Резервные уроки | 03.06.2022 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс к учебному комплексу М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова.
Рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по рус...
Рабочая программа по русскому языку по программе М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос
Данная программа рассчитана на 140 часов ( 4 часа в неделю), для учащихся 7 класса. Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе.Срок реализации программы ...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6,7,8 кл
Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6,7,8 кл...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6 кл
Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6 кл...
Рабочая программа к УМК под ред. М.М.Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львова. и др. по русскому языку для 7-х классов
Программа разработана во исполнение п. 1 Цели №1 Распоряжения Минпросвещения России от 15.02.2019 № Р-8 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и те...
ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС на основе рабочих программ предметной линии учебников под редакцией В.Я. Коровиной. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева
102 часа (3 часа в неделю) Базовый уровень...
ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС на основе рабочих программ предметной линии учебников под редакцией В.Я. Коровиной. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева
102 часа (3 часа в неделю) Базовый уровень...