программа по русскому языку 8 класс на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Антонова Оксана Владимировна

105 часов базовый уровень

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_rus.yaz_.docx44.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

 «Елисеевская основная общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета МОБУ Елисеевская  ООШ

Протокол №___

от«___» ________2021   г

 

«Утверждаю»

Директор МОБУ Елисеевская  ООШ

__________/Е.Н.Вохмянина/

                           

Приказ №______

от «___» _________2021   г

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

8 КЛАСС

на основе комплексной программы по русскому языку

под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова

105 часов

базовый уровень

2021-2022ГОД

Составила учитель I категории Антонова Оксана Владимировна

Д. Елисеевка

2021-2022 учебный год

Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе рабочих программ предметной линии учебников под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова и образовательной программы МБОУ Елисеевской оош.

Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы.

При разработке курса учитывалась особая роль родного языка в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали родной язык как средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как основной канал социализации и самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

Важнейшая цель обучения русскому языку в 5—9 классах состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть разнообразными видами речевой деятельности, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета. 

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистичекими словарями; совершенствование умений навыков письменной речи;

освоение компетенций- коммуникативной, языковедческой, культуроведческой.

Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа учения к основному.

Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка.

Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только развивает грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей, позволяет сформировать грамматические, лексические, орфографические умения и навыки в их единстве.

Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития. Распределение часов по темам примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.

Таким образом, содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций, а также формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Формы организации образовательного процесса:

  •  обобщающая беседа по изученному материалу;
  • -проверка знаний при помощи тестов;
  • -индивидуальный устный опрос;
  • -фронтальный опрос;
  • - опрос с помощью перфокарт;
  • - выборочная проверка упражнения;
  • - взаимопроверка;
  • - самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
  • - различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
  • - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
  • - составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);
  • - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • -изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
  • - написание сочинений;
  • -письмо под диктовку;
  • -комментирование орфограмм и пунктограмм;
  • -Контрольное списывание;
  • Зрительные диктанты

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале, в середине и в конце учебного года; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») работ, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РЕЧЬ (17 ч)

Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.

Жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно -композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.

Высказывания, ориентированные на жанр репортажа:

репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе);

репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города, поселка, улицы, музея).

Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке).

Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо - как их примирить?».

Трудные случаи правописания (на основе изученного) (5 ч)

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Синтаксис и пунктуацияСловосочетание и предложение (5 ч)Понятие о словосочетании.

Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление примыкание. Значение словосочетания.

Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательныe предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение.

Культура речи. Построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных и восклицательных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения. Риторический вопрос, вопросно -ответная форма изложения как стилистические приемы, повышающие выразительность речи. Варианты произношения в устной речи.

Синтаксис простого предложения

Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения (12 ч)

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащими сказуемым.

Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и не согласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота.

Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращенными словами.

Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика.

Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и повествовательных текстах; их синонимика.

Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.

Односоставные простые предложения (8 ч). Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные).

Культура речи. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Употребление в описании назывных предложений обозначения времени и места. Использование личных и безличных предложений как синтаксических синонимов.

Неполные предложения (2 ч)

Понятие о неполных предложениях.

Культура речи. Употребление неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи.

Предложения с однородными членами (12 ч)

Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бессоюзно и при помощи сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только…, но и…, как…, так и… .

Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи. Интонация предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями (14 ч)

Обращение нераспространенное и распространенное, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

Культура речи. Использование обращений в разных стилях речи как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Интонация при обращении. Правильно е произношение русских имен и отчеств в роли обращения.

Синонимика вводных слов. Стилистические различия между ними. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи. Вводные слова как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с вводными словами и предложениями.

Предложения с обособленными членами (16 ч)

Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения.

Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ним синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных деепричастных оборотов и простых сказуемых). Деепричастные обороты как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с обособленными и уточняющими членами.

Прямая и косвенная речь (9 ч)

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.

Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог.

Культура речи. Интонация предложений с прямой речью. Замена прямой речи косвенной. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.

Резервные часы (3 ч)

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Предметные результаты обучения также представлены в программе по классам и распределены по основным разделам курса: фонетика и орфоэпия, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и синтаксис, орфография и пунктуация.

К концу 8 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

• по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;

•        по морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочносуффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;

•        по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;

•        по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;

•        по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;

•        по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;

• по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

Календарно-тематическое планирование 8 класса по русскому языку 105 часов (11 к.р)

№№ п.п

Тема урока

Дата

План.

Факт.

Русский язык в семье славянских языков.

03.09.2021

Разновидности речи. Стили речи

07.09.2021

Контрольная работа № 1. Изложение без концовки.

08.09.2021

Анализ изложения.

10.09.2021

Контрольная работа № 2. Входной диктант с грамматическим заданием.

14.09.2021

Анализ контрольной работы.

15.09.2021

Буквы н –нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

17.09.2021

Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи.

21.09.2021

Слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями и наречиями

22.09.2021

Употребление в тексте частицы ни

24.09.2021

Употребление дефиса

28.09.2021

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи

29.09.2021

Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте

01.10.2021

Словосочетание

05.10.2021

Словосочетание

06.10.2021

Словосочетание

08.10.2021

Предложение и его типы

12.10.2021

Предложение и его типы

13.10.2021

Интонация простого предложения

15.10.2021

Интонация простого предложения

19.10.2021

Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения.

20.10.2021

Сказуемое и способы его выражения

22.10.2021

Тире между подлежащим и сказуемым

26.10.2021

Тире между подлежащим и сказуемым

27.10.2021

Второстепенные члены предложения, их функции. Определение

29.10.2021

2 четверть

Определение

09.11.2021

Дополнение

10.11.2021

Обстоятельство

12.11.2021

Порядок слов в предложении

16.11.2021

Контрольная работа № 3. Диктант с дополнительным заданием по теме «Простое предложение»

17.11.2021

Анализ контрольной работы.

19.11.2021

Виды односоставных предложений

23.11.2021

Определённо-личное предложение 

24.11.2021

Определённо-личное предложение

26.11.2021

Неопределённо-личное предложение.

30.11.2021

Репортаж. Репортаж – повествование.

01.12.2021

Репортаж-описание

03.12.2021

Контрольная работа № 4. Сочинение в жанре репортажа

07.12.2021

Неопределённо-личное предложение.

08.12.2021

Неопределённо-личное предложение. Обобщённо-личное предложение

10.12.2021

Безличное предложение

14.12.2021

Безличное предложение

15.12.2021

Назывное предложение

17.12.2021

Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме

21.12.2021

Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме

22.12.2021

Самостоятельная работа по лингвистике

24.12.2021

Понятие однородности членов предложения

28.12.2021

3 четверть

Статья

11.01.2022

Контрольная работа № 5. Проблемная статья (актуальные проблемы современности)

12.01.2022

Анализ контрольной работы.

14.01.2022

Понятие однородности членов предложения

18.01.2022

Понятие однородности членов предложения

19.01.2022

Средства связи между однородными членами предложения

21.01.2022

Средства связи между однородными членами предложения

25.01.2022

Средства связи между однородными членами предложения

26.01.2022

Однородные и неоднородные определения

28.01.2022

Однородные и неоднородные определения

01.02.2022

Сочинение с грамматическим заданием по картине К. Брюллова «Всадница» (Использование однородные и неоднородные определения при описании картины, правильно употреблять знаки препинания при однородных членах)

02.02.2022

Предложения с обращениями Обобщающие слова при однородных членах предложения.

04.02.2022

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Предложения с обращениями.

08.02.2022

Контрольная работа № 6. Диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены»

09.02.2022

Предложения с обращениями

11.02.2022

Предложения с обращениями

15.02.2022

Предложения с вводными конструкциями

16.02.2022

Предложения с вводными конструкциями

18.02.2022

Предложения с вводными конструкциями

22.02.2022

Предложения с вводными конструкциями

25.02.2022

Предложения с вводными конструкциями

01.03.2022

Предложения со вставными конструкциями. Предложения с междометиями и словами да, нет

02.03.2022

Предложения со вставными конструкциями. Предложения с междометиями и словами да, нет

04.03.2022

Контрольная работа № 7. Диктант с грамматическим заданием по теме «Вводные и вставные конструкции»

09.03.2022

Анализ диктанта

11.03.2022

Понятие обособления второстепенных членов предложения

15.03.2022

Понятие обособления второстепенных членов предложения

16.03.2022

Обособленные определения и приложения

18.03.2022

4 четверть

Обособленные определения и приложения

29.03.2022

Обособленные определения и приложения

30.03.2022

Обособленные определения и приложения

01.04.2022

Контрольная работа № 8. Диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные определения и приложения»

05.04.2022

Анализ контрольной работы.

06.04.2022

Обособленные обстоятельства

08.04.2022

Обособленные обстоятельства

12.04.2022

Обособленные обстоятельства

13.04.2022

Обособленные обстоятельства

15.04.2022

Уточняющие члены предложения

19.04.2022

Уточняющие члены предложения

20.04.2022

Контрольная работа № 9. Диктант с грамматическим заданием по теме «Уточняющие члены предложения»

22.04.2022

Анализ контрольной работы

26.04.2022

Портретный очерк

27.04.2022

Портретный очерк

29.04.2022

Контрольная работа № 10. Сочинение в жанре портретного очерка

03.05.2022

Урок — деловая игра «Мы делаем газету»

04.05.2022

Урок — деловая игра «Мы делаем газету»

06.05.2022

Прямая речь и её оформление на письме

10.05.2022

Прямая речь и её оформление на письме

11.05.2022

Прямая речь и её оформление на письме

13.05.2022

Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной

17.05.2022

Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной

18.05.2022

Промежуточная итоговая аттестация. №11 Диктант с грамматическим заданием.

20.05.2022

Анализ контрольной работы.

24.05.2022

Цитаты и их оформление на письме

25.05.2022

Резервные уроки

27.05.2022

Резервные уроки

31.05.2022

Резервные уроки

01.06.2022

Резервные уроки

03.06.2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 6 класс к учебному комплексу М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова.

Рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по рус...

Рабочая программа по русскому языку по программе М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос

Данная программа рассчитана на 140 часов ( 4 часа в неделю), для учащихся 7 класса. Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе.Срок реализации программы ...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6,7,8 кл

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская,  С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6,7,8  кл...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6 кл

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская,  С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6  кл...

Рабочая программа к УМК под ред. М.М.Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львова. и др. по русскому языку для 7-х классов

Программа разработана во исполнение п. 1 Цели №1 Распоряжения Минпросвещения России от 15.02.2019 № Р-8 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и те...