Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени. 6 класс. К учебнику Шмелева.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Открытый урок изучения нового материала по учебнику Шмелева, 6 класс. В папке есть весь необходимый материал к проведению урока. Можно использовать отдельные этапы, материалы или взять за основу идею урока. Оформить меню можно по любой основе из интернета. Всем, кому пригодится, желаю успеха!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka.zip | 2.63 МБ |
prezentatsiya.zip | 1.13 МБ |
konspekt_otkrytogo_uroka.docx | 23.65 КБ |
kartochka_retsept.docx | 12.37 КБ |
Подписи к слайдам:
Торт «Трюфель» Способ приготовления Бисквитный пласт, разреза.. ый на две части, разложить на две стеклянные тарелки, украше .. ые орнаментом. Каждую из частей, пропита.. ую сиропом и прослоё.. ую сливочно-шоколадным кремом, поставить около окна на освещё .. ую солнцем сторону. Через несколько минут обе пропита.. ые половинки соединить. С помощью деревянной шпажки нужно убедиться, что половинки пропита.. ы . Затем сверху и с боков, смаза .. ых кремом и обсыпа .. ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Поверхность торта будет украше ..а конфетами, охлаждё .. ыми сливками. Рожде .. ый шедевр поместить в холодильник на час.
З АЖАРЕ Н А ЗАЖАРЕ НН АЯ
Музыкальная пауза
1. Сазан, запиченый с овощами. 2. Закуска из шампиньонов, смешаных с измильчёным лукам. 3. Рулеты из рыбнова филе, отвареные с укропом. 4. Кукуруза, зажареная с лукам. 5. Телятина с ветчиной, украшеная белым соусом с клюквой.
Проверь себя 1. Сазан, зап Е че НН ый с овощами. 2. Закуска из шампиньонов, смеша НН ых с изм Е льчё НН ым лук О м . 3. Рулеты из рыбн ОГО филе, отваре НН ые с укропом. 4. Кукуруза, зажаре НН ая с лук О м . 5. Телятина с ветчиной, украше НН ая белым соусом с клюквой.
В «Заколдованном тесте» очень хорошо. В ресторане___________ , скатерти ___________и____________ . В зале очень уютно: пол _____________ковром , Шторы________________ , стены ____________ картинами . Все блюда очень вкусны. Обязательно вернемся в этот уютный ресторан. Слова для справок : прибрано выглажены выстираны накрахмалены застелен украшены
РЕСТОРАН Заколдованное тесто
Предварительный просмотр:
Тема урока: Н и НН в страдательных причастиях.
Цель: формирование навыка написания Н, НН в страдательных причастиях прошедшего времени.
Задачи: Познакомить учащихся с правилами написания - н - и - нн – в страдательных причастиях прошедшего времени
Сформировать навык написания – н – и – нн – в причастиях
Развивать самостоятельность, внимательность, аккуратность, чувства самоконтроля.
Планируемые образовательные результаты
Личностные
проявление творческого отношения к процессу обучения; формирование познавательной потребности;
проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
развивать логического мышления;
воспитание любознательности.
Предметные
формирование умений правописания н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени.
Метапредметные
Регулятивные УУД
определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
умение высказывать свое предположение на основе работы с текстом;
определение степени успешности своей работы и работы других.
Познавательные УУД
нахождение ответов на вопросы в тексте;
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
извлечение информации;
осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста.
Коммуникативные УУД
умение оформлять свою мысль в устной речи; грамотно формулировать высказывания;
умение слушать и вступать в диалог;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Тип урока: урок открытия нового знания
Методические приемы: прием «Лови ошибку!», лингвистический эксперимент, метод моделирования
Технология: plickers.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки, выход в интернет, мобильный телефон у учителя, карточки plickers для учеников, карточки с рецептом, фломастеры, карандаши, листы А4 на группу.
Ход урока:
1. Оргмомент. Слайд 1Доброе утро, дорогие ребята! Доброе утро, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на уроке сладкоежек и настоящих гурманов. Сегодня я приглашаю вас посетить ресторан «Заколдованное тесто», где мы попробуем кулинарные «изыски»:
В ресторане нашем музыка играет,
Гости веселятся, но не отдыхают,
Рады все и счастливы вокруг,
Ты запомнишь этот день, мой друг!
Откроем тетради, запишем число, классная работа.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Учитель: Я как шеф-повар беспокоюсь за репутацию своего заведения. Мне нужен грамотный персонал, образованные помощники. Для гостей я хотела испечь торт, но не могу, т.к. рецепт не точен. И я прошу у вас помощи.(Чтение рецепта вслух учеником) Слайд 2
Карточка на каждой парте: Торт «Трюфель».
Способ приготовления.
Бисквитный пласт, разрезанный на две части, разложить на две стеклянные тарелки, украше..ые орнаментом. Каждую из частей, пропита..ую сиропом и прослоё..ую сливочно-шоколадным кремом, поставить около окна на освещё..ую солнцем сторону. Через несколько минут обе пропита..ые половинки соединить. С помощью деревянной шпажки нужно убедиться, что половинки пропита..ы. Затем сверху и с боков, смаза..ых кремом и обсыпа..ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Поверхность торта будет украше..а конфетами, охлаждё..ыми сливками. Рожде..ый шедевр поместить в холодильник на час.
Учитель: -Слова какой части речи выделены курсивом? (причастие) -Докажите, на примере из текста. (Причастие – это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию, отвечающая на вопрос КАКОЙ? Имеет признаки прилагательного и глагола. Признаки прил. – род, число, падеж, краткость; глагольные приз. – время, возвратность, вид. Синтаксическая функция – определение. Бывают действительными и страдательными).
-Это причастия действительные или страдательные? (страдательные)
-Докажите, что это перед нами страдательные причастия (испытывает действие на себе)
-Эти причастия наст. или прош. времени?
-А какие буквы пропущены в этих причастиях? (н)
-В какой морфеме они пропущены? (в суффиксе)
3. Выявление места и причины затруднения.
-А есть ли в этом рецепте слова, где правописание букв НН в суффиксе вы можете объяснить? (стеклянный, деревянный)
-А можете мне объяснить, сколько Н вы вставите в выделенные причастия? (нет)
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
-С какой проблемой мы столкнулись? (не можем объяснить правописание Н в страдательных причастиях прошедшего времени)
-Сформулируйте тему нашего урока (Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени)
-Какова цель нашего урока? (узнать, сколько Н пишется в страдательных причастиях ПВ)
5. Реализация построенного проекта.
-Для того чтобы выйти из затруднения, понаблюдаем за таблицей в учебнике §14-го стр. 71-ой.
-Перед вами причастия?
-Страдательные?
-В первой графе сколько букв Н?
-А во второй?
-Сравним эти причастия. Можете теперь сделать вывод? (в полных формах пишется НН, в кратких – Н).
-Обращаем внимание на выделение орфограмм (суффиксы, подчеркивание вставленных орфограмм).
-Теперь вернемся к нашему рецепту. Можете теперь вставить пропущенные орфограммы в страдательных причастиях ПВ?
-Поработаем у доски: 1 ученик выписывает полные, другой – краткие. Орфограммы обозначаем. Остальные работают в тетрадях.
Выпишите из данного рецепта все причастия в 2 столбика, НН и Н в суффиксах:
НН | Н |
разрезанный украшенные пропитанную прослоённую освещённую пропитанные смазанных обсыпанных охлаждёнными рождённый | пропитаны украшена |
Проверка:
-Так от чего зависит правописание Н и НН в страдательных причастиях в ПВ? (от формы)
-На данном слайде Слайд 3 представлено правило правописания Н и НН в страдательных причастиях ПВ. По моей модели, изображенной на экране, объясните правило (две рыбы – это НН, соответственно ЗАЖАРЕННАЯ – полная форма, одна рыба – это Н, ЗАЖАРЕНА – краткая форма).
-Ваша задача – придумать свою модель правила, затем выйти и прикрепить к доске, потом объяснить. Далее учащиеся объединяются и составляют в группах свою модель, представляют ее.
Музыкальная пауза (Слайд 4)
Теперь немного отдохнем. Согласитесь, что ресторан без приятной музыки не считается хорошим. Я включу вам самые популярные мелодии нашего заведения. В этих отрывках есть слова с нашей орфограммой. Ваша задача – услышать в песне страдательные причастия ПВ и объяснить, сколько Н необходимо написать.
1. Николаев – влюбленный
2. Гагарина – обезоружена
3. Земфира – замороженными, заторможенными.
6. Первичное закрепление с комментированием
Работа в парах.
-Всем известно, что в ресторан мы приходим не только послушать приятную музыку, но и вкусно поесть. У вас на столах лежит меню на сегодня. Посмотрите внимательно, вам нравится сегодняшнее меню? (нет)
-Почему? (в меню много ошибок)
-Действительно, меню составлено неграмотным человеком. Что нам необходимо сделать? Слайд 5 (исправить ошибки в карточках меню)
Меню
1. Сазан, запиченый с овощами.
2. Закуска из шампиньонов, смешаных с измильчёным лукам.
3. Рулеты из рыбнова филе, отвареные с укропом.
4. Кукуруза, зажареная с лукам.
5. Телятина с ветчиной, украшеная белым соусом с клюквой.
Проверка устно с объяснением. Слайд 6
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Наш ресторан посетило много человек. Многие из них оставили положительные отзывы о ресторане. Вот один из них, но в нем недостает причастий. Слайд 7 (работаем устно)
Лингвистический эксперимент.
Отзыв
В «Заколдованном тесте» очень хорошо. В ресторане прибрано, скатерти выстираны и выглажены. В зале очень уютно: пол застелен ковром, шторы накрахмалены, стены украшены картинами.
-Все причастия, которые мы с вами вставили, какие? (страдательные причастия ПВ в краткой форме)
-Сколько Н пишется в кратких страдательных причастиях ПВ?
-А что нужно сделать с этими причастиями, чтобы в них писалось НН? (нужно образовать полную форму). *Устно можно образовать.
8. Рефлексия учебной деятельности.
1 )Тест на пять вопросов по технологии пликерс. Сначала нужно объяснить ученикам, как пользоваться карточками. Слайд 8.
2) -Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? (узнать, сколько Н пишется в страдательных причастиях ПВ)
-Достигли мы поставленной цели?
-Теперь скажите, почему в названии ресторана пишется НН? Слайд 9 (заколдованное – полная форма страдательного причастия ПВ, значит пишем НН)
9. Домашнее задание.
Дома составить своё меню с использованием полных и кратких форм страдательных причастий ПВ, не более 5 наименований.
10. Оценки за урок.
Большое спасибо, что вы помогли сегодня спасти репутацию моего заведения. Я всегда буду рада видеть вас в своем ресторане. До новых встреч!
Предварительный просмотр:
Торт «Трюфель»
Способ приготовления
Бисквитный пласт, разреза..ый на две части, разложить на две стеклянные тарелки, украше..ые орнаментом. Каждую из частей, пропита..ую сиропом и прослоё..ую сливочно-шоколадным кремом, поставить около окна на освещё..ую солнцем сторону. Через несколько минут обе пропита..ые половинки соединить. С помощью деревянной шпажки нужно убедиться, что половинки пропита..ы. Затем сверху и с боков, смаза..ых кремом и обсыпа..ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Поверхность торта будет украше..а конфетами, охлаждё..ыми сливками. Рожде..ый шедевр поместить в холодильник на час.
Торт «Трюфель»
Способ приготовления
Бисквитный пласт, разреза..ый на две части, разложить на две стеклянные тарелки, украше..ые орнаментом. Каждую из частей, пропита..ую сиропом и прослоё..ую сливочно-шоколадным кремом, поставить около окна на освещё..ую солнцем сторону. Через несколько минут обе пропита..ые половинки соединить. С помощью деревянной шпажки нужно убедиться, что половинки пропита..ы. Затем сверху и с боков, смаза..ых кремом и обсыпа..ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Поверхность торта будет украше..а конфетами, охлаждё..ыми сливками. Рожде..ый шедевр поместить в холодильник на час.
Торт «Трюфель»
Способ приготовления
Бисквитный пласт, разреза..ый на две части, разложить на две стеклянные тарелки, украше..ые орнаментом. Каждую из частей, пропита..ую сиропом и прослоё..ую сливочно-шоколадным кремом, поставить около окна на освещё..ую солнцем сторону. Через несколько минут обе пропита..ые половинки соединить. С помощью деревянной шпажки нужно убедиться, что половинки пропита..ы. Затем сверху и с боков, смаза..ых кремом и обсыпа..ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Поверхность торта будет украше..а конфетами, охлаждё..ыми сливками. Рожде..ый шедевр поместить в холодильник на час.
Торт «Трюфель»
Способ приготовления
Бисквитный пласт, разреза..ый на две части, разложить на две стеклянные тарелки, украше..ые орнаментом. Каждую из частей, пропита..ую сиропом и прослоё..ую сливочно-шоколадным кремом, поставить около окна на освещё..ую солнцем сторону. Через несколько минут обе пропита..ые половинки соединить. С помощью деревянной шпажки нужно убедиться, что половинки пропита..ы. Затем сверху и с боков, смаза..ых кремом и обсыпа..ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Поверхность торта будет украше..а конфетами, охлаждё..ыми сливками. Рожде..ый шедевр поместить в холодильник на час.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе «Одна и две буквы -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»
Данный урок позволяетПродолжить обучение навыкам распознавать одну и две буквы -н- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.Формировать навыки написания одной и двух...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...
Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "
Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...
Разработка урока русского языка в 7 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»
Цели урока: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных...
Проект урока русского языка в 7 классе "Страдательные причастия прошедшего времени"
Данный урок по учебнику «Русский язык. 7 класс» авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в тему «Причастие» и связан с предыдущими уро...
Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов»
Урок проводится в разделе «Морфология. Причастие». Он является вторым в ряду уроков по изучению правила «н-нн в причастиях», где дети знакомятся с отличительными признаками причастий и отглагольных пр...
Урок русского языка в 7 классе. Раздел "Причастие", тема "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов".
Презентация к уроку по разделу "Причастие" с разнообразными заданиями, направленными на повторение и закрепление разных тем из данного раздела....