Открытый урок по теме "НЕ с разными частями речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Абрамова Галина Алексеевна

Данный урок проведен в 6 классе по программе М.М.Разумовской для слушателей курсов ИПКРО РА. Урок проведен в преддверии Дня пожилого человека в селе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата

Предмет русский язык

Класс 6

Номер урока

Тема: НЕ с разными частями речи.

Предметные цели:

Приведение усвоенных учащимися знаний в стройную систему:

- знаний о    слитном и раздельном написании НЕ с разными частями речи

- умений правильно писать частицу НЕ с именами существительными, именами прилагательными, глаголами  

Метапредметные цели:

-обучение  учащихся умению понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.

Задачи:

Обобщить, систематизировать  и более глубоко осмыслить учебный материал по теме через систему заданий.

Формулируемые УУД:

Познавательные: 

- проводить наблюдение под руководством учителя;

- постановка и решение проблем творческого характера.

- уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.

• самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения;

Регулятивные: 

- целеполагание ( включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную);

- самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

- выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению.

• самостоятельная постановка  новых учебных целей и задач.

Коммуникативные: 

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

- умение слышать и слушать друг друга

- вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть разными формами речи в соответствии с нормами языка

 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Оформление урока: презентация, карточки для работы в парах, в группах, картинки Н.Радлова, разрезной материал для составления алгоритма, клей, «микрофон».

Структура урока.

  1. Тема, цель, мотивация.
  • Приветствие.
  • Перед вами текст. Прочитайте его. О чем в нем идет речь?

Это А.П.Чехов так охарактеризовал лень. Я надеюсь, нам сегодня не придется бороться с ленью.

  • Еще раз посмотрите на текст. В чем его необычность? Что вы можете сказать о теме урока?  Это новая тема? Какую цель поставим перед собой?
  1. Воспроизведение опорных знаний учащихся по теме. На каждом этапе урока вы будете оценивать себя и товарищей в листах самооценки.

Вспомним, что мы знаем о частице НЕ. Поможет нам в этом «Микрофон». У нас работает «открытый микрофон». В каждой группе имеется микрофон, какая группа поднимает микрофон, та группа и высказывает свое мнение.

  1. Повторение и анализ основных знаний.

Поработаем в группах. Вспомните правила работы в группах.

Сейчас мы с вами составим алгоритм, которым можем пользоваться при определении написания частицы НЕ с разными частями речи. Для этого у вас на столах – листы бумаги и таблички для наклеивания.

Что мы делаем в первую очередь, чтобы правильно написать НЕ?

Найдите это среди карточек и приклейте на будущий алгоритм.

Внимательно изучите карточки и закончите алгоритм для своей темы.  Выберите только те карточки, которые подходят для вашей темы.

Озвучивание работы.

  1. Ваши работы нам помогут справиться с теми заданиями, которые я подготовила к уроку.
  • Работа в парах: соотнесите начало и конец пословиц. Объясните написание НЕ.
  • В группах: вспомните или придумайте загадку о предложенном предмете, чтобы в ней обязательно была частица НЕ.
  • Озвучивание работ.
  • Творческая работа по рисункам Н.Радлова с использованием частицы НЕ. – в группах.
  • Озвучивание.
  • Стихотворение – сколько раз в нем встречается частица НЕ?

Мы благодарны вам за прожитые годы, 
За то, что вы
ненастьям всем назло, 
Преодолев все бури и
невзгоды
Смеетесь так задорно и светло.

 

Спасибо вам за искорки веселья, 
Они в восторг любого приведут 
И осень жизни за одно мгновенье 
Цветущею весною обернут.

 
Мы любим вас, оптимистичных, бодрых, 
За то, что
не хотите раскисать. 
Благодарим за мудрость песен добрых, 
По жизни с ними веселей шагать!

О ком эти стихи? Почему  они сегодня звучат на уроке?  - месячник пожилого человека. У вас всех есть бабушки и дедушки.  В школе скоро будет праздник, все мы к нему готовимся. Поэтому – домашнее задание:

На «5» -  приготовить поздравительный адрес  к празднику с использованием частицы НЕ.

На «4» - из упр. 72 (2) выписать по группам соответственно по частям речи слова с частицей НЕ.

На «3» списать упр. 72(1), обозначить орфограммы.

Проверочная работа – тест индивидуально.

  1. Итог урока.

Какие трудности возникли перед вами?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день, ночь; я тоже не выказываю желания удрать от нее… Но не завидуйте, юные читатели! Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме не счастий. Во-первых, моя «она» не отступает от меня, не дает мне заниматься делом… я не навижу ее, презираю. Давно пора бы развестись с ней, но не развелся… Хотите знать ее имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли.. Не догадались? Ее зовут__________

Слайд 3

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день, ночь; я тоже не выказываю желания удрать от нее… Но не завидуйте, юные читатели! Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме не счастий. Во-первых, моя «она» не отступает от меня, не дает мне заниматься делом… я не навижу ее, презираю. Давно пора бы развестись с ней, но не развелся… Хотите знать ее имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли.. Не догадались? Ее зовут….ЛЕНЬ. А.П.Чехов

Слайд 4

Четырнадцатое октября. Классная работа. НЕ с разными частями речи.

Слайд 6

Ученье без уменья Признавая достоинства друга, Не былица Пишут не пером, Мы ценим и любим не закрывай глаза и на его недостатки. не праздность, а труд. на гнилых ногах ходит. не польза, а беда а умом.

Слайд 14

Домашнее задание На «5» - приготовить поздравительный адрес к празднику с использованием частицы НЕ. На «4» - из упр. 72 (2) выписать по группам соответственно по частям речи слова с частицей НЕ. На «3» списать упр. 72(1), обозначить орфограммы.

Слайд 16

Лестница работы на уроке Безразлично Скучно Интересно Увлекательно



Предварительный просмотр:

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день, ночь; я тоже не выказываю желания удрать от нее… Но  не завидуйте, юные читатели! Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она» не отступает от меня, не дает мне заниматься делом… я ненавижу ее, презираю. Давно пора бы развестись с ней, но не развелся… Хотите знать ее имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли.. Не догадались?

   Ее зовут__________

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день, ночь; я тоже не выказываю желания удрать от нее… Но  не завидуйте, юные читатели! Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она» не отступает от меня, не дает мне заниматься делом… я ненавижу ее, презираю. Давно пора бы развестись с ней, но не развелся… Хотите знать ее имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли.. Не догадались?

   Ее зовут__________

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день, ночь; я тоже не выказываю желания удрать от нее… Но  не завидуйте, юные читатели! Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она» не отступает от меня, не дает мне заниматься делом… я ненавижу ее, презираю. Давно пора бы развестись с ней, но не развелся… Хотите знать ее имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли.. Не догадались?

   Ее зовут__________

  • Ученье без уменья                                  (не)закрывай  глаза и на его (не)достатки.

  • Признавая достоинства друга,               (не)праздность, а труд.

  • (Не)былица                                                на гнилых ногах ходит.

  • Пишут (не)пером,                                      (не)польза, а беда.

                       

  • Мы ценим и любим                                    а умом.

  • Ученье без уменья                                  (не)закрывай  глаза и на его (не)достатки.

  • Признавая достоинства друга,               (не)праздность, а труд.

  • (Не)былица                                                на гнилых ногах ходит.

  • Пишут (не)пером,                                      (не)польза, а беда.

                       

  • Мы ценим и любим                                    а умом.

  • Ученье без уменья                                  (не)закрывай  глаза и на его (не)достатки.

  • Признавая достоинства друга,               (не)праздность, а труд.

  • (Не)былица                                                на гнилых ногах ходит.

  • Пишут (не)пером,                                      (не)польза, а беда.

                       

  • Мы ценим и любим                                    а умом.

Вспомнить или сочинить свою загадку, в которой используется частица НЕ. Отгадка имеется.

Воздух (Чего в комнате не увидишь?)

День (не стукнет, не брякнет, а сам придет)

Книга (не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает)

Самолет (трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не лошадь//  не пчела, не шмель, а жужжит, неподвижно крыло, а летит )

Клубок ниток (с хвостиком, а не мышь)

Молоко (жидко, а не вода, бело, а не снег)

Соль (Меня одну не едят, а без меня мало едят)

Часы (без рук, без ног, шумит, гремит, вертится, ничего не боится, считает наш век, а не человек)

Замок ( не лает, не кусает, а в дом не пускает)

 

Книга  

Самолет  

Клубок ниток  

 Соль  

Часы  

Замок  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

Открытый урок в 6 классе по теме «Написание НЕ со словами разных частей речи»

Цели урока: — Закрепление умения правописания слов с НЕ-;— контроль знаний учащихся;— расширение слов запаса;— умение применять полученные знания;— чувство локтя;— ответственность за результат своего ...

Открытый урок на тему "Междометие - особая часть речи" (с использованием технологии сотрудничества). Технологическая карта(паспорт) урока

Применение технологии сотрудничества на уроке русского языка в 7 классе по теме "Междометие - особая часть речи" для развития способности выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми ка...

Открытый урок русского языка в 10 классе по теме "Правописание Н и НН в словах разных частей речи"

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Правописание Н и НН в словах разных частей речи" был проведён в 10 классе. Данный урок систематизирует и закрепляет знания и навыки по данной орфограмме, по...

Технологическая карта открытого урока по теме "Наречие как часть речи". 7 класс

Цель урока: показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий, развивать умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении....

Открытый урок по теме " Наречие как часть речи"

Урок проводится в разновозрастной предпрофильной группе 7-9 классов....

Открытый урок по теме " Деепричастие как часть речи "

1) что такое деепричастие; основные признаки деепричастия; типичные суффиксы деепричастий;2) признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию....