Открытый урок русского языка в 10 классе по теме "Правописание Н и НН в словах разных частей речи"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
Урок повторения и обобщения знаний по теме "Правописание Н и НН в словах разных частей речи" был проведён в 10 классе. Данный урок систематизирует и закрепляет знания и навыки по данной орфограмме, полученные учениками ранее. Особое значение уделяется мотивации учебной деятельности. Одним из ведущих мотивов урока является осмысление практической значимости полученных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_10_klasse.docx | 540.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
города Бийска Алтайского края
Открытый урок русского языка в 10 классе
«Н – НН в причастиях и прилагательных»
Составитель:
Стародубцева Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Структура урока:
- Организация внимания учащихся
- Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности
- Этап актуализации и пробного учебного действия
- Этап локализации индивидуальных затруднений
- Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений
- Этап реализации построенного проекта
- Этап обобщения затруднений во внешней речи
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
- Этап рефлексии деятельности на уроке
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
Реализация проекта урока: технология системно-деятельностного подхода
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов
Технологическая карта урока
№ этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организация внимания учащихся Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Приветствие учителя. Если бы у вас самих была возможность определять предмет для сегодняшней встречи, вы бы выбрали русский язык или литературу? А каких бы заданий вы предпочли больше: устных или письменных? В большей степени вам хотелось бы быть участником или наблюдателем? | Дети приветствуют учителя. Отвечают на поставленные вопросы. | Личностные: Полная готовность к уроку Регулятивные: Включение в ритм работы Коммуникативные: Контроль, коррекция. Познавательные: Рефлексия способов и условий действия. |
2. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности Цель этапа: актуализация требования к ученику со стороны коррекционной деятельности | Филологическая разминка.(5 мин.) Прочитать, принять решение: подписывать или не подписывать. От вашего решения зависит судьба отечественного производителя. Поддержка или нарушение прав отечественного производителя? Поддерживаем требования противников расширения движения за запрещение выдачи разрешений на беспошлинный ввоз иностранных товаров Кто считает, что это поддержка о. п.? Нарушение прав? Мнения разделились. Но текст не может быть то и другое говорящий. Разберёмся в этом тексте. Стиль? Логическое ядро? Кто в этом может быть заинтересован? Какой мы можем сделать вывод? Подписали бы мы этот документ? Какие минимальные изменения можно сделать, если текст необходимо подписать? С какой проблемой столкнулись читатели этого текста? (понимания) Так ли важно нам понимать текст? Для чего нам это нужно? | Поддерживается зарубежный производитель, нарушаются права отечественного производителя. Для того чтобы подписать этот текст, необходимо отредактировать его (ограничить, преобразовать, укоротить). В жизненной ситуации необходимо понимать собеседника. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Проявление познавательной активности Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Развитие языкового чутья Анализ предложений с точки зрения синтаксических норм Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
3. Этап актуализации и пробного учебного действия Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | Работа с эпиграфом
Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. Размышление - могущественный и полноценный способ самопознания; я предпочитаю самостоятельно кованную душу, а не украшенную позаимствованным добром. М. Монтень Обратите внимание на эпиграфы. Запишите одно из предложений. Как понимаете слова Монтеня? Выполним синтаксический разбор предложения. Схема. -Выпишите, пожалуйста, из этих предложений словосочетания со связью согласование. Какая орфограмма есть в зависимых словах? Если возможно, образуйте краткую форму прилагательных и причастий. Читаем словосочетания. Проверяем вставленные буквы. На что обратили внимание? Кто правильно вставил все пропущенные буквы? Какая проблема встала перед нами? Для вас это сложная орфограмма? Что нужно для того, чтобы правильно писать слова с этой орфограммой? К какой части речи относятся эти слова? | К доске выходит учащийся и выполняет синтаксический разбор предложения. Относятся к одной части речи; во всех словах орфограмма «н и нн» в прилагательных и причастиях. Учащиеся говорят о необходимости работы с орфограммой « Н и НН в прилагательных и причастиях» Формулируют тему урока, цели и задачи. | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу; Проявление познавательной активности Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Развитие языкового чутья Анализ предложений с точки зрения синтаксических норм Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
4. Этап локализации индивидуальных затруднений Цель этапа: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. | Работа на интерактивной доске. | На основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднения, выявляют и фиксируют способы действий. учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе. - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки. | |
5. Физминутка Цель этапа: чередование видов деятельности. Активизация внимания учащихся и повышение способности к дальнейшему восприятию учебного материала | Сядьте удобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните. Еще раз вдохните и выдохните. Представьте себе свой обычный день вашего ближайшего будущего. Прислушайтесь к звукам комнаты, к звукам за окном. Может быть, это утреннее пение птиц, а может легкая музыка. ( Медленно возвращаемся мыслями в наше время, сюда, в наш класс, на наш урок. Вдохните глубоко, и на выдохе откройте глаза | Релаксируют, расслабляются Представляют прекрасные картины, образы, настраиваются на позитив. | Восстановление физических и духовных сил ученика |
6. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений Цель этапа: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации | Предлагает обучающимся работу в паре: прочитать теоретический материал (на каждой парте) Ставит цель установить соответствие с ранее изученным. Ставит цель схематично, в то же время и творчески оформить запись в тетради: это может простая схема, таблица. Работа с теоретическим материалом (на каждой парте; работа в парах) Составляем кластер по теме урока (работа в группах) | Пересказывают текст (теоретический материал) напарнику и задают свои вопросы. Устанавливают соответствие с ранее изученным. Схематично изображают в тетради орфограмму. Каждая группа защищает свой проект у доски. | Сотрудничество в парах, группах. Использование знаково-символических средств, в том числе моделирования. Проявление самостоятельности в разных видах деятельности. Осознание ответственности за общее дело Вывод на основе проделанной работы. |
7. Этап реализации построенного проекта Цель этапа: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | Предлагает работу с карточками разного уровня сложности (по желанию учащихся) или работу с текстом (учащиеся сами определяют задание, которое они могут выполнить по этому тексту). Контролирует деятельность по ходу выполнения задания. | Учащиеся выбирают задание по своим умственным способностям. Выполняют задание | Применение на практике полученных знаний и последующее повторение. |
8. Этап обобщения затруднений во внешней речи Цель этапа: закрепление способов действий, вызвавших затруднения | Предлагает обсудить способы действий, которые вызвали затруднения, особое внимание уделяя тем учащимся, у которых возникли затруднения. | Обсуждают типовые затруднения, проговаривают формулировки способов действий, которые вызвали затруднения. | Формирование умений ориентироваться в полученной информации. по ходу выполнения задания. |
9. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель этапа: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | При помощи системы интерактивного голосования ActivExpression проводит самостоятельную работу по орфограмме Н и НН в прилагательных и причастиях. | Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Применение на практике полученных знаний и последующее повторение. Самоконтроль выполнения задания. Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане. |
10.Этап рефлексии деятельности на уроке Цель этапа: отработка алгоритма по изученной теме Дифференцированные задания | Рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока. Объясняет домашнее задание разного уровня сложности. Советует использовать в домашней работе полученнные в ходе работы над параграфом кластеры по теме урока. Пройти по ссылке, выполнить тест 1. http://russkiy-na-5.ru/articles/899 2.http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test28.xml | Называют способы действий, вызвавшие затруднение; фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке; намечают цели последующей деятельности; в соответствии с результатами деятельности на уроке. Согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества) | Оценка и самооценка учебной деятельности. Обобщение и систематизация знаний. Формирование умений полно и точно выражать свои мысли. |
Приложение
Карточка-подсказка №1
НН пишутся:
1. В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида с приставкой.
2. В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида без приставки.
3. В причастиях, у которых есть зависимое слово.
4. Если слово образовано от глаголов с суффиксами ОВА, ЕВА, ИРОВА.
Карточка-подсказка №2
Как отличить краткие отглагольные прилагательные от причастий
1)В краткие отглагольные прилагательные можно отличить от кратких причастий тем, что они не имеют после себя дополнения, отвечающего на вопрос «чем? кем?».
Например. Население было собрано начальником гарнизона.
Она воспитана в строгих правилах.
Краткие причастия отличаются возможностью трансформации в глагол.
Газета прочитана (что сделана?)
Газету прочитали.
А теперь определим тип сказуемого в первом и во втором предложении.(составное именное, простое глагольное).
2) Краткие прилагательные можно заменить другими прилагательными
Девушка начитанна (умна, эрудированна)
Обратите внимание!
Клятва сдержана = клятву сдержали (можно заменить спрягаемой
глагольной формой), значит, сдержана – краткое страдательное
причастие.
Девочка весьма сдержанна и замкнута (спрягаемой глагольной формой
заменить нельзя), значит, сдержанна – краткое прилагательное.
В кратких отглагольных прилагательных пишется столько н, сколько
и в полных:
рассеянная девочка – девочка рассеянна,
путаное и неубедительное объяснение – объяснение путано и неубедительно.
В отличие от кратких прилагательных краткие формы страдательных
причастий прошедшего времени всегда пишутся с одним н:
Самые мягкие и трогательные стихи (что с ними произошло?) написаны
русскими поэтами об осени. Капли дождя (что с ними произошло?) рассеяны
по стеклу.
Карточка-подсказка №3
Как можно отличить прилагательное от причастия?
Если нет зависимых слов и нет приставки, то это прилагательное: груженый вагон, вязаная кофта (но загруженный вагон, вязанная мамой кофта – причастия). В кратких прилагательных пишется столько -Н-, сколько в полных). В кратких причастиях всегда одна Н).
Тест (система интерактивного голосования ActivExpression)
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Окрыле(1)ый успехом своей поэмы, Парни издал сборник «Украде(2)ый портфель», куда вошла забавная пародия на поэму Мильтона «Потеря(3)ый рай». Но все же наиболее известными остаются его любовные элегии, в которых соедине(4)ы ирония и меланхолия, изящество и глубина.
1. 1,2,3 2. 2,3,4 3. 1,3 4. 1,2,4
2.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
К дому была пристрое(1)а веранда, краше(2)ая масля(3)ой краской.
1. 1 2. 1,2 3. 2,3 4. 2
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Берестя(1)ые грамоты, найде(2)ые при раскопках, были тщательно изуче(3)ы специалистами.
1.1,2,3 2. 2,3 3. 2 4. 3
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Броше(1)ый после прошлогоднего наводнения дом, с вылинявшими беле(2)ыми стенами, с безжизне(3)ыми пустыми окнами, производил тяжелое впечатление.
1.1,2 2. 1,2,3 3.1,3 4. 2
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
На галерее какой-то смяте(1)ый гражданин обнаружил у себя в кармане пачку, перевяза(2)ую банковским способом и с надписью на обложке: «Одна тысяча рублей». Поднимались сотни рук, зрители сквозь бумажки глядели на освеще(3)ую сцену и видели самые верные и праведные водя(4)ые знаки.
- 1,2,3 2. 1,2,4 3. 1,3 4. 2
Задание №2
Стулья завале … ы книгами, лома… ая линия, копче … ая рыба, замороже… ое филе, поджаре… ая колбаса, гримирова… ый артист, лица вымаза… ы сажей, лома… ый грош, машина заправле… а, тяжело груже… ая баржа, ягоды подавле… ы в корзине, каша сваре… а, запута… ый нитки, пута… ые мысли,плете… ая из ивняка корзина .
Определить часть речи, в которой пропущена буква, вставить буквы.
Задание №3
бесчисле… ое ( ) фарширова… ый ( )
письме… ый ( ) слома… ый ( )
провере… ый ( ) бесце… ый ( )
перегруже… ый ( ) купле… ый ( )
рва… ый ( ) порва… ый ( )
ветре… ый ( ) соломе… ый ( )
закопче… ый ( ) разорва… ый ( )
Задание № 4
Какие задания можно выполнить по этому тексту?
Мишель Эйкем
При первом знакомстве «Опыты» могут вызвать у читателя чувство растеря..ости потому что сам способ философствования Монтеня непривычен, не совпадает с распространё..ым образом «философии».
Их автору, Мишелю Эйкему из замка Монтень, было отпуще..о 59 лет жизни. У него было как бы две биографии – «внешняя» и «внутре..я», - всё время сталкивавшиеся между собой. Обе не лише..ы драматизма. «На меня сыпались неприятности которые при всех обществе..ых неустройствах выпадают на долю людей умере..ых.» Избра..ый мэром, Монтень вынужден был прервать работу над своим сочинением но в 1586 году он к ней вернулся. Два года спустя в свет вышло издание «Опытов».
В обращении к читателю слова автора: «Это искренняя книга, читатель. Я хочу, чтобы меня видели в простом, естестве..ом и обыде..ом виде, непринужде.ым и безыскусстве..ым, ибо я рисую не кого-либо, а себя самого».
«Опыты» – так переведено на русский язык «Les Essais» – французское название книги. Скорее подошло бы слово «опыт» в единстве..ом числе. В смысле – жизне..ый опыт автора, который он собрал в своей книге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)
В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...
Методическая разработка обобщающего урока-исследования для 7 класса "Правописание приставки не- и частицы не с разными частями речи"
Данная разработка поможет учителю совместно с учениками обобщить орфограммы, касающиеся слитного и раздельного написания не с разными частями речи....
Урок русского языка по теме "Буквы о-е-ё после шипящих в различных частях речи"
Урок русского языка по теме "Буквы о-е-ё после шипящих в различных частях речи"...
Открытый урок русского языка 8 класс. Развитие речи. II четверть.Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин».
Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин»....
Урок русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"
Тема урока: Буквы Ы и И в корне слова после приставокКласс: 6Тип урока: Открытие новых знанийЦель урока: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы и И после приставок Задачи урока:П...
Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"
Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"...
Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Правописание и употребление междометий и звукоподражательных слов.
Предложен учебный фильм, дидактические таблицы для осмысления и запоминания....