Открытый урок по теме " Деепричастие как часть речи "
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Коробенкова Наталья Николаевна

1) что такое деепричастие; основные признаки деепричастия; типичные суффиксы деепричастий;

2) признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastie.pptx559.78 КБ
Файл otkrytyy_urok.docx125.63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деепричастие как часть речи Автор презентации – учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 32» Коробенкова Наталья Николаевна

Слайд 2

Задачи урока: Знать: 1) что такое деепричастие; основные признаки деепричастия; типичные суффиксы деепричастий; 2) признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию. Уметь : 1) отличать деепричастие от причастия; 2) разграничивать основное и добавочное действие; 3) опознавать деепричастия по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам

Слайд 3

Орфографическая разминка Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Укажите части речи. Св.. сающие гирлянды, отр .. жающий наступление, пр.. сутствовавшие на собрании, пр..ехавший тро (л, лл ) ейбус , вышедший на те( р , рр )асу, пр..одолевая трудности. Преодолевая – деепричастие

Слайд 4

Понятие о деепричастии Сравните предложения. Назовите основы предложений. В каком предложении выделенные слова обозначают равноправные действия, а в каком – неравноправные: одно основное, а другое добавочное? Лунные тени постепенно теряли голубой свет и бесследно таяли . Лунные тени, постепенно теряя голубой свет, бесследно таяли .

Слайд 5

Сравни предложения Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. Белочка, распушив хвост, прыгала по веткам . Белочка распушила хвост, прыгая по веткам. Деепричастие, обозначая добавочное действие, в первую очередь используется для того, чтобы одно из действий отодвинуть на второй план по сравнению с другим. Равноправные действия Основное Добавочное Основное Добавочное

Слайд 6

Деепричастие Самостоятельная часть речи, обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы: что делая? что сделав? Признаки глагола Признаки наречия Совершенный и несовершенный вид Не изменяется В предложении является обстоятельством

Слайд 7

Образование деепричастий Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов крич а , гляд я выскочи в замахну вши сь испёк ши -а (-я) -в -вши - ши

Слайд 8

Общее значение Глагол Деепричастие Основное действие Добавочное действие Относится к тому же слову, что и основное действие Что делая? Что сделав?

Слайд 10

Грамматические признаки деепричастий Глагольные Наречные Образуются только от глаголов (улыбаться – улыбаясь, глядеть - глядя) Вид (выглядывая – несов.в.; выглянув – сов.в.) Имеют зависимые слова (падать на землю – падая на землю) Неизменяемость Синтаксическая роль Рассказывает улыбаясь Рассказывает с улыбкой Как? Как?

Слайд 11

Выводы Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом. Деепричастие не изменяется. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. В предложении деепричастие является обстоятельством.

Слайд 12

Употребление деепричастий в речи Прочитайте отрывок из сказки-были М.М.Пришвина. Какими средствами языка создается яркое, образное описание сросшихся деревьев? Функция деепричастия в речи – дописывать, дорисовывать основное действие.

Слайд 13

Торопиться, торопит, торопясь, торопившийся. Дождаться, дождавшись, дождавшийся, дожидается. Передвинуть, передвинувшийся, передвигающийся, передвигая. Среди данных слов найдите деепричастия

Слайд 14

Выпишите предложения, в которых употреблены деепричастия Мать сидела, откинувшись в кресле. Брат склонил голову и писал что-то. Я открыл окно и залюбовался видом. Выйдя из дома, человек направился к машине. Человек, вышедший из дома, направился к машине. Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом. Разложив игры, дети сели в кружок.

Слайд 15

Найдите лишнее деепричастие Нахлынув, растаяв, колдуя, загоревшись. Нахмурившись, встречаясь, приняв, заблудившись. Гуляя, взлетая, касаясь, посвятив.

Слайд 16

Собери пословицы, укажи в них деепричастия Не зная броду, Трус хвастает уходя, Не замочив руки, Зная сердце змеи, Говорить не думая – Кто не подумав говорит, Не развязав мешок, не умоешься. не узнаешь, что в нем. тот вечно вздор твердит. что стрелять не целясь. не суйся в воду. а смелый – возвращаясь. бог лишил её ног.

Слайд 17

Можно ли так говорить? Идя из школы, пошел дождь. Возвращаясь домой, меня застала гроза. Включив телевизор, он показывал футбольный матч. Открывая книгу, из неё выпал листок. Основное действие и добавочное действие относятся к одному и тому же лицу.

Слайд 18

Итоги урока Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие, называется … Деепричастие отвечает на вопросы … Деепричастие образуется от … с помощью … Деепричастие имеет признаки … и признаки … Подчеркивается в предложении … Вопрос к деепричастию задается от …

Слайд 19

Рефлексия Я ЗНАЮ… Я УМЕЮ… Я ПОНЯЛ(А)… Я УБЕДИЛСЯ(ЛАСЬ)…

Слайд 20

Домашнее задание Напишите фразеологизмы, в которых встречаются деепричастия. Упр 187

Слайд 21

Использованная литература Богданова Г.А. Уроки русского языка: 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987 Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку. – М.: Экзамен, 2007 Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост.Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2012 http://school-collection.edu.ru/ http://elenaranko.ucoz.ru/ http://i55.carguru.ru/37/14/41437/8/1136808/6.png



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Деепричастие как часть речи».

Базовый учебник (УМК): Русский язык: Учебник для 7 класса   общеобразовательных организаций/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,   Л.А. Тростенцова, Н. В. Ладыженская,  Л.Т. Григорян, О. М. Александрова, А. Д. Дейкина,  И.И. Кулибаба.— В 2 ч. Ч. 1  — М.: Просвещение, 2019.

Цели урока:

Образовательные:

  • формировать умения находить деепричастия в тексте,
  • определять признаки деепричастия (грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий в тексте).
  • воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала; чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Развивающие:

  • работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.
  • работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.
  • формировать языковое чутье,
  • развивать речевую культуру и речевое творчество.

Задачи урока:

Знать:

1) что такое деепричастие; основные признаки деепричастия; типичные суффиксы деепричастий;

2) признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию.

Уметь:

1) отличать деепричастие от причастия;

2) разграничивать основное и добавочное действие;

3) опознавать деепричастия по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам

Тип урока: изучение нового.

Форма: интегрированный урок с применением системы мультимедиа.

Метод: исследовательский, объяснительно – иллюстративный.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа по группам.

Образовательная технология: сотрудничество.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

Планируемые результаты.

Предметные:

Уметь отличать и находить деепричастия.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем; слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию.

 Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы видим в нашем классе гостей, которые хотели бы посмотреть, как мы с вами умеем трудиться, насколько мы целеустремленны и собраны. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны и покажете себя только с лучшей стороны. Итак, мы начинаем.

Слайд 3 Орфографическая разминка

Запишите слова, вставляя пропущенные

буквы. Укажите части речи.

 Св..сающие гирлянды, отр..жающий наступление, пр..сутствовавшие на собрании, пр..ехавший тро(л, лл)ейбус, вышедший на те(р, рр)асу, пр..одолевая трудности.

Преодолевая – деепричастие

Ребята, а что такое деепричастие? На какое слово похоже это слово?

Изучение нового материала

Слайд 4 Понятие  о деепричастии

Сравните предложения.

Назовите основы предложений.

В каком предложении выделенные слова обозначают

равноправные действия,  а в каком –  неравноправные:

одно основное, а другое добавочное?

Сравните предложения.

Лунные тени постепенно теряли голубой свет и бесследно таяли.

Лунные тени, постепенно теряя голубой свет, бесследно таяли.  

Какой вывод можно сделать?

Слай 5      Деепричастие, обозначая добавочное действие,  в первую очередь используется для того, чтобы одно из действий отодвинуть на второй план по сравнению с другим.

Слайд 6                        Деепричастие

Самостоятельная часть речи, обозначает добавочное действие,

                отвечает на вопросы: что делая? что сделав?

Признаки глагола          

Признаки наречия

Совершенный и несовершенный вид

Не изменяется

В предложении является обстоятельством

Слайд  7. Образование деепричастий

Деепричастия образуются от глаголов с

помощью суффиксов

-а (-я) крича, глядя

          выскочив

-вши     замахнувшись

-ши       испёкши

Слайд 8  Общее значение

Глагол – основное действие

Деепричастие – 1. Добавочное действие

                           2. Относится к тому же слову, что и основное действие

                            3. Что делая? Что сделав?

Слайд 9

Слайд 10 Грамматические признаки деепричастий: глагольные, наречные

Физминутка . Тихо встаньте, оглянитесь

И друг другу улыбнитесь,

Руки вытянув вперед,

Посмотрите вправо, влево,

А теперь их поднимите,

А сейчас наоборот.

Подбоченясь, вы присядьте,

Поклонившись, встаньте в ряд,

Тихо топните ногой

Да притопните другой

Мы, играя, отдыхали,

А деепричастия считали?

Сколько их вам назвала,

Кто ответит мне, друзья?

Слайд 11 Выводы

  1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом.
  2. Деепричастие не изменяется. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

В предложении деепричастие является обстоятельством

Слайд 12 Употребление деепричастий в речи

Функция деепричастия в речи – дописывать, дорисовывать основное действие.

 Закрепление изученного

Слайд 13

Среди данных слов найдите  деепричастия

  1. Торопиться, торопит, торопясь, торопившийся.
  2. Дождаться, дождавшись, дождавшийся, дожидается.

3. Передвинуть, передвинувшийся, передвигающийся, передвигая

Слайд 14  Выпишите предложения, в которых употреблены деепричастия

  1. Мать сидела, откинувшись в кресле.
  2. Брат склонил голову и писал что-то.
  3. Я открыл окно и залюбовался видом.
  4. Выйдя из дома, человек направился к машине.
  5. Человек, вышедший из дома, направился к машине.
  6. Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.
  7. Разложив игры, дети сели в кружок.

Слайд 15 Найдите лишнее деепричастие

  1. Нахлынув, растаяв, колдуя, загоревшись.
  2. Нахмурившись, встречаясь, приняв, заблудившись.
  3. Гуляя, взлетая, касаясь, посвятив.

Слайд 16 Собери пословицы, укажи в них деепричастия

  1. Не зная броду,
  2. Трус хвастает уходя,
  3. Не замочив руки,
  4. Зная сердце змеи,
  5. Говорить не думая –
  6. Кто не подумав говорит,
  7. Не развязав мешок,

не умоешься.

не узнаешь, что в нем.

тот вечно вздор твердит.

что стрелять не целясь.

не суйся в воду.

а смелый – возвращаясь.

бог лишил её ног.

- Ребята, неправильное употребление деепричастий- одна из самых распространенных грамматических ошибок, допускаемых людьми в речи.

Слайд 17 Можно ли так говорить?

  1. Идя из школы, пошел дождь.
  2. Возвращаясь домой, меня застала гроза.
  3. Включив телевизор, он показывал футбольный матч.
  4. Открывая книгу, из неё выпал листок.

Основное действие и добавочное действие относятся к одному и тому же лицу.

Слайд 18  Итоги урока

  1. Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие, называется …
  1. Деепричастие отвечает на вопросы …
  1. Деепричастие образуется от … с помощью …
  2. Деепричастие имеет признаки … и признаки …
  3. Подчеркивается в предложении …

Вопрос к деепричастию задается от …

Слайд 29   Рефлексия

 1) Я ЗНАЮ…

-2) Я УМЕЮ…

-3) Я ПОНЯЛ(А)…

-4) Я УБЕДИЛСЯ(ЛАСЬ)…

Слайд 20  Домашнее задание

Напишите фразеологизмы, в которых встречаются деепричастия.

Упр  187.

Давайте поблагодарим и проводим гостей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Деепричастие как часть речи"

Данный урок проводится в 7 классе по учебнику под редакцией М.Т.БАРАНОВА.  Это первый урок с системе "Деепричастие". Он включает в себя изучение нового материала, первичное закрепление работу с т...

Урок на тему Деепричастие как часть речи

Урок на тему Деепричастие как часть речи в 7 классе с технологической картой по программе Предметная линия учебников Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. Урок включает в себя мотивацию к действию, групп...

Урок по теме «Деепричастие как часть речи» . 10 класс.

Урок по теме «Деепричастие как часть речи» разработан в соответствии с программой курса по русскому языку для 10-11 классов (Авторы Н.Г.  Гольцова, И.В. Шамшин, М.А.Мищерина) для общеобразователь...

Урок по теме "Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот"

Цель урока: повторить тему "Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот и знаки препинания при деепричастном обороте"...

Разработка урока по теме "Деепричастие как часть речи"

В материале даны поурочный план и наглядная презентация для изучения новой части речи - деепричастия в 7 классе....

Презентация к уроку по теме: "Деепричастие как часть речи"

Дидактический материал для урока в 7 классе по теме: "Деепричастие как часть речи"...

Урок по теме "Деепричастие как часть речи"

Урок-закрепление по теме "Деепричастие как часть речи"  в форме игры-путешествия...