РР Аудирование и чтение
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Два урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.04 КБ |
![]() | 570.32 КБ |
![]() | 13.66 КБ |
Предварительный просмотр:
РР Аудирование и чтение
1 урок
- О.Н.У.
- Введение в тему
- Умение критически воспринимать информацию, в том числе на слух, является одной из важных, необходимых в современном мире жизненных потребностей человека. В речевой деятельности человека слушание занимает 45 %. Сегодня мы с Вами будем слушать текст, обрабатывать его, создавать план, пересказывать.
- Работа по теме урока
- - Перед Вами план текста об изменениях в современном русском языке (раздаётся на парты).
Микротема | Ключевые слова, предложения. |
| |
| |
| |
| |
|
- Слушая текст, сверяйте своё понимание с планом, записывайте ключевые слова, предложения, соответствующие каждой микротеме. Заполненная Вами таблица станет опорой для сжатого пересказа текста.
Прослушивание текста.
- - Какой эпиграф в качестве девиза, Мы можем выбрать для нашей темы? (слайд)
Речь дается многим, но мудрость редким. (Катон Старший).
Истинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно. (Ф. Ларошфуко)
Красноречие есть искусство покорять умы. (Платон)
Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие. (Галилео Галилей)
Ясность – главное достоинство речи. (Аристотель)
На мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова. (М. Лермонтов)
Красноречие — это живопись мысли. (Б. Паскаль)
- – Какие проблемы поднимаются в этом тексте?
- Что необходимо предпринять, чтобы исправить ситуацию?
- – Вам не просто нужно пересказать текст, а ещё использовать приёмы сжатия. Какие приёмы Вы знаете?
Известны следующие способы сжатия текста (слайд):
1. Исключение
2. Обобщение
3. Замена (упрощение)
При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо: (слайд)
- выделить главное (существенное) и детали (подробности);
- убрать детали;
- пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
- пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
- объединить существенное;
- составить новый текст.
-Что же можно исключить? (слайд)
- вводные слова;
- однородные члены предложения;
- повторы;
- однотипные примеры;
- риторические вопросы и восклицания;
- цитаты;
- детали, которые не влияют на ход авторской мысли;
- пояснения;
- рассуждения;
- описания;
- слова, предложения, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
ПРИМЕР: (слайд)
до сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
- Каким образом исключить лишнюю информацию?
после сжатия (слайд)
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
При ОБОБЩЕНИИ необходимо: (слайд)
- Найти в тексте мелкие, единичные факты.
- Найти в них общее.
- Объединить эти факты на основе общего.
- Сформулировать получившееся предложение.
ПРИМЕР: (слайд)
до сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
-Каким образом обобщить информацию?
после сжатия (слайд)
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
При ЗАМЕНЕ необходимо: (слайд)
- заменить сложное предложение простым;
- заменить предложение или его часть указательным местоимением;
- объединить два или три предложения в одно;
- разбить сложное предложение на сокращённые простые;
- перевести прямую речь в косвенную;
- найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.;
- сформулировать получившееся предложение.
ПРИМЕРЫ: (слайд)
до сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
- Какую информацию Мы уберём, что заменим?
после сжатия (слайд)
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
- – Я прочитаю текст второй раз. Вы можете добавить информацию в таблицу.
Чтение текста.
2 урок
- Попробуйте применить различные виды сжатия и, пользуясь планом, подготовьте пересказ текста.
Несколько человек отвечают.
- Сначала на черновике запишите получившийся текст, затем проверив его, перепишите в чистовик. Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.
Объем изложения — не менее 70 слов.
Самостоятельная работа учащихся.
Подведение итогов
- Сложно ли было работать в таком формате?
- Что вызвало затруднения?
Д/з
Выпишите грамматическую основу предложений.
- А ей теперь нужен только покой.
- Мы ввели ей тонизирующее средство.
- Теперь выражение их было нежным и спокойным.
- Он встал, поднял шторы и, широко распахнув окна, впустил в комнату свежий ночной воздух.
- Неужели в пожарные команды людей подбирали не только по склонности, но и по внешнему виду.
- Монтэг вышел через стеклянную дверь и, не отдавая отчета, пересек лужайку.
- Мне прислали роль сегодня утром.
- И в следующее мгновение пожарные уже бежали по лестнице, размахивая сверкающими топориками в застоявшейся темноте пустых комнат, взламывали незапертые двери, натыкаясь друг на друга, шумя и крича, как ватага разбушевавшихся мальчишек.
- Свет отражался в кусочках рубинового стекла, слабо переливался и мерцал на тончайших, как капилляры, чувствительных нейлоновых волосках в ноздрях этого странного чудовища, чуть заметно вздрагивающего на своих восьми паучьих, подбитых резиной лапах.
- И люди с сигаретами в тонких, плотно сжатых губах, захватив с собой машины и шланг, захватив ящик с жидкой меланхолией и темной густой массой, не имеющей названия, покинули комнату.
Микротема | Ключевые слова, предложения. |
| |
| |
| |
| |
| |
Микротема | Ключевые слова, предложения. |
| |
| |
| |
| |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Известны следующие способы сжатия текста: Исключение 2. Обобщение 3. Замена (упрощение)
При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо: + выделить главное (существенное) и детали (подробности ); + убрать детали; + пропустить предложения, содержащие второстепенные факты; + пропустить предложения с описаниями и рассуждениями; + объединить существенное; + составить новый текст.
вводные слова; однородные члены предложения; повторы; однотипные примеры; риторические вопросы и восклицания; цитаты; детали, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснения; рассуждения; описания; слова, предложения, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
При ОБОБЩЕНИИ необходимо : + Найти в тексте мелкие, единичные факты. + Найти в них общее. + Объединить эти факты на основе общего. + Сформулировать получившееся предложение.
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек
При ЗАМЕНЕ необходимо : заменить сложное предложение простым; заменить предложение или его часть указательным местоимением; объединить два или три предложения в одно; разбить сложное предложение на сокращённые простые; перевести прямую речь в косвенную; найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.; сформулировать получившееся предложение.
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
Предварительный просмотр:
Выпишите грамматическую основу предложений.
- А ей теперь нужен только покой.
- Мы ввели ей тонизирующее средство.
- Теперь выражение их было нежным и спокойным.
- Он встал, поднял шторы и, широко распахнув окна, впустил в комнату свежий ночной воздух.
- Неужели в пожарные команды людей подбирали не только по склонности, но и по внешнему виду.
- Монтэг вышел через стеклянную дверь и, не отдавая отчета, пересек лужайку.
- Мне прислали роль сегодня утром.
- И в следующее мгновение пожарные уже бежали по лестнице, размахивая сверкающими топориками в застоявшейся темноте пустых комнат, взламывали незапертые двери, натыкаясь друг на друга, шумя и крича, как ватага разбушевавшихся мальчишек.
- Свет отражался в кусочках рубинового стекла, слабо переливался и мерцал на тончайших, как капилляры, чувствительных нейлоновых волосках в ноздрях этого странного чудовища, чуть заметно вздрагивающего на своих восьми паучьих, подбитых резиной лапах.
- И люди с сигаретами в тонких, плотно сжатых губах, захватив с собой машины и шланг, захватив ящик с жидкой меланхолией и темной густой массой, не имеющей названия, покинули комнату.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Развитие рецептивных умений у учащихся по английскому языку (аудирование и чтение)"
доклад...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/29/picture-260004-1369805219.jpg)
Контрольный срез по английскому языку (аудирование и чтение), 4 класс, I четверть
Контрольный срез по английскому языку содержит задания по аудированию и чтению, рассчитанные на конец I четверти 4-ого класса. Позволяет проверить сформированность соответствующих компетенций в рамках...
![](/sites/default/files/pictures/2011/04/19/picture-10313.jpg)
Подготовка к сдаче ОГЭ. Разделы аудирования и чтения
Данная презентация отражает технологию подготовки к экзамену по английскому языку в 9 классе....
Разделы ЕГЭ по английскому языку аудирование и чтение, результаты ЕГЭ 2015, стратегии подготовки
Разделы ЕГЭ по английскому языку аудирование и чтение, результаты ЕГЭ 2015, стратегии подготовки Аудирование и чтение- два раздела ЕГЭ, которые тесно связаны между собой, на выполнение кажд...
Подготовка к сдаче ЕГЭ по английскому языку. Стратегии аудирования и чтения.
Обучение подготовке выполнения заданий по аудированию и чтению к экзамену по английскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/16/picture-1093851-1544961570.jpg)
Тексты для аудирования и чтения с тестовыми заданиями
Тексты для аудирования и чтения с тестовыми заданиями...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/14/picture-1066007-1539501601.jpg)
Описание внешности. Введение новой лексики. Обучение аудированию. Обучение чтению и говорению. Обучение монологической речи.
Научатсяслушать и понимать отдельные детали текста, обсуждать их; Употреблять новые слова: Old, weak, short, fat, young, strong, tall, thin в письменной и устной речи.Знать слова по описанию внешности...