Доклад "Развитие рецептивных умений у учащихся по английскому языку (аудирование и чтение)"
статья по теме

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_receptivnyh_umeniy_audirovanie_i_chtenie.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

   Начиная с января-месяца я прослушала курс лекций Института «1 Сентября» по теме: «Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы». Я бы хотела поделиться почерпнутой информацией, которую не только я, но и другие учителя могли бы применить в практической работе.

   Все мы знаем о «четырех китах», на которых основывается обучение иностранному языку: аудирование, чтение, письмо и говорение. Я расскажу о развитии навыков аудирования и чтения, то есть о развитии у наших обучаемых рецептивных умений.

                                  Развитие навыков аудирования

   Термин «аудирование» означает процесс восприятия и понимания речи со слуха. Listening comprehension (восприятие и понимание со слуха), по мнению наших зарубежных коллег наиболее точно передает сущность этого самостоятельного вида речевой деятельности.

   В реальном общении нам приходится много слушать, и то, насколько точно и полно мы воспринимаем полученную информацию, может определить наши последующие действия. Научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения. На уроке, работая с аудиотекстами, мы параллельно отрабатываем лексические, грамматические, фонетические навыки. Аудиотексты дают информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения или письма. В этом случае аудирование является средством обучения.

   Выделяют 4 основных механизма аудирования: 1. речевой слух

                                                                                      2. память

                                                                          3. вероятностное прогнозирование

                                                                                      4. артикулирование.

   Мне хотелось бы поговорить о тех упражнениях, которые помогут нам сформировать или отработать механизмы аудирования у наших обучаемых. Базовым упражнением можно считать повторение иноязычной речи за диктором: а) в паузу

                  б) синхронно на том же языке.

   Развивая речевой слух, можно использовать аудирование со зрительной опорой, где в качестве таковой можно применять как печатный текст, так и иллюстрации к нему. Прекрасным источником подобного аудирования являются учебные видеофильмы, где картинка почти полностью отражает содержание текста.

   Широко используется в практике обучения иностранным языкам и направленное аудирование. Это аудирование направлено на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации. Это же задание может выполняться и с заполнением пропусков: пропущенных слов, артиклей, предлогов, начала или конца предложения.

   Для тренировки памяти можно выполнить следующие упражнения:

  1. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прослушивания текста.
  2. Прослушать текст, а затем сравнить его с печатным и найти расхождения.
  3. Запомнить все даты, имена, географические названия и т.д., употребленные в тексте, и повторить их в той же последовательности
  4. Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо признаку.
  5. Прослушать слова и повторить лишь те из них, которые относятся к какой-либо одной теме.

   Среди упражнений на тренировку вероятностного прогнозирования можно выделить:

  1. Подобрать как можно больше определений к словам.
  2. Составить возможные словосочетания с существительными/ глаголами/ наречиями/ прилагательными.
  3. В рамках конкретных ситуаций составить наиболее типичные словосочетания (клише) и переводить их.
  4. Упражнения на логическое развитие замысла (закончить фразу, текст и т.д.).
  5. Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам и т.д.

   Как в отечественной, так и в зарубежной методике, традиционно предлагают разбить работу над текстом на 3 этапа:

  1. до прослушивания,
  2. во время прослушивания,
  3. после прослушивания.

   Наиболее типичные установки и задания для дотекстового этапа (before listening) работы – это:

  1. Обсуждение вопросов/утверждений до прослушивания.

Безусловно, точно определить правильность ответа можно будет только после прослушивания, но разве не интересно предвосхитить события, используя свой жизненный опыт и догадку?

  1. Догадка по заголовку/новым словам/возможным иллюстрациям.

Учитель может предложить учащимся догадаться о примерном содержании текста по заголовку, незнакомой лексике, которую предварительно объяснил или проиллюстрировал.

  1. Краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику текста.

Это сообщение можно превратить в небольшую беседу, предложив учащимся определить, что они уже знают о данной проблеме, а также сформулировать те вопросы, ответы на которые они хотели бы получить. Это задание является и установкой на прослушивание, поскольку учащиеся будут искать эти ответы, а знающий учитель всегда может направить обсуждение в нужное русло и спровоцировать вопросы, которые, как он знает, в тексте освещены.

   Задания этапа собственно слушания текста (while listening) включают:

  1. Прослушайте текст и вставьте пропущенные слова в следующих предложениях.
  2. Прослушайте текст и скажите, какие из предложенных ниже словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений.
  3. Прослушайте текст и скажите, какие определения к следующим словам в нем встречались.
  4. Закончите следующие предложения.
  5. Прослушайте текст и скажите, что в нем говорилось о …
  6. Прослушайте текст и найдите русский/ английский эквивалент следующих слов в параллельном столбце

   Что касается послетекстового этапа (follow-up activities), прослушав текст и выполнив ряд упражнений, можно дальше использовать его для развития навыков устной и письменной речи. Чтение и аудирование многое объединяет, поскольку они являются рецептивными, то есть основанными на понимании передаваемой информации.

   В приложении я привожу пример текста для аудирования из учебника для 7 класса (автор О.В. Афанасьева). Текст называется «The Sun and the Wind». Задания до прослушивания включают следующие: догадка по новым словам и по иллюстрациям о возможном содержании текста. Задание этапа слушания текста: кто сказал приведенные ниже фразы, Ветер или Солнце. Послетекстовое задание – это задание на рассуждение и развитие навыков говорения: какова мораль истории?

                                      Развитие навыков чтения

   Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста.

   Задачи обучения чтению заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.

   Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, поскольку:

- использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала;

- коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;

- упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков и умений также строятся с опорой на текст.

   В отечественной методике выделяют следующие виды чтения: аналитическое, изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное и т.д.

   В зарубежной англоязычной методике выделяют:

  1. skimming (определение основной темы/ идеи текста)
  2. scanning (поиск конкретной информации в тексте)
  3. reading for detail (детальное понимание текста не только на уровне содержания, но и на уровне смысла).

   Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать и такие навыки:

- игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;

- вычленять смысловую информацию;

- читать по ключевым словам;

- работать со словарем;

- использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;

- интерпретировать и трансформировать текст и т.д.

   При работе с любым текстом (печатным/ звуковым/ видео) можно выделить три основные этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый.

           I. Дотекстовый этап (этап антиципации)

   Цели:

- определить (сформулировать) речевую задачу для первого прочтения;

- создать необходимый уровень мотивации у учащихся;

- по возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.

   Упражнения и задания:

  1. Работа с заголовком.

По заголовку можно попросить учащихся определить:

- тематику текста,

- перечень поднимаемых в нем проблем,

- ключевые слова и выражения и т.д.

2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора.

- К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?

- Кто, по-вашему, будет главным героем, его профессия, национальность и т.д.

- Где и в какое время может происходить действие?

3. Формулирование предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.

4. Ознакомление с новой лексикой и определение тематики/ проблематики текста на основе языковой догадки.

Например, предъявляются новые слова. Задача – определить основную идею текста.

5. Просмотреть текст (первый абзац) и определить, о чем этот текст.

6. Прочесть вопросы (утверждения) по тексту и определить его тематику и проблематику.

7. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.

                                          II. Текстовый этап

      Цели:

- проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений;

- продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

      Упражнения и задания:

  1. Найди/ выбери/ прочти/ соедини/ вставь:

- ответы на предложенные вопросы;

- подтверждение правильности/ ложности утверждений;

- подходящий заголовок к каждому из абзацев;

- подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте;

- предложения со следующими словами/ грамматическими явлениями/ идиоматическими выражениями и т.д.

- глаголы/ прилагательные/ эпитеты и другие тропы, используемые автором при описании …;

- описание внешности/ места, события/ отношения кого-то к чему-то и т.д.

2. Догадайся:

- о значении слова по контексту;

- какой из предложенных переводов/ какая дефиниция наиболее точно отражает значение слова в данном контексте;

- как будут развиваться события во второй главе/ части текста.

                                     III. Послетекстовый этап

   Цель:

- использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой) содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

   Упражнения и задания:

- Опровергни мои утверждения или согласись с ними.

- Докажи, что…

- Охарактеризуй …

- Скажи, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обоснуй ответ.

- С каким из данных выражений был бы не согласен автор.

- Составь план текста, выделив его основные мысли.

- Расскажи текст от лица главного героя/ злодея/ наблюдателя/ сплетника/ журналиста и т.д.

- Кратко изложи содержание текста/ составь аннотацию к тексту/ дай рецензию на текст и т.д.

- Подумай, что могло бы случиться, если бы… Придумай новый конец текста.

- Придумай новое название.

- Подбери/ отбери пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста.

- На основе ситуации текста напиши собственный текст в другом жанре и т.д.

   В приложении я привожу пример текста из учебника 4 класса (автор М.З. Биболетова) Enjoy English, в котором в качестве послетекстовых заданий даются следующие:

1. Выберите наиболее подходящий заголовок для прочитанной истории.

2. Закончите предложение (выберите один из предложенных вариантов).

3. Представьте, что Джейн перестала лениться и стала помогать маме. Скажите, что она сделала (напр., сходила в сад, принесла яблоки, испекла пироги т.д.).

4. Расскажите, как вы помогаете своей маме.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный срез по английскому языку (аудирование и чтение), 4 класс, I четверть

Контрольный срез по английскому языку содержит задания по аудированию и чтению, рассчитанные на конец I четверти 4-ого класса. Позволяет проверить сформированность соответствующих компетенций в рамках...

Особенности контроля умений и навыков учащихся по английскому языку на ЕГЭ

В современном образовательном процессе оценка качества подготовки учеников является одной из важнейших задач. По любому предмету, в том числе и иностранному языку, она позволяет не только устано...

Разделы ЕГЭ по английскому языку аудирование и чтение, результаты ЕГЭ 2015, стратегии подготовки

Разделы ЕГЭ по английскому языку аудирование и чтение, результаты ЕГЭ 2015, стратегии подготовки Аудирование и чтение- два раздела ЕГЭ, которые тесно связаны между собой, на выполнение кажд...

Оценка знаний и умений учащихся по английскому языку.

Оценка знаний и умений учащихся по английскому языку....

Развитие и совершенствование коммуникативных умений учащихся по английскому языку в среднем звене

D в данной статье содержится практический материал из опыта работы  учителя английского языка по развитию навыков аудиррвания, чтения, говорения, лексики и грамматики у обучающихся среднего звена...

Статья по теме «Развитие умений письменного высказывания на английском языке учащихся среднего звена»

Педагогическая наука изучает образование как процесс приобщения человеческих существ к жизни общества, как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, ...

«Методика работы при подготовке к ОГЭ по английскому языку. Аудирование. Чтение. Говорение»

Мастер - класс на городском семинаре  для  заместителей  руководителей  общеобразовательных  учреждений.  «Методика работы при подготовке к ОГЭ  по англий...