Доклад "Развитие рецептивных умений у учащихся по английскому языку (аудирование и чтение)"
статья по теме
Предварительный просмотр:
Начиная с января-месяца я прослушала курс лекций Института «1 Сентября» по теме: «Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы». Я бы хотела поделиться почерпнутой информацией, которую не только я, но и другие учителя могли бы применить в практической работе.
Все мы знаем о «четырех китах», на которых основывается обучение иностранному языку: аудирование, чтение, письмо и говорение. Я расскажу о развитии навыков аудирования и чтения, то есть о развитии у наших обучаемых рецептивных умений.
Развитие навыков аудирования
Термин «аудирование» означает процесс восприятия и понимания речи со слуха. Listening comprehension (восприятие и понимание со слуха), по мнению наших зарубежных коллег наиболее точно передает сущность этого самостоятельного вида речевой деятельности.
В реальном общении нам приходится много слушать, и то, насколько точно и полно мы воспринимаем полученную информацию, может определить наши последующие действия. Научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения. На уроке, работая с аудиотекстами, мы параллельно отрабатываем лексические, грамматические, фонетические навыки. Аудиотексты дают информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения или письма. В этом случае аудирование является средством обучения.
Выделяют 4 основных механизма аудирования: 1. речевой слух
2. память
3. вероятностное прогнозирование
4. артикулирование.
Мне хотелось бы поговорить о тех упражнениях, которые помогут нам сформировать или отработать механизмы аудирования у наших обучаемых. Базовым упражнением можно считать повторение иноязычной речи за диктором: а) в паузу
б) синхронно на том же языке.
Развивая речевой слух, можно использовать аудирование со зрительной опорой, где в качестве таковой можно применять как печатный текст, так и иллюстрации к нему. Прекрасным источником подобного аудирования являются учебные видеофильмы, где картинка почти полностью отражает содержание текста.
Широко используется в практике обучения иностранным языкам и направленное аудирование. Это аудирование направлено на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации. Это же задание может выполняться и с заполнением пропусков: пропущенных слов, артиклей, предлогов, начала или конца предложения.
Для тренировки памяти можно выполнить следующие упражнения:
- Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прослушивания текста.
- Прослушать текст, а затем сравнить его с печатным и найти расхождения.
- Запомнить все даты, имена, географические названия и т.д., употребленные в тексте, и повторить их в той же последовательности
- Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо признаку.
- Прослушать слова и повторить лишь те из них, которые относятся к какой-либо одной теме.
Среди упражнений на тренировку вероятностного прогнозирования можно выделить:
- Подобрать как можно больше определений к словам.
- Составить возможные словосочетания с существительными/ глаголами/ наречиями/ прилагательными.
- В рамках конкретных ситуаций составить наиболее типичные словосочетания (клише) и переводить их.
- Упражнения на логическое развитие замысла (закончить фразу, текст и т.д.).
- Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам и т.д.
Как в отечественной, так и в зарубежной методике, традиционно предлагают разбить работу над текстом на 3 этапа:
- до прослушивания,
- во время прослушивания,
- после прослушивания.
Наиболее типичные установки и задания для дотекстового этапа (before listening) работы – это:
- Обсуждение вопросов/утверждений до прослушивания.
Безусловно, точно определить правильность ответа можно будет только после прослушивания, но разве не интересно предвосхитить события, используя свой жизненный опыт и догадку?
- Догадка по заголовку/новым словам/возможным иллюстрациям.
Учитель может предложить учащимся догадаться о примерном содержании текста по заголовку, незнакомой лексике, которую предварительно объяснил или проиллюстрировал.
- Краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику текста.
Это сообщение можно превратить в небольшую беседу, предложив учащимся определить, что они уже знают о данной проблеме, а также сформулировать те вопросы, ответы на которые они хотели бы получить. Это задание является и установкой на прослушивание, поскольку учащиеся будут искать эти ответы, а знающий учитель всегда может направить обсуждение в нужное русло и спровоцировать вопросы, которые, как он знает, в тексте освещены.
Задания этапа собственно слушания текста (while listening) включают:
- Прослушайте текст и вставьте пропущенные слова в следующих предложениях.
- Прослушайте текст и скажите, какие из предложенных ниже словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений.
- Прослушайте текст и скажите, какие определения к следующим словам в нем встречались.
- Закончите следующие предложения.
- Прослушайте текст и скажите, что в нем говорилось о …
- Прослушайте текст и найдите русский/ английский эквивалент следующих слов в параллельном столбце
Что касается послетекстового этапа (follow-up activities), прослушав текст и выполнив ряд упражнений, можно дальше использовать его для развития навыков устной и письменной речи. Чтение и аудирование многое объединяет, поскольку они являются рецептивными, то есть основанными на понимании передаваемой информации.
В приложении я привожу пример текста для аудирования из учебника для 7 класса (автор О.В. Афанасьева). Текст называется «The Sun and the Wind». Задания до прослушивания включают следующие: догадка по новым словам и по иллюстрациям о возможном содержании текста. Задание этапа слушания текста: кто сказал приведенные ниже фразы, Ветер или Солнце. Послетекстовое задание – это задание на рассуждение и развитие навыков говорения: какова мораль истории?
Развитие навыков чтения
Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста.
Задачи обучения чтению заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.
Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, поскольку:
- использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала;
- коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;
- упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков и умений также строятся с опорой на текст.
В отечественной методике выделяют следующие виды чтения: аналитическое, изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное и т.д.
В зарубежной англоязычной методике выделяют:
- skimming (определение основной темы/ идеи текста)
- scanning (поиск конкретной информации в тексте)
- reading for detail (детальное понимание текста не только на уровне содержания, но и на уровне смысла).
Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать и такие навыки:
- игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;
- вычленять смысловую информацию;
- читать по ключевым словам;
- работать со словарем;
- использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;
- интерпретировать и трансформировать текст и т.д.
При работе с любым текстом (печатным/ звуковым/ видео) можно выделить три основные этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый.
I. Дотекстовый этап (этап антиципации)
Цели:
- определить (сформулировать) речевую задачу для первого прочтения;
- создать необходимый уровень мотивации у учащихся;
- по возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.
Упражнения и задания:
- Работа с заголовком.
По заголовку можно попросить учащихся определить:
- тематику текста,
- перечень поднимаемых в нем проблем,
- ключевые слова и выражения и т.д.
2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора.
- К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?
- Кто, по-вашему, будет главным героем, его профессия, национальность и т.д.
- Где и в какое время может происходить действие?
3. Формулирование предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.
4. Ознакомление с новой лексикой и определение тематики/ проблематики текста на основе языковой догадки.
Например, предъявляются новые слова. Задача – определить основную идею текста.
5. Просмотреть текст (первый абзац) и определить, о чем этот текст.
6. Прочесть вопросы (утверждения) по тексту и определить его тематику и проблематику.
7. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.
II. Текстовый этап
Цели:
- проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений;
- продолжить формирование соответствующих навыков и умений.
Упражнения и задания:
- Найди/ выбери/ прочти/ соедини/ вставь:
- ответы на предложенные вопросы;
- подтверждение правильности/ ложности утверждений;
- подходящий заголовок к каждому из абзацев;
- подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте;
- предложения со следующими словами/ грамматическими явлениями/ идиоматическими выражениями и т.д.
- глаголы/ прилагательные/ эпитеты и другие тропы, используемые автором при описании …;
- описание внешности/ места, события/ отношения кого-то к чему-то и т.д.
2. Догадайся:
- о значении слова по контексту;
- какой из предложенных переводов/ какая дефиниция наиболее точно отражает значение слова в данном контексте;
- как будут развиваться события во второй главе/ части текста.
III. Послетекстовый этап
Цель:
- использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой) содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
Упражнения и задания:
- Опровергни мои утверждения или согласись с ними.
- Докажи, что…
- Охарактеризуй …
- Скажи, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обоснуй ответ.
- С каким из данных выражений был бы не согласен автор.
- Составь план текста, выделив его основные мысли.
- Расскажи текст от лица главного героя/ злодея/ наблюдателя/ сплетника/ журналиста и т.д.
- Кратко изложи содержание текста/ составь аннотацию к тексту/ дай рецензию на текст и т.д.
- Подумай, что могло бы случиться, если бы… Придумай новый конец текста.
- Придумай новое название.
- Подбери/ отбери пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста.
- На основе ситуации текста напиши собственный текст в другом жанре и т.д.
В приложении я привожу пример текста из учебника 4 класса (автор М.З. Биболетова) Enjoy English, в котором в качестве послетекстовых заданий даются следующие:
1. Выберите наиболее подходящий заголовок для прочитанной истории.
2. Закончите предложение (выберите один из предложенных вариантов).
3. Представьте, что Джейн перестала лениться и стала помогать маме. Скажите, что она сделала (напр., сходила в сад, принесла яблоки, испекла пироги т.д.).
4. Расскажите, как вы помогаете своей маме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольный срез по английскому языку (аудирование и чтение), 4 класс, I четверть
Контрольный срез по английскому языку содержит задания по аудированию и чтению, рассчитанные на конец I четверти 4-ого класса. Позволяет проверить сформированность соответствующих компетенций в рамках...
Особенности контроля умений и навыков учащихся по английскому языку на ЕГЭ
В современном образовательном процессе оценка качества подготовки учеников является одной из важнейших задач. По любому предмету, в том числе и иностранному языку, она позволяет не только устано...
Разделы ЕГЭ по английскому языку аудирование и чтение, результаты ЕГЭ 2015, стратегии подготовки
Разделы ЕГЭ по английскому языку аудирование и чтение, результаты ЕГЭ 2015, стратегии подготовки Аудирование и чтение- два раздела ЕГЭ, которые тесно связаны между собой, на выполнение кажд...
Оценка знаний и умений учащихся по английскому языку.
Оценка знаний и умений учащихся по английскому языку....
Развитие и совершенствование коммуникативных умений учащихся по английскому языку в среднем звене
D в данной статье содержится практический материал из опыта работы учителя английского языка по развитию навыков аудиррвания, чтения, говорения, лексики и грамматики у обучающихся среднего звена...
Статья по теме «Развитие умений письменного высказывания на английском языке учащихся среднего звена»
Педагогическая наука изучает образование как процесс приобщения человеческих существ к жизни общества, как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, ...
«Методика работы при подготовке к ОГЭ по английскому языку. Аудирование. Чтение. Говорение»
Мастер - класс на городском семинаре для заместителей руководителей общеобразовательных учреждений. «Методика работы при подготовке к ОГЭ по англий...