Правописание корней ЗАР - ЗОР. Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок окрытия нового знания в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_korney_zar_-_zor._urok_onz_5_klass.docx | 44.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема | Правописание чередующихся гласных в корнях зар-зор |
Цель урока Задачи | Сформировать навык правописания гласных в корне зар-зор. Обучающие (образовательные): научить учащихся отличать корни с чередованием от омонимичных корней; выбирать гласную в корне зар - зор. |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Планируемые результаты (УУД) |
Предметные: научиться выбирать гласную в орфограмме а - о в корнях – зар – зор; понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как их нельзя проверить ударением; уметь пользоваться толковым словарем для определения значения слова. Метапредметные: 1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы. 3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы. Личностные: формировать адекватную самооценку, устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности, любовь к русскому языку, родной природе. |
Решаемые проблемы | Написание гласных А - О в корнях зар - зор |
Деятельностный компонент урока | Формирование способности учащихся активно участвовать в учебном процессе |
Формы обучения | Индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Методы обучения | По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный. По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный. |
Приемы обучения | Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания. |
Эмоционально-ценностный компонент урока | Знакомство с произведениями художественной литературы, устного народного творчества, изобразительно-выразительными средствами языка. |
Оборудование | ЭОР: презентация, компьютер, проектор. Бумажные: карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник. |
Этапы урока | Деятельность учителя (организация учебного процесса на этапах урока) | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.
| Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность. Ребята, внимательно посмотрите на экран (фото – осенняя заря). Какое природное явление здесь изображено? А вам удавалось когда-нибудь видеть зарю? Удивительное природное явление! Но оно вдохновляло не только художников и фотографов. Писатели и поэты тоже пытались описать и утреннюю, и вечернюю зарю. А К. Г. Паустовский считал само слово заря одним из прекраснейших слов русского языка. Давайте прочитаем с вами текст, в котором тоже описывается заря. Осенний рассвет нетор…плив. Над головами с..реющая полоска неба. Вокруг тишина. Только слышится легкий суховатый шорох. В начале восьмого над лесом растекается вверх и вширь оранжевая з…ря. Заг…раются золотом вершины берез и осин, зеленеет частокол елей между стволов сосен. Солнце ещё не г…рячее, но всё-таки солнце! Прибл…жается момент дивной лесной красоты. В застывшей тишине кувыркаются жёлтые, б…гряные листья, пёстрым ковром ложатся на землю. (Б. Тимофеев). | Отвечают на вопросы учителя. Читают текст. |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие; фиксация затруднения | Цель этапа: актуализация знаний, фиксация затруднения в пробном учебном действии. - С помощью каких средств описывает автор осенний рассвет? Но обратите внимание: некоторые буквы в тексте затерялись. Давайте наведём порядок и вставим карандашом буквы на карточках. - А теперь проверим, что получилось. Объясните написание слов с пропущенными буквами. Что это за орфограммы? Какое слово у всех написано по-разному? Почему так получилось? | Называют средства, с помощью которых автор описывает рассвет. Работают с карточками. Объясняют, какие буквы вставили, условия выбора орфограмм (безударные гласные: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся в слове загораются). Слово заря написали по-разному. Многие проверили словом зорька. |
3. Выявление места и причины затруднения | Цель этапа: фиксация задания, вызвавшего затруднение, выявление места и причины затруднения для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений; формулировка темы и цели урока. Итак, какова цель нашего урока? Тема урока? (формулируем, записываем) Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня? (происходит чередование) зАря, зОри, зАрница, зОренька, озАрение, озАрённость, озАриться, зОрюшка, озАрив, зОркий, узОр. Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (от ударения) –Сформулируйте новое правило и сравните ваши размышления с правилом в учебнике (стр. 55). Насколько мы оказались правы? |
Обсуждают ситуацию в группах, формулируют тему и цель урока, записывают в тетради . работают в парах: распределяют слова в два столбика, выделяют корень, определяют, от чего зависит написание (уже знают, что чередование может зависеть от суффикса А, последующей буквы, ударения). Предполагают: написание гласных зависит от ударения. Сравнивают с информацией в учебнике. Формулируют новое правило, сравнивают с правилом в учебнике. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Цель этапа: составление плана действий для достижения целей. Какие же учебные цели мы ставим перед собой? Какие действия понадобятся для достижения целей? Обсудите это в группах. - Ребята, давайте составим план действий, чтобы легче было запомнить правило. 2. Определить его лексическое значение. Пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне нельзя! Сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают? | Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей в группах. Составляют план действий. |
5. Реализация построенного проекта | Цель этапа: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. - А теперь давайте вернёмся к тексту на карточках. Какую же букву надо писать в слове заря? Используя алгоритм, объясните написание гласной в этом слове. Сделаем вывод о чередовании гласных в корне зар – зор. | Используя алгоритм, объясняют написание гласной А в слове заря, делают вывод. |
Физкультминутка | А сейчас – физкультминутка! Зайцы встали на заре, Улыбнулись, потянулись,
| Выполняют упражнения |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Цель этапа: проговаривание и закрепление нового материала; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции. 1. З…рю проспать – рубахи не достать. Как вы понимаете смысл этих пословиц? | Учащиеся работают в парах, объясняют друг другу выбор гласной. Объясняют смысл пословиц. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Цель этапа: самостоятельное выполнение задания нового типа и осуществление самопроверки, пошаговое сравнение с эталоном. Задание: вставьте подходящие по смыслу и грамматически слова в предложения, используя слова для справок. 1.Рядом с … стоит в одном поэтическом ряду слово «…» - одно из прекраснейших слов русского языка. (К. Г. Паустовский) 2. На … трава омыта росой. (К. Г. Паустовский) 3. И пышет … … . (И. Никитин) 4. Крыши их запенились в … гать. (С. Есенин) Слова для справок: з..рницей, з..ревую, з…ря, з..рях, з…ревом, з..ря. | Выполняют задание, затем проверяют. Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок. Работают со словарём: выясняют значение слова гать. |
8. Включение в систему знаний и повторения | Цель этапа: повторение и закрепление новых знаний Задание: выберите из предложенных слов те, в которых написание чередующейся гласной зависит от ударения. Условия выбора орфограмм обозначьте графически. Заг..рать, заг..релый, з..рево, пол..жить, з..ря, заг..р, приг..реть, к..саться, изл..гать, з..рька, з...рница, подг..релый. | Выписывают слова, обозначают условия выбора орфограмм. Делают вывод о правописании корней -гар - гор-, -зар - зор-. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. Задание: Найдите «лишнее слово»: А) заречье, заря, зарница, зорька; - Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. - В чём испытывали трудности? - Что помогло нам их преодолеть? - Оцените свою деятельность на уроке.
| Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | На выбор: 1. Составьте и запишите небольшой текст, используя как можно больше слов с корнями зар – зор, гар - гор (не менее 6-7 слов). 2. Составить словарный диктант с корнями зар - зор, гар – гор (не менее 12 слов) | Записывают задание. |
Приложение
Лист самоконтроля и самооценки
ученика …………………………………………….
Закончи предложение
Сегодня на уроке
1. я научился …
2. могу похвалить себя за то, что…
3. у меня были затруднения, когда …
4. могу похвалить одноклассников за то, что…
5. я работал на …. (оцени свою работу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Правописание корней с чередованием лаг - лож
Материал разработан для учащихся национальной школы....
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....