Имя существительное. Обобщение.
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)
Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.
Задачи: 1) систематизировать знания, полученные на уроках русского языка, об имени существительном как части речи;
2) продолжить развивать навыки правильного написания имен существительных, развитие орфографической зоркости;
3) воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Имя существительное. Обобщение.
Место урока в системе уроков: урок обобщения и повторения материала в процессе изучения раздела «Морфология. Имя существительное»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.
Задачи: 1) систематизировать знания, полученные на уроках русского языка, об имени существительном как части речи;
2) продолжить развивать навыки правильного написания имен существительных, развитие орфографической зоркости;
3) воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку,
Форма урока: нетрадиционная, групповая, с использованием мультимедийных презентаций, интерактивной доски, кюарштрихкодов.
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой, использование ТСО.
Технология: технологии личностно-ориентированного образования, компьютерные технологии, технология вопросно-ответного единства и обратной связи
Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.
Продолжительность урока: 45 минут
Возрастная категория: 6 класс
УУД:
- личностные (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения);
- регулятивные (контроль, коррекция, саморегуляция);
- познавательные (поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);
- коммуникативные(планирование учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической формами речи).
УМК: Русский язык. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский] –М.: Просвещение, 2012.
Оборудование: персональный компьютер (программа PowerPoint), мультимедийный проектор, экран для проектора, интерактивная доска, карточки с разноуровневыми заданиями, карточки с напечатанными кюарштрихкодами, для проведения рефлексии, рабочая тетрадь.
Ход урока.
Добрый день, уважаемые гости и ребята!
-Ребята, как вы видите сегодня на уроке у нас гости. А как в Дагестане называют гостя, подберите синоним? (кунак)
У вас на столе рабочая тетрадь с заданиями, запишите число, классная работа и это словарное слово.
Словарная работа: кунак (определите число)
Образуйте форму множественного числа и запишите, выделите ударный слог – кунаки ( мн.ч.)
Наш сердцу милый Дагестан всегда славился и славится гостеприимством, все кунаки отмечают это, как вы думаете почему? (люди доброжелательные, отзывчивые, готовы сделать все, чтобы гостю было хорошо).
- Правильно, наш дагестанский народ очень доброжелательный, мы уважаем и почитаем гостя, кунака. Значит и сегодня мы должны показать все, что мы знаем по теме.
А какой теме посвящен наш урок вы узнаете, если отгадаете загадку.
"Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам». ( имя существительное)
-Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить об имени существительном. Итак наш урок посвящен обобщению и закреплению темы: «Имя Существительное»
К. Г. Паустовский утверждал: "Нет ничего такого в жизни, и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нежность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия".
Эти слова К.Г. Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.
- Ребята, хочу вас обрадовать, нас пригласили в гости! А знаете кто? Морфологические признаки имени существительного. Пойдём?
Звонок СМС.
Ко мне пришло СМС сообщение, с призывом SOS! Ребята, призыв о помощи! Разрешите прочитать.
«Уважаемая, Мадина Гаджиевна и учащиеся 6 «в» класса»! Мы попали в беду! Злая колдунья разбила наш золотой ключик от нашего замка на части и зашифровала каждый кусочек. Мы не можем попасть к себе в замок и принять вас. Собрать ключ можно если вы сможете выполнить задания, которые послала вам коварная колдунья. Помогите, пожалуйста, собрать наш ключик!
-Ребята, поможем нашим друзьям, попасть к себе домой?
- Я вижу здесь появились конверты с заданиями, начнем незамедлительно работать над заданиями колдуньи? Посмотрите сколько их, перед нами стоит нелегкая задача, ошибаться нам нельзя и надо успеть справиться со всеми заданиями в течении 45 минут, а значить и рационально распределить время.
Итак, откроем конверт № 1, посмотрим какое задание нам отправила недобрая колдунья.
Вечер, поле,
Огоньки.
Дальняя дорога.
(В.Маяковский)
Опять дожди, опять туманы.
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.
(С. Аксаков)
- Сделайте, пожалуйста, вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической в частности.
(С помощью существительных можно нарисовать картину природы, портрет и т.д. Действие происходит здесь и сейчас, как будто в настоящем времени).
- Какая особенность этого стиха?
Задание №2 Следующее задание «Верно или неверно».
1. У имени существительного число и падеж – непостоянные признаки.
2. Существительные могут быть одушевленными и неодушевленными. Это их постоянный признак.
3. Существительные изменяются по родам.
4. Имя существительное имеет два склонения.
5. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам.
6. Имена существительные на –а(-я), называющие качества людей, относятся к существительным общего рода.
7. Разносклоняемые имена существительные изменяются по падежам, как существительные 3 склонения.
8. Имена существительные могут быть всеми членами предложения.
Ребята, чтобы успеть выполнить все задания мерзкой колдуньи нам надо рационально использовать время, для этого нам надо разбиться на группы и возьмем по одному вопросу каждый обсудите и решите какой правильный ответ нам ошибаться нельзя.
Итак, отвечаем на вопросы, нам ошибаться нельзя. ( игра
«Верно или неверно»).
Задание №3. В следующее задание состоит из нескольких заданий, как же коварна колдунья!
а) Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
б) Сделайте синтаксический разбор.
В) Найдите изобразительные средства в данном предложении: эпитеты, метафора, олицетворение.
Пуш…стые снеж…нки ост…рожно к…саются земл… и она одевает(?)ся в осл…пительный наря…
-О каком времени года идет речь?
-Какой праздник у нас зимой? (Новый год!)
Рубрика «А знаете ли вы»
Пётр Первый своим указом от 15 декабря 1699 года повелел 1 января 1700 года считать началом нового года). Так с 31 декабря по 1 января стал государственным праздником. Как называют волшебника в Новый год!
А В Японии и сегодня отмечают Новый год 1 марта.
Так с 31 декабря по 1 января стал государственным праздником в России. А как называют волшебника в Новогоднюю ночь? 9Дед Мороз) А как называют его в Шотландии? ( Санта Клаус), а во Франции? (Пэр Ноэль).
Задание №4
Пусть тот бой (не)уп…мянут
В списк…славы з…л…той,
Ден… пр…дет – еще п…встанут
Л…ди в памят… ж…вой.
(А. Твардовский)
Определите тему и идею текста.
- О чем этот текст? (ВОв)
- С какой знаменательной датой связано это стихотворение 2020 года?
(75-летие со дня Победы над фашисткой Германией).
Как вы понимаете слова: «День придет -еще повстанут люди"
( никто не забыт, ничто не забыто).
Задание.5
Выпишите имена существительные
№1. Из данных слов выписать разносклоняемые имена существительные: рейка, непоседа, белизна, спортсмен, семя, мягкость, академия, смелость, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, синева, кофе, стремя, нелепость, бремя, пальто, зазнайка, глупость, такси.
№ 2. Из данных слов выписать несклоняемые имена существительные: рейка, непоседа, белизна, спортсмен, семя, мягкость, академия, смелость, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, синева, кофе, стремя, нелепость, бремя, пальто, зазнайка, глупость, такси, Сочи.
№3. Из данных слов выписать имена существительные общего рода: рейка, непоседа, белизна, спортсмен, семя, мягкость, академия, сирота, смелость, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, синева, кофе, забияка, стремя, нелепость, бремя, пальто, зазнайка, глупость, такси, Сочи.
№4. Из данных слов выписать имена существительные среднего рода: рейка, непоседа, белизна, спортсмен, семя, мягкость, академия, смелость, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, синева, кофе, стремя, нелепость, бремя, пальто, зазнайка, глупость, такси, Сочи.
№5. Из данных слов выписать имена существительные мужского рода: рейка, непоседа, белизна, спортсмен, семя, мягкость, академия, смелость, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, синева, кофе, стремя, нелепость, бремя пальто, зазнайка, глупость, такси, Сочи.
№6. Из данных слов выписать имена существительные женского рода: Рейка, непоседа, белизна, спортсмен, семя, мягкость, академия, смелость, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, синева, кофе, стремя, нелепость, бремя, пальто, зазнайка, глупость, такси, Сочи.
№7. Из данных слов выписать имена существительные, которые обозначают признак как предмет:
Рейка, непоседа, белизна, спортсмен, семя, мягкость, академия, смелость, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, синева, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, бремя, глупость, такси, Сочи.
Задание №6
Разноуровневые задания.
1.Имя существительное – это …
2.На какие две группы можно разделить по морфологическим признакам эти существительные?
Мишка, цветок, Махачкала, Жучка, Аварское койсу, Каспийское море, бабочка, книга, лес, «Аленький цветочек».
3. Укажите ряд, в котором все имена существительные одушевлённые: а) сапог, кошка, дверь; б) цветы, воробей, гусеница; г) собака, женщина, врач.
4. «Куча мала»
- Из этой «кучи» вам нужно выбрать только имена существительные, вставить в них пропущенные буквы Вел…колепный, б…нокль, пор…жать, б…гряный, пр…дмет, при…ти, тел…фон, пр…пятствие, пр…лежный, пр…зирать, пор…жение, к…мандир, профе…и я, (э, и)кономить.
5. Допиши словечко, задай вопрос и определи падеж этих существительных.
У норы добычи ждёт,
Притаившись, старый …(кот.И.п)
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от …(кота.Р.п)
А теперь и за версту
Не приблизиться к …(коту.Д.п)
Крыса старая – и та,
Видя грозного …(кота.В.п)
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с …(котом.Т.п)
Физминутка (дидактическая игра)
- Встаньте, пожалуйста. Сейчас я буду называть слова 1, 2 и 3 склонения. Если вы услышите слово 1 склонения, то вы должны сесть, 2 склонение встать и руки вытянуть на вверх, 3 склонение, положив руки на пояс, топните ногой негромко.
- Вы готовы? Тогда начнём.
1Ракета, 2 космонавт, 3 невесомость, 2 экипаж, 1 Земля, 2 небо ,1 планета, 3 пыль.
Продолжаем с новыми силами.
Задание №7. По толкованию лексического значения слов узнайте о каких профессиях идет речь.
Кто ремонтирует фонари?
Кто ходит в разведку?
Кто работает в забое?
Кто переписывает бумаги?
Кто делает доклад?
Кто кладет камни?
Кто работает в бане?
Кто ремонтирует водопровод?
Кто работает на погрузке и выгрузке?
-Какая морфема вам помогла? (суффиксы чик и щик.)
-Когда пишем чик, а когда щик?
Задание 8.
Я прочитаю стихотворение, а в должны выписать существительные с суффиксами -ЕК- и -ИК-
К Максимке раз пришел дружочек,
Принес с собою пирога кусочек.
Они присели на диванчик,
Максим принес чайку стаканчик.
Открыли ларчик, где игрушки,
Звоночки, мячики, ушки.
Зверюшек рядом посадили
И пир в столовой учинили.
-Когда мы напишем в суффиксах ек, а когда ик?
Задание 9.
Найдите пару и раскройте скобки.
1. Ученье свет, а (неученье - тьма)
2. Сей в (не)настье, а (убирай в вёдро)
3. Охота пуще (неволи)
4. (НЕ)работа сушит , а (забота).
5. Жизнь прожить - (НЕ поле перейти)
Задание 10 Антидиктант.
Среди предложенных слов есть слова, написанные правильно, а есть с ошибками. Вам нужно найти и исправить ошибки и записать их правильно.
Сложение, нет времяни, прекосаться, на станцие, горошек, польта, кингуру, огонёчик.
Задание 11 .ЕГЭ
Ну и жестокая колдунья, аж задание ЕГЭ нам дала, наверное, подумала: «Тут то они не справятся!». Попробуем, ведь эти правила мы все прошли.
В каком ряду пропущена одна и та же буква?й
Для выполнения этого задания у вас на столах лежат пульты, вам нужно выбрать верный ответ и нажать на эту букву, направив пульт к тарелке.
А) сверх…нтересный, меж…гравой, пред…дущий
Б) пр…ехать, пр…мудрый, пр…школьный
В) и…портить, бе…полезный, ра…сказ
Г) заг…рать, прик…саться, з…ря.
-Ура!!!!! Мы справились с заданием коварной колдуньи и собрали ключик, попробуем открыть замок двери.
-Итак, все морфологические признаки расположились у себя в замке и живут в дружбе и в согласии.
А наша враждебная колдунья, наверное, пожалела, что так поступила и захотела стать доброй колдуньей.
-Ребята, скажите может ли колдунья быть доброй?
Доброй бывает фея, такой прием называется антитеза.
Скажите какие прилагательные мы использовали для характеристики колдуньи? Злая, нехорошая, недобрая, мерзкая, жестокая, коварная посмотрите всё хуже и хуже становится наша колдунья, такой прием называется оксюморон. Запомните это вам пригодится на ЕГЭ.
Домашнее задание напишите сочинение –послание Деду Морозу о том, какой бы вы хотели видеть нашу республику Дагестан в будущем.
Рефлексия : у вас на столах кюарштрихкоды, вам нужно при помощи этих штрихкодов продолжить предложение, которое вам дано, выбрав свой ответ, так, чтобы буква была наверху.
Я рада, что вам урок понравился и был интересен. Сегодня вы будете все оценены, после проверки ваших работ.
Песня «Маленькая страна».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя существительное" - обобщение темы.
Данная презентация поможет обобщить и проверить знания учащихся 5 класса после изучения темы "Имя существительное как часть речи"....

Презентация к уроку письма и развития речи, 6 класс. Имя Существительное (обобщение).
Данный урок проведен в рамках повторения учебного материала за год....

"Имя существительное. Обобщение изученного"
Это конспект открытого урока по русскому языку в 6-ом классе...

"Имя существительное" (Обобщение и систематизация знаний)
В презентации представлено в игровом и развлекательном материале обобщение и систематизация знаний по теме: "Имя существительное, как части речи.Задачи занятия:Образовательная – формироват...
Имя существительное (обобщение)
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное».Задачи:1....

Урок русского языка в 5 классе на тему "Имя существительное (обобщение и систематизация знаний)"
Урок с пременением здоровьесберегающих технологий...
Урок "Имя существительное. Обобщение."
Тип урока: комбинированный....