Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Предварительный просмотр:
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.
- О.Н.У.
- Актуализация знаний
- Прочитайте текст (один ученик читает).
Докажите, что это текст.
Определите тип речи текста.
Найдите в тексте элементы описания и повествования.
Выпишите из текста наречия и объясните написание.
В наше время никого не удивляет платье (в) обтяжку или рубашка (на) распашку. А в античные времена такие наряды пришлись бы не (по) вкусу, ведь в древности люди предпочитали одежу (по) проще и (по) просторнее. Нижняя одежда римлянина (туника) сейчас пришлась бы (в) пору обладателям разных размеров (в) силу уникальности покроя. У простых людей туника (за) частую имела только левый рукав. В этом случае полотнища слегка прихватывались застёжкой на плече. (Не) редко тунику украшали вышивкой или каймой. (По) верх туники мужчины надевали тогу (покрывало).
- Работа с правилом
- Работа по теме урока
- Наблюдение над лингвистическим материалом. Читают предложения, находят наречия, называют условия выбора орфограммы.
1) Где больше двух, там говорят вслух.
2) Вперёд горя не ищут. 3) Спасибо тому, кто поит и кормит, а вдвое тому, кто хлеб-соль помнит. 4) Всякий человек вперёд смотрит. 5) Грозит мышь кошке, да издалека. 6) Работай с налёту до седьмого поту. 7) За морем светло, а у нас посветлее будет. 8) На чужой стороне родина милей вдвойне. 9) Скажет вдоль, а сделает поперёк. 10) Хорошая работа ввек не умрёт.
2) Отметьте случаи слитного написания наречий:
1) Сыграть (в)ничью; 2) зайти (в)ничью квартиру; 3) быть (на)чеку; 4) действовать (в)открытую; 5)действовать (на)искось; 6)быть (по)одаль; 7) (с)просонок; 8) попасть (в)просак; 9) сыграть (на)зло; 10) закричать (в)догонку; 11) быть (на)верху блаженства; 12) быть (по)вашему; 13) (по)видимому;14)склониться (на)бок; 15) повернуть (на)бок; 16) туго(натуго); 17) с бухты(барахты); 18)(в)насмешку; 19) (в)рассрочку; 20) (в) полголоса; 21) (в)плотную; 22) (в)полоборота; 23) разодет (в)пух и прах; 24) (в)рассыпную; 25)видимо(невидимо).
Ответы:1,3,5-11,14,20,21,22,24.
3.Отметить случаи раздельного написания наречий:
(В)высь подняться; 2) взлететь (в)высь небесную; 3) (в)век не забыть друзей; 4) (в)век компьютеризации;5) уйти (в) конец коридора;6) (в)конец разобидеться;7) (в)косую расчертить;8) (в)накидку носить пальто;9 (во)время прийти; 10) (в)пору сшит костюм; 11) (в)пору испытаний; 12) говорить (в)растяжку; 13) отдать сапоги (в)растяжку; 14) (в)тайне готовить сюрприз; 15) (в)тайне кроется ответ; 16) раздаться (в)ширь; 17) (к)верху поднять голову; 18) прикрепить (к)верху двери; 19) (на)верх взойти; 20) взойти (на)верх горы; 21) (на)завтра будет праздник; 22) (на)завтра отложить дела; 23) надеяться (на)удачу; 24) (на)утро выпал снег; 25) строить планы (на)утро;
Ответы:2,4,5,10,13,15,18,20,22,23,25.
- Осложненное списывание
Настроен (по)боевому, сидел (по)турецки, поступал (по)змеиному, жилось (по)всякому, болтали (по)приятельски, (во)первых, говорил (по)московски, прилечь (где)нибудь,(чуть)чуть рассвело, знал (по)латыни,уйти (подобру)поздорову, сделал (шиворот)навыворот, (в)тридцать (шестых),(худо)бедно.
4.Закрепление изученного
Работа с карточками
Карточка №1
-Раскройте скобки:
(В)проголодь, (чуть)чуть, (с)размаху, (крест)накрест, (на)двое, (во)первых, (на)прокат, (на)смарку,(в)обнимку, (по)человечески, (худо)бедно, (до)упаду, (в)полголоса, (черес)чур, честь(по)чести, (на)бок,(по)итальянски,(по)боку.
Ответы:
Карточка №2.
Говорить (по)французски,тепло (по)летнему, (по)осеннему небу,встретить (по)дружески, устроиться (по)походному, ползти (по)пластунски, разлившаяся (по)весеннему река, плакать (по)ребячьи,(по)настоящему договору,пригревало (по)настоящему.
Ответы:
Говорить по-французскими,тепло по-летнему,по осеннему небу,встретить по-дружески,устроиться по-походному,ползти по-пластунски,разлившаяся по-весеннему река,плакать по-ребячьи,по настоящему договору,пригревало по-настоящему.
Карточка№3.
-Раскройте скобки:
Переночуем где(нибудь), сделал (кое)как, темно(синее) платье,(во)первых, говорил (по)латыни, получил (давным)давно,смотрел (в)глубь,(в)глубь моря, увидел (в)дали,(в)дали голубой,держать (в)тайне, вернулся (на)утро, (на)утро не найдется.
Ответы:
Переночуем где-нибудь,сделал кое-как,темно-синее платье,во-первых,говорил по-латыни,получил давным-давно,смотрел вглубь,в глубь моря,увидел вдали,в дали голубой,держать втайне,вернулся наутро,на утро не найдется.
- Подведение итогов. Рефлексия
- Д/з тестирование
1. Укажите наречие, которое нужно писать слитно:
А (на)миг
В (на)дом
С (на)силу
Д (на)лету
Е (на) цыпочках
2. Укажите наречие, которое пишется раздельно:
А (кое) как
В (еле)еле
С точь(в)точь
Д бок (о)бок
Е когда(нибудь)
3. укажите наречие,которые пишутся через дефис:
А (в)пятых,(по)прежнему,(по)летнему
В (в)двое,(в)попыхах,(в)бегах
С (по)двое,(по)совести,(по)напрасну
Д (по)полудни,(в)пятеро,(по)старинке
Е (в)расплох,(в)первой,(в)потёмках
4. Укажите наречие со слитным написанием:
А Подставить подпорку (к)низу стены.
В Вошёл в класс (во) время урока.
С Волноваться (в)начале пути-обыкновенное дело.
Д Прийти (во)время очень важно.
Е (В)дали голубой искрится шар земной.
Карточка №1
-Раскройте скобки:
(В)проголодь, (чуть)чуть, (с)размаху, (крест)накрест, (на)двое, (во)первых, (на)прокат, (на)смарку,(в)обнимку, (по)человечески, (худо)бедно, (до)упаду, (в)полголоса, (черес)чур, честь(по)чести, (на)бок,(по)итальянски,(по)боку.
Карточка №2.
Говорить (по)французски,тепло (по)летнему, (по)осеннему небу,встретить (по)дружески, устроиться (по)походному, ползти (по)пластунски, разлившаяся (по)весеннему река, плакать (по)ребячьи,(по)настоящему договору,пригревало (по)настоящему.
Карточка№3.
-Раскройте скобки:
Переночуем где(нибудь), сделал (кое)как, темно(синее) платье,(во)первых, говорил (по)латыни, получил (давным)давно,смотрел (в)глубь,(в)глубь моря, увидел (в)дали,(в)дали голубой,держать (в)тайне, вернулся (на)утро, (на)утро не найдется.
Карточка №1
-Раскройте скобки:
(В)проголодь, (чуть)чуть, (с)размаху, (крест)накрест, (на)двое, (во)первых, (на)прокат, (на)смарку,(в)обнимку, (по)человечески, (худо)бедно, (до)упаду, (в)полголоса, (черес)чур, честь(по)чести, (на)бок,(по)итальянски,(по)боку.
Карточка №2.
Говорить (по)французски,тепло (по)летнему, (по)осеннему небу,встретить (по)дружески, устроиться (по)походному, ползти (по)пластунски, разлившаяся (по)весеннему река, плакать (по)ребячьи,(по)настоящему договору,пригревало (по)настоящему.
Карточка№3.
-Раскройте скобки:
Переночуем где(нибудь), сделал (кое)как, темно(синее) платье,(во)первых, говорил (по)латыни, получил (давным)давно,смотрел (в)глубь,(в)глубь моря, увидел (в)дали,(в)дали голубой,держать (в)тайне, вернулся (на)утро, (на)утро не найдется.
Карточка №1
-Раскройте скобки:
(В)проголодь, (чуть)чуть, (с)размаху, (крест)накрест, (на)двое, (во)первых, (на)прокат, (на)смарку,(в)обнимку, (по)человечески, (худо)бедно, (до)упаду, (в)полголоса, (черес)чур, честь(по)чести, (на)бок,(по)итальянски,(по)боку.
Карточка №2.
Говорить (по)французски,тепло (по)летнему, (по)осеннему небу,встретить (по)дружески, устроиться (по)походному, ползти (по)пластунски, разлившаяся (по)весеннему река, плакать (по)ребячьи,(по)настоящему договору,пригревало (по)настоящему.
Карточка№3.
-Раскройте скобки:
Переночуем где(нибудь), сделал (кое)как, темно(синее) платье,(во)первых, говорил (по)латыни, получил (давным)давно,смотрел (в)глубь,(в)глубь моря, увидел (в)дали,(в)дали голубой,держать (в)тайне, вернулся (на)утро, (на)утро не найдется.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1) Где больше двух, там говорят вслух. 2) Вперёд горя не ищут. 3) Спасибо тому, кто поит и кормит, а вдвое тому, кто хлеб-соль помнит. 4) Всякий человек вперёд смотрит. 5) Грозит мышь кошке, да издалека. 6) Работай с налёту до седьмого поту. 7) За морем светло, а у нас посветлее будет. 8) На чужой стороне родина милей вдвойне. 9) Скажет вдоль, а сделает поперёк. 10) Хорошая работа ввек не умрёт.
1) Сыграть (в)ничью; 2) зайти (в)ничью квартиру; 3) быть (на)чеку; 4) действовать (в)открытую; 5)действовать (на) искось ; 6)быть (по)одаль; 7) (с) просонок ; 8) попасть (в) просак ; 9) сыграть (на)зло; 10) закричать (в) догонку ; 11) быть (на)верху блаженства; 12) быть (по)вашему; 13) (по)видимому;14)склониться (на)бок; 15) повернуть (на)бок; 16) туго(натуго); 17) с бухты( барахты ); 18)(в)насмешку; 19) (в)рассрочку; 20) (в) полголоса; 21) (в)плотную; 22) (в) полоборота ; 23) разодет (в)пух и прах; 24) (в)рассыпную; 25)видимо(невидимо).
(В)высь подняться; 2) взлететь (в)высь небесную; 3) (в)век не забыть друзей; 4) (в)век компьютеризации;5) уйти (в) конец коридора;6) (в)конец разобидеться;7) (в)косую расчертить;8) (в)накидку носить пальто;9 (во)время прийти; 10) (в)пору сшит костюм; 11) (в)пору испытаний; 12) говорить (в)растяжку; 13) отдать сапоги (в)растяжку; 14) (в)тайне готовить сюрприз; 15) (в)тайне кроется ответ; 16) раздаться (в)ширь; 17) (к)верху поднять голову; 18) прикрепить (к)верху двери; 19) (на)верх взойти; 20) взойти (на)верх горы; 21) (на)завтра будет праздник; 22) (на)завтра отложить дела; 23) надеяться (на)удачу; 24) (на)утро выпал снег; 25) строить планы (на)утро;
Настроен (по)боевому, сидел (по) турецки , поступал (по)змеиному, жилось (по)всякому, болтали (по)приятельски, (во)первых, говорил (по) московски , прилечь (где) нибудь ,(чуть)чуть рассвело, знал (по) латыни,уйти (подобру) поздорову , сделал (шиворот)навыворот, (в)тридцать (шестых),(худо)бедно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с презентацией "Слитное и раздельное написание НЕ с наречием"
Материал для урока "Слитное и раздельное написание НЕ с наречием"...
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О, -Е. 7кл
Цели и задачи: -) знать правописание НЕ с наречиями, НЕ с прилагательными;-) уметь обозначать новую орфограмму;-) выбирать правильное написание с НЕ....
Урок взаимного обучения учащихся по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е» (7 класс)
ЦЕЛЬ: формирование навыка написания НЕ с наречиями в занимательной нетрадиционной форме в результате групповой работы над материалом....
Тема: Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е
Цели: закрепить умение слитного и раздельного написания наречий, отработать навыки морфологического разбора, умение образовывать сравнительную и превосходную степени наречий, употреблять наречия...
Конспект урока "Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных"
Конспект урока для 7 класса по учебнику М.Т.Баранова и др. Разработка содержит 2 урока: изучение нового материала и его закрепление. В конспекте представлены исследовательские и творческие задания. Ур...
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях (2 ч)
Изучение орфографии наречий в 7 классе представляет собой пеструю картину, включая многие ранее изученные правила и специфические для наречий нормы правописания. Приходится работать сразу со всеми орф...
Правописание не с наречиями на –о(-е) . Слитное и раздельное написание не с наречиями–о(-е) Правописание не и ни в отрицательных наречиях.
Маршрутный лист дистанционного урока...