Слитное и раздельное написание приставок в наречиях (2 ч)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Изучение орфографии наречий в 7 классе представляет собой пеструю картину, включая многие ранее изученные правила и специфические для наречий нормы правописания. Приходится работать сразу со всеми орфограммами, однако акцент делается на специфично наречные написания, т. е. на правила слитно–дефисно–раздельного письма; на написание наречий как самостоятельных слов в отличие от существующих сходных словоформ других частей речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slitnoe_i_razdelnoe_napisanie_pristavok_v_narechiyah_2_ch.docx | 72.71 КБ |
rebusy_narechiya.docx | 58.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1: "Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных."
Цель:
- познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки
Ход урока
I. Оргмомент
- Здравствуйте, садитесь. Я отсутствовала на уроках по причине прохождения курсов переподготовки. Расскажите, как ваши дела, как вы учитесь без меня?
Ответы детей:
Хорошо – уточнение учителя: Охотно? Прилежно? Увлеченно?
Плохо – уточнение учителя: Кое-как? Лениво? Нехотя?
Нормально – уточнение учителя: отлично или удовлетворительно? На совесть?
II. Повторение изученного по теме “Правописание наречий”.
- Отвечая на мой вопрос, вы употребляли слова одной и той же части речи. Что это за часть речи? (Наречия)
- Что вы уже знаете о наречиях? (Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?)
- Да, вы уже настоящие знатоки теории. А теперь давайте проверим ваши знания на практике и сыграем в игру «Самый умный».
Слайд 1 Найдите наречия:
- Зимнее солнце неласково.
- Неласково встретил нас дворовый пёс.
Слайд 2 Правильный ответ:
- Зимнее солнце (каково?) неласково. Это имя прилагательное, обозначает признак.
- Как встретил нас дворовый пёс? Неласково. Это наречие, обозначает признак действия.
Слайд 3 Найдите наречия: Луна необыкнове…о ярко озаряла всю равнину искристым сиянием.
Объясните написание наречия: необыкнове…о
Слайд 4 Необыкновенно от прил. “необыкновенный”.
Слайд 5 Найдите наречия: Я отвечал (не) уверенно, а сбивчиво.
Объясните написание наречия: (не)уверенно, а сбивчиво
Слайд 6 Не уверенно, а сбивчиво (есть противопоставление).
Слайд 7 Найдите наречия: Говорить нисколько (не)весело, совсем (не) громко
Объясните написание наречия:
нисколько (не)весело, совсем (не) громко
Слайд 8 Нисколько не весело, совсем не приятно (пишется раздельно, т.к. к наречию относятся слова нисколько не, совсем не)
Слайд 9 Найдите наречия: Он чувствует себя (не)плохо.
Объясните написание наречия: (не)плохо.
Слайд 10 Неплохо – пишется слитно, т.к. можно подобрать синоним без не- (хорошо)
Слайд 11 Найдите наречия: Вороны летали над островом и зловещ… кричали.
Объясните написание наречия: зловещ…
Слайд 12 Зловеще (после шипящих на конце наречий пишем под ударением -О, без ударения – Е).
Слайд 13 Найдите наречия: Как здесь свежо под липою густою!
Слайд 14 Свежо – это не наречие
Слайд 15 Найдите наречия: Сладостями досыт… не наешься
Объясните написание наречия: досыт…
Слайд 16 досыта (на конце наречия пишется буква а, т.к. образовано от бесприставочного прилагательного сытый)
Слайд 17 Найдите наречия: Вдали (по)прежнему машет крыльями мельница.
Объясните написание наречия: (по)прежнему
Слайд 18 по-прежнему (дефис пишется после приставки по- , если в слове есть суффикс –ему)
Физкультминутка для глаз.
- Хорошо справились. Какие орфограммы встретились в презентации? ( одна и две буквы н в наречиях на –о, -е; слитное и раздельное написание не с наречиями на –о, -е; буквы о, е после шипящих на конце наречий; буквы о, а на конце наречий; дефис между частями слова в наречиях)
III.Объяснение нового материала.:
- Мы вспомнили много наречий, вспомнили правила их написания. Но нам известно правописание еще не всех наречий.
Создание проблемной ситуации – подведение к теме урока.
- Лингвисты-учёные составляют словарь «Слитное и раздельное написание наречий» и прислали нам, знатокам, письмо со списком наречий. Они просят распределить их в 2 колонки и сформулировать правило слитного и раздельного написания наречий. Как, ребята, поможем им?
На партах у всех задание:
(В)догонку, (в)добавок, (на)бекрень, (в)дребезги, (на)обум, (в)открытую, (в)прикуску, (в)сласть, (ис)подлобья, (до)тла, (в)ничью, (в)заперти, (в)обнимку, (до)смерти, (на)память, (не)впопад, (без)оглядки, (под)узцы, (за)утра, (в)смятку, (на)изусть.
- Пока это сделать трудно. Мы поможем лингвистам, но чуть позже.
Постарайтесь сформулировать тему и задачи урока.
Тема урока высвечивается на экране. Запишем число и тему урока. Сформулируем цели и задачи (слайд № 19):
- познакомиться с правилом слитного и раздельного написания приставок в наречиях;
- научиться правильно писать наречия, образованные от существительных и количественных числительных;
- уметь отличать наречия от существительного, прилагательного и числительного с предлогом
- А теперь внимание на экран.
Наблюдение (слайд №20):
Слитно | Раздельно |
1. ¬+ суффикс –ую: вкрутую | Но ….в открытую, на боковую, на мировую |
2. ¬ в-, на- + собирательное числительное: вдвое, надвое | + собирательное числительное на суффиксы –ых, -их:на четверых ¬по- +собирательное числительное: по двое |
3. Наречия с корнями верх, низ, глубь, даль, высь, перед | ¬ в- + существительное, начинающееся с гласной: в обмен ¬ (без-, в-, до-, за-, на-, от-, по-, под-)+ существительное в наречном значении: без ведома, в дым, до отвала, на бегу, под стать |
4. Наречие, образованное от прилагательного приставочно-суффиксальным способом: докрасна, донага | Если слово сохранило некоторые падежные формы: под мышки, под мышкой; за границу, за границей |
IV. Комментированное письмо.
- Используя таблицу (у каждого на парте печатный вариант), объясните слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.
Подойти вплотную (образовано от прилагательного плотный с помощью приставки в- и суф. –ую); говорить в открытую (имя прилагательное начинается на гласную)
вчетверо (образовано с помощью приставки в и собирательного числит);
натрое (образовано с помощью приставки на и собирательного числит);
разделить на пятерых (образовано от собирательного числительного с помощью суф. –ых);
построиться по двое (образовано от собирательного числительного с помощью приставки по-)
в обрез (образовано от сущ. на гласную с помощью приставки в-);
без просвета (сущ. в наречном значении с приставкой без- пишется раздельно);
до смерти (сущ. в наречном значении с приставкой до- пишется раздельно);
за полночь (сущ. в наречном значении с приставкой за- пишется раздельно);
добела (образовано от прилагательного белый приставочно-суффиксальным способом);
по памяти (наречие сохранило падежную форму);
на корточках (наречие сохранило падежную форму).
Ребята, обратите внимание на слова оземь, вдребезги, исподлобья, вскачь, отбросим от них приставки и сразу увидим, что в современном языке нет слов "земь", дребезги, лобья" и др. Надо только вдуматься в слово, найти в нем корень и приставку, и сразу станет ясно, что без приставки оно не употребляется
Посмотрите подсказки- картинки. (Слайд: картинки по пособию И.Н. Рейке )
Например, враг разбит (как?) наголову, то есть разбит окончательно, совсем (наречие). Опять нельзя от слова наголову поставить вопрос на чью? Будет бессмыслица. Но платок надет на голову (на что?- голову); можно спросить на чью голову?
Наречие наголову можно заменить другим наречием, а изменить суффикс -у нельзя: получится, что враг разбит на голове.
V. Формирование умений и навыков
Упражнение 282 (с. 116) устно
Упражнение 286 (с. 117). Разберем устно первое предложение. А теперь выполним упражнение самостоятельно
Объяснительный диктант.
1. Мы радуемся, что ручей родился на припеке и в припрыжку мчится от зимы (С. Смирнов). 2. Всю ночь туман, а поутру весенний воздух млеет. (И. Бунин). 3. Машина мчалась вслепую. (П. Проскурин). 4 Бои шли вкруговую, часто переходя в рукопашные схватки. (М. Шолохов) 5. Доведется ли вам в Балтике погулять- это ещё бабушка надвое сказала. (А. Кронин)
VI. Закрепление материала
Теперь, я думаю, вам не составит труда помочь лингвистам. Пожалуйста, заполните колонки.
VII. Подведение итогов.
Уже к концу подходит наш урок.
Пришла пора нам подвести итог.
-Что узнали на уроке? Чему научились?
Надеюсь, что теперь чуть легче будет вам
Писать одну из самых сложных орфограмм.
VII. Домашнее задание. Таблицу выучить, записать свои примеры наречий по таблице.
Урок 2. Слитное и раздельное правописание наречий, образованных от существительных с пространственным и временным значением.
Цели: 1) закрепление знаний о слитном и раздельном написании приставок в наречиях;
2) развитие навыков развития речи, работа с текстом
3)пунктуация: запятая в сложном предложении с союзом а и без союза
I. Оргмомент
Ребята, сегодняшний урок мы посвящаем повторению правил слитного и раздельного правописания наречий, а также выучим правила слитного и раздельного правописание наречий, образованных от существительных с пространственным и временным значением.
II. Проверка домашнего задания.
Работа с таблицей.
Слитно | 1. наречия, образованные путем соединения предлогов-приставок, с краткими и полными прилагательными (сгоряча), наречиями (донельзя), собирательными числительными (кроме предлога по (вчетвером), местоимениями (отчего) |
3. наречия с пространственным и временным значением (вправо, сначала). Их нужно отличать от существительных с предлогами. | |
Через дефис | 1. наречия, образованные от прилагательных и местоимений при помощи приставки по- суффиксов -ому, -ему, -цки, - ьи (по-доброму, по-зимнему, по-дружески, по-собачьи). |
2. наречия, образованные от порядковых числительных при помощи приставки в- или во- (в-третьих, во-вторых). | |
3. наречия, образованные с помощью повторения синонимов, или слов, связанных ассоциативно (быстро-быстро, тихо-смирно) | |
4. неопределенные местоимения-наречия с частицами –то, -либо, -нибудь, -кое (когда-то, куда-либо) | |
Раздельно | 1. наречия, образованные повтором имен существительных с предлогом (слово в слово) |
2. наречия, образованные при помощи от существительных, начинающихся с гласной буквы (в одиночку) |
-Прочитайте по цепочке примеры наречий, которые вы написали дома.
-На столах у вас карточки , я читаю слово вы поднимаете соответствующие карточки. (дополнительно слайд на экран)
(За)ранее – заранее (пр.+нар.)
(на)двое – надвое (пр.+соб. числ.)
(на)пропалую – напропалую (не употр.)
(с)молоду – смолоду (пр.+прил.)(по)русски – по-русски (приставка и суфф.)
(мало)помалу – мало-помалу (повторение однокор. слов)
(худо)-бедно – худо-бедно (повторении синонимов)
(по)птичьи – по- птичьи (приставка и суфф.)
(в)пятых – в-пятых (приставка в и порядк. числ.)
(в)открытую – в открытую (начинается с гл. буквы)
III. Объяснение нового материала
-Я приглашаю вас в путешествие на воздушном шаре. Согласны? (слайд-шоу) А знаете ли вы, что 21 ноября 1783 года был самый знаменательный день в истории воздухоплавания. В этот день два отважных француза: Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд впервые в истории совершили полёт на воздушном шаре братьев Монгольфье. Воздухоплаватели достигли высоты 915 м и за 25 минут покрыли расстояние в 9 км.
Закройте глаза и полетели.
Полет на воздушном шаре похож на волшебный сон! Полет на воздушном шаре в полном безветрии и тишине прерываемой изредка шумом горелки, в архаичной и красивой плетеной ивовой корзине, над гладью пруда с касанием дном корзины поверхности воды! Шишки, свисающие с верхушек сосен и елей в корзину воздушного шара! Тень от шара на земле молчаливо сопровождающую вас в полете. Золотые купола сельского храма, торжественно проплывающие мимо на расстоянии вытянутой руки! Свободно, привольно, весело чувствуем мы себя, проносясь над пестро и ярко раскрашенными лесами, над сжатыми нивами, над деревнями, пересекая самым причудливым образом извивающиеся ленты рек и ручьев, всматриваясь со страшной жаждой нового в далекий, вечно раскрывающийся горизонт, не покажется ли, не откроется ли еще что-нибудь.
А что увидите дальше, вы мне расскажите сами.
Текст на слайде №2
1.Увидели вдали спину чудовища , взойти наверх, сначала все было тихо, дождь пошел не вовремя
2.В дали голубой скрылся пароход, взобрался на верх горы,. это было в начале лета, во время каникул.
-Сопоставьте словосочетания . Что видим? ( в первом случае наречия, во втором сущ. с предлогом) Ребята, задайте вопрос к наречиям ( где?, когда?). К каким разрядам относятся? (места (или пространства) и времени)
Обратите внимания как пишутся эти наречия? (слитно). Как будет звучат тема нашего урока? (слайд № 3)
Запишем в тетрадь
Слайд № 4 Рассмотрите таблицу. Сформулируйте правило.[24. с.133]
-Работа с карточками. (у каждого на парте)
Разберем первый пример: слово в начале в данном предложении наречие или сущ. с предлогом ( сущ. с пред., есть зависимое слово книга). Запишем в соответствующий столбик (сущ. с пред)
наречие | Примеры | Сущ. с предлогом |
В*начале книги этот персонаж еще упоминается пару раз, а потом о нем ни слова. | ||
В *даль туманную уходит теплоход. | ||
Науку изучают с азов, дружбу берегут с *начала. | ||
Узкая тропа вела в*глубь. | ||
Ах, если бы можно было зажить с*начала. | ||
В *начале осени стояли солнечные дни. | ||
По*низу юбки шли вышитые узоры. | ||
Сосуд был наполнен до*верху. | ||
В* верху страницы находился герб страны. |
V. Формирование умений и навыков
1.Упражнение № 216 (рабочая тетрадь ч. 1) [24.с. 133]
2.Упражнение № 217 [24. с.134]
VI.Закрепление материала. Работа с тестом. (слайд № 5)
1.Прочитайте текст. Определите его стиль. Докажите. Определите тип речи. Докажите. Объясните пропущенные орфограммы и пунктограммы.
Герой наш отв…чал всем и каждому и чу…ствовал какую(то) ло…кость (н…)обыкновен…ую раскланивался (на)прав… и (на)лев… по обыкновению своему несколько (на)бок, но совершен…о свободно и так что оч…ровал всех. Дамы тут же о…ступили его бл…стающею г…рля ндою и нан…сли с собой целые обл…ка всякого рода благоуханий: одна дышала розами, от другой несло фиалками, третья вся (на)сквозь была продушен…а резедой. Чичиков подымал только нос (к)верху да нюхал. В нарядах их вкусу было пропасть: муслины атласы, кисеи были таких бледных модных цв…тов, каким даже и названия нельзя было подобрать до такой степени дошла тонкость вкуса. А между тем герою нашему готовилась пр…неприятнейшая(н…)ожиданность.
(Н.В.Гоголь)
2.Запишите предложения. Вставив пропущенные буквы. Раскрыв скобки и расставив знаки препинания. (работаем с объяснением у доски один ученик-одно предложение, остальные в тетрадь).
Мы были вынуждены св..рнуть в (лево) и с (начала) ехать шагом лишь из(редк..) рысц..й мало(помалу) продв..гаясь в (перед).
Сад спол.. о..ступил дом..к с(права) от оврага в..днеется пас..ка а не (вдал..ке0 распол..жилась избушка стор…жка.
С(лева) от нас бл..стит реч..ка в(дал..ке) ч..рнеется лес и я ж..лею лишь о том что приехал сюда (не) на(долг..).
V. Подведение итогов.
В тетрадях в три колонки запишите:
1.Что я узнал на уроке? 2.Что хотел бы узнать? 3.Что вызывает затруднение?
Домашнее задание: написать мини-сочинение «Полет на воздушном шаре» с использованием наречий с пространственным и временным значением.
Предварительный просмотр:
2. Ребусы «Наречия»
1.
”копыто“
к=х (впопыхах)
2.
ЛЕ (вслепую)
3. ’е (поодиночке)
4.
о=а
(навыкат)
5.
У /3 (внутри)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с презентацией "Слитное и раздельное написание НЕ с наречием"
Материал для урока "Слитное и раздельное написание НЕ с наречием"...
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О, -Е. 7кл
Цели и задачи: -) знать правописание НЕ с наречиями, НЕ с прилагательными;-) уметь обозначать новую орфограмму;-) выбирать правильное написание с НЕ....
Урок взаимного обучения учащихся по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е» (7 класс)
ЦЕЛЬ: формирование навыка написания НЕ с наречиями в занимательной нетрадиционной форме в результате групповой работы над материалом....
Тема: Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е
Цели: закрепить умение слитного и раздельного написания наречий, отработать навыки морфологического разбора, умение образовывать сравнительную и превосходную степени наречий, употреблять наречия...
Конспект урока "Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных"
Конспект урока для 7 класса по учебнику М.Т.Баранова и др. Разработка содержит 2 урока: изучение нового материала и его закрепление. В конспекте представлены исследовательские и творческие задания. Ур...
Правописание не с наречиями на –о(-е) . Слитное и раздельное написание не с наречиями–о(-е) Правописание не и ни в отрицательных наречиях.
Маршрутный лист дистанционного урока...