Повторение темы «Предложения с обособленными членами».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Предварительный просмотр:
Повторение темы «Предложения с обособленными членами».
- О.Н.У.
- Актуализация знаний
-Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Прокомментируйте орфограммы.
Слайд 1.
Пр..рода нашей мес..ности, пр..огромные р..внины, заб..рат..ся в пр..глухой лес, непрох..димые зар..сли, (не)большой пр..горок.
Слайд 2.
Какое предложение «лишнее»? Объясните свой выбор (знаки препинания не расставлены).
- И звезды слушают меня лучами радостно играя.
- Поля покрытые росой наполняли воздух нежным ароматом.
- В тихой воде дробясь отражаются огни кораблей.
- В утренней капле воды отражается весь радужный мир.
-Посмотрите еще раз на слайд и скажите, какова тема урока?
3. Работа по теме урока
1) Повторение правил обособления путем работы с примерами (чтение предложений, разбор, комментирование, самопроверка – сравнение с разбором предложений на слайдах; самооценка).
I. Обособление согласованных определений
1. Уставшая она опустила на колени руки красные от студеной воды и посмотрела на меня долгим взглядом грустным и нежным.
2. Предупрежденный об опасности разведчик сумел уйти от преследования.
II. Обособление несогласованных определений
3. Воздух густой с привкусом чего-то неясного раздражал нервы странным запахом.
4. Афанасий Лукич без шапки в домашней одежде бежал впереди всех.
5. С румяным лицом и сияющими глазами она казалась необыкновенной красавицей.
III. Обособление приложений
6. Атаман стал отыскивать в траве свою люльку с табаком неотлучную спутницу на море и на суше.
7. Награждается Петров Иван ученик 8 класса за победу в олимпиаде.
8. Я вырос в сумрачных стенах душой дитя судьбой монах.
9. Упрямец во всем мой друг упорно стремился к своей цели.
IV. Обособление обстоятельств
10. Ворча и оглядываясь Каштанка предчувствуя неприятную встречу вошла в комнату.
11. Несмотря на уговоры люди не торопились расходиться по домам.
12. На уроке все слушали учителя затаив дыхание.
V. Обособление уточняющих членов предложения
13. В марте во время каникул мы поедем на экскурсию в Белоруссию в город Минск.
14. Всех жителей Жулебина кроме маленьких детей пригласили участвовать в велопробеге.
2) Самостоятельная работа. Пунктуационный разбор предложений с графическим обозначением грамматической основы и обособленных членов (ученики сдают карточку на проверку учителю по желанию; далее – самопроверка, т.е. сравнение с разбором предложений на слайдах; самооценка).
15. Прикрытие стоявшее около пушек Тушина ушло по чьему…то приказу и не…смотря на это батарея продолжала стрелять.
16. Офицер товарищ Тушина был убит в…начале боя и не…успев опомниться Тушин в…течени… часа потерял еще семнадцать человек.
17. Оглушенный беспр…рывными выстрелами заставлявшими его каждый раз вздрагивать Тушин бегал от одного орудия к другому то прицеливаясь то считая снаряды.
18. Здесь в Шенграбенском сражении капитан Тушин маленький незаметный и неловкий человек совершил настоящий подвиг.
4. Закрепление изученного
Работа с текстом (работа сдается на проверку учителю).
- Прочитайте текст.
- Какова его тема?
- Найдите предложение, в котором отражена главная мысль.
- Назовите стиль речи.
- Определите тип текста.
- Расставьте знаки препинания.
Теплым вечером ближе к ночи друзья подходили к Волге. Они уже видели блеск городских окон горящ… на закате и дым парохода подымавш….ся прямо из-за крыш села. Пылающие облака золотистые розовые целой стаей поднялись над лесом загоревшись ликующими красками жар-птиц. Потом они разделились на десятки огненных птичек и разлетевшись в стороны медленно потухли.
Покрытый черными клубами дыма пароход дал последний гудок хриплый и густой. На корме тихий женский голос затянул песню немного печальную грустную. Не…смотря на небольшую скорость парохода правый берег Волги быстро приближался. Уже башни нижегородского кремля стали видны в темном небе над вершиной горы перетянутой тонким пояском огоньков.
Вот и отчий дом старинный русский город раскинувшийся над широким раздольем великой русской реки. Любимый край родная природа они милее всего. (По А. Н. Формозову.)
5. Подведение итогов. Рефлексия.
6. Д/з Выпиши из книги, которую читаешь, 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями (графически их обозначьте).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какое предложение «лишнее»? Объясните свой выбор ( знаки препинания не расставлены) . И звезды слушают меня лучами радостно играя. Поля покрытые росой наполняли воздух нежным ароматом. В тихой воде дробясь отражаются огни кораблей. В утренней капле воды отражается весь радужный мир.
I . Обособление согласованных определений . 1 . Уставшая она опустила на колени руки красные от студеной воды и посмотрела на меня долгим взглядом грустным и нежным . Уставшая , она опустила на колени руки, красные от студеной воды , и посмотрела на меня долгим взглядом, грустным и нежным .
2. Предупрежденный об опасности разведчик сумел уйти от преследования. Предупрежденный об опасности, разведчик сумел уйти от преследования. I . Обособление согласованных определений .
II. Обособление несогласованных определений. 3. Воздух густой с привкусом чего-то неясного раздражал нервы странным запахом. Воздух, густой, с привкусом чего-то неясного, раздражал нервы странным запахом. 4. Афанасий Лукич без шапки в домашней одежде бежал впереди всех. Афанасий Лукич, без шапки, в домашней одежде, бежал впереди всех.
II. Обособление несогласованных определений. 5. С румяным лицом и сияющими глазами она казалась необыкновенной красавицей. С румяным лицом и сияющими глазами, она казалась необыкновенной красавицей.
III . Обособление приложений. 6. Атаман стал отыскивать в траве свою люльку с табаком неотлучную спутницу на море и на суше. Атаман стал отыскивать в траве свою люльку с табаком - неотлучную спутницу на море и на суше. 7 . Награждается Петров Иван ученик 8 класса за победу в олимпиаде. Награждается Петров Иван , ученик 8 класса , за победу в олимпиаде.
III . Обособление приложений. 8. Я вырос в сумрачных стенах душой дитя судьбой монах. Я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой монах. 9. Упрямец во всем мой друг упорно стремился к своей цели. Упрямец во всем, мой друг упорно стремился к своей цели.
IV . Обособление обстоятельств. 10. Ворча и оглядываясь Каштанка предчувствуя неприятную встречу вошла в комнату. Ворча и оглядываясь , Каштанка, предчувствуя неприятную встречу, вошла в комнату.
IV . Обособление обстоятельств. 11. Несмотря на уговоры люди не торопились расходиться по домам. Несмотря на уговоры, люди не торопились расходиться по домам. 12. На уроке все слушали учителя затаив дыхание. На уроке все слушали учителя затаив дыхание.
V . Обособление уточняющих членов предложения. 13. В марте во время каникул мы поедем на экскурсию в Белоруссию в город Минск. В марте , во время каникул, мы поедем на экскурсию в Белоруссию , в город Минск. 14. Всех жителей Жулебина кроме маленьких детей пригласили участвовать в велопробеге. Всех жителей Жулебина , кроме маленьких детей, пригласили участвовать в велопробеге.
VI . Пунктуационный разбор предложений (самостоятельная работа) 15. Прикрытие стоявшее около пушек Тушина ушло по чьему…то приказу и не…смотря на это батарея продолжала стрелять. Прикрытие , стоявшее около пушек Тушина , ушло по чьему-то приказу, и, несмотря на это, батарея продолжала стрелять . 16. Офицер товарищ Тушина был убит в…начале боя и не…успев опомниться Тушин в… течени … часа потерял еще семнадцать человек. Офицер , товарищ Тушина, был убит в начале боя, и, не успев опомниться, Тушин в течение часа потерял еще семнадцать человек.
17. Оглушенный беспр … рывными выстрелами заставлявшими его каждый раз вздрагивать Тушин бегал от одного орудия к другому то прицеливаясь то считая снаряды. Оглушенный беспрерывными выстрелами , заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая снаряды. 18. Здесь в Шенграбенском сражении капитан Тушин маленький незаметный и неловкий человек совершил настоящий подвиг. Здесь , в Шенграбенском сражении, капитан Тушин - маленький, незаметный и неловкий человек - совершил настоящий подвиг.
VII . Работа с текстом. Теплым вечером ближе к ночи друзья подходили к Волге. Они уже видели блеск городских окон горящих на закате и дым парохода подымавшийся прямо из-за крыш села. Пылающие облака золотистые розовые целой стаей поднялись над лесом загоревшись ликующими красками жар-птиц. Потом они разделились на десятки огненных птичек и разлетевшись в стороны медленно потухли. Покрытый черными клубами дыма пароход дал последний гудок хриплый и густой. На корме тихий женский голос затянул песню немного печальную грустную. Несмотря на небольшую скорость парохода правый берег Волги быстро приближался. Уже башни нижегородского кремля стали видны в темном небе над вершиной горы перетянутой тонким пояском огоньков. Вот и отчий дом старинный русский город раскинувшийся над широким раздольем великой русской реки. Любимый край родная природа они милее всего. (По А.Н. Формозову.)
Проверьте себя Теплым вечером, ближе к ночи, друзья подходили к Волге. Они уже видели блеск городских окон, горящих на закате, и дым парохода, подымавшийся прямо из-за крыш села. Пылающие облака, золотистые, розовые, целой стаей поднялись над лесом, загоревшись ликующими красками жар-птиц. Потом они разделились на десятки огненных птичек и, разлетевшись в стороны, медленно потухли. Покрытый черными клубами дыма пароход дал последний гудок, хриплый и густой. На корме тихий женский голос затянул песню, немного печальную, грустную. Несмотря на небольшую скорость парохода, правый берег Волги быстро приближался. Уже башни нижегородского кремля стали видны в темном небе, над вершиной горы, перетянутой тонким пояском огоньков. Вот и отчий дом - старинный русский город, раскинувшийся над широким раздольем великой русской реки. Любимый край, родная природа, они милее всего. (По А.Н. Формозову.)
Домашнее задание выполнить на выбор: 1) Напишите сочинение-миниатюру на тему «Ура! Скоро каникулы!» с использованием 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями. 2) Выпишите из книги, которую читаешь, 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями (графически их обозначьте).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Предложения с обособленными членами"
Тест состоит из 5 заданий с множественным выбором ответа. После выполения заданий учащийся сразу может увидеть свои результаты....
Тема: «ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ«
Цели: научить грамотно выделять обособленные второстепенные члены предложения; обобщить изученный материал о причастном и деепричастном оборотах....
Методическая разработка по русскому языку для 2 курсов на тему "Предложения с обособленными второстепенными членами: обособленные определения и приложения"
Повторение пройденного материала: опрос, упражнения, самостоятельная работа....
Контрольная работа № 5 по теме «Предложения с обособленными членами» Обобщение изученного по теме «Предложения с обособленными членами, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Контрольная работа № 5 по теме «Предложения с обособленными членами» Обобщение изученного по теме «Предложения с обособленными членами, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Открытый урок в 8 классе Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения.
Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения....
Конспект урока: "Повторение темы "Предложение, осложненное однородными членами" для 8 класса
Цели урока:повторить материал об однородных членах предложения: понятие, соединительные союзы, пунктуация при однородных членах; показать на тренировочных упражнениях умения применять теоретические зн...