Конспект урока: "Повторение темы "Предложение, осложненное однородными членами" для 8 класса
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Цели урока:
- повторить материал об однородных членах предложения: понятие, соединительные союзы, пунктуация при однородных членах; показать на тренировочных упражнениях умения применять теоретические знания на практике;
- совершенствовать умения логически мыслить при работе с текстом, используя СКАТ, обогащать речь учащихся новыми словами;
- прививать интерес к теме, воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_povtorenie_temy_predlozhenie_oslozhnennoe_odnorod.chlenami_dlya_8kl.docx | 261.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Повторение темы:
«Предложение, осложненное однородными членами».
Цели урока:
- повторить материал об однородных членах предложения: понятие, соединительные союзы, пунктуация при однородных членах; показать на тренировочных упражнениях умения применять теоретические знания на практике;
- совершенствовать умения логически мыслить при работе с текстом, используя СКАТ, обогащать речь учащихся новыми словами;
З) прививать интерес к теме, воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Работа по теме урока.
- Повторение теории, используя ЛСМ, ОК.
Что представляет собой ЛСМ? Она состоит из 6 осей или координат, каждая из которых имеет свое название, которая разбита на точки или узлы с ключевыми словами.
1- оч
2- союзы при ОЧ
З- пунктуация при ОЧ.
2)Тренировочное задание.
а) запись предложений под диктовку:
Человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.
Задания.
- прочитать со знаками препинания, объяснить их постановку; - выполнить синтаксический разбор, используя кодовый номер;
- выполнить орфографический разбор.
Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более красивую и таинственную, чем Пра.
Задание.
Обозначить изученные орфограммы.
З) Самостоятельная работа. Тестовые задания N 21. (Неверно расставлены знаки препинания). (Прилагаются)
- Работа над повторением материала на координатах 4 и 5. (ОС — значение, синтаксическая роль, знаки препинания при с ОС). (Опорные схемы прилагаются).
- Работа с учебником. (Сборник задач и упражнений). Упражнение 280 по заданию. Обобщение.
1 — дополнение
2 — дополнение
З — дополнение (не только, но и. . . ) — соединительный союз.
6) Самостоятельная работа. Тестовые задания. (Задания прилагаются).
7) Работа над теоретическим материалом на 6 координате. (однородные и неоднородные определения, бессоюзие, союзы, пунктуация).
(Учебник стр. 295.)
8) Самостоятельная работа. ПК (Проверочная карточка).
9) Работа с текстом по схеме — КАТ. (Упр. 295).
Многозначные слова: источники, ядовитых, сожженный, торжественных, тихих; Олицетворения: величайшие источники, великолепный и удивительный наряд, исполинские лаборатории.
Метафоры. Тишина садится. Ночь поднимается. Мягкое освещение.
З. Работа по развитию речи.
1)Творческая работа. Составить связный текст на тему: «Зимние каникулы». (При составлении текста использовать предложения, осложненные однородными членами с обобщающими словами.
2) Корректирование текстов.
4. Обобщение темы урока.
Что удалось повторить, закрепить для подготовки итогового контроля?
5 Высказывание оценочных суждений. Выставление отметок.
6. Д/з повторить параграф N2186 — 189.
ОК № 21
Однородные члены предложения:
- относятся к одному и тому же слову;
- отвечают на один и тот же вопрос;
- связаны сочинительной связью;
- характеризуются перечислительной интонацией.
ОК N22
Между однородными членами, соединенными одиночным соединительным или разделительным союзом, запятая не ставится.
ОК №23
Обобщающие слова:
1. Обозначают более общее по отношению к однородным членам понятие.
2. Зависят от того же слова или поясняют то же слово, что и однородные члены предложения.
З. Отвечают на один и тот же вопрос, что и однородные члены.
4. Являются тем же членом предложения, что и однородные члены.
ОК № 24
Сочинительные союзы при однородных членах предложения.
- Соединительные союзы: и, да(=и), ни- ни, не только, но и, как — так и, тоже, также.
- Противительные союзы: а, но, да (—но), зато, не то, а это.. З. Разделительные союзы: или, либо, то — то, не то- не то, или- или.. ,
Сосновые сухие леса на берегах Пры перемешивались с вековыми дубовыми рощами с зарослями ивы ольхи и осины. Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты, над ее коричневой, но совершенно прозрачной водой. С этих сосен мы удили упористых язей.
Схема комплексного анализа текста
- Выразительно прочтите текст.
- Определите тему и идею текста.
З. Определите стиль и тип речи текста.
4. Обозначьте орфограммы в выделенных словах
(цифра 6)
5. Расставьте знаки препинания и объясните их.
Пунктуационный разбор (цифра 7)
- Объясните лексическое значение выделенных слов (цифра 5)
- Подберите синонимы, антонимы к выделенным словам или найдите их в тексте.
- Фонетический разбор слов (цифра 1)
- Морфемный разбор слов (цифра 2)
- Морфологический разбор слов (цифра 3 )
- Синтаксический разбор предложений (цифра 4)
- Разберите словосочетания.
- Разделите текст на части и составьте план.
- Изложите текст.
На пригорке растет дуб с раскидистыми, скрюченными, словно старые натруженные пальцы - ВЕТКАМИ. Он крепко впился в землю толстыми корнями. Дуб не сразу почувствовал приход осени. Его плотные листья долго не поддавались прохладным ночам и продолжали зеленеть. Но неожиданно ударил морозец. Листья дуба пожелтели, взялись изморозью. Подул ветерок, и листья постепенно стали опадать. Дзинь - дзинь! Зазвенели, словно золотые колокольчики, ударяясь о застывшие ветки. Весь пригорок покрылся шуршащим ковром.
Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом
Место обобщающего слова | Пример | Схема |
Впереди однородных членов предложения | Она очень любила сладости: конфеты, зефир, пряники. | [о:о,о,о] |
После однородных членов предложения | В лесах, полях - всюду стали распускаться первые цветы. | [о,о,о - о] |
Перед однородными членами предложения, но после них предложение продолжается | Грибы: подосиновики, маслята, сыроежки - лежали в корзине. |
Работа по развитию речи.
Творческая работа. Составить связный текст на тему: «Зимние каникулы», используя предложения с обобщающими словами при однородных членах:
- Привычные учебные заботы: уроки, школьные занятия, уборка класса — сейчас позади.
- Ни снег, ни ветер, ни крепкий мороз — ничто не может удержать меня дома.
З. Зимой меня радует все: и легкий, пушистый снежок, и крепкий морозец, и даже тяжелое, в тучах небо. Скоро из него просыплется мягкий снежок.
Тестовые задания
- Укажите, в каких предложениях с однородными членами неверно расставлены знаки препинания.
А. В поэзии Некрасова есть и злоба, и сарказм, и нежность, и надежда.
Б. Несутся клубы, не то тумана, не то мелких брызг.
В. Этот край богат торфом и лесом, молоком, и ягодами.
Г. Умен да пригож, да на дело негож.
Д. Он коллекционировал как марки, так и открытки.
- Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).
А. Ни горы ни ущелья ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.
Б. Запах черемухи чувствовался всеми в саду в доме на улице.
В. Все и лес и поле и цветущий луг залито солнцем.
Г. Бычков Сергеев Корнеенко победители соревнования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"
В игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении....
Конспект урока "Повторение изученных частей речи" 9 класс VIII вид
Подробный конспект урока письма в 9 классеVIII вида по теме "Повторение изученных частей речи"...
Конспект урока-повторения по учебнику Биболетова М.З. 8 класс
Конспект урока-повторения лекси и грамматике по теме "Экологические проблемы"...
Урок-повторение "Обобщающие слова при однородных членах предложения"8 класс).
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка снимает напряжение и усталость.На каждом уроке присутствуют зарядки, зарядки с движениями, с э...
Конспект урока-повторения по английскому языку во 2 классе Тема "We are friends".
Целью урока является активизация глагола "быть" 2 в лексико-грамматических структурах по материалам детского произчевдения....
Конспект урока "Повторение простых и сложных предложений" 5 класс
Урок, в ходе которого учащиеся смогут проверить свои знания по теме, а также закрепить их. Занятие объединено общей темой - сказкой про Буратино Толстого, что также очень нравится детям....
Интегрированный урок-повторение по русскому языку в 8 классе по теме «Предложения с однородными членами и пунктуация при них» (с применением приемов технологии РКМЧП)
-закрепить знания учеников об однородных членах предложения, умения ставить знаки препинания и объяснять их постановку, умение узнавать пунктуационные правила в тексте;-акцентировать внимание на...