Конспект урока: "Повторение темы "Предложение, осложненное однородными членами" для 8 класса
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Глинская Надежда Александровна

Цели урока:

  1. повторить материал об однородных членах предложения: понятие, соединительные союзы, пунктуация при однородных членах; показать на тренировочных упражнениях умения применять теоретические знания на практике;
  2. совершенствовать умения логически мыслить при работе с текстом, используя СКАТ, обогащать речь учащихся новыми словами;
  3. прививать интерес к теме, воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Повторение темы:

«Предложение, осложненное однородными членами».

Цели урока:

  1. повторить материал об однородных членах предложения: понятие, соединительные союзы, пунктуация при однородных членах; показать на тренировочных упражнениях умения применять теоретические знания на практике;
  2. совершенствовать умения логически мыслить при работе с текстом, используя СКАТ, обогащать речь учащихся новыми словами;

З) прививать интерес к теме, воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Работа по теме урока.
  1. Повторение теории, используя ЛСМ, ОК.

Что представляет собой ЛСМ? Она состоит из 6 осей или координат, каждая из которых имеет свое название, которая разбита на точки или узлы с ключевыми словами.

1- оч

2- союзы при ОЧ

З- пунктуация при ОЧ.

2)Тренировочное задание.

а) запись предложений под диктовку:

Человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.

Задания.

- прочитать со знаками препинания, объяснить их постановку; - выполнить синтаксический разбор, используя кодовый номер;

 - выполнить орфографический разбор.

Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более красивую и таинственную, чем Пра.

Задание.

Обозначить изученные орфограммы.

З) Самостоятельная работа. Тестовые задания N 21. (Неверно расставлены знаки препинания). (Прилагаются)

  1. Работа над повторением материала на координатах 4 и 5. (ОС — значение, синтаксическая роль, знаки препинания при с ОС).  (Опорные схемы прилагаются).

  1. Работа с учебником. (Сборник задач и упражнений). Упражнение  280 по заданию. Обобщение.

1 — дополнение

2 — дополнение

З — дополнение (не только, но и. . . ) — соединительный союз.

6) Самостоятельная работа. Тестовые задания. (Задания прилагаются).

7) Работа над теоретическим материалом на 6 координате. (однородные и неоднородные определения, бессоюзие, союзы, пунктуация).

(Учебник стр. 295.)

8) Самостоятельная работа. ПК (Проверочная карточка).

9) Работа с текстом по схеме — КАТ. (Упр. 295).

Многозначные слова: источники, ядовитых, сожженный, торжественных, тихих; Олицетворения: величайшие источники, великолепный и удивительный наряд, исполинские лаборатории.

Метафоры. Тишина садится. Ночь поднимается. Мягкое освещение.

З. Работа по развитию речи.

1)Творческая работа. Составить связный текст на тему: «Зимние каникулы». (При составлении текста использовать предложения, осложненные однородными членами с обобщающими словами.

2) Корректирование текстов.

4. Обобщение темы урока.

Что удалось повторить, закрепить для подготовки итогового контроля?

5 Высказывание оценочных суждений. Выставление отметок.

6. Д/з повторить параграф N2186 — 189.


ОК № 21

Однородные члены предложения:

  1. относятся к одному и тому же слову;
  2. отвечают на один и тот же вопрос;
  3. связаны сочинительной связью;
  4. характеризуются перечислительной интонацией.

ОК N22

Между однородными членами, соединенными одиночным соединительным или разделительным союзом, запятая не ставится.

ОК №23

Обобщающие слова:

1. Обозначают более общее по отношению к однородным членам понятие.

2. Зависят от того же слова или поясняют то же слово, что и однородные члены предложения.

З. Отвечают на один и тот же вопрос, что и однородные члены.

4. Являются тем же членом предложения, что и однородные члены.

ОК № 24

Сочинительные союзы при однородных членах предложения.

  1. Соединительные союзы: и, да(=и), ни- ни, не только, но и, как — так и, тоже, также.
  2. Противительные союзы: а, но, да (—но), зато, не то, а это.. З. Разделительные союзы: или, либо, то — то, не то- не то, или- или.. ,

Сосновые сухие леса на берегах Пры перемешивались с вековыми дубовыми рощами с зарослями ивы ольхи и осины. Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты, над ее коричневой, но совершенно прозрачной водой. С этих сосен мы удили упористых язей.


Схема комплексного анализа текста

  1. Выразительно прочтите текст.
  2. Определите тему и идею текста.

З. Определите стиль и тип речи текста.

4. Обозначьте орфограммы в выделенных словах

(цифра 6)

5. Расставьте знаки препинания и объясните их.

Пунктуационный разбор (цифра 7)

  1. Объясните лексическое значение выделенных слов (цифра 5)
  2. Подберите синонимы, антонимы к выделенным словам или найдите их в тексте.
  3. Фонетический разбор слов (цифра 1)
  4. Морфемный разбор слов (цифра 2)
  5. Морфологический разбор слов (цифра 3 )
  6. Синтаксический разбор предложений (цифра 4)
  7. Разберите словосочетания.
  8. Разделите текст на части и составьте план.
  9. Изложите текст.

На пригорке растет дуб с раскидистыми, скрюченными, словно старые натруженные пальцы - ВЕТКАМИ. Он крепко впился в землю толстыми корнями. Дуб не сразу почувствовал приход осени. Его плотные листья долго не поддавались прохладным ночам и продолжали зеленеть. Но неожиданно ударил морозец. Листья дуба пожелтели, взялись изморозью. Подул ветерок, и листья постепенно стали опадать. Дзинь - дзинь! Зазвенели, словно золотые колокольчики, ударяясь о застывшие ветки. Весь пригорок покрылся шуршащим ковром.

Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом

Место обобщающего слова

Пример

Схема

Впереди однородных членов предложения

Она очень любила сладости: конфеты, зефир, пряники.

[о:о,о,о]

После однородных членов предложения

В лесах, полях -

всюду стали распускаться первые цветы.

[о,о,о - о]

Перед однородными членами предложения, но после них предложение продолжается

Грибы: подосиновики, маслята, сыроежки - лежали в корзине.

Работа по развитию речи.

Творческая работа. Составить связный текст на тему: «Зимние каникулы», используя предложения с обобщающими словами при однородных членах:

  1. Привычные учебные заботы: уроки, школьные занятия, уборка класса — сейчас позади.
  2. Ни снег, ни ветер, ни крепкий мороз — ничто не может удержать меня дома.

З. Зимой меня радует все: и легкий, пушистый снежок, и крепкий морозец, и даже тяжелое, в тучах небо. Скоро из него просыплется мягкий снежок.

Тестовые задания

  1.  Укажите, в каких предложениях с однородными членами неверно расставлены знаки препинания.

А. В поэзии Некрасова есть и злоба, и сарказм, и нежность, и надежда.

Б. Несутся клубы, не то тумана, не то мелких брызг.

В. Этот край богат торфом и лесом, молоком, и ягодами.

Г. Умен да пригож, да на дело негож.

Д. Он коллекционировал как марки, так и открытки.

  1. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

А. Ни горы ни ущелья ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.

Б. Запах черемухи чувствовался всеми в саду в доме на улице.

В. Все и лес и поле и цветущий луг залито солнцем.

Г. Бычков Сергеев Корнеенко победители соревнования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"

В  игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении....

Конспект урока "Повторение изученных частей речи" 9 класс VIII вид

Подробный конспект урока письма в 9 классеVIII вида по теме "Повторение изученных частей речи"...

Конспект урока-повторения по учебнику Биболетова М.З. 8 класс

Конспект урока-повторения лекси и грамматике по теме "Экологические проблемы"...

Урок-повторение "Обобщающие слова при однородных членах предложения"8 класс).

Использование здоровьесберегающих технологий  на уроках  русского языка снимает напряжение  и усталость.На каждом уроке  присутствуют зарядки, зарядки с движениями, с э...

Конспект урока-повторения по английскому языку во 2 классе Тема "We are friends".

Целью урока является активизация глагола "быть" 2 в лексико-грамматических структурах по материалам детского произчевдения....

Конспект урока "Повторение простых и сложных предложений" 5 класс

Урок, в ходе которого учащиеся смогут проверить свои знания по теме, а также закрепить их. Занятие объединено общей темой - сказкой про Буратино Толстого, что также очень нравится детям....

Интегрированный урок-повторение по русскому языку в 8 классе по теме «Предложения с однородными членами и пунктуация при них» (с применением приемов технологии РКМЧП)

-закрепить  знания учеников об однородных членах предложения, умения ставить знаки препинания и объяснять их постановку, умение узнавать пунктуационные правила в тексте;-акцентировать внимание на...