Учимся писать сочинение ЕГЭ (презентация)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс)
Данный материал представлен в виде мультимедийной презентации и помогает разобраться в тонкостях работы с сонинением на ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_pisat_sochinenie_ege.pptx | 80.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формулировка задания 27 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его . Объём сочинения — не менее 150 слов. Максимальное количество баллов за всю письменную работу - 24
К1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. 1 Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. * Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов. 0
К-1 Формулировка проблемы исходного текста Предложенный текст вызвал у меня неподдельный интерес. В нем (Ф.И.О. автора текста, кто он) поднимает важную, на мой взгляд, проблему: (формулируется проблема).
К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. 5 Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь между ними, или выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение только к одному примеру. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. 4 Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но дано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между примерами не выявлена, или экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, и дал пояснение к нему. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. 3 Экзаменуемый привел 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение. 2 Экзаменуемый привел 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, но не пояснил его значение. 1
К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы, не приведены, или проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или вместо комментария дан простой пересказ текста, или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста. 0
К3 Отражение позиции автора исходного текста Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. 1 Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. 0
К-2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста К-3 Отражение позиции автора исходного текста Писатель говорит … Автор текста называет … Автор текста обращает внимание на … П исатель особо подчёркивает … Рассуждая об этом, автор считает , что …
К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его. 1 Экзаменуемый не выразил своего отношения к позиции автора текста, или размышления экзаменуемого не соответствуют сформулированной проблеме, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»). 0 Я полностью согласен с позицией автора. Действительно, проблема, затронутая писателем, актуальна во все времена и поэтому не может оставить равнодушным. … К ней обращались многие писатели и поэты. …
Заключение Таким образом, можно сказать, что ...
К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена ; – в работе нет нарушений абзацного членения текста 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста 0
К6 Точность и выразительность речи Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. * Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 2 Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли 1 Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи 0
К7 Соблюдение орфографических норм орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) 3 допущено не более двух ошибок 2 допущено три-четыре ошибки 1 допущено более четырёх ошибок 0 К8 Соблюдение пунктуационных норм пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) 3 допущено одна–три ошибки 2 допущено четыре-пять ошибок 1 допущено более пяти ошибок 0 К9 Соблюдение языковых норм грамматических ошибок нет 2 допущено одна-две ошибки 1 допущено более двух ошибок 0
Виды грамматических ошибок Ошибочное словообразование — Трудолю бим ый , над смехаться. Ошибочное образование формы существительного — Многие чуд а техники, не хватает врем я. Ошибочное образование формы прилагательного — Более интереснее, красивше . Ошибочное образование формы числительного — С пятистами рублями. Ошибочное образование формы местоимения — Ихнего пафоса , ихи дети. Ошибочное образование формы глагола — Они ездиют , хочут , пиша о жизни природы. Нарушение согласования — Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом. Нарушение управления — Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым — Большинство возражали против такой оценки его творчества. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях — Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. Ошибки в построении предложения с однородными членами — Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом — Читая текст , возникает такое чувство… Ошибки в построении предложения с причастным оборотом — Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами . Ошибки в построении сложного предложения — Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то , что это сон. Смешение прямой и косвенной речи — Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Нарушение границ предложения — Когда герой опомнился. Было уже поздно. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм — Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
Типичные грамматические ошибки (К9) Это ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц: Ошибки в образовании личных форм глаголов : Им двигает чувство сострадания (следует: движет ). Неправильное употребление видовременных форм глаголов : Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: ...даст.., научит... или ...дает.., учит ...). Ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий : Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие ). Ошибки в образовании деепричастий : Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя ). Неправильное образование наречий : Автор тута был не прав (норма: тут ). Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов. К типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки : Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: ... нужны смелость , знания, честность ). Ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника ; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «... всего две проблемы »). Неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста. Неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве .
К10 Соблюдение речевых норм допущено не более одной речевой ошибки 2 допущено две-три ошибки 1 допущено более трёх ошибок 0 К11 Соблюдение этических норм этические ошибки в работе отсутствуют 1 допущены этические ошибки (одна и более) 0 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 1 допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале 0 Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) 24
Виды речевых ошибок Употребление слова в несвойственном ему значении — Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом — Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. Неразличение синонимичных слов — В конечном предложении автор применяет градацию. Употребление слов иной стилевой окраски — Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов — Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Неоправданное употребление просторечных слов — Таким людям всегда удается объегорить других. Нарушение лексической сочетаемости — Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства ). Употребление лишних слов, в том числе плеоназм — Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный. Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) — В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. Неоправданное повторение слова — Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. Бедность и однообразие синтаксических конструкций — Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили , писатель отправился в гостиницу. Неудачное употребление местоимений — Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.
Типичные речевые ошибки (К10) Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит , неразличение (смешение) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность. К наиболее частотным речевым ошибкам относятся: Неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно требует управления существительным или местоимением с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в приведённом предложении, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»); Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо ); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним – место ; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены); Ошибки в подборе антонимов при построении антитезы: В третьей части текста веселый, а не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует точности при выборе слов с противоположными значениями, а слова«веселый» и «мажорный» антонимами не являются; Разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Готовимся к ЕГЭ. Учимся писать сочинение-рассуждение
Данная презентация содержит поэтапные рекомендации по написанию части С ЕГЭ по русскому языку....
Презентация к урокам русского языка 6- 9 классы "Учимся писать сочинение на лингвистическую тему"
Презентация к урокам русского языка 6- 9 классы "Учимся писать сочинение на лингвистическую тему" поможет при написании сочинения на лингвистическую тему на ОГЭ....
Презентация "ЕГЭ. Учимся писать сочинение-рассуждение"
Презентация по тексту А. Яблокова....
Презентация "Учимся писать сочинение".
Из опыта работы учителя. Данная презентация может помочь обучающимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе; совершенствовать и развивать умения конструировать ...
Презентация "Учимся писать сочинение"
Данная презентация содержит материал по подготовке к части С ЕГЭ по русскому языку...
Презентация элективного курса "Учимся писать сочинение-рассуждение"
В этом учебном году представляла восьмиклассникам элективный курс "Учимся писать сочинение-рассуждение", который вела в 9 классе. Разработала данный курс Наумова И.Е., учитель МОУ «СОШ № 1 им. 39...
Мультимедийные презентации для проведения занятий по внеурочной деятельности "Учимся писать сочинение"
Программа предназначена для учащихся 8 классов как дополнительные занятия по русскому языку....