Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Правописание суффиксов -ЧИК/-ЩИК"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Конспект урока русского языка разрабогтан с целью ознакомления учеников 5 класса с трудной орфограммой "Правописание суффиксов -чик/-щик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chik-shchik.docx | 32.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе.
Правописание суффиксов -чик-, -щик-.
Цели урока:
- познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик;
- развивать умение выбирать способ для правильного написания суффиксов -чик, -щик;
- обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик - уменьшительное значение;
- воспитывать интерес к словарному запасу русского языка.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
Учитель: Ребята! Мы с вами сегодня на уроке РЯ продолжим знакомство с удивительным, огромным миром профессий.
- Какие профессии вы знаете?
- Кем хотите быть?
(Дети перечисляют известные им профессии)
Но мы на уроке РЯ, поэтому узнать о других профессиях нам помогут суффиксы.
- Как они обозначаются?
Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов. Мне надо правильно написать слово заказ..ик. Так какую же выбрать букву: Ч или Щ?
- Какую орфографическую проблему вы обнаружили? (Произношение не соответствует написанию.)
Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача - это научиться грамотно писать, и сегодня мы познакомимся с правописанием суффиксов –ЧИК- и –ЩИК-.
III. Изучение нового материала
Учитель называет лексическое значение, а ученики - слова с суффиксом -чик/-щик-.
- Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике. (Разведчик.)
- Рабочий, обслуживающий кран. (Крановщик.)
- Мастер, занимающийся смазкой чего-нибудь. (Смазчик.)
- Тот, кто что-то упаковывает. (Упаковщик.)
- Работник, который занимается приемом чего-нибудь. (Приемщик.)
- Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание. (Подписчик.)
- Человек, который управляет самолетом. (Летчик.)
- Молодцы! Что же обозначают суффиксы –ЧИК/-ЩИК?
. (Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий.) Значение суффиксов мы определили. А орфографическую проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных –ЧИК- и –ЩИК- пишется буква ч, когда -щ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (Заслушиваются варианты ответов.)
Давайте проверим, правильно ли вы ответили. (Открывается таблица № 1.)
Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д-т, з-с, ж пишется буква ч; в остальных случаях пишется буква щ. Опознавательный признак орфограммы - стечение согласных. А теперь обратимся к началу урока: какой суффикс нужно написать в слове «заказ..ик»? (Ответы учащихся.)
IV. Физкультурная минутка
- А сейчас мы немного поиграем::
На барабане играет барабанщик,
На шарманке играет шарманщик,
В небеса взмывает лётчик,
Приседает водопроводчик.
С вами в ногу шагает попутчик,
Разгружает вагоны грузчик,
Отдохнули мы с вами немного
И присядем сейчас на стульчик.
V.Закрепление изученного.
По лексическому значению определите, о каких словах идет речь. Запишите в два столбика.
Мастер резьбы по дереву.
Человек, тайно сообщающий властям о поступках других людей.
Тот, кто перебежал к врагу, изменник.
Тот, кто управляет самолетом, а вертолетом?
Тот, кто переводит книги.
Работник бани.
Тот, кто работает на кране.
Тот, кто зажигает фонари.
Тот, кто стеклит окна.
Самостоятельная работа по карточкам (в парах)
Задание 1. Поработайте корректором и исправьте допущенные ошибки:
Группа 1.
В молодости он недолго работал грузщиком.
Мой дедушка – превосходный рассказщик.
Юный барабанчик поразил всех присутствующих своим исполнением.
Группа 2.
Помощниками купцов в торговых рядах были приказщики.
Фирме требуется опытный каменьщик и искусный резщик по дереву.
Никто не любит подлых доносьчиков и хитрых обманьщиков.
Группа 3
Обходьчики ежедневно проверяют железнодорожные пути.
Он стал подписщиком газеты.
Мой сосед – ярый болелщик.
Какое предложение имеет комический эффект? Почему? Определите значение суффикса -чик в этом слове, подберите 2-3 примера слов, с таким же значением суффикса.
Задание 2. Образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик или -щик и распределите их на три колонки.
-чик с уменьшительно-ласкательным значением | -чик со значением лица по роду деятельности | -щик со значением лица по роду деятельности |
Возить, вязать, кровля, перевозить, камень, диван, конец, огурец, водопровод, извоз, контора, баня, обман, рисовать, наводить, газета, осмотр, уголь, барабан, переплёт, спорить, точить, сварить, доклад, ларец, птенец, стакан, сваривать.
Задание 3. Вставьте пропущенные суффиксы (-чик или –щик). Графически обозначьте изучаемую орфограмму.
Камен________, водопровод________, полиров______, сбор_______, газет_______, рассказ_______, стеколь______, бетон_______, перевод______, буриль_____, разнос_____, уголь______, набор_____, компьютер_______, забастов_____, зачин_____, уклад______, сортиров_______, извоз______, бакен______, забой______.
Задание 4. Выпишите из предложений слова с суффиксами –чик, -щик, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы.
- Некоторые насекомые являются разносчиками инфекционных заболеваний. 2. Бригада каменщиков выполнит эту работу за неделю. 3. Многие мальчишки мечтают стать летчиками. 4. Буфетчица тетя Лида, продававшая мороженое, представлялась Вовке настоящей волшебницей. 5.Во время рытья котлована экскаваторщик наткнулся на следы древнего поселения. 6. Мой дедушка был обходчиком железнодорожных путей. 7. Князь легко спрыгнул с возка и, велев извозчику ждать, направился к парадному. 8. Резчика по дереву можно смело назвать художником. 9. Рассказчик из него оказался никудышним.
VIII. Итоги урока
Учитель: Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы ее решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?
IX. Домашнее задание.
Запомнить правило-звезду и научиться применять его на практике.
Лингвистическая сказка.
Жил-был на свете добрый и ласковый суффикс –ЧИК. И такой он был добрый, что все вокруг него тоже становились очень добрыми и ласковыми. Вместо мощного колокола получался маленький колокольчик, зрелый большой лимон превращался в лимончик, а обыкновенный стул становился маленьким детским стульчиком.
Тогда люди попросили, чтобы суффикс – ЧИК помог и им стать добрее и ласковее, и суффикс согласился. Но только обозначать он стал людей не по их качествам, а по профессиям: лётчик, разведчик, пулемётчик.
Вот какой добрый суффикс –ЧИК!
Задание 1. Поработайте корректором и исправьте допущенные ошибки:
Группа 1.
В молодости он недолго работал грузщиком.
Мой дедушка – превосходный рассказщик.
Юный барабанчик поразил всех присутствующих своим исполнением.
Группа 2.
Помощниками купцов в торговых рядах были приказщики.
Фирме требуется опытный каменьщик и искусный резщик по дереву.
Никто не любит подлых доносьчиков и хитрых обманьщиков.
Группа 3
Обходьчики ежедневно проверяют железнодорожные пути.
Он стал подписщиком газеты.
Мой сосед – ярый болелщик.
Задание 1. Поработайте корректором и исправьте допущенные ошибки:
Группа 1.
В молодости он недолго работал грузщиком.
Мой дедушка – превосходный рассказщик.
Юный барабанчик поразил всех присутствующих своим исполнением.
Группа 2.
Помощниками купцов в торговых рядах были приказщики.
Фирме требуется опытный каменьщик и искусный резщик по дереву.
Никто не любит подлых доносьчиков и хитрых обманьщиков.
Группа 3
Обходьчики ежедневно проверяют железнодорожные пути.
Он стал подписщиком газеты.
Мой сосед – ярый болелщик.
Задание 3. Вставьте пропущенные суффиксы (-чик или –щик). Графически обозначьте изучаемую орфограмму.
Камен________, водопровод________, полиров______, сбор_______, газет_______, рассказ_______, стеколь______, бетон_______, перевод______, буриль_____, разнос_____, уголь______, набор_____, компьютер_______, забастов_____, зачин_____, уклад______, сортиров_______, извоз______, бакен______, забой______.
Задание 3. Вставьте пропущенные суффиксы (-чик или –щик). Графически обозначьте изучаемую орфограмму.
Камен________, водопровод________, полиров______, сбор_______, газет_______, рассказ_______, стеколь______, бетон_______, перевод______, буриль_____, разнос_____, уголь______, набор_____, компьютер_______, забастов_____, зачин_____, уклад______, сортиров_______, извоз______, бакен______, забой______.
Задание 3. Вставьте пропущенные суффиксы (-чик или –щик). Графически обозначьте изучаемую орфограмму.
Камен________, водопровод________, полиров______, сбор_______, газет_______, рассказ_______, стеколь______, бетон_______, перевод______, буриль_____, разнос_____, уголь______, набор_____, компьютер_______, забастов_____, зачин_____, уклад______, сортиров_______, извоз______, бакен______, забой______.
Задание 3. Вставьте пропущенные суффиксы (-чик или –щик). Графически обозначьте изучаемую орфограмму.
Камен________, водопровод________, полиров______, сбор_______, газет_______, рассказ_______, стеколь______, бетон_______, перевод______, буриль_____, разнос_____, уголь______, набор_____, компьютер_______, забастов_____, зачин_____, уклад______, сортиров_______, извоз______, бакен______, забой______.
Задание 3. Вставьте пропущенные суффиксы (-чик или –щик). Графически обозначьте изучаемую орфограмму.
Камен________, водопровод________, полиров______, сбор_______, газет_______, рассказ_______, стеколь______, бетон_______, перевод______, буриль_____, разнос_____, уголь______, набор_____, компьютер_______, забастов_____, зачин_____, уклад______, сортиров_______, извоз______, бакен______, забой______.
Задание 3. Вставьте пропущенные суффиксы (-чик или –щик). Графически обозначьте изучаемую орфограмму.
Камен________, водопровод________, полиров______, сбор_______, газет_______, рассказ_______, стеколь______, бетон_______, перевод______, буриль_____, разнос_____, уголь______, набор_____, компьютер_______, забастов_____, зачин_____, уклад______, сортиров_______, извоз______, бакен______, забой______.
Задание 4. Выпишите из предложений слова с суффиксами –чик, -щик, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы.
1.Некоторые насекомые являются разносчиками инфекционных заболеваний. 2. Бригада каменщиков выполнит эту работу за неделю. 3. Многие мальчишки мечтают стать летчиками. 4. Буфетчица тетя Лида, продававшая мороженое, представлялась Вовке настоящей волшебницей. 5.Во время рытья котлована экскаваторщик наткнулся на следы древнего поселения. 6. Мой дедушка был обходчиком железнодорожных путей. 7. Князь легко спрыгнул с возка и, велев извозчику ждать, направился к парадному. 8. Резчика по дереву можно смело назвать художником. 9. Рассказчик из него оказался никудышним.
Задание 4. Выпишите из предложений слова с суффиксами –чик, -щик, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы.
1.Некоторые насекомые являются разносчиками инфекционных заболеваний. 2. Бригада каменщиков выполнит эту работу за неделю. 3. Многие мальчишки мечтают стать летчиками. 4. Буфетчица тетя Лида, продававшая мороженое, представлялась Вовке настоящей волшебницей. 5.Во время рытья котлована экскаваторщик наткнулся на следы древнего поселения. 6. Мой дедушка был обходчиком железнодорожных путей. 7. Князь легко спрыгнул с возка и, велев извозчику ждать, направился к парадному. 8. Резчика по дереву можно смело назвать художником. 9. Рассказчик из него оказался никудышним.
Задание 4. Выпишите из предложений слова с суффиксами –чик, -щик, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы.
1.Некоторые насекомые являются разносчиками инфекционных заболеваний. 2. Бригада каменщиков выполнит эту работу за неделю. 3. Многие мальчишки мечтают стать летчиками. 4. Буфетчица тетя Лида, продававшая мороженое, представлялась Вовке настоящей волшебницей. 5.Во время рытья котлована экскаваторщик наткнулся на следы древнего поселения. 6. Мой дедушка был обходчиком железнодорожных путей. 7. Князь легко спрыгнул с возка и, велев извозчику ждать, направился к парадному. 8. Резчика по дереву можно смело назвать художником. 9. Рассказчик из него оказался никудышним.
Задание 4. Выпишите из предложений слова с суффиксами –чик, -щик, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы.
1.Некоторые насекомые являются разносчиками инфекционных заболеваний. 2. Бригада каменщиков выполнит эту работу за неделю. 3. Многие мальчишки мечтают стать летчиками. 4. Буфетчица тетя Лида, продававшая мороженое, представлялась Вовке настоящей волшебницей. 5.Во время рытья котлована экскаваторщик наткнулся на следы древнего поселения. 6. Мой дедушка был обходчиком железнодорожных путей. 7. Князь легко спрыгнул с возка и, велев извозчику ждать, направился к парадному. 8. Резчика по дереву можно смело назвать художником. 9. Рассказчик из него оказался никудышним.
Задание 4. Выпишите из предложений слова с суффиксами –чик, -щик, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы.
1.Некоторые насекомые являются разносчиками инфекционных заболеваний. 2. Бригада каменщиков выполнит эту работу за неделю. 3. Многие мальчишки мечтают стать летчиками. 4. Буфетчица тетя Лида, продававшая мороженое, представлялась Вовке настоящей волшебницей. 5.Во время рытья котлована экскаваторщик наткнулся на следы древнего поселения. 6. Мой дедушка был обходчиком железнодорожных путей. 7. Князь легко спрыгнул с возка и, велев извозчику ждать, направился к парадному. 8. Резчика по дереву можно смело назвать художником. 9. Рассказчик из него оказался никудышним.
Задание 4. Выпишите из предложений слова с суффиксами –чик, -щик, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы.
1.Некоторые насекомые являются разносчиками инфекционных заболеваний. 2. Бригада каменщиков выполнит эту работу за неделю. 3. Многие мальчишки мечтают стать летчиками. 4. Буфетчица тетя Лида, продававшая мороженое, представлялась Вовке настоящей волшебницей. 5.Во время рытья котлована экскаваторщик наткнулся на следы древнего поселения. 6. Мой дедушка был обходчиком железнодорожных путей. 7. Князь легко спрыгнул с возка и, велев извозчику ждать, направился к парадному. 8. Резчика по дереву можно смело назвать художником. 9. Рассказчик из него оказался никудышним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание -Н-и -НН- в суффиксах прилагательных"
Данный урок построен на основе учебника русского языка для 6 класса под редакцией м.М. Разумовской. Учебное занятие построено в форме путешествия в город Грамотеев. Методическая разработка...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»
· ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку закрепления знаний по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего вр...
Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме «Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи»
Урок построен в соответствии с требованиями системно – деятельностного подхода с использованием приемов развития критического мышления учащ...
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-"
Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-" Цели: познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов –ЕК- и –ИК- и сп...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе "Одна идве буквы н в суффиксах причастий и прилагательных"
Предлагается методическая разработка открытого урока с презентацией для 7 класса по теме "Одна и две буквы н в суффиксах причасттий и прилагательных"...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему «Суффикс – значимая часть слова»
В системе языка морфемы имеют особый статус, они играют важную практическую роль в речевой деятельности человека, так как участвуют в оформлении слов как частей речи. Также морфемы оказывают влияние н...