Методическая разработка урока русского языка по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме

Рябова  Ирина  Ивановна

 

·                  ПРЕЗЕНТАЦИЯ  к уроку  закрепления  знаний по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse_n_nn_v_prichastiyakh.zip270.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Даниловская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка

урока русского языка в 7 классе

«Н-НН В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ.  ОДНА БУКВА Н В ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»

Автор – составитель:

Рябова И.И.,

учитель русского языка и литературы,

1 квалификационная категория

2013г

РУССКИЙ ЯЗЫК  в  7  классе

ТЕМА УРОКА:

«Н-НН В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ.  ОДНА БУКВА Н В ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»

Цель урока:

  • закрепление знаний по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»;
  • совершенствование умений и навыков по теме «Написание н-нн в суффиксах слов разных частей речи»

Задачи:

  • Образовательные задачи

Знать причины возникновения трудностей при написании н и нн в причастиях;

знать условия выбора н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных;

уметь строить рассуждение для разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, выбор н и нн в суффиксах;

 знать слова-исключения;

правильно ставить ударение в полной форме действительных и страдательных причастий прошедшего времени.

  • Развивающие задачи 

Навыки грамотного письма, выразительной устной речи.

Умения и навыки критического мышления в условиях дифференцированной работы

Интерес к использованию ИКТ при работе с учебным материалом

  • Воспитательные задачи 

Ответственность за результат своего труда и труда своего товарища.

Умение работать в коллективе.

Умение оценить свои возможности.

Развивать лидерские качества учащихся.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Демонстрационный экран
  • Обучающая программа-тренажер по русскому языку «Фраза»

Форма организации учебного процесса:

урок

Ход урока:

  1. Организационный этап

 (Метод: информационно-рецептивный,

приемы: сообщение цели)

Сегодня на уроке нам предстоит решать довольно сложную задачу: совершенствовать свои умения по написанию Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Причем делать мы это будем по возможности интересно и весело.

  1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

(Метод: информационно-рецептивный, частично-поисковый;

приемы: беседа, демонстрация, самостоятельная работа, самопроверка)

На предыдущих  уроках мы много внимания уделяли причастию как самостоятельной части речи, учились образовывать причастия, правильно их писать.

Сегодня причастие снова у нас в гостях. Послушаем, что оно о себе расскажет и поможем нашему гостю вспомнить кое-что о себе. (слайды № 2-3)

Привет, ребята!

Зовут меня причастие.

Я являюсь самостоятельной частью речи и обозначаю ……

По своему существованию мне всегда приходится отвечать на вопросы: ……

Сначала меня долгое время считали глаголом, так как я имею …………..,

 но потом выяснилось, что я прилагательное,  так как имею …………...

Так кто же я на самом деле: прилагательный глагол или глагольное прилагательное?

Не то и не другое. Я среднее звено в этой цепи.

Поэтому меня выгнали из семьи глаголов и из семьи прилагательных.

Я существую уже много лет, но меня не волнует  будущее, я живу только настоящим и прошлым.

Люблю много путешествовать.

Порой я живу в доме с родственниками – зависимыми словами.

 Вся наша семья называется   ……………………...

Наши соседи – определяемые слова, когда  чем-то недовольны, то ставят нас после себя и на письме отделяются ………...

Мне это не нравится, но что поделаешь.

Когда у меня все нормально – я действительное, при этом обозначаю признак, который  …........

Но чаще я – страдательное, поскольку у меня много  разочарований, при этом обозначаю признак,  который ……………………………..

У меня могут быть разные суффиксы – все зависит от времени и настроения.

В настоящем времени ко мне присоединяются суффиксы ……………..,

а в прошедшем - …………………………….

= Что еще о себе забыло рассказать причастие? (ответы учащихся)

(краткие и полные формы, правописание окончаний причастий…)

Совсем забыло причастие рассказать о правописании Н-НН в одной из своих форм, в страдательных причастиях прошедшего времени.

А мы эту тему как раз изучили на прошлом уроке. Сейчас попросим кого-то из вас попробовать себя в роли учителя и напомнить  нам об этом правиле.  

(Выступление ученика)

Вы можете спросить нашего учителя о том, что не поняли, но не забывайте психологическую истину: «Умение правильно формулировать глубокие вопросы есть показатель развитости интеллекта человека».  (Вопросы учащихся)

= Чей вопрос вам больше всего понравился? Почему?

Проверим домашнее упражнение. Самопроверка. Слайд № 4.

Запись: «Проверено в классе»

= Какие вопросы возникли при выполнении домашнего задания?

  1. Этап совершенствования  знаний и способов действий

(Метод: информационно-рецептивный, проблемный;

приемы: проблемная ситуация, беседа, объяснительное письмо, иллюстрирование с помощью демонстрационного экрана, практическая работа)

Раз причастие у нас сегодня в гостях, его надо чем-то угощать.

На каждой парте у нас лежит карточка, на которой написаны словосочетания. И перед каждым из вас  листочек с рецептом, который назван «Уникальный рецепт». Но рецепт пострадал от воды, его надо восстановить. За работу.

Каждая пара выбирает того, кто будет в роли учителя при объяснительном диктанте. Его задача: продиктовать слово и объяснить его написание, а мы все будем вписывать его в рецепт, обозначая орфограмму.

1. Куплен_й банан

2. Лишён_й шкурки баклажан

3. Резан_ый батон

4. Варён_ый бульон

5. На масле жарен_ый бекон

6. Пропущен_ый бифштекс

7. В духовке пропечён_ый кекс

8. В кастрюльку брошен_ый чеснок

9. Курин_ые ноги

10. Вялен_ые лещи

11. Дроблен_ый орех

12. Маринован_ый салат

УНИКАЛЬНЫЙ РЕЦЕПТ.

Возьмите ___________________________________________________________________,

____________________________________________________________________________.

Добавьте____________________________________________________________________

И киньте в___________________________________________________________________

На__________________________________________________________________________

Обмажьте вы со всех сторон.

Готов_______________________________________________________________________,

____________________________________________________________________________.

В___________________________________________________________________________

Приправа для _______________________________________________________________.

А пара______________________________________________________________________

Вкусней тарелки кислых щей.

Вы в свёклу__________________________________________________________________

Бросайте быстро, без помех.

Ваш________________________________________________________________________

Отведать каждый будет рад.

Прочитайте получившийся рецепт.

Наш гость будет доволен приготовленным блюдом.

=Написание всех ли слов, которые вы использовали,  регулируется  орф. №52?

Приведите еще примеры слов, написание которых надо запомнить.

Причастие – это часть речи, которая дружит с глаголом. Поэтому не оставим в стороне и эту часть речи.

= Глаголы в какой форме встретили вы в этом тексте? Напомните правила их написания

= В каких случаях для правильного написания причастия необходимо знать правило написания глагола?

*Преобразовать последнее предложение, дополнив его причастным оборотом.  Записать, графически объяснить знаки препинания.  (Ваш маринованный салат, приготовленный для гостей, отведать каждый будет рад.)

  1. Этап применения знаний и способов действий

 (Метод: репродуктивный, частично-поисковый;

приемы: самостоятельная работа, групповая работа, контроль выполнения практического задания на компьютере, самоконтроль)

 

Выбрать уровень сложности заданий (основной, продвинутый, повышенной сложности). Оценивается работа по карточке самоконтроля.

ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ

Крашеный, копченый, вареное, тушеное, квашеная, нежареный, сушеный, топленый.

Задание: составить с данными словами словосочетания так, чтобы  в первом случае писалась одна буква Н, а во втором – НН. Обозначить орфограммы.

ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ

Задание:  вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.

Рва..ые края,  жжё..ый сахар, изорва..ая скатерть, писа..ая маслом картина, испуга..ые дети, стриже..ый мальчик, выжже..ая местность,  поздно сея..ые овощи, засея..ое поле, квалифицирова…ый повар, мороже..ые овощи, запута..ые нитки, сея..ая мука, замороже..ые продукты, груже..ая продуктами машина, жаре..ый картофель, нежда…ый гость

УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

Задание:  составить с предложенными словосочетаниями связный текст, обозначить орфограммы.

Чищен_ая, резан_ая дольками, сорван_ая с дерева, подан_ая с морожен_ым,  с а(п,пп)етитом съеден_ая.

* Прослушать (по возможности) 1-2 текста, составленных учащимися (задание уровня повышенной сложности)

  1. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

(Метод: практический контроль;

приемы: самостоятельная работа, контроль выполнения практического задания на компьютере, взаимопроверка)

Тестовая работа

I вариант

*Отметьте случаи написания –НН-:

  1. барабан..ый
  2. безветрен..ый
  3. варен..ый
  4. сварен..ый
  5. изжарен..ый
  6. газирован..ый
  7. куплен..ый
  8. рван..ый
  9. разорван..ый
  10. неждан..ый
  11. позолочен..ый
  12. гружен..ая баржа
  13. гружен..ая кирпичом баржа
  14. варен..я свинина
  15. копчен..ый

II вариант

*Отметьте случаи  написания –Н-

  1. багрян..ый
  2. неждан..ый
  3. безлун..ый
  4. ледян..ой
  5. рискован..ый
  6. кошен..ая трава
  7. сеян..ые поля
  8. глажен..ые брюки
  9. неписан..ый закон
  10. мощен..ые дороги
  11. мощен..ые булыжником дороги
  12. глажен..ое белье
  13. посажен..ый дуб
  14. жарен..ое мясо
  15. кожан..ый диван

  1. Этап коррекции знаний и способов действий

Проверка  результата: слайд № 6 (взаимопроверка)

  1. Этап информации о домашнем задании

(Метод: объяснительный, исследовательский;

приемы: иллюстрирование с помощью демонстрационного экрана)

Слайд №7

            Основной уровень:  упражнение 119, выучить правила

Продвинутый уровень: составьте словарный диктант по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»; выучить правила

Уровень повышенной сложности: составьте текстовый диктант (100-110 слов) по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»; выучить правила

  1. Этап подведения итогов занятия

(Метод: проблемный;

приемы: беседа)

= Какая орфограмма была в центре нашего внимания на уроке?

  1. Рефлексия

(Метод: проблемный;

приемы: беседа)

= Понравился ли вам сегодняшний урок?

= Какие задания показались наиболее интересными?

= Довольны ли вы своей работой на уроке?

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

 КАРТОЧКА САМОКОНТРОЛЯ                          ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ

Крашеный пол – крашенный краской пол, копченый окорок – закопченный котелок, вареное мясо – вареное в кастрюле мясо, тушеная капуста – тушенная с мясом капуста, квашеная капуста – квашенная осенью капуста, нежареный лук – недожаренный картофель, сушеный укроп – засушенный укроп, топленое молоко – топленное в печке молоко .

Задание: составить с данными словами словосочетания так, чтобы  в первом случае писалась одна буква Н, а во втором – НН.

КАРТОЧКА САМОКОНТРОЛЯ                               ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ

Задание:  вставить пропущенные буквы

Рваные края,  жжёный сахар, изорванная скатерть, писанная маслом картина, испуганные дети, стриженый мальчик, выжженная местность,  поздно сеянные овощи, засеянное поле, квалифицированный повар, мороженые овощи, запутанные нитки, сеяная мука, замороженные продукты, груженная продуктами машина, жареный картофель, нежданный гость

КАРТОЧКА САМОКОНТРОЛЯ                 УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

Задание:  составить с предложенными словосочетаниями связный текст, обозначить орфограммы.

Чищеная, резанная дольками, сорванная с дерева, поданная с мороженым,  с аппетитом съеденная.

Список  литературы:

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.

2.  Влодавская Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку.- М.: Экзамен, 2004

3.Арбатова Е.А. Правила русского языка в таблицах и схемах. – СПб.:.ИД “Литера”, 2012.

4.Балуш Т.Н. Русский язык в таблицах: пособик для подкотовки к централизованному тестированию и экзамену – 2 изд. – Минск: ТетраСистемс, 2010.

5.Миронова Н.И. Русский язык: в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ – М.; Эксмо, 2012

6.Светлышева В.Н. Русский язык: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2011, ISBN 978-5-94776-742-1.

Ресурсы ИНТЕРНЕТ

1. festival.1september.ru

2.planeta.tspu.rufiles/file/1338307313.doc

3. Read more: http://tutrus.com/morfemika/suffiksy-prichastij#ixzz3Q49gPD2f


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов»

Урок проводится в разделе «Морфология. Причастие». Он является вторым в ряду уроков по изучению правила «н-нн в причастиях», где дети знакомятся с отличительными признаками причастий и отглагольных пр...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных".

Урок разработан с использованием компонентов ФГОС нового поколения: есть условия для реализации личностных,предметных и метапредметных результатов; на уроке созданы фазы технологического процесса-вызо...

Урок-презентация по русскому языку в 7 классе по теме: "Практикум н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных".

Урок-практикум для отработки знаний по теме "Одна и две -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных" в 7 классе. В презентации представлен материал для сам...

Разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему "Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных"

Авторская разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему "Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". Эту тему учителя-практики по...

Дистанционный урок по русскому языку "Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Цель урока:  сформировать навык правильного написания Н-НН в страдательных причастиях прошедшего времени, добиться осознанного написания слов с Н-НН. Урок предназначен для учащихся 7-11 клас...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему "Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных"

Презентация в интересной и познавательной форме позволит учащимся познакомиться с условием выбора Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных  прилагательных....