Методическая разработка урока русского языка по теме «Правописание суффиксов –ик, -ек»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Моисеева Марина Александровна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл list_kontrolya.docx12.77 КБ
Microsoft Office document icon suffiksy_ek-ik.doc66.5 КБ
Office presentation icon suffiksy_ik-ek_6_klass.ppt2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Задание

Оценка

1

Буквенный диктант (суффиксы –чик- и –щик-)

2

Упражнение 251

3

Работа с текстом

4

Тест

5

Самооценка (работа на уроке)

Итоговая оценка за урок

Гласные в суффиксах существительных  –ек и -ик

Гласные в суффиксах существительных  –ек и -ик

Задание

Оценка

1

Буквенный диктант (суффиксы –чик- и –щик-)

2

Упражнение 251

3

Работа с текстом

4

Тест

5

Самооценка (работа на уроке)

Итоговая оценка за урок



Предварительный просмотр:

ХОД УРОКА

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

Сегодняшний урок я начну словами великого русского классика (сл. 1):

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг…

А.С. Пушкин

Сегодня на уроке мы продолжим изучать имя существительное,  и вы сможете  сделать по-настоящему чудесные открытия.  Но сначала проверим Д/З.  

Восприятие, психологический настрой на уроке.

2. Опрос

учащихс

я по

изученно

му

материал

у.

2.1.Орфографическая пятиминутка.

- Расскажите о правописании  суффиксов –ЧИК-  -ЩИК, приводя примеры из домашнего упражнения (248).  (сл.2)

Пильщики, стекольщики, каменщики, кровельщик, возчик, грузчик, сменщик.

-Проверим  умение применять орфографическое правило, изученное на предыдущем уроке.

Буквенный диктант.

В строчку запишите числа от 1 до 10. Я читаю слова, а вы под цифрой пишете букву, которая будет  в суффиксе –чик-  -щик-

Код ответов:

№задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

ч

ч

щ

ч

щ

щ

ч

ч

щ

ч

-грузчик

- разведчик

- прессовщик

- автоматчик

- бетонщик

- пильщик

-смазчик

- вертолётчик

- каменщик

-рассказчик

-  Проверьте правильность ответов (сл. 3)

Заполните листы самоконтроля

Ответ на поставленный вопрос.

Самостоятельное выполнение задания.

Самопроверка

Заполнение листов

3. Введение в тему.

-Ребята, вспомните, что такое суффикс?

-Для чего нужен суффикс?

- Посмотрите на экран и скажите, в слове «ключик» в какой части слова орфограмма? (сл.4)

-А какую гласную мы будем писать в суффиксе: И или Е?

(Как мы видим, наши мнения разошлись. В слове ключик, действительно, надо писать И)

Проблемный вопрос:

- Почему в слове «ключик» в суффиксе пишется И, а не Е? Ответ на этот вопрос мы дадим в конце нашего занятия. (сл.5)

- Итак, проблемный вопрос мы для себя поставили, попробуйте сформулировать тему урока. (сл.6)

- Согласно теме урока, попытайтесь назвать цель урока, используя опорные слова (сл.7):

- познакомиться с ….орфограммой «Гласные в суффиксах –ек и –ик»

- научиться…применять данное орфографическое правило.

Ответ на поставленный вопрос.

Формулирование темы и целей  урока.

4. Изучение нового материала

4.1.Исследование

4.2. Работа с учебником

4.3.Отрывок из мультфильма.

- Итак, у нас возник вопрос: «Почему в слове «ключик» в суффиксе пишется буква И, а не Е?»

Проведем небольшое исследование. Просклоняем слова «лучик» и «орешек» (сл.8).

  • И.п. лучик, орешек
  • Р.п. лучика, орешка
  • Д.п. лучику, орешку
  • В.п. лучик, орешек
  • Т.п. лучиком, орешком,
  • П.п. о лучике, об орешке

-Что происходит с гласными в суффиксах при склонении? (буква –и- осталась, а –е- выпала)

- Не заглядывая в учебник, сформулируйте правило: при каком условии пишется –е- и –и- в суффиксах?

- А теперь проверим, правильно ли вы сформулировали

правило. Откроем учебник, параграф 45 и рассуждение к орфограмме.  (читает учащийся)

Подтвердить наше открытие поможет мульфильм «В стране невыученных уроков».  Вспомните, как Виктор Перестукин при помощи «ключика» открыл «замочек».

Посмотрим, как решает эту проблему герой мультфильма «В стране невыученных уроков» (сл.9).

Справедливы ли наши наблюдения?

Как разрешил проблему Виктор Перестукин?

Фронтальная работа.

Просмотр отрывка из мультфильма.

Ответ на поставленный вопрос.

Физкультминутка (сл.10).

  Если я назову слова с суффиксом –ик – приседают мальчики, с суффиксом –ек – приседают девочки.  

Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик.

5. Закрепление.

5.1.

5.2

5.3

5.4 .Тест

Итак, закрепим орфограмму полученные знания на практике.

Объяснительный диктант ( Сл.11)

(дети устно по цепочке объясняют орфограмму,

проговаривая правило)

У гном..ка был ключ..к,

Он открывал чуланч..к,

В котором находились

Станоч..к и кирпич..к,

Платоч..к и футлярч..к,

Горош..к и огурч..к,

Бараш..к и бананч..к.

 

Выполняем упражнение 251. (сл12)

Развитие речи. Работа с текстом. ( учитель читает) (сл13)

Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался.

- Докажите, что это текст. (предложения связаны по смыслу, объединены общей мыслью)

- Как можно озаглавить текст? (После дождя)

- В каком предложении содержится основная мысль? (во втором)

- Выполняем выборочный диктант (самостоятельная работа): в первый столбик выписать слова с суффиксом - ек-, во второй – с суффиксом -ик- (-чик-).

- Проверим, что получилось.

дождичек        лучик

ручеёчек         колокольчик

цветочек         кузнечик

                         бутончик

Обратите внимание, что в слове лютик корень -лютик-.

- Дополнительный вопрос: при каком условии пишется суффикс -ек-, -ик- (-чик-)? (В суффиксах существительных -ек-, -ик- пишется -е-, если при склонении гласная выпадает, если гласная остаётся, пишем -и-)

Чтобы проверить, как вы усвоили тему, предлагаю выполнить тест с последующей самопроверкой. Напишите в строчку цифры от 1 до 6….. Под цифрой  указываете номер правильного ответа (сл.14).

 

 - Самоконтроль  (сл15)

Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.

Индивидуальная работа.

6. Рефлексия

-Ребята, так почему в слове «ключик» в суффиксе пишется буква И, а не Е? (сл.16)

Подведем итоги.

Закончите фразу (сл.17):

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Теперь я умею…
  • Мне понравилось…
  • Вызвало затруднение…

- Оцените свою работу на уроке.

Аргументация ответа.

Оценка работы учащихся на уроке

7. Д/З.

 Сл

Запись Д/З.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг… А.С. Пушкин

Слайд 2

Проверка домашнего задания Когда пишем суффикс–ЧИК- , а когда - -ЩИК-? ?

Слайд 3

Буквенный диктант № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответ ч ч щ ч щ щ ч ч щ ч

Слайд 4

Ключ.?.к И Е

Слайд 5

Проблемный вопрос: Почему в слове «ключик» в суффиксе пишется И, а не Е?

Слайд 6

Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК

Слайд 7

Формулировка цели: -п ознакомиться с … -научиться …

Слайд 8

И.п. луч ик , ореш ек Р.п. луч ик а , ореш к а Д.п. луч ик у, ореш к у В.п. луч ик , ореш ек Т.п. луч ик ом, ореш к ом, П.п о луч ик е, об ореш к е Наблюдаем

Слайд 9

Физкультминутка.

Слайд 10

У гном..ка был ключ..к, Он открывал чуланч..к, В котором находились Станоч..к и кирпич..к, Платоч..к и футлярч..к, Горош..к и огурч..к, Бараш..к и бананч..к.

Слайд 11

СыночЕк, подарочЕк, мячИк, самолётИк, звоночЕк, дружочЕк, ключИк,карандашИк, орешЕк, пузырёчЕк, кирпичИк, василёчЕк, огонёчЕк, кусочЕк, ларчИк.

Слайд 12

Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка тихо закачался.

Слайд 13

Самоконтроль по теме 1. В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к 2. В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ...к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к 3. В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к 4. В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к 5. В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат...к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к 6. В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к 7. В каком слове один суффикс? 1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек 8. В каком слове нет суффикса –ИК? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик 9. В каком слове есть суффикс –ИК-? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник 10. В каком слове есть суффикс – ИК? 1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик

Слайд 14

№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответ 3 1 4 2 2 4 4 1 3 3 Код ответов:

Слайд 15

Проблемный вопрос: Почему в слове «ключик» в суффиксе пишется И, а не Е?

Слайд 16

Рефлексия Сегодня на уроке я узнал… Теперь я умею… Вызвало затруднение…

Слайд 17

П. 45, выучить правило Задание на выбор: - упр.252 - составить кроссворд по теме «Суффиксы имён существительных» - написать сказку, детективную историю на тему «Приключения суффиксов – ек и –ик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

методическая разработка урока русского языка по теме в 7 классе "Предлог"

Разработка урока по теме "Предлог" в рамках программы "Школа-2100" построен на материале о космосе и приурочен к 50-летию полета первого космонавта Ю.А.Гагарина....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Лингвистическая экспедиция в страну Имён прилагательных"

В уроке представлен материал, который может быть использован для повторения знаний о прилагательном....

Разработка урока русского языка по теме "Правописание предлогов"

План-конспект урока русского языка "Правописание союзов" с дидактическими материалами и презентацией по теме "Правописание союзов"....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»

·                  ПРЕЗЕНТАЦИЯ  к уроку  закрепления  знаний по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего вр...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных» (7 класс)

Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных....