Формирование культурологических компетенций на уроках русского языка через дидактический краеведческий материал.
статья по русскому языку
Обращение к культуре всегда было свойственно педагогике. Современный педагогический процесс – это процесс, в котором человек и культура в поисках взаимосвязи обращаются к гуманитарным наукам, педагогическому знанию, психологии, религии, искусству, народным традициям. В современных условиях в научной литературе по проблемам обучения преобладает точка зрения о необходимости культурологического подхода к изучению обществоведческих и гуманитарных дисциплин.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование культурологических компетенций на уроках русского языка через дидактический краеведческий материал.
Обращение к культуре всегда было свойственно педагогике. Современный педагогический процесс – это процесс, в котором человек и культура в поисках взаимосвязи обращаются к гуманитарным наукам, педагогическому знанию, психологии, религии, искусству, народным традициям. В современных условиях в научной литературе по проблемам обучения преобладает точка зрения о необходимости культурологического подхода к изучению обществоведческих и гуманитарных дисциплин.
Как указано в Концепции структуры и содержания предметной области «Филология», филологическое образование нацелено на формирование определённых компетенций – языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической. Под «культурологической компетенцией» следует понимать такое качество личности, которое позволяет:
- ощущать себя объектом культурно-исторического процесса;
- быть широко образованным, иметь познания в разнообразных областях науки и искусства;
- понимать закономерности развития культуры как процесса по созданию, сохранению и трансляции общечеловеческих ценностей;
- быть частью современного мира, оперируя реалиями, обычаями, образами и своего народа, и других народов.
Для реализации поставленных задач интегрирую учебный материал по русскому языку и литературе с другими предметами: историей, обществознанием, литературой русской эмиграции, основами православной и мусульманской культур, литературным краеведением, МХК, музыкой, искусством. Дидактическим материалом для уроков русского языка и литературы могут служить произведения искусства, музыки, литературы. В своей практике я применяю сборник дидактических материалов «Казань, из века в век», разработанный мною в соавторстве с учителями нашей гимназии. Содержательный аспект данной программы носит инновационный характер. Обучение и воспитание учащихся осуществляется с использованием дидактических материалов с этнокультурным компонентом. Рецензент - Габдулхаков В.Ф., доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РТ. В основу пособия положены идеи Концепции образования по русскому (родному) языку в 12-летней школе и положения проекта Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому (родному) языку, а именно: текстоориентированный, этнокультурный, интегративный подходы к преподаванию русского языка, ориентация содержания образования на формирование общеучебных умений и навыков, а также усиление речевой направленности в преподавании предмета. Основная целевая установка пособия - через языковое образование способствовать становлению личности учащегося, в систему ценностей которого будут входить любовь к родному краю и родному языку, готовность к диалогу с человеком иной культуры.
Использование произведений искусства (музыка, живопись) в качестве объекта исследования, описания, дидактического и иллюстративного материала на уроках русского языка и литературы также способствует формированию культурологической компетенции учащихся. Рассмотрим один из подходов к обучению учащихся на уроках русского языка и литературы. Урок развития речи в 8 классе «Сочинение по картине Б. М. Козмина ««Пушкин в гостях у своего двоюродного деда Петра Абрамовича Ганнибала в Петровском»». Хочу обратить внимание на тему данного урока. К 95-ой годовщине Пушкинского заповедника (2018 год) мы с учащимися составили сборник «Там, где шумят Михайловские рощи», адресованный Б. М. Козмину – российскому художнику, заслуженному работнику культуры, лауреату Государственной премии в области литературы и искусства, члену Союза художников и Международной ассоциации писателей РФ, а в недавнем прошлом - музейному работнику Пушкинского заповедника, хранителю дома-музея Ганнибалов «Петровское». Главная тема его картин – творчество Пушкина. С этими картинами мы знакомимся, начиная с 5 классов. Мною были разработаны и проведены уроки развития речи по картинам художника. Несомненным достоинством этой методической разработки являются нетрадиционные формы уроков: урок - вернисаж, лекция - диалог, урок творчества, урок - сочинение, урок-экскурсия, урок-размышление, урок-знакомство, урок открытых мыслей, урок - портрет, урок - письмо художнику.
Приобщение к шедеврам искусства постепенно формирует у учащихся чувство красоты, добра, справедливости, уважение к родному народу, воспитывает понимание преемственности с традициями лучших достижений мировой культуры. Использование произведений искусства на уроках русского языка и литературы позволяет реализовать общедидактический принцип соединения обучения с воспитанием, содействует мировоззренческому, нравственному и эмоционально-эстетическому воспитанию. Произведение искусства несёт в себе не только отпечаток личности автора, его индивидуальное видение мира, но и след определённой исторической эпохи, аккумулирует срез национально-культурных традиций, является частью национально-культурного самосознания народа. Язык и культура, соединяясь в учебном процессе, предполагает обогащение словарного запаса учащихся искусствоведческими терминами, словами с культурным компонентом, развитие связной речи, узнавание стилей мастеров кисти и слова.
Развитие культурологических компетенций у учащихся предполагает, с одной стороны, усвоение обучающимися в процессе изучения русского языка жизненного опыта народа, его культуры, национальных традиций, религии, с другой стороны, формирование нравственно-этических ценностей и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых. Нередко после экскурсий, посещения музеев, экскурсий- исследований мы, удивленные открытиями, пишем исследовательские работы, сочинения, творческие работы.
Русский язык и литература – это не только предметы изучения, но и явления национальной культуры. В современном контексте уроков русский язык и литература могут и должны восприниматься как особое национальное явление, воплощающее историческую и эстетическую память народа, источник знаний в разных областях общечеловеческой и национальной культуры. Эти предметы имеют большую возможность для формирования культурологической компетенции путём погружения в предмет и межпредметной интеграции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка
Выступление на педагогической конференции на тему: "Компетентностный подход к образованию"...
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка
Описание системы работы учителя-филолога, основанной на технологии встречных усилий...
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Презентация выступления .Формирование коммуникативной компетенции учащихся:овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,умениями и навыками использования яз...
Из опыта работы "Учебно-исследовательская деятельность на уроках русского языка" (на основе краеведческого материала)
Вся моя деятельность как учителя направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я ста...
План по самообразованию «Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка через системно-деятельностный подход»
План по самообразованию "Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского зыка через системно-деятельностный подход"...
«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка посредством технологии развития критического мышления через чтение и письмо»
Объектом исследования данной работы является процесс формирования коммуникативных УУД школьников на уроках русского языка и литературы. ...