Из опыта работы "Учебно-исследовательская деятельность на уроках русского языка" (на основе краеведческого материала)
статья по русскому языку по теме
Вся моя деятельность как учителя направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я стараюсь создать на своих занятиях необходимые условия для самовыражения учащихся, для развития их творческого и интеллектуального потенциала, используя различные педагогические технологии, в частности, исследовательскую деятельность, навыки ведения которой должны быть сформированы во всей её полноте на старшей ступени школы (ФГОС ОО по русскому языку).
Большей частью формирование исследовательской культуры учащихся проходит на уроках через задания проблемно-поискового и исследовательского характера, но несколько лет назад мы обратились непосредственно к исследовательской работе. А толчком стало включение в программу по русскому языку (по учебнику М.Т.Барановой и Т.А.Ладыженской) урока развития речи: подготовить устное публичное выступление о происхождении имен, постараться убедить, как интересно изучать происхождение имен. Материал по данной теме не представлен. Я подобрала необходимые материалы и постаралась убедить учащихся в том, что знать историю и значение своего имени интересно и полезно. Так, уже на протяжении нескольких лет мы с ребятами занимаемся исследовательской работой по русскому языку с краеведческой направленностью. Начинать строить исследовательскую деятельность на краеведческом материале можно в любом детском возрасте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учебно-исследовательская деятельность
на уроках русского языка
В качестве эпиграфа своего выступления я взяла слова известного педагога Вахтерова В.П.: «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и умеет добывать эти знания».
Вся моя деятельность как учителя направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я стараюсь создать на своих занятиях необходимые условия для самовыражения учащихся, для развития их творческого и интеллектуального потенциала, используя различные педагогические технологии, в частности, исследовательскую деятельность, навыки ведения которой должны быть сформированы во всей её полноте на старшей ступени школы (ФГОС ОО по русскому языку).
Большей частью формирование исследовательской культуры учащихся проходит на уроках через задания проблемно-поискового и исследовательского характера, но несколько лет назад мы обратились непосредственно к исследовательской работе. А толчком стало включение в программу по русскому языку (по учебнику М.Т.Барановой и Т.А.Ладыженской) урока развития речи: подготовить устное публичное выступление о происхождении имен, постараться убедить, как интересно изучать происхождение имен. Материал по данной теме не представлен. Я подобрала необходимые материалы и постаралась убедить учащихся в том, что знать историю и значение своего имени интересно и полезно. Так, уже на протяжении нескольких лет мы с ребятами занимаемся исследовательской работой по русскому языку с краеведческой направленностью. Начинать строить исследовательскую деятельность на краеведческом материале можно в любом детском возрасте.
Для исследования нами был выбран очень интересный и для
учёных, и для читателей раздел языкознания – ономастика (наука о собственных именах). Объектом исследования были взяты имена жителей нашего поселка. Детьми был изучен, собран и обобщён большой материал - о происхождении и значении имён (на примере антропонимов жителей нашего посёлка) и -об истоках происхождения и значения вятских фамилий жителей нашего посёлка.
По результатам анкетировании (опрошено 84 жителя поселка), 90,5% жителей не знают, что имена людей изучает антропонимика, жители знают о происхождении и значении своего имени (некоторые для поиска информации использовали различные словари и справочники), что им дали имя в честь дедушек и бабушек, в соответствии с церковным календарем и днем ангела, непосредственно по желанию родителей, а кого-то в честь Ильи Муромца, Александра Македонского. 7,14% опрошенных сказали, что их свое имя не устраивает, и они хотели бы взять другое.
Имя – своего рода живая история. Имя доносит до нас множество забытых, никем не записанных слов и многих утраченных живой речью форм. Интерес к именам и названиям, их значению и происхождению вызывает интерес к изучению малой родины, исследованию различных страниц ее истории и географии, живого мира и этнографии, трудовых традиций – а это и есть единственно верный путь к формированию у детей любви к Родине и патриотизма. Сформировалось ли у ребенка чувство любви к Родине, судить очень трудно, но уважительное отношение к людям труда, к истории, культуре, обычаям и традициям родного края легко прослеживается. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний об окружающем, вырастает из любви к близким, родному краю.
Таким образом, исследовательская деятельность на краеведческом материале решает следующие задачи:
- вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;
- формирование активной гражданской позиции, воспитание патриотизма, привитие чувства любви к Родине, сопричастности к ее проблемам, достижениям;
- формирование исследовательской культуры учащихся;
- приобщение учащихся к работе в коллективе, совершенствование коммуникативных навыков;
Я считаю, что исследовательская деятельность учащихся – это конечная цель изучения любого учебного предмета. Это та деятельность, которая помогает самосовершенствоваться ученику, будит в нём неподдельный интерес к получению новых знаний, даёт возможность проявиться всем лучшим качествам в нём, то есть способствует развитию его талантов. А ведь это и есть главная цель моей преподавательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мыследеятельностная педагогика. Сценирование современного урока русского языка как основа мотивации на учебную деятельность.
Выступление на педагогических чтениях памяти З. Н. Кулаковой. 1 часть теоретическая, 2 из опыта работы в данной технологии....
Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)
Данный урок был разработан для проведения урока во время педагогического конкурса "Учитель года -2010 "...
Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)
Данный урок имеет яркое илллюстративное и методическое оснащение, т.к. направлен не только на закрепление знаний, полученных учащимися по теме "Глагол", но и позволяет с помощью специальных заданий ра...
План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»
План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»...
Статья: «Обучение учащихся 7-8 классов монологической речи на уроках иностранного языка на основе краеведческого материала в соответствии с социальным запросом»
Добрый день, уважаемые коллеги!В данной статье Вы найдете некоторые аспекты актуальности обучения монологической речи детей 12-15 лет в общеобразовательной школе на уроках иностранного языка. Этот вид...
Формирование культурологических компетенций на уроках русского языка через дидактический краеведческий материал.
Обращение к культуре всегда было свойственно педагогике. Современный педагогический процесс – это процесс, в котором человек и культура в поисках взаимосвязи обращаются к гуманитарным наукам, пе...
Обобщение педагогического опыта «Словарная работа на уроках русского языка» учителя русского языка и литературы
Обобщение педагогического опыта«Словарная работа на уроках русского языка»учителя русского языка и литературы...