«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка посредством технологии развития критического мышления через чтение и письмо»
статья по русскому языку

Поздяева Татьяна Георгиевна
Объектом исследования данной работы является процесс формирования коммуникативных УУД школьников на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл infourok.docx43.74 КБ

Предварительный просмотр:

 «  Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка посредством технологии развития критического мышления через чтение и письмо»

         Выполнил (а):_Поздяева Татьяна Георгиевна,

учитель русского языка и литературы,

ГБОУ ООШ с.Красные Ключи        

м.р.Похвистневский

I.  Введение.

Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком. В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» справедливо отмечается: «В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом». На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению». Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире. [Фунд.Ядро, с. 67] Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Выделение условий развития универсальных учебных действий в образовательном процессе позволило сформулировать общие рекомендации по формированию УУД в ходе образовательного процесса с учетом специфики учебных предметов, которые закреплены в следующих документах: «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», «Фундаментальное ядро содержания общего образования», «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа». Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: научить учиться, научить жить, научить жить вместе,

В последнее десятилетие ведутся активные поиски рационального преподавания русского языка. В результате в системе начального и среднего образования Российской Федерации обучение русскому языку ведется по целому ряду учебных комплексов с использованием традиционных и развивающих технологий, авторских и индивидуальных программ.

Актуальность исследования данной работы обусловлена тем, что в данный момент особенно актуальной становится задача преемственности в период перехода учащихся из начальной школы, в которой уже внедряются Федеральные образовательные стандарты второго поколения, в общеобразовательную. Поэтому определение средств формирования УУД школьников 5-6 классов для педагогов, и в частности учителей русского языка, является бесспорной необходимостью.

Современное общество испытывает потребность в человеке, отличающемся такими качествами, как высокий уровень коммуникативной компетенции, самостоятельность, независимость суждений, сочетающиеся с уважением к мнению других людей. Успешная коммуникативная деятельность способствует формированию личности , которая:

- стремится к реализации своих возможностей;

- открыта для восприятия нового опыта;

- владеет нормами литературного языка;

- умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных

   сферах и ситуациях общения.

Поэтому формирование коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач школы.

Противоречия. В ходе внедрения федерального государственного образовательного стандарта общего образования обостряются противоречия, требующие своего разрешения:

  1. Противоречие между изменениями в профессиональной деятельности работников образования, вносимыми ФГОС и недостаточным уровнем их профессиональной компетенции в соответствии с ФГОС второго поколения.
  2. Противоречие между имеющимся у детей низким уровнем коммуникативной компетенции и необходимостью воспитания человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме,  соблюдая нормы этического общения.

В связи с перечисленными противоречиями возникает проблема: неумение обучающихся адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, неумение выражать свои чувства и представления о мире различными способами.

        

Объектом исследования данной работы является процесс формирования  коммуникативных УУД  школьников  на уроках русского языка и литературы.

Цель – теоретически разработать и определить средства формирования УУД  школьников на уроках русского языка, практически подкрепить результативность данного исследования.

Для достижения данной цели предстоит решить ряд задач:

1)      провести анализ педагогической литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий школьников;

2)      разработать средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка;

3)      создать условия для гармонического развития личности  и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

4) развивать познавательные процессы, воображение, творческие способности

Ожидаемые результаты.

1.Повышение качества знаний по русскому языку и литературе.

2. Повышение уровня сформированности коммуникативной компетенции.

        3. Умение выражать свои чувства и представления о мире различными  способами.

         4. Направление творческих возможностей на решение различных учебных задач.

             

    II. Основная часть.

В широком значении термин «УУД» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

1)    познавательные и учебные мотивы;

2)     учебную цель;

3)     учебную задачу;

4)     учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)

«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Общение выступает основой дифференциации и развития форм психической деятельности в раннем онтогенезе. Так, происхождение личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка с социальным (учитель) и близким (родители) взрослым и сверстниками. Из общения и саморегуляции вырастает способность ребенка регулировать свою деятельность. Из оценок окружающих, и в первую очередь оценок близкого взрослого, формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение. Содержание и способы коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативного компонента.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Использование методов критического мышления на уроках русского языка позволяет формировать  у  учеников такую  междисиплинарную компетентность, как  коммуникативная, благодаря  которой   будущий  выпускник  будет  социально  мобилен,  адаптирован  к  требованиям  современного  общества.

            Формирование  коммуникативной    компетентности  должно  осуществляться  в  деятельностной  форме,  при  которой  усиливается  практическая  направленность  обучения.  Поэтому  необходимо  предусмотреть  такую  организацию  учебного  материала  и  учебного  процесса,  которая  позволяет  гибко  вводить  новые  элементы  содержания  образования  в  учебный  процесс  и  интегрировать  элементы  содержания  образования  и  учебные  курсы. Отсюда налицо необходимость использования инновационных технологий в преподавании.

 Немаловажно,  что  уроки  русского  языка  и  литературы должны  проходить  в  коммуникативно – деятельностной  форме  с  использованием  активных  методов    обучения,  причем  весь  процесс  отработки  необходимо  осуществлять  на  базе  конкретного,  жизненного,  практического  материала. Осуществить это поможет в первую очередь технология развития критического мышления через чтение и письмо.

В чём же инновационность методов критического мышления?

Эта технология представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов.

   Учить критически мыслить – значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.

   В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель:

1.Стадия вызова; 2.Осмысление; 3.Рефлексия. 1.Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности.

          2.Стадия осмысления позволяет учащемуся получить новую информацию;  осмыслить ее;  соотнести с уже имеющимися знаниями.  

3.Стадия рефлексии способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации; усвоению нового знания, новой информации учеником; формированию у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия - «рефлексия» - есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.

Что принципиально новое несет технология развития критического мышления?

Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.

На каждой стадии урока используются свои методические приемы.

Стадия вызова

Функции:

-Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе);

-Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний);

-Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Приём №1 «Что я знаю»

1)Озвучивание темы;

2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:

   Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?;

3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;

4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;

5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения

            Приём №2 «Ассоциация»

1) Озвучивание темы;

2) Ответы на вопросы:

     - О чём может пойти речь на уроке?

     - Какая ассоциация у вас возникает,  когда   вы слышите словосочетание: «---»?;

3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.

На уроках русского языка ассоциации применяются чаще всего как метод для запоминания трудных орфограмм или исключений из правил. Учитель просит объединить слова-исключения, написав лингвистическую сказку или нарисовав рисунок.

Несомненно, что визуальная ассоциация имеет место быть. Например, при запоминании правописания корня в слове Флакон можно попросить учащихся схематично изобразить предмет и отметить его форму в виде буквы А: флАкон.

Тема «Гласные после шипящих» предполагает запоминание  исключений, которые после шипящих имеют гласную Ю: жюри, брошюра, парашют.

Некоторые учащиеся легко запоминают эти слова, так как объединяют их общим признаком - иноязычные французские заимствования. Но у некоторых может возникнуть затруднение. Можно предложить школьникам связать эти слова в предложения, или лучше чтобы это был сюжет, который легко можно представить  в воображении. Примеры текстов: «Прыгая с парашютом, жюри читало брошюру о соревнованиях», «В брошюре говорилось о составе жюри в соревнованиях на парашютах», «Жюри во время конкурса сделало из брошюры парашют»

  Приём №3 «Ключевые слова»

1) Озвучивание темы;

2) Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать определения;

3) Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов. Учащиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты.

  Приём «Рассказ-предположение на основе ключевых слов» заключается в том, что вниманию учеников предлагаются опорные (ключевые) слова, на основе которых они составляют рассказ.  Вначале каждый ученик выполняет  работу самостоятельно, затем  свой вариант обнародует.  Этот прием вызывает у учащихся большой интерес, обычно даже самые слабые ученики стремятся показать свою сообразительность. Им так интересно, совпадет ли их мнение  с  авторским.

    Приём №4 «Верно – не верно»

1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме;

2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным и знак «-» там, где по, их мнению,  оно не верно.

Приём №5 «Перепутанные логические цепочки»

1) На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов) и некоторые из них с ошибками;

2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.

       Приём №6 «Кластер»

      Предлагается самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её.

(целесообразно использовать перед стадией осмысления)

Цель:

- установить максимальное количество признаков изучаемого понятия.

Кластер -(пучок) схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков.

 Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям.

Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся.

Стадия осмысления

Функции:

-Информационная (получение новой информации);

-Систематизационная (классификация, ранжирование информации).

Приём №1 «Пометки на полях» (Инсерт).

Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:

«+» - если считают, что это им известно;

«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;

«v» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

    Авторы учебников ставят перед учениками самые разные вопросы, учитель на уроке требует ответа на них, а вот места для вопросов самих учеников ни в учебниках, ни на уроках нет. А результат этого хорошо известен: дети не всегда умеют задавать вопросы, а со временем у них вообще появляется боязнь их задавать. А ведь известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак “вопрос” весьма важен во всех отношениях. Что же формирует и развивает такая работа?

Во-первых, формируется умение ранжировать информацию по степени новизны.

Во-вторых, развивается умение анализировать и классифицировать.

А также в процессе такой работы ребята учатся пересказывать информацию, учатся обсуждать и текст и доказывать свою точку зрения.

Приём №2 «Взаимоопрос»

Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала

 Приём №3 «Взаимообучение»

В группах из 4-8 человек по очереди ученики играют роль учителя:

  • Суммируют содержание абзаца;
  • Придумывают вопрос и предлагают других ответить на него;
  • Разъясняют, что непонятно;
  • Дают задания для чтения следующего абзаца.

        (Процесс взаимообучения желательно начинать с включения в роль учителя сильных учеников)

Стадия рефлексии

Функции:

-Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);

-Информационная (приобретение новых знаний);

-Оценочная (выработка собственной позиции).

Приём №1 «Синквейн»

Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.

 Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Правила написания синквейнов

  • В первой строчке тема называется одним словом.
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).
  • Четвертая строчка – это фраза , показывающая отношение к теме.
  • Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

     При повторении темы «Фразеологизмы» на стадии рефлексии составляем синквейн

          Приём №2 «Диаграммы сравнения»

Цель:

-развитие умения сравнивать и обобщать

Учитель группам дает задание: по опорной схеме сравнить два понятия и отразить их в диаграммах. Отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – в месте их пересечения.

Приём №3 «Самоанализ»

Самоанализ позволяет учащемуся более детально повторить всё пройденное на уроке и оценить свои успехи.

  В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.

Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал                                        активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я                             доволен / не доволен
3.Урок для меня показался                              коротким / длинным
4.За урок я                                                         не устал / устал
5.Мое настроение                                             стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был                              понятен / не понятен
                                                                           полезен / бесполезен
                                                                           интересен / скучен

7.Домашнее задание мне кажется                   легким / трудным
                                                                           интересным / неинтересным

Приём №4 «Эссе»

Эссе (свободное письмо на заданную тему) рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания.

      Предлагается ответить на вопросы:

    - Что узнал и чему научился на уроке?

    - Что хотел бы узнать?

     Смысл этого приема можно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. 

Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.

Учащихся надо учить критически мыслить, то есть критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, критически развивать и совершенствовать себя.

Цели развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют  интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

   III. Заключение

Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

В данной работе был рассмотрен комплекс средств, которые, при системном подходе, позволят обеспечить достижение поставленной перед учителем цели. Особенно актуально это в период экспериментального внедрения Федеральных государственных стандартов второго поколения в основной общеобразовательной школе. К 2015 годув педагогической практике основной школы уже должна будет сложиться система образования, соответствующая требованиям ФГОС и способная обеспечить преемственность при переходе школьников из начальной школы в 5 класс. Поэтому уже сегодня учителя должны осваивать и применять, исследуя практические результаты своей деятельности, современные средства формирования универсальных учебных действий.

Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов:

1.Кадровые условия: Соответствие кадрового обеспечения требованиям введения ФГОС;  повышение квалификации работников образования; повышение уровня педагогического мастерства.

2. Материально-технические условия:

Компьютер, проектор, интерактивная доска.

3. Информационные условия:

Интернет-ресурсы, сайты для учителей .  

6. Организационные условия:

Разработка тематического планирования с учетом требований ФГОС.

Разработка планов – конспектов уроков.

Разработка контрольно-измерительных материалов.

 Результатом работы стало определение тех средств, которые позволяют формировать коммуникативные универсальные учебные действия.

Таким образом, можно подвести итоги исследования данной работы:

•        проанализирована литература по проблеме формирования универсальных учебных действий школьников;

•        разработаны средства формирования универсальных учебных действий школьников;

•        приведены примеры применения перечисленных средств формирования УУД на уроках русского языка и литературы.

Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык - это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности.

В частности на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.

Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку.

                             

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. Изд-во «ИОО», М., 2000.
  2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Изд-во «Мирос», М., 2002.
  3. Великанова А.В., Мокраусов И.В., Севостьянова О.В., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Выпуск 2. – Изд-во «Профи», Самара, 2002.
  4. Калмыкова И. Р. Об интеграции американской технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” с отечественной и зарубежной лингвистикой по вопросу продуцирования текстов. Статья напечатана в журнале "Образование в современной школе", 2002. Материалы курсов ИРО под руководством Калмыковой И.Р.
  5. Основы критического мышления: междисциплинарная программа  сост. Дж. Стил, К. Меридит, Ч. Темпл и С.Уолтер.. М., 1997-1999.
  6. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. Академия., 2000 г.

        7. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.

  8.      Комплекс мер по модернизации в 2011 году общего образования Самарской области. Утвержден распоряжением Правительства Самарской области от 12.07.2011 № 205-р

9.     О действиях Правительства Самарской области по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», на период 2011-2015 годов. Постановление Правительства Самарской области от 21.10.2010 № 507.

10.    Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.

11.    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

 

 

 

Приложение

1.      Создание проблемной ситуации

Представленный ниже фрагмент урока русского языка в пятом классе по теме «Повелительное наклонение глагола» иллюстрирует организацию проблемной ситуации.

Ученикам предлагается ответить на вопрос: Почему глагол СКАЗАТЬ в одном случае пишется СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ?

А в  процессе поиска решения данной лингвистической задачи учащиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол сказать I спряжения. Значит, форма СКАЖЕТЕ будущего времени написана верно. Форма же СКАЖИТЕ выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание.

- Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)

- Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)

- Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)

- Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.)

- Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку пятиклассникам: измените форму числа повелительного наклонения глагола.)

После этого пятиклассники самостоятельно смогут объяснить, что в форме повелительного наклонения –И- является суффиксом, образующим форму наклонения, а –ТЕ - окончанием множественного числа в повелительном наклонении. В форме же изъявительного наклонения, с которой учащиеся уже знакомы, окончание множественного числа – ЕТЕ.

2.      Работа с текстом

«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:

 Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

 Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?

 Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

 Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

3 .    Работа с текстом

Задание «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы, анализировать, интерпретировать текст. Например:

       Тонкие       вопросы

Толстые             вопросы

  Кто...?

  Что...?

  Когда...?

  Как звать...?

  Было ли...?

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

 

4.      Составление кластера

Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Му-му», на уроке литературы в 5 классе создается такой кластер:

 

Герасим

Портрет

Описание каморки

Отношение к Му-му

Отношение к барыне

Отношение с дворовыми

Отношение с Татьяной

 

           5.     Синквейн

     При повторении темы «Фразеологизмы» на стадии рефлексии составляем синквейн

-Фразеологизм

-Емкое, меткое

-Уточняет, обогащает, развивает

-Это перлы, самородки и самоцветы языка

-Фраза.

При повторении темы «Морфология» на стадии рефлексии составляем синквейн

-Морфология

-Многословная, велика

-Изучать, понимать, разбирать части речи

-Как велик и  разнообразен русский язык

-Мощь и сила

6. Рассказ-предположение на основе ключевых слов

Фрагмент урока:

    Я  хочу  вам  предложить составить  текст, который  имеет  заголовок  «Предновогодняя  встреча».

 - Какие  вопросы  вызывает  заголовок?  Что  непонятно? 

 - Подберите  определения  к  заголовку. 

 - Каковы  функции  такого  заголовка?  (привлекает  внимание, заинтриговывает). 

 - Можно  ли  по  заголовку  определить  стиль  данного  текста? 

 - Спрогнозируйте  сюжетную  канву  текста. 

 - Спрогнозируйте  сюжет  на  основе  ключевых  слов  1-й  части  текста. 

Предновогодний  вечер - суета - оживленные  лица - девочка - мальчик - мужчина - женщина - спешат - мандарины-яблоки - свертки - недоступно - желанно - запахи - головокружительный - вкусным - забытым.

   Рекомендации по работе с приемом «Рассказ – предположение на основе ключевых слов».

1. Перед тем как предлагать ребенку прием, оцените текст: интересно ли будет ребятам делать предположения, насколько предсказуемо содержание.

2. Важно дать возможность высказаться каждому желающему, тем самым повышая его интерес к выполнению задания.

3. Следить за использованием каждого ключевого слова.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности школьников на основе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал коммуникативные способности, мыслительную творческую активность учащихся? Представленная статья  "Формирование...

Урок литературы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Японское хокку. Своеобразие, идеи"

Представлен подробный конспект урока литературы  с использованием инновационной технологии РКМЧП. Урок был дан в рамках Фестиваля педагогического мастерства на III городской ярмарке-выставке инно...

Формирование ключевых компетенций школьников на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». (Из опыта работы)

«Концепция модернизации российского образования» ставит задачу по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответствен...

«Проектирование урока истории в режиме технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"»

  Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.•...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Конспект урока с использованием приёма технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)( чтение с остановками)

в конспекте представлена работа на уроке литературы в 5 классе с использованием приема технологии критического мышления чтение с остановками...


 

Комментарии