Внеурочная деятельность
консультация по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Комплексный анализ письма Д.С. Лихачева «Молодость – вся жизнь»
1. Прочитайте письмо
Письмо второе
Молодость – вся жизнь
1)Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. 2)От настоящего не останется ничего… 3)А на самом деле оказалось все иначе. 4)Мои сверстники остались со мной. 5)Не все, конечно: многих унесла смерть. 6)И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. 7)Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. 8)Подлинные друзья приобретаются в молодости. 9)Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. 10)У отца друзья были его сокурсники по институту. 11)И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. 12)Молодость – это время сближения. 13)И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. 14)В радости ведь тоже нужна помощь – помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. 15)Неразделенная радость – не радость. 16)Человека портит счастье, если он переживает его один. 17)Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. 18)Горе человеку, если он один.
19)Поэтому берегите молодость до глубокой старости. 20)Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. 21)Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. 22)Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. 23)Навыки в труде – тоже. 24)Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. 25)А как это важно для человеческого счастья! 26)Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…
27)Как в молодости, так и в старости. 28)Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.
29)И еще. 30)Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». 31)В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. 32)Хорошие будут радовать, дурные – не давать спать!
2. Работа по теме.
Обратимся непосредственно к тексту.
Во время чтения текста подумайте над вопросами:
1. Почему текст так называется?
2. Какие варианты названия вы могли бы предложить?
прочитайте текст.
-Какова тема этого текста?
- Что волнует автора, какова проблематика этого текста?
-Какова основная мысль этого текста?
- К чему призывает нас Лихачев?
-Понятие стиля тесно связано с понятием речевая ситуация (о чем, где, с кем, зачем). Правильные ответы на эти вопросы помогут определить стиль ТЕКСТА. Какой стиль у этого текста?
-Давайте более подробно поговорим об особенностях публицистического стиля
Сфера употребления
(общественно-политическая жизнь, газеты, журналы, стиль общественных деятелей и писателей-публицистов)
Основные черты
(конкретность, логичность эмоциональность, общедоступность)
Задачи
(сообщить информацию о жизни страны, сформировать определенное отношение к общественным делам, сформировать гражданскую позицию)
Языковые средства
( книжные и разговорные слова, однородные предложения, параллельный способ связи, побудительные, вопросительные предложения, прямые обращения к собеседнику)
3. Работа с текстом. Анализ текста.
-Почему автор избирает именно публицистический стиль? С какой целью?
Цель публицистического стиля – привлечь внимание читателя к поднятой проблеме, заставить задуматься, поразмышлять. Тексты этого стиля вызывают ответную реакцию у адресата.
- Давайте посмотрим, какие приемы построения текста использует Лихачев?
запись в тетрадях
Приемы построения текста
Побудительные, вопросительные предложения
Предложения с однородными членами
Прямые обращения к собеседнику
- Какие способы связи предложений преобладают в данном тексте, где наиболее ярко?
- Как называется такой прием:
Предложения 5-10
( лексический повтор)
Предложения 13,19,32
(антонимы)
- Прочитайте ещё раз внимательно 1 абзац. Что особенного вы увидели в этих предложениях?
(это неполные предложения)
- С какой целью автор использует их в речи?
(интонации живой разговорной речи)
- Рассуждения автора логичны, убедительны.
- Что вы можете сказать о типе речи?
( Рассуждение)
- Почему?
(В роли вступления работает цепочка риторических восклицаний, таким образом автор указывает проблему, нацеливает на обсуждение важного вопроса, далее автор четко ставит задачу, побуждает к действию, даёт конкретный совет, рекомендации, своеобразный рецепт «как жить»)
4. Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение по второму письму Д.С.Лихачева «Молодость – вся жизнь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...