Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Поурочная разработка по русскому языку: 7 класс , учебник "Русский язык" авторы М. Т. Баранова, Т.А. Ладыженская и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deystvitelnye_prichastiya_nastoyashchego_vremeni.docx | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени.
Тип: комбинированный.
Цели и задачи: ознакомить учеников со способами образования действительных причастий настоящего времени; научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки.
Методические приёмы: объяснение учителя, повторение пройденного (спряжение глаголов), конструирование словосочетаний, словарная работа.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Лингвистическая разминка
Синтаксический разбор предложения:
Чистка плиты и закопченной посуды - трудоемкое занятие.
- Проверка домашнего задания
Упражнение 104: проверка «по цепочке».
Дополнительные вопросы:
- Назовите причастия, встретившиеся в предложении: действительные и страдательные.
- Назовите причастия в краткой форме.
Давайте вспомним всё что мы уже знаем о причастии
– Что такое причастие? (Причастие – это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию)
– Как изменяются причастия? (причастия изменяются по падежам, числам и родам)
– Какие бывают причастия? (настоящего и прошедшего времени)
– Какие виды причастий вы знаете? (действительные и страдательные)
– Какие из них имеют краткую форму? (страдательные)
– Что такое причастный оборот? (причастие с зависимыми от него словами)
– Когда причастный оборот обособляется? (причастный оборот обособляется если стоит после определяемого слова)
– На доске записано предложение
По лугу бежал мальчик запускающий воздушного змея.
Найдите причастный оборот. Нужно ли его выделить запятыми? Почему?
4. Работа по новой теме.
1) Записать глаголы в 3-м лице множественного лица в два столбика (1 и 2 спряжения), оставляя каждый раз чистую строку: думать, клеить, брить, гнать, лечить, лелеять, сеять, любить, строить, каяться.
Выделить окончания у глаголов.
2) Образовать от этих глаголов действительные причастия настоящего времени, подписать в свободные строки.
думают клеят
думающий клеящий
бреют гонят
бреющий гонящий
лелеют лечат
лелеющий лечащий
сеют любят
сеющий любящий
каются строят
кающийся строящий
Вывод: гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени соответствуют гласным глагола (в 3-м лице множественного лица), от которого они образованы.
Если действительное причастие образовано от глагола 1 спряжения, в суффиксе пишем гласную у (ю), если от глагола 2 спряжения – гласную а (я).
3) Изучение теоретического материала учебника (§18), беседа по вопросам.
5. Закрепление
1) Упражнение 106: комментированное письмо.
Комментарий: причастие не образуется от глагола построить, т. к. это глагол совершенного вида.
2) Упражнение 107: письменно; взаимопроверка.
3) Упражнение 108: устно.
4) Упражнение 109: письменно.
6. Словарная работа
Записать слова, помещенные в рамках в словарики. Придумать с этими словами предложения, включающие причастные обороты:
Силуэт, поразительный, тонкий, острый, чуткий, изощренный.
В каком стиле преимущественно используются эти слова?
7. Итоги урока
– От переходных или непереходных глаголов образуются действительные причастия?
– От глаголов какого вида образуются действительные причастия настоящего времени?
– С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?
– Зависит ли выбор суффикса от спряжения глагола, от которого образовано причастие?
8. Домашнее задание
§18 упр.110
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 7 классе "Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"
Урок разработан с применением интерактивной доски SmartBoard. Материал представляет краткий конспект урока и презентацию для интерактивной доски....
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени."
Презентация на пяти слайдах содержит ряд этапов урока: -орфоэпический диктант предусматривает после его проведения само- или взаимопроверку и оценку; -синтаксическая пятиминутка нацелена на повторен...
Гласные У(Ю), А(Я) в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Тест содержит 10 вопросов....
суффиксы действительных причастий настоящего времени
Суффиксы –УЩ-(-ЮЩ-), -АЩ-(-ЯЩ-)Суффиксы –УЩ-(-ЮЩ-), -АЩ- (-ЯЩ-)Суффиксы –УЩ-(-ЮЩ-), -АЩ-(-ЯЩ-) грез...щий о счастье мет...щий в начальникигрез...щи...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастии настоящего времени
комбинированный урок...
Презентация к уроку "Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"
Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями образования страдательных причастий настоящего времени. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде...
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Урок изучения нового материала
Разработка урока по теме "Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени". Материал содержит презентацию, технологическую карту и дополнительный материал к уроку....