Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастии настоящего времени
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Левина Елена Николаевна

комбинированный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyst._prich._nast.vr_.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 урока русского языка

  7 класс

Тема урока: Действительные причастия настоящего времени.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Автор: Левина Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Тема урока: Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Тип урока:  комбинированный.

Форма урока: урок-исследование 

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по изучению способа образования действительных причастий настоящего времени и правописания гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Задачи:

обучающие:

- закрепить полученные знания на практике , повторить правописание окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, освоить алгоритм образования действительных причастий настоящего времени, сформировать умение правильно писать суффиксы действительных причастий настоящего времени.

развивающие:

- совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде, уметь отличать причастие от других частей речи по суффиксам, развивать устную и письменную речь, логическое мышление; способствовать развитию навыков самостоятельной работы; сформировать умение использовать в своей речи причастия.

воспитательные:

- воспитывать языковую и речевую культуру на основе правильного употребления причастий в речи, воспитывать патриотизм, уважение к богатству русского языка;

- воспитывать в учениках уверенность в своих силах, повышать чувство личной ответственности за результат учебы.

Планируемые результаты обучения:

предметные:

- знать, как образуются действительные причастия настоящего времени, научить выбирать суффикс для образования причастий, уметь заменять в предложении глаголы причастиями

- уметь находить причастия, определять их грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;

- выделять причастный оборот, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;

 метапредметные:

— уметь формулировать цель деятельности;

— планировать последовательность действий;

— осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

— строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

— владеть всеми видами речевой деятельности;

личностные:

- формировать ответственное отношение к учению с учетом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду;

  - формировать умение общаться, культуру внутренних нравственных отношений.

Оборудование урока: Компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал, учебник.

.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы организации деятельности

Организационный момент

Приветствие учащихся

Приветствие учителя

Языковая разминка

На доске записано предложение:

Лента реки виднеющаяся вдали причудливо изгибалась и убегала за горизонт.

- Спишите, расставьте и объясните пропущенные знаки препинания. Выделите грамматическую основу.

Списывают предложение и расставляют пропущенные знаки препинания. Объясняют их постановку. Выделяют  грамматическую основу

Лента реки, виднеющаяся вдали, причудливо изгибалась и убегала за горизонт.

Синтаксическая пятиминутка

индивидуальная

Актуализация знаний и постановка проблемы

  1. Давайте вспомним, что такое причастие?
  2. Какими бывают причастия?
  3. Причастие ВИДНЕЮЩАЯСЯ действительное или страдательное?

4. На каждой парте лист с глаголами. Устно образуйте действительные причастия настоящего времени с помощью суффиксов -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-. Запишите рядом с глаголами только суффикс.

 Проверяем глагол "бороться". Какой суффикс в причастии? Глагол "колыхаться". Какой суффикс написали в причастии?(Аналогично проверяется остальное)

- Задание было одно? А вы его выполнили?

- Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?

- Суффиксы мы как раз знаем. А в чем возникли сомнения?

- В суффиксах каких слов?

- Значит, какая сегодня тема урока?

Фиксирует тему на доске

Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы  какой?

Причастия бывают страдательными и действительными.

Глаголы:

Бороться, колыхаться, строить, лечить, стелить, таять, гнать(борющийся, колышущийся, строящий, лечащий, стелющий, тающий, гонящий.)

Проблемная ситуация

- Задание было одно, а выполнили его по-разному. (осознание противоречия)

- Не знаем суффиксов причастий. (неточная формулировка проблемы)

- Какие гласные пишутся в суффиксах. (неточная формулировка проблемы)

- Действительных причастий настоящего времени.

- Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Опрос

Работа в парах

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

фронтальная

Формулировка проблемы, планирование деятельности

- чему мы сегодня должны научиться?

- мы должны научиться правописанию гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

фронтальная

Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения)

-Причастия, с которыми вы уже работали, представлены на слайде в два столбика. Они помогут открыть правило. Прочитайте их внимательно.

- Что заметили?

-от чего зависит выбор гласной в суффиксе? Какие есть гипотезы? (Если гипотеза ошибочна, то задает вопросы, доказывающие это)

- как проверить эту гипотезу?

- Делайте. Что у вас получилось?

- К какому выводу пришли?

- сравним вывод с учебником.

- какое условие необходимо знать, чтобы образовать действительное причастие настоящего времени?

Видят два столбика

Борющийся

Колышущийся

Тающий

Стелющий

- в причастиях  1 столбика суффиксы –ущ/-ющ, 2 - -ащ/-ящ

- выдвигают гипотезы

- суффикс причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано

1 спр. - суффиксы –ущ/-ющ, 2 спр. - суффиксы  -ащ/-ящ

- определить спряжение глаголов, от которых образованы причастия (план проверки)

- В первом столбике причастия образованы от глаголов 1 спр., во втором – от глаголов 2 спр. (аргумент)

- формулирую правило

(открытие нового знания)

- все верно.

-определить вид глагола.

Вопрос

фронтальная

Развитие умений – применение нового знания

- Упр. 107 стр. 48

-Творческое задание.
- Давайте рассмотрим картину замечательного русского художника Василия Дмитриевича
- Глядя на эту картину, невольно вспоминаются строки из стихотворения Ивана Бунина «Листопад»:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
1. Придумайте 3-4 предложения по картине “Золотая осень”/ составьте текст-описание, используя действительные причастия настоящего времени или целые причастные обороты. Кому сложно, используйте причастия: сверкающая, желтеющие, трепещущие, плывущие.

- читаю задание к упр. 107, затем выполняют упр. 

В низко (низок) стелющемся тумане ( 2 скл. Пр. п.), при колышущемся (колыхать 1 спр.) пламени (разноскл. Род.п.) свечи, слегла (легок) прихрамывающей (прихрамывать 1 спр.) походкой (ходить), покачивающимися (покачиваться 1 спр. ) движениями (движется), с открыто улыбающимся (улыбаться 1 спр.) лицом, одевающаяся (одеваться 1 спр.) по моде девушка, аккуратно (слов) бреющийся (бриться 1 спр.) юноша, любящим (любить 2 спр.) взглядом, постоянно хмурящий (хмуриться 2 спр.) брови

мальчик, клеящая (клеить 2 спр.) коробочку девочка.

- Составляют предложения(текст)

- зачитываю свои работы.

Практическое задание,

индивидуальная , работа в парах

Индивидуальная, мини-сочинение

Итог урока

Рефлексия

- Итак, какая была проблема? План?

- Выполнили ли мы план?

Какой ответ мы нашли?

- Как оцениваете свою работу?

Обобщают, делают выводы.

Самооценка. Обсуждение.

Домашнее задание

стр. 48 выучить правило,

упр.109 с. 49

Записывают в дневник, читают задание, задают вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени."

Презентация на пяти слайдах содержит ряд этапов урока: -орфоэпический диктант предусматривает после его проведения само- или взаимопроверку и оценку; -синтаксическая пятиминутка нацелена на повторен...

суффиксы действительных причастий настоящего времени

Суффиксы –УЩ-(-ЮЩ-), -АЩ-(-ЯЩ-)Суффиксы –УЩ-(-ЮЩ-), -АЩ- (-ЯЩ-)Суффиксы –УЩ-(-ЮЩ-), -АЩ-(-ЯЩ-) грез...щий о счастье  мет...щий в начальникигрез...щи...

Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе

Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий  прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7  классе...

Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".

Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".УМК: Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Нарушевич А. Г. Русский язык. 7 класс. В 2-...

Презентация к уроку "Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"

Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями образования страдательных причастий настоящего времени. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде...