Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастии настоящего времени
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект
урока русского языка
7 класс
Тема урока: Действительные причастия настоящего времени.
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Автор: Левина Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
Тема урока: Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-исследование
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по изучению способа образования действительных причастий настоящего времени и правописания гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Задачи:
обучающие:
- закрепить полученные знания на практике , повторить правописание окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, освоить алгоритм образования действительных причастий настоящего времени, сформировать умение правильно писать суффиксы действительных причастий настоящего времени.
развивающие:
- совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде, уметь отличать причастие от других частей речи по суффиксам, развивать устную и письменную речь, логическое мышление; способствовать развитию навыков самостоятельной работы; сформировать умение использовать в своей речи причастия.
воспитательные:
- воспитывать языковую и речевую культуру на основе правильного употребления причастий в речи, воспитывать патриотизм, уважение к богатству русского языка;
- воспитывать в учениках уверенность в своих силах, повышать чувство личной ответственности за результат учебы.
Планируемые результаты обучения:
предметные:
- знать, как образуются действительные причастия настоящего времени, научить выбирать суффикс для образования причастий, уметь заменять в предложении глаголы причастиями
- уметь находить причастия, определять их грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;
- выделять причастный оборот, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;
метапредметные:
— уметь формулировать цель деятельности;
— планировать последовательность действий;
— осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;
— строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;
— владеть всеми видами речевой деятельности;
личностные:
- формировать ответственное отношение к учению с учетом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду;
- формировать умение общаться, культуру внутренних нравственных отношений.
Оборудование урока: Компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал, учебник.
.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и приемы организации деятельности |
Организационный момент | Приветствие учащихся | Приветствие учителя | |
Языковая разминка | На доске записано предложение: Лента реки виднеющаяся вдали причудливо изгибалась и убегала за горизонт. - Спишите, расставьте и объясните пропущенные знаки препинания. Выделите грамматическую основу. | Списывают предложение и расставляют пропущенные знаки препинания. Объясняют их постановку. Выделяют грамматическую основу Лента реки, виднеющаяся вдали, причудливо изгибалась и убегала за горизонт. | Синтаксическая пятиминутка индивидуальная |
Актуализация знаний и постановка проблемы |
4. На каждой парте лист с глаголами. Устно образуйте действительные причастия настоящего времени с помощью суффиксов -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-. Запишите рядом с глаголами только суффикс. Проверяем глагол "бороться". Какой суффикс в причастии? Глагол "колыхаться". Какой суффикс написали в причастии?(Аналогично проверяется остальное) - Задание было одно? А вы его выполнили? - Почему так получилось? Чего мы еще не знаем? - Суффиксы мы как раз знаем. А в чем возникли сомнения? - В суффиксах каких слов? - Значит, какая сегодня тема урока? Фиксирует тему на доске | Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? Причастия бывают страдательными и действительными. Глаголы: Бороться, колыхаться, строить, лечить, стелить, таять, гнать(борющийся, колышущийся, строящий, лечащий, стелющий, тающий, гонящий.) Проблемная ситуация - Задание было одно, а выполнили его по-разному. (осознание противоречия) - Не знаем суффиксов причастий. (неточная формулировка проблемы) - Какие гласные пишутся в суффиксах. (неточная формулировка проблемы) - Действительных причастий настоящего времени. - Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | Опрос Работа в парах Побуждающий от проблемной ситуации диалог фронтальная |
Формулировка проблемы, планирование деятельности | - чему мы сегодня должны научиться? | - мы должны научиться правописанию гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | фронтальная |
Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения) | -Причастия, с которыми вы уже работали, представлены на слайде в два столбика. Они помогут открыть правило. Прочитайте их внимательно. - Что заметили? -от чего зависит выбор гласной в суффиксе? Какие есть гипотезы? (Если гипотеза ошибочна, то задает вопросы, доказывающие это) - как проверить эту гипотезу? - Делайте. Что у вас получилось? - К какому выводу пришли? - сравним вывод с учебником. - какое условие необходимо знать, чтобы образовать действительное причастие настоящего времени? | Видят два столбика Борющийся Колышущийся Тающий Стелющий - в причастиях 1 столбика суффиксы –ущ/-ющ, 2 - -ащ/-ящ - выдвигают гипотезы - суффикс причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано 1 спр. - суффиксы –ущ/-ющ, 2 спр. - суффиксы -ащ/-ящ - определить спряжение глаголов, от которых образованы причастия (план проверки) - В первом столбике причастия образованы от глаголов 1 спр., во втором – от глаголов 2 спр. (аргумент) - формулирую правило (открытие нового знания) - все верно. -определить вид глагола. | Вопрос фронтальная |
Развитие умений – применение нового знания | - Упр. 107 стр. 48 -Творческое задание. | - читаю задание к упр. 107, затем выполняют упр. В низко (низок) стелющемся тумане ( 2 скл. Пр. п.), при колышущемся (колыхать 1 спр.) пламени (разноскл. Род.п.) свечи, слегла (легок) прихрамывающей (прихрамывать 1 спр.) походкой (ходить), покачивающимися (покачиваться 1 спр. ) движениями (движется), с открыто улыбающимся (улыбаться 1 спр.) лицом, одевающаяся (одеваться 1 спр.) по моде девушка, аккуратно (слов) бреющийся (бриться 1 спр.) юноша, любящим (любить 2 спр.) взглядом, постоянно хмурящий (хмуриться 2 спр.) брови мальчик, клеящая (клеить 2 спр.) коробочку девочка. - Составляют предложения(текст) - зачитываю свои работы. | Практическое задание, индивидуальная , работа в парах Индивидуальная, мини-сочинение |
Итог урока Рефлексия | - Итак, какая была проблема? План? - Выполнили ли мы план? Какой ответ мы нашли? - Как оцениваете свою работу? | Обобщают, делают выводы. Самооценка. Обсуждение. | |
Домашнее задание | стр. 48 выучить правило, упр.109 с. 49 | Записывают в дневник, читают задание, задают вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени."
Презентация на пяти слайдах содержит ряд этапов урока: -орфоэпический диктант предусматривает после его проведения само- или взаимопроверку и оценку; -синтаксическая пятиминутка нацелена на повторен...
Гласные У(Ю), А(Я) в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Тест содержит 10 вопросов....
суффиксы действительных причастий настоящего времени
Суффиксы –УЩ-(-ЮЩ-), -АЩ-(-ЯЩ-)Суффиксы –УЩ-(-ЮЩ-), -АЩ- (-ЯЩ-)Суффиксы –УЩ-(-ЮЩ-), -АЩ-(-ЯЩ-) грез...щий о счастье мет...щий в начальникигрез...щи...
Урок русского языка в 7 классе "Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Урок русского языка в 7 классе...
Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе
Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе...
Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".
Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".УМК: Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Нарушевич А. Г. Русский язык. 7 класс. В 2-...
Презентация к уроку "Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"
Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями образования страдательных причастий настоящего времени. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде...