Дидактические игры на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку

Шайгарданова Лилия Нуровна

На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_na_urokah_russkogo_yazyka.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме самообразования:

«Дидактические игры как средство активизации учебного процесса »

Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – помочь, серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.

На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом.

       В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.

       Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

        Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

        Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

          К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.

         Девиз моей педагогической деятельности: « Учение без принуждения ». Задача - сделать  процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе.

          Тема самообразования, взятая мной в этом учебном году, звучит так: «Дидактические игры как средство активизации учебного процесса ». К данной теме я обратилась в связи с тем, что  столкнулась со снижением интереса  к предмету. Пересмотрев ряд технологий, я остановилась на игровых технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках.

        Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с разными разделами лингвистики не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь  приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

     Я убедилась, что на таких уроках ученики проявляют активность. Особенно радует, что  те, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.

   

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ – УПРАЖНЕНИЯ

 

1.                        Игра «Переводчик».

Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

  1. Доктор прописал пациенту инъекции.
  2. Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак. ·                                    

2.                    Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими?

1.При проверке было выявлено  немало дефектов. 2.Он пишет мемуары.3. Ваши аргументы убедительны.4. Все работали с энтузиазмом.5. Мы гордимся нашим голкипером.6. В газете появилась информация о футбольном матче.7. В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

3.                         Кто сумеет найти старославянские (по происхождению) слова и заменить их русскими:

1.Горят румянцем свежие ланиты.

 2.Старец нахмурил чело.

3.Построен град великий над Невой.

4.                        Игра «Следствие ведут знатоки».

Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения.

1.Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

2.Лешему он (Римский – Корсаков) он придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.

3.    - Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.

       - Что с ним?

       - Инфильтрат в левом легком под ключицей.

       - А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше?

       - Пятьдесят два, Роман Борисович.

      - Назначьте его на консультацию к Зацепиной.

5.                 Игра «Аукцион». 

Так же, как и при проведении настоящего аукциона, побеждает в соревновании тот, кто назвал последнее слово. Игру можно проводить при изучении синонимов; например, предлагаются задания подобрать синонимы к словам:  большой, смелый.

6.                 Игра «Перевертыш».

Угадай зашифрованное слово

 

  1.     о б п а е д
  2.     о д и р а н
  3.     в ь з р о д о е
  4.      т  о р п  с

    Победа, родина, здоровье, спорт.

7.             Игра «Эрудит» не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся.

                                      Угадай   слово   по   толкованию   его лексического значения.

1) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос.)

2) Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.)

6) Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине. (Патриот.)

                                 Объясни  разницу  в  значении  слов:

Адресат — адресант,   дипломат — дипломант, описка — отписка, сытый — сытный, поступок — проступок, опечатка — отпечаток, поглотить — проглотить.

8.                     Игра «Корректор».

·                                      Найди ошибку в выборе слова.

1) После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.

2) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.

3) Из передовой бригады он перешел в отсталую.

4) В центре города построен памятник герою.

9.                                Найди антоним.

Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий колодец (мелкий), глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).

                                     

 10.                            Загадки-шутки

 В каком глаголе 100 отрицаний? (Стонет.) В каком 100 букв «й»? (Стой.) В каком - 100 букв «ю»? (Стою.) .Что в человеке одно, в вороне два, в огороде три? (буквы о).В каком слове, состоящем из пяти букв, встречаются пять о?(опять) Что случилось тридцатого февраля?  (Ничего. 30 февраля не бывает)

11.                             Игра «Ремонт»

   Учитель читает список слов. Когда называется глагол, детям нужно хлопнуть в ладоши. Побеждает та команда, которая не сделала ни одной ошибки.

   Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал,

поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил,

крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.

(Какое время глагола использовано?)

                                          Поставь ударение

   Проверить знание правил орфоэпии помогут глаголы, в которых нужно правильно поставить ударение.

   Закупорить, заплесневеть, ходатайствовать, баловать, запломбировать, нормировать, премировать, формировать, звонит, облегчит, одолжит, дождалась, пережила, проспала, сорвала, солгала, ржаветь, кашлянуть, опорожнить, осведомиться, черпать.

                                           

Математический диктант

Вытянутый квадрат (прямоугольник). Равносторонний прямоугольник

(квадрат). Линия, делящая угол пополам (биссектриса).

1000 грамм (килограмм). 100 килограмм (центнер). 1000

килограмм (тонна). 1000 метров (километр). 

Заключение

     Итак, из сказанного о роли игры на уроках русского языка можно сделать следующие выводы:

1) игра — один из приемов обучения русскому языку, помогающий создать на уроке речевую ситуацию; следовательно, игра — средство активизации деятельности учащихся на уроке;

2) правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) игра   стимулирует   умственную   деятельность   учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4)  игра — один из приемов преодоления пассивности учеников;

5) игра  воспитывает  у  школьников  дисциплинированность, организованность, ответственность и коллективизм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках русского языка

В данной статье представлены размышления по поводу нетрадиционных методов обучения, в частности по поводу использования дидактических игр с целью активизации познавательной и мыслительной деятельности...

Дидактические игры на уроках русского языка

Данный методический материал предназначен для уроков русского языка в 5-6 классах...

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.

Статья о важности использования дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах школ VIII вида. Исследователи отмечают основную черту обучающихся в школах VIII вида — низкую познав...

Организация и проведение дидактической игры на уроках русского языка.

Организация и проведение дидактической игры на уроках русского языка....

Дидактические игры на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучению языку обуславлива...

Дидактические игры на уроках русского языка

При поступлении в школу дети оказываются в новой социальной ситуации развития. Происходит резкая смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность сменяется учебной, что отрицательно сказывается ...

Дидактические игры к уроку русского языка "Звуковой анализ слова"

Игры можно использовать  на уроке и во внеурочной деятельности...