Дидактические игры на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Данный методический материал предназначен для уроков русского языка в 5-6 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра как средство активизации процесса обучения.
Не секрет, что исправление ошибок – это не очень интересная для учащихся форма работы. Чтобы разнообразить ее, я использую дидактическую игру. Рассмотрим урок работы над ошибками в диктанте (6 класс). Предположим, что нам необходимо отработать следующие ошибки:
- безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением
- безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением
- чередование гласных в корне слов
- личные окончания глаголов
- непроизносимые согласные
- окончания имен существительных
Урок можно начать с традиционной таблицы: «Ошибка. Правило. Пример».
Учитель выбирает слово на орфограмму «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением». Идет работа со словами на данное правило, а затем учащимся предлагается из «Листа ученика» выбрать группу слов, отражающих орфограмму, и выполнить задание: необходимо вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова. Маленький секрет: в каждой группе есть «лишнее» слово на другую орфограмму. Это слово и есть логический мостик к исправлению следующей ошибки из диктанта. Таким образом, все ошибки могут быть разобраны.
Если учащиеся выполнили все задания в нужном порядке, то из букв, написанных рядом с номером группы слов, получится определенное слово. Оно и будет ключевым к завершению урока.
Аналогично можно работать над пунктуацией, разбирая предложения из диктанта и выбрать похожие предложения из «Листа ученика»
Лист ученика
I (0)
позв…нить к…рмилица
осл…пить в…л…сяной
разл…чать к…талог
в…черний поб…лела
II (и)
ск…чок прик…сновение
прик…саться р…сток
р…стение прил…гательное
отл…жить ненас…ный
отб…рать бл…стель
зар…сти сг…реть
III (ш)
к…пуста б…реза
г…мнастика …кварель
ф…нтастика д…лина
т…рраса д…коративный
расст…лается мес…ц
IV (б)
насчас…ный поз…ний
окрес…ность ненавис…ный
праз…ник проказ…ник
со…нце на поверхност…
V (а)
гон…шь расстила…тся
клее…т дыш…шь
терп…т упражня…тся
разгора…тся подпрыгива…т
VI (к)
в молчании… о Мари…
в степен… о Марин…
в счасть… в семь…
в совест… к пристан…
ненавид… в пустын…
Работая со словарными словами на уроках русского языка, я использую дидактическую игру «Гости».
Оборудование: карточки со словарными словами, в которых пропущены определенные буквы. Эти буквы напечатаны или написаны на другой стороне карточки.
Описание игры: класс делится на 2 равные части. Если учащихся нечетное число, в игре может принять участие учитель. (Я делю класс на I и II варианты).
Предположим, играет I вариант. Они «гости». II вариант – «хозяева». Все «хозяева» получают набор из 25-30 карточек и сидят на своих местах. Небольшой секрет: для поддержания дисциплины во время игры «хозяева» должны быть «немыми».
Ход игры: по сигналу учителя «гости» начинают игру. Сначала они садятся на свое место, к соседу по парте, а дальше туда, где освобождается место. «Хозяин» кладет перед гостем карточку. Гость называет букву или буквы. Хозяин переворачивает карточку. Если буква или буквы названы правильно, то «гость» забирает карточку себе, если же нет, то «хозяин» кладет ее обратно.
Таким образом, за 5 минут урока «гости» обходят всех «хозяев».
Потом происходит подсчет карточек и выставление оценок. Количество набранных карточек соответствует оценке за словарную работу. Какое количество карточек на «5», «4», «3» решает учитель. «2» за эту работу не бывает. На следующем уроке играет другой вариант.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры на уроках русского языка
В данной статье представлены размышления по поводу нетрадиционных методов обучения, в частности по поводу использования дидактических игр с целью активизации познавательной и мыслительной деятельности...
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.
Статья о важности использования дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах школ VIII вида. Исследователи отмечают основную черту обучающихся в школах VIII вида — низкую познав...
Организация и проведение дидактической игры на уроках русского языка.
Организация и проведение дидактической игры на уроках русского языка....
Дидактические игры на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучению языку обуславлива...
Дидактические игры на уроках русского языка
При поступлении в школу дети оказываются в новой социальной ситуации развития. Происходит резкая смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность сменяется учебной, что отрицательно сказывается ...
Дидактические игры к уроку русского языка "Звуковой анализ слова"
Игры можно использовать на уроке и во внеурочной деятельности...
Методическая разработка "Дидактические игры на уроках русского языка при изучении темы"Лексика " в 6 классе
Данная методическая разработка содержит учебный занимательный игровой материал при изучении темы "Лексика" в 6 классе. Он помогает развивать интерес к преподаваемому предмету у учащихся....