Дидактические игры на уроках русского языка
методическая разработка на тему
При поступлении в школу дети оказываются в новой социальной ситуации развития. Происходит резкая смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность сменяется учебной, что отрицательно сказывается на развитии ребёнка. Переходной формой от игры к учёбе является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой его организации. Именно она позволяет определить грань между игрой и учёбой, сделать смену видов деятельности менее ощутимой. Ещё Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир игры, сказки, который окружал ребёнка до школы, не закрылся перед ним дверью класса. Ребёнок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Таким образом, творческий, занимательный материал не перестаёт влиять на развитие ребёнка и в учебном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 32.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь представляет собой сложную, специфически организованную форму сознательной деятельности человека. Проблема эффективности речи особенно важна сегодня. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Как правило, нормально развивающиеся дети овладевают устной речью без специального обучения, в процессе живого общения с окружающими их людьми. Формирование речи у детей с нарушением интеллекта осуществляется замедленно и весьма своеобразно. Своеобразие проявляется в усвоении фонетической стороны речи, в овладении словарным составом и построением предложений, в формировании диалогической и монологической речи. Недостаточная сформированность устной речи ведет к нарушениям письменной речи.
Недоразвитие познавательной и речевой деятельности детей с нарушением интеллекта, а также психопатологические особенности этих детей отрицательно сказываются на овладении навыками чтения и письма.
Типичными ошибками являются: пропуски букв и слогов, наращивание слов лишними буквами, перестановка букв, слогов, замены букв по акустико-артикуляционному сходству: это парные звонкие и глухие согласные.
Несовершенство анализа и синтеза приводит к следующим затруднениям: в делении слов на составные части; в выявлении заданного звука; в установлении звукового ряда слова; в усвоении принципа слияния двух и более звуков в слог; в выполнении записи в соответствии с принципом русской графики.
Нарушенное произношение таких детей – это в большинстве случаев нарушенное восприятие звука и неверный перевод его в графему. У детей наблюдается непонимание того, что слово – это не только название предмета, но и определённый звукобуквенный комплекс, что ведёт к задержке процесса освоения грамоты, поскольку выполнение актов письма и чтения предполагает обязательное совмещение двух операций: осмысление значения слова и его звукобуквенного анализа перед записью.
Неполноценность зрительного восприятия у умственно отсталых детей препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графического образа, её дифференциации сходных графем, установлению соответствия печатного и письменного, прописного и строчного вариантов каждой буквы.
У детей наблюдается пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности, что ведёт к побуквенному чтению в течении длительного периода времени.
Одним из эффективных приёмов выработки правильного чтения и развития речи являются специальные игровые упражнения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в школе очевидна, поскольку обучение детей начинается с 7 летнего возраста. При поступлении в школу дети оказываются в новой социальной ситуации развития. Происходит резкая смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность сменяется учебной, что отрицательно сказывается на развитии ребёнка. Переходной формой от игры к учёбе является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой его организации. Именно она позволяет определить грань между игрой и учёбой, сделать смену видов деятельности менее ощутимой. Ещё Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир игры, сказки, который окружал ребёнка до школы, не закрылся перед ним дверью класса. Ребёнок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Таким образом, творческий, занимательный материал не перестаёт влиять на развитие ребёнка и в учебном процессе.
Дидактическая игра нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой деятельности школьников. Однако в отличие от упражнений игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков.
Дидактическая игра кроме познавательных задач имеет собственно игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения. Так, в игре «Домино» игровой задачей будет правильная постановка фишек, образующих целое слово; в игре «Часы» — установка часовой и минутной стрелок на слоговых структурах, также образующих слово. Учебной задачей в обеих играх является закрепление представлений о слоговой структуре слов, навыка узнавания слогов «в лицо». Исходя из игровой задачи, школьники осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной.
Мыслительные операции, которые осуществляются умственно отсталыми учениками, должны быть правильно дозированы. В противном случае игра становится для детей либо утомительной, либо вообще недоступной. Вот почему, отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество двумя-тремя условиями. На этапе освоения детьми игры (особенно это касается младших классов) после показа игровых действий целесообразно, чтобы школьники выполнили их вместе с учителем.
Надо сказать, что роль учителя остается значительной на всем протяжении игры. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней педагога, от его заинтересованности в результатах. Кроме того, поскольку не все школьники одновременно усваивают игровые правила, учитель продолжает помогать им в процессе игры. Эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников, чтобы у всех — и у слабых, и у сильных — создавалось впечатление равноценности их участия. Ребенку можно помочь, упростив материал игры, напомнив последовательность выполнения задания или сократив объем мыслительных операций. В другом случае можно уменьшить количество заданий для слабых учащихся.
Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, ее можно модифицировать за счет замены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные обозначения) или введения новых правил. Так, в игре «Купи игрушку» дети получают игрушку (картинку с ее изображением), если четко произнесут ее название, разделят слово на слоги, определят количество слогов. В дальнейшем можно предложить детям «покупать» сначала те игрушки, названия которых состоят из одного слога, затем из двух и, наконец, из трех. Количество мыслительных операций остается прежним, усложнение идет за счет вынужденного выбора, требующего мысленного разграничения названий в соответствии с новыми условиями. Игра будет еще более сложной (это вариант для сильных учащихся), если после деления слов из трех слогов останутся игрушки, названия которых состоят из четырех слогов.
Все дидактические игры предполагают при их завершении выявление победителя в лице ученика или группы. Подведение итогов работы проходит при активном участии всего класса. Важный эмоциональный момент — поздравление победителя: вручение вымпела, игровых фишек, жетонов и т.п. Пренебрежение этим условием ведет к угасанию интереса, к потере игровой задачи.
Выбор дидактической игры обусловливается целями, содержанием, этапом урока, на котором она проводится. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. В связи с этим она не имеет права быть только развлекательным элементом занятий. Учащиеся разгадывают загадки и записывают слова-отгадки, ориентируясь на изученное ранее правило. Здесь коррекционно-развивающие и познавательные поурочные цели прослеживаются достаточно четко. Дети переключаются на новый вид деятельности: выбирают картинки-отгадки, доказывают правильность выбора. Образуется пауза, заполненная интересным и полезным для школьников занятием. Затем следует выполнение учебной задачи: запись слов-отгадок.
Та же игра с загадками на этапе знакомства с орфографическим правилом отвлекает внимание школьников от решения основной цели урока — усвоения нового материала. В результате возникает ложная занимательность, ничего общего не имеющая с пробуждением интереса к самому орфографическому явлению.
Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Особенно целесообразны дидактические игры на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяет учитель, исходя из работоспособности класса, его возбудимости или заторможенности, из сложности материала, с которым будут работать школьники.
Если какое-то задание требует от учащихся большого интеллектуального напряжения, лучше отделить его от следующего упражнения, используя для той цели игру, которая повысит эмоциональный тонус детей, внесет определенную разрядку в общий ход урока.
Дидактические игры в начальных классах. Пособие по развитию речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Первый раздел «Соотнесение звуков с буквами».
Способствует запоминанию графического образа букв. Хорошо известно, как тяжело ребёнку учиться читать, если он плохо помнит графический образ буквы, затрудняется в их распознавании, соотнесении с конкретными звуками. Практика показывает, что достижение желаемого результата возможно двумя путями.
Первый – работа над графическим обликом буквы на уроке. Лучше запомнить конфигурацию буквы помогают следующие приёмы:
- поэлементный анализ (из каких частей состоит буква: палочек или кружочков);
- сравнение конфигурации буквы с конкретными предметами (на что похожа буква);
- поиск буквы в кассе букв и звуковом домике;
- конструирование буквы;
- печатание буквы в тетради;
- распознавание буквы в тексте;
Второй путь – регулярное повторение изученных букв. Механизм психических процессов запоминания учеником буквы – это создание ассоциативной цепи: фонема - артикуляция – буква. Ребёнок слышит звук, далее создаёт речедвигательные процессы и представляет образ буквы.
Игра 1. «Поезд»
Задание: В вагон нужно посадить тех животных, в названиях которых есть звук, соответствующий букве, установленной на вагоне.
Например: Звук [А]. Картинка поезда. Картинки животных: волк, ёжик, крот, заяц, барсук, белка, кабан, лось, лиса.
Примечание: Если слышится в слове звук [А], то помещаем картинку с данным животным в вагон.
Игра 2. «Гласная-согласная»
Задание: Педагог произносит звук, на экране или доске появляется буква, нужно поместить букву в свой дом.
Примечание: На экране или доске два домика, красный и синий.
Игра 3. «Выбирай правильно»
Задание: На экране или доске размещены печатные буквы одна из них в зеркальном отображении, выбрать правильный вариант написания буквы.
Второй раздел «Выделение и распознавание звуков».
Умение дифференцировать звуки речи вырабатывается в процессе продолжительных упражнений на выделение звуков из слов. Ребёнку необходимо не только слышать, узнавать и правильно произносить звук, но и запоминать соответствующую букву, осваивать чтение слов. Предлагаемые игры направлены на решение следующих задач:
- выделение первого и последнего звука в слове;
- определение места указанного звука в слове (в начале, в середине, в конце);
- последовательное перечисление всех звуков в слове;
- распознавание гласных и согласных звуков в слове;
- распознавание твёрдых и мягких согласных звуков;
- подбор слов с заданным звуком;
- распознавание таких фонематических единиц, как звук и прямой слог.
Для обучения можем использовать следующие игры:
Игра 1. «Размести картинки по полкам»
Задание: Предлагаемые картинки с заданным звуком разместить по полкам. На 1-ую полку необходимо разместить те картинки, в названиях которых звук слышится в начале слова; на 2-ую – в середине слова; на 3-ю – в конце слова.
Например: Звук [Ш]. Предметные картинки: шапка, мишка, кошка, карандаш, шары, шуба, камыш.
На 1-ой полке – шапка, шары, шуба.
На 2-ой полке – мишка, кошка.
На 3-ей полке – карандаш, шалаш.
Игра 2. «Слог наоборот»
Задание: На экране появляется слог, ребёнку предлагается произнести слог наоборот.
Например: ам-ма, су-ус, ох-хо, ыт-ты, ла-ал, шо-ош, ук-ку.
Игра 3. «Твёрдый - мягкий»
Задание: На дифференциацию звуков [с] и [c,], [з] и [з,]. На экране два домика синий и зелёный. Педагог произносит слова с данными звуками, ребёнок определяет, в какой дом поселится данный звук.
Например: сетка, автобус, сумка, усы апельсин, коза, замок, ваза, обезьяна, земляника,.
Игра 4. «Мамина сумка»
Задание: Мама пришла из магазина, догадайтесь что она купила, если в названиях купленных предметов есть звуки [м] [м,].
Например: масло, молоко, мыло, помидоры, морковь, макароны.
Примечание: С целью проверки картинки появляются на экране.
Третий раздел «Чтение слогов».
Формирование навыка плавного слогового чтения осуществляется постепенно. Одной из важных задач в начальный период обучения является обучение детей чтению прямого открытого слога.
Игры данного раздела основаны на приёмах обучения чтения прямого открытого слога и способствующие выработке умения воспринимать слог как единое целое в зрительном и произносительном плане:
-чтение по следам;
-чтение путём произношения, согласования и протяжного произнесения гласного;
-чтение по аналогии.
Игра 1. «Помоги подружиться буквам»
Задание: К нам пришла новая буква; она не знает других букв, помоги ей подружиться.
Игра 2. «Слоги - друзья»
Задание: На экране два столбика слогов с одинаковой гласной; во втором слоги такие же, как и в первом, но расположены в другом порядке. Найди пару.
Например: МА МЫ СА СО
МО МУ СО СЫ
МУ МО СУ СА
МЫ МА СЫ СУ
Игра 3. «Закончи предложение»
Задание: На экране предложение, ученик читает и должен добавить пропущенный слог.
Например: Садовник срезал ро…(зу).
Над цветами летали бабоч…(ки).
Дети пьют моло…(ко).
Мы едем на автобу…(се).
Игра 4. «Новоселье»
Задание: На экране домик в три этажа. Напротив каждого этажа пишутся согласные буквы, а внизу, напротив каждого подъезда гласные буквы. Слоги должны заселиться в новый дом. Какой слог будет жить в каждой квартире.
Игра 5. «Четвёртый лишний»
Задание: На экране появляется несколько строчек слогов-слияний. В каждой строчке три одинаковых слияния и одно, отличающееся от остальных шрифтом или буквой. Назвать лишний слог.
Четвёртый раздел «Деление слов на слоги».
В данный раздел включены игры, которые помогают решать следующие образовательные задачи:
-формирование умения делить слова на слоги, определять их количество в слове;
-упражнение учащихся в подборе слов с определённым количеством слогов;
-формирование умения определять и называть ударный слог.
Игра 1. «Кто больше?»
Задание: Изменить слово так, чтобы в нём стало больше слогов.
Например: лес – лесок – лесочек – лесничество;
сад – садик – садовник.
Игра 2. «Назови, что знаешь»
Задание: На экране даны схемы слов и предметные картинки. Подбери подходящую схему.
Игра 3. «Магазин игрушек»
Задание: Расставь игрушки по полкам. На первую полку игрушку в названии которой один слог, на вторую полку – два слога, на третью – название игрушки содержащее три слога.
Например: Картинки игрушек. Мяч, кубики, мишка, кукла, паровоз, пирамидка.
Игра 4. «Собери букет»
Задание: На экране две вазы и цветы. В первую вазу поставь цветы в названиях которых два слога, а во вторую вазу цветы в названии которых три слога.
Например: Картинки цветов. Ромашка, василёк, астра, роза, ландыш, лилия.
Игра 5. «Закончи предложение»
Задание: Прочитай и добавь пропущенный слог.
Например: Мама пошла в мага…(зин).
Таня учит уро…(ки).
Птицы вьют гнёз…(да).
Пятый раздел «Чтение слов и предложений»
В данном разделе помещены игры, которые дают возможность организовать дополнительное чтение слов из учебника, а также включать в материал урока большее количество слов, не предусмотренных словарём «Букваря». Игры обеспечивают многоразовое чтение нового материала с помощью игровых и познавательных задач.
Игра1. «Назови одним словом»
Задание: На экране картинки по теме «Мебель». Как назвать одним словом данные предметы.
Например: шкаф, диван, кресло, кровать, стол.
Примечание: 2-ой вариант игры: написаны слова, нужно назвать обобщающее слово.
Игра2. «Помоги слову найти последнюю букву»
Задание: На экране два столбика. Один со словами, другой с потерявшимися буквами. Помоги найти слову последнюю букву.
Например: СЛО З ЗОН К
ГЛА Н КЛА Л
ГРИ Л СТУ Т
СТО Б ЗВУ Д
Игра3. «Кто здесь живёт?»
Задание: На экране два столбика слов. В первом названия животных, а во втором название их жилища. Определить кто где живёт?
Например: МЕДВЕДЬ ДУПЛО
ЛИСА БЕРЛОГА
БЕЛКА ГНЕЗДО
ЛАСТОЧКА НОРА
Игра4. «Дополни предложение»
Задание: На экране предложение и варианты ответов. Выбери подходящий по смыслу ответ.
Например: Наташа читает … . (яблоко, газету)
Мальчик ест … . (тарелку, кашу)
Девочка пишет … . (письмо, посылку)
Игра5. «Распредели слова»
Задание: На экране ряд слов. Прочитай и распредели: слева слова – названия предметов, принадлежащих лесу, а справа – реке.
Например: СОСНЫ ЛИСА
ЁЛКА ГРИБЫ
БЕРЕГ ДНО
РЫБА ЁЖИК
ВОДА РАК
Шестой раздел «Расширение поля зрения»
Как показывают исследования, поле глаз человека при чтении характеризуется двумя моментами: движения и остановки (фиксации). При чтении глаза делают скачкообразные движения, останавливаясь только в двух, трёх местах на одной строке. Восприятие текста происходит в момент остановки или фиксации глаз.
Главная задача учителя – развитие у детей способности воспринимать во время фиксации взгляда как можно больше единиц чтения.
В данном разделе используются дидактические игры, способствующие расширению поля зрения и совершенствованию навыка распознавания букв, слогов и слов.
Игра1. «Глаз – «фотограф»
Задание: На экране в течении 5-7 секунд появляются буквы, затем исчезают. Ребёнок по памяти называет или записывает буквы. Затем осуществляется проверка.
Например: _ А О М П У Р
К З С Ы Э Я
Т Д А Я Ж Ш
Игра2. «Что лишнее?»
Задание: На экране появляются слоги и буквы. Определить, что из них лишнее.
Например: СА – СО – СУ – С – СЫ
Т – П – Ш – ТА – К
РА – РУ – РО – РЫ – И
Игра3. «Найди лишнее»
Задание: На экране столбики слов. Нужно найти лишнее слово.
Например: РИС МАКИ МИШКА ТОРТ
РИС РАКИ МИСКА ТОРТ
РОС МАКИ МИШКА ПОРТ
Игра4. «Буквенные пирамиды»
Задание: На экране прямые открытые слоги. Расстояния между буквами постоянно увеличиваются. Необходимо прочитать снизу вверх и сверху вниз
Например: _ Н А
М О
Т У
С И
Л Ы
Р А
Игра5. «Чего не хватает?»
Задание: На экране пять слов. Затем слова исчезают и снова появляются только четыре слова. Назвать недостающее слово.
Например: ДОМ, СТОЛ, РУЧКА, КОТ, ЦВЕТОК (СТОЛ, РУЧКА, КОТ, ЦВЕТОК)
Седьмой раздел «Организация коллективного взаимодействия»
Одним из важнейших средств обогащения опыта коллективной жизни являются различные формы коллективной познавательной деятельности. Наиболее приемлемая из них работа в парах. Игры в парах решают следующие задачи коллективной деятельности:
-решение коллективной познавательной задачи;
-распределение обязанностей (ролей);
-обмен способами деятельности и взаимопомощь;
-контроль за результатами деятельности.
Игра1. «Какой звук следующий?»
Задание: На экране появляются предметные картинки. Дети в паре должны назвать звуки заданного слова по порядку. Затем осуществляется проверка.
Например: СТОЛ (С-Т-О-Л)
Игра2. «Распредели слова по темам»
Задание: На экране ряд слов. Прочитай и распредели: слева слова – названия одежды, а справа – обуви.
Например: ПАЛЬТО, САПОГИ, ЮБКА, ВАЛЕНКИ, САНДАЛИИ, КРОССОВКИ, РУБАШКА, МАЙКА.
Игра3. «Кто быстрее составит слово?»
Задание: На экране появляются предметные картинки. Из букв данных вразброс, опираясь на картинку составить слово-название картинки. Затем осуществляется проверка.
Например: КНИГА (А Г К Н И)
Игра4. «Вставь пропущенные буквы»
Задание: На экране появляются предметные картинки по теме «Овощи и фрукты». Дети в паре должны назвать пропущенные в соответствующих картинкам словах буквы. Затем осуществляется проверка.
Например: Л…К ГРУ…А
ЯБЛ…КО ПОМИД…Р
КАРТО…ЕЛЬ ВИНОГР…Д
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры на уроках русского языка
В данной статье представлены размышления по поводу нетрадиционных методов обучения, в частности по поводу использования дидактических игр с целью активизации познавательной и мыслительной деятельности...
Дидактические игры на уроках русского языка
Данный методический материал предназначен для уроков русского языка в 5-6 классах...
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.
Статья о важности использования дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах школ VIII вида. Исследователи отмечают основную черту обучающихся в школах VIII вида — низкую познав...
Организация и проведение дидактической игры на уроках русского языка.
Организация и проведение дидактической игры на уроках русского языка....
Дидактические игры на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучению языку обуславлива...
Дидактические игры к уроку русского языка "Звуковой анализ слова"
Игры можно использовать на уроке и во внеурочной деятельности...
Методическая разработка "Дидактические игры на уроках русского языка при изучении темы"Лексика " в 6 классе
Данная методическая разработка содержит учебный занимательный игровой материал при изучении темы "Лексика" в 6 классе. Он помогает развивать интерес к преподаваемому предмету у учащихся....