Урок русского языка "Правописание чередующихся корней кос-кас"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Бурцева Маргарита Николаевна

Тема урока: Правописание чередующихся корней -кас-  и -кос-.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_otkr_urok_kas-kos_6_kl_-_kopiya.docx44.42 КБ

Предварительный просмотр:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ

МУ «Бичурское районное управление образованием»

МБОУ «Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа»

Конкурс на лучшую методическую разработку по оценке предметных, метапредметных, личностных результатов обучающихся по русскому языку и литературе, иностранным языкам, истории и обществознанию

Тема МР : Урок русского языка в 6 классе

«Правописание чередующихся корней -кас-  и -кос- »

Составитель: Бурцева  Маргарита Николаевна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

2019


Тема урока: Правописание чередующихся корней -кас-  и -кос-.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником.

Содержательная: формирование знаний о правописании корней –кас-/-кос-.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; обучающийся получит возможность устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы и формулировать своё мнение; работая в паре и группе, обучающийся получит возможность брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Предметные: обучающийся научится правописанию а/о в корнях –кас-/-кос-; обучающийся получит возможность находить такие слова в текстах и научится составлять  предложения, находить и исправлять ошибки.

Необходимое оборудование: учебник «Русский язык», 6 класс. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др. 2016.

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями

Демонстративный материал: алгоритм проверки правописания корней –кас/кос-, эталоны для самопроверки

Методы и приемы, используемые в ходе урока:

- наглядно – иллюстративный

- проблемный

- частично – поисковый

-наблюдение над языком

Предлагаемые методы оценивания:

  1. Эталон
  2. Беседа, общая дискуссия, обсуждение
  3. Работа по карточкам
  4. Самооценка
  5. Расширенный опрос
  6. Составление алгоритма
  7. Наблюдение
  8. Расширенный опрос
  9. Контрольное упражнение

Технология обучения: Технология развития критического мышления

Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Этапы урока:

1 этап. Организационный момент. Приветствие

2 этап. Мобилизующий этап. Мотивация к учебной деятельности.

3 этап. Актуализация прочного учебного действия

4 этап. Выявление места и причины затруднения

5 этап. Построение проекта выхода из затруднения

6 этап. Реализация построения проекта

 7 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

8 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону

9 этап. Этап включения в систему знаний и повторения

10 этап. Этап рефлексии

11 этап. Домашнее задание

Ход урока:

1 этап. Организационный момент. Приветствие

Учитель. Добрый день, друзья! Мне хочется пожелать вам радостного, творческого настроения, которое не покидало бы вас в течение всего урока.

2 этап. Мобилизующий этап. Мотивация к учебной деятельности.

Прочтите пословицу, которая написана  на доске. Как вы её понимаете?

Мир освещается солнцем, а голова – знанием  (пословица)

Предполагаемые ответы

Ученик. Я думаю, что знания дают уверенность помогают развитию.

Ученик. Я считаю, главное значение этой пословицы в том, что человек без знаний, как без света. Без знаний он пропадет.

Ученик. Неграмотный - что слепой.

Учитель. Молодцы, ребята. А вы готовы получить знания?

Ученик. Да.

3 этап. Актуализация прочного учебного действия

Учитель. Проверим домашнее задание. Кто выполнил работу по карточкам, проверьте его, пожалуйста, по эталону, спроецированному на экран.

Эталон №1 к работе по карточкам

Способы образования слов

приставочный

суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Сложением двух основ

Выход

Вход

заплыв

Березовый

Лесник

ельник

Безрукавка

Посадки

подосиновик

Паровоз

Самолет

водолаз

Учитель. Те, кто выполнил упражнение, проверьте по карточкам, которые лежат у вас на столах.

Эталон № 2 к упражнению

Этимология слов

1. В старославянский язык слово "работать" пришло из индоевропейского языка, где корень "orbhos" означал "барщина, работа на кого-либо". Сперва он сохранял это значение и в древнерусском языке - "неволя, рабство". Постепенно смысл слова трансформировался в "работать на кого-то". До революции в слове "работа" корнем считался "раб", а корень "работ" появился позднее. Сейчас слово "работа" означает "труд", не обязательно - подневольный. 
2. Привередливый - изначально производное от вередливый, то есть "неженка, слабый" и означало "слишком чувствительный к боли" (слово "веред" обозначало "боль, болячка, рана"). Сейчас "привередливый " означает "капризный, придирчивый к мелочам". 
3. Слово "ворожить" встречается в русском языке с конца 12 в. "Ворогами" славяне называли колдунов, отсюда и появились слова "ворожить, обворожить", т.е. "колдовать", "околдовать", "наложить чары". Сейчас "обворожить" значит "вызвать чей-то восторг, восхищение, пленить своей красотой".

Учитель. Те, кто выполнил задание «Описание помещения», подойдите ко мне.

Учитель. Те, кто выполнил задание по карточке без ошибок, поднимите руки. Молодцы, справились с заданием. А у кого-нибудь возникли затруднения при выполнении домашнего задания?

Предполагаемый ответ. Ученик. Я допустил ошибку в слове лесник. Исправить ошибку помог сосед по парте. Он объяснил, что это слово образовано от слова лес.

Учитель. Какие трудности у вас возникли при выполнении упражнения?

Ученик. Все мы сделали правильно.

Учитель. Прочитайте сочинение описание выбранного вами помещения, а вы, ребята, внимательно послушайте и решите, справился ли ваш одноклассник с заданием, всё ли он написал по плану.

План описания помещения.

  • Коридор
  • Комната:

А) пол

Б) стены

В) потолок

Г) окна

Д) мебель

Предполагаемый ответ. Ученик. Мой одноклассник хорошо справился с заданием, описал исторический музей школы, но я не услышал предложения о предметах быта, которые имеются в музее.

Ученик. Да, действительно, ты прав.

Учитель.  У вас на партах лежат листы самооценки.

Лист самооценки

Ученика (цы) 6 класса по теме «Правописание корней –кас-, -кос-»

ФИ______________

Домашнее задание по карточкам, упр. №179 , сочинение описание помещения.

Составление алгоритма

Карточка № 1

Работа в парах

Карточка № 2

Самостоятельная работа по упражнению № 186

Карточка №3

-задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

-задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).

Учитель. Оцените свою деятельность на этом этапе урока. На каком уровне вы усвоили домашнее задание?

Предполагаемый ответ. Ученик. На удовлетворительном, нам необходимо работать над ошибками.

Учитель. Не забывайте, ребята, в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.

4 этап. Выявление места и причины затруднения

Учитель. На доске записаны предложения, перепишите и расставьте пропущенные буквы.

                                                                     Ученик проверил изл..жение.
                                                      Путешественники обошли
 зар…сли.
                                                      Он причинил ей боль
к…санием.

                                                       К…сить траву лучше рано утром.

Учитель. Сверьте свою работу с эталоном, который спроецирован на экран.

Эталон

                                                       Ученик проверил изложение.
                                                      Путешественники обошли
 заросли.
                                                      Он причинил ей боль
касанием.

                                                       Косить траву лучше рано утром.

Учитель. Какие затруднения испытывали, выполняя это упражнение?

Предполагаемый ответ. Ученик.  Я в третьем слове написала о.

Предполагаемый ответ. Ученик. В четвертом слове написала а.

Учитель. Можете ли вы объяснить ошибку?

Предполагаемый ответ. Ученик. Нет, затрудняемся.

Учитель. Какова проблема?

Предполагаемый ответ. Ученик. Мы не знаем, в каких случаях в корне –кас/кос пишется а,  в каких о.

5 этап. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Предполагаемый ответ. Ученик. Научиться правописанию корней –кас-/-кос- . Находить такие слова в художественном, публицистическом, научном текстах. Научиться составлять предложения, в которых есть слова с корнями –кас-/-кос-.

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Предполагаемый ответ. Ученик.  Правописание в корней  –кас-/-кос-.

Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Предполагаемый ответ. Ученик. Работу с учебником.

6 этап. Реализация построения проекта

Учитель. Прочитайте § 36.

Учитель. Что вы узнали из прочитанного материала? Проверим, правильно ли сделали вывод.

Предполагаемый ответ. Ученик. Мы узнали, что в корне с чередованием –кас-/-кос- в безударном положении пишется буква а, если после корня стоит суффикс –а-, и буква о, если этого суффикса нет.

Учитель. Теперь объединитесь в группы и составьте алгоритм.  

Учитель. Представьте свой алгоритм 1 группа.

Предполагаемый ответ. Ученик. Наша группа составила алгоритм, который назвала «Правописание корней –кас-/-кос-»

Пишется А, если за корнем есть а.

Пишется О, если этого суффикса нет.

Учитель. У всех так получилось?

Предполагаемый ответ. Ученик. Да.

Учитель. Прочитайте предложения, которые спроецированы на доску и попробуйте объяснить знаки препинания, используя алгоритм.

Предполагаемый ответ. Ученик. В первом предложении «Весло коснулось воды»  в слове коснулось в корне пишется о, так как после корня нет суффикса –а-.

Предполагаемый ответ. Ученик. Во втором предложении «Крючок касается дна» в слове касается в корне пишется а, так как после корня есть суффикс –а-.

Предполагаемый ответ. Ученик. В предложении «Наши лодки соприкоснулись» в слове соприкоснулись в корне пишется о, так как после корня нет суффикса –а-.

   Предполагаемый ответ.   Ученик. В четвертом предложении «Ветка прикоснулась к лицу» »  в слове прикоснулась в корне пишется о, так как после корня нет суффикса –а-.

Предполагаемый ответ.   Ученик. В последнем предложении «Не прикасайтесь к огню» в слове прикасайтесь в корне пишется а, так как после корня есть суффикс –а-.

          Учитель. Молодцы, теперь вы можете объяснить те ошибки, которые допустили в начале урока, используя алгоритм?

Предполагаемый ответ. Ученик.  Можем.

Физкультминутка

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали

На носочках потянулись

А теперь назад прогнулись

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели

7 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?

Предполагаемый ответ. Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять их на практике.

Учитель. Тогда поработаем над упражнением № 185. Прочитайте предложения. Объясните правописание корней –кас-/-кос-.

Предполагаемый ответ. Ученик. В предложении «Касаюсь стены рукой» в слове касаюсь в корне пишется а, т.к. после корня есть суффикс –а-.

Предполагаемый ответ. Ученик. В предложении «Коснитесь пола пальцами рук» в слове коснитесь в корне пишется а.

Предполагаемый ответ. Ученик. Нет, в слове коснитесь в корне пишется о, так как после корня нет суффикса –а-.

Предполагаемый ответ. Ученик. В предложении «Директор коснулся вопроса о дисциплине» в слове коснулся в корне пишется о, так как после корня нет суффикса –а-.

Предполагаемый ответ. Ученик. В предложении «Это тебя не касается» в слове касается в корне пишется а, так как после корня есть суффикс –а-.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Предполагаемый ответ. Ученик.  Да, надо еще потренироваться.

Учитель. Тогда поработаем в группах. Откройте карточку № 1 и выполните задание.

Карточка № 1

Прочитайте предложения, вставляя пропущенные буквы.

Объясните свой выбор, поочередно комментируя предложения друг другу, используя алгоритм.

1.Заметались, почти кас…ясь воды, ласточки

2.Солнце к…снулось вершин деревьев.

3.Чайки подлетают к самому солнцу и пропадают, словно испаряются, когда к…саются его.

4.Лодка чуть слышно к..салась берега.

5.Рукоятка кортика к..снулась руки Полевого.

 

Предполагаемый ответ. Ученик. В первом предложении в слове касаясь в корне пишется а, так как после корня есть суффикс –а-.

Предполагаемый ответ. Ученик. Во втором предложении в слове коснулось в корне пишется а.

       Предполагаемый ответ. Ученик. Нет, ты не прав. В слове коснулось в корне пишется о, так как после корня нет суффикса –а-.

Предполагаемый ответ. Ученик. В третьем  предложении в слове касаются в корне пишется а, так как после корня есть суффикс –а-.

Предполагаемый ответ. Ученик. В четвертом предложении в слове касалась  в корне пишется а, так как после корня есть суффикс –а-.

Предполагаемый ответ. Ученик. В пятом предложении в слове коснулась в корне пишется о, так как после корня нет суффикса –а-.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения?

Предполагаемый ответ. Ученик. Нет, мы работали в команде, подсказывали друг другу. Так, например, мой одноклассник сделал ошибку во втором предложении, но мы ему напомнили правило правописания корней –кас-/-кос-.

Учитель. Для дальнейшего закрепления поработаем в парах. Посмотрите на доску. Подумайте, в каких словах в корне  вы поставили бы а, а в каких о? Обсудите с соседом по парте.

к.сить траву,  к.саться мяча рукой,

 прик.снуться к воде, кас.тельная линия, к.снитесь пола

Учитель. Прочитайте слова, в которых вы написали бы а. Объясните, почему в корне пишется а .

Предполагаемый ответ. Ученик. В словах касаться, касательная в корне пишется а, так как после корня стоит суффикс .

Предполагаемый ответ. Ученик. В словах косить, прикоснуться, коснитесь в корне пишется о, так как после корня нет суффикса .

Учитель. Испытали ли вы затруднения при выполнении задания?

Предполагаемый ответ. Ученик. Нет, мы уже уверенно выполняем задание.

8 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону

Учитель. Вы уверены в своих умениях?

Предполагаемый ответ. Ученик. Да.

Учитель. Сможем ли мы теперь самостоятельно выполнить подобное задание?

Предполагаемый ответ. Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

Предполагаемый ответ. Ученик. Постараемся, мы уже немного потренировались.

Учитель. Откройте карточку №2.

 Карточка №2

1)Нечаянно к…снуться, 2)к…сательная к окружности, 3)попутно к…саться, 4)прик…снуться к тайне, 5)неприк…сновенный запас, 6)лёгкое прик…сновение,

7)слегка к…саться, 8) не прик…саться к стене.

Учитель. Распределите словосочетания  в таблицу, которая лежит у вас на партах.

Слова с корнем -кас-

Слова с корнем -кос-

Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске. Правильно ли сделали задание?

Эталон к карточке № 2

Слова с корнем -кас-

Слова с корнем -кос-

2

1

3

4

7

5

8

6

Учитель. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения вы испытывали?

Предполагаемый ответ. Ученик. Все справились с заданием.

Учитель. Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

9 этап. Этап включения в систему знаний и повторения

Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Предполагаемый ответ. Ученик. Нет, мы еще мало работали.

Предполагаемый ответ. Ученик. У нас еще небольшой объем практического применения нового знания.

Учитель. Тогда работаем над следующим заданием. Упр. № 186. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне слова

Учитель. Проверьте свои работы по эталону.

Эталон к упр. №186.

Коснуться, касаться, касательная, положить, излагать, предположить.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Предполагаемый ответ. Ученик. Нет, мы с ним легко справились.

Учитель. В чем сходство в правописании этих слов?

Предполагаемый ответ.  Ученик. В корнях –лаг-/-лож-, -кас-/-кос- в корне пишется а, если после корня стоит –а, если нет суффикса –а, то пишется –о.

Учитель.  Оцените свою деятельность на данном этапе урока.

Учитель. Выполнили ли мы те цели, которые поставили в начале урока?

Предполагаемый ответ. Ученик. Выполнили, но у нас еще не было задания, где бы мы сами составляли предложения с такими словами.

Учитель. Тогда составьте связные предложения со словами касание, коснуться,  касается, касательная, касаясь.

Учитель. Зачитайте, какие предложения вы составили, а остальные ребята приготовьтесь оценить работу одноклассника.

Предполагаемый ответ. Ученик. Я составил такие предложения и назвал текст "На уроке физкультуры".

Бежишь, едва касаясь земли. Напряжение возрастает. И вот черта. Лишь бы не заступить, иначе засчитают касание, только бы не коснуться планки. Лечу по касательной и вижу только небо над головой. Ура! Не коснулся! Удачное приземление. Как хорошо, что не было касания!

Учитель. Оцените работу вашего одноклассника.

Предполагаемый ответ. Ученик. Все предложения правильные. Использовал все слова.

Учитель. Ребята, вам понравился текст?

Предполагаемый ответ. Ученик. Да.

Учитель. Спасибо, ребята. Продолжим работу. Выход на упражнение «Четвертое – лишнее».

Выполнение практического задания.

Повторить правила работы в группах

Найдите «Четвертое – лишнее».

Обоснуйте ответ

1) К..сметика, к..стюм, к..сяк, к..сание.

2) К..стрюля, к..стер, к..сательная, к..синус.

3) К..сатка, прик..сание, к..смос, к..сынка.

4) К..са, к..силка, к..суля, к..сательство

Проверка с объяснением

Учитель. Работаем дальше. Возьмите карточки №3

-Вставьте пропущенные буквы.

1. Солнце к…снулось края степи.
2. Прик…снувшись спиной к стволу дерева, я мечтал.
3. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья.
4. Солнечные лучи  к…саются деревьев.
5. Он почувствовал прик…сновение дружеской руки.
6. Заг…рел за лето.

7. Кому сг…реть – тот не утонет.
8.Из печки сочился уг..р.

- Поменяйтесь карточками и проверьте работы друг у друга по эталону.

Эталон

1. Солнце коснулось края степи.
2. Прикоснувшись спиной к стволу дерева, я мечтал. 3. Муму едва прикасалась мордочкой до кушанья.
4. Солнечные лучи  касаются деревьев.
5. Он почувствовал прикосновение дружеской руки.
6. Загорел за лето.

7. Кому сгореть – тот не утонет.
8.Из печки сочился угар.

Учитель. Кто допустил ошибку в правописании?

Предполагаемый ответ. Ученик. В слове загорел я допустил ошибку

Предполагаемый ответ. Ученик. У меня ошибка в слове угар.

Учитель. Почему мы сделали ошибку?

Предполагаемый ответ. Мы не знаем правила правописания этих слов.

Учитель. Эта тема следующего урока.

10 этап. Этап рефлексии

Предполагает работу по алгоритму, данному на первых уроках первой четверти:

- Я узнал(а)…

Я понял(а)…

-Я научил(а)ся(ь)…

-Я затрудняюсь…

-Мне понравилось…

-Мне было легко…

-Мне было трудно…

Учитель. Чему был посвящен урок и что вы узнали на уроке?

Предполагаемый ответ. Ученик. Сегодня мы узнали очень много интересного, полезного. Урок был посвящён правописанию гласных в корнях –кас-/-кос-..

Предполагаемый ответ. Ученик. Мы узнали, что в корне с чередованием –кас-/-кос- в безударном положении пишется а, если после корня стоит суффикс –а-, и буква о, если этого суффикса нет.

Учитель. Какие затруднения вы испытывали в течение урока? Что помогло нам их преодолеть?

Предполагаемый ответ. Ученик. В начале урока мы не смогли выполнить задание, но прочитали параграф, работали в группах, в парах, помогали друг другу. Научились находить в предложениях слова с корнями -кас-/-кос-.

Предполагаемый ответ. Ученик. На разных этапах урока иногда ошибались, но алгоритм, задания по карточкам и эталоны для самопроверки помогли усвоить тему.

Этап 11. Домашнее задание

Разноуровневое д/з

Базовый уровень - упражнение № 186

Повышенный уровень – прием «Круги по воде»

составьте  диктант на правописание корней с чередованием кас-кос (15 слов)

Высокий уровень - составьте синквейн «Правописание чередующихся корней кас-кос»

Сочините лингвистическую сказку о корнях –кас-, - кос-

Учитель. Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали!

Список использованной литературы:

  1. Русский язык: Учеб. Для 6 кл. общеобр.учреждении / М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и др.  –М.: Просвещение, 2016. – 176 с.

  1. Русский язык. Методические рекомендации/ М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и др.  –М.: Просвещение, 2016.
  2. Русский язык. Дидактические материалы, Л.А.Тростенцова, М.М.Стракевич, Н.В.Ладыженская, - М., Просвещение, 2016
  3. Тесты по русскому языку, 6 класс. К учебнику М.Т.Баранова. Автор/составитель: Сергеева Е.М., Экзамен, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по ФГОС "Правописание чередующихся гласных а – о в корнях - лаг\\-лож- .

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используется ЭОР, поисковый метод....

Разработка урока русского языка для 5 класса Тема: «Правописание чередующихся корней лаг-лож, кас-кос»

  Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Правописание чередующихся корней  лаг-лож,   кас-кос» Образовательные цели:-формировать навык правопис...

Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях  -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"...

Урок русского языка Правописание корней –ЛАГ-, -ЛОЖ, -РАСТ-, -РОС-. Повторение

Класс: 5Вид урока: урок закрепления изученного.Цель деятельности учителя: способствовать формированию грамотности учащихся, закреплению правописания чередующихся гласных в корнях –лаг-, -лож-, -раст- ...