Урок русского языка в 6 классе "Правописание гласных О-А в чередующихся корнях –ГОР- -ГАР-."
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Труфанова Татьяна Владимировна

Конспект урока, прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_v_6_kl.zip699.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку для 6 класса

Тема урока: «Правописание гласных О-А

в чередующихся корнях –ГОР- -ГАР-.»

Цели урока:

- образовательные: формирование навыка написания гласных О-А в корнях –ГОР—ГАР;

- развивающие: развивать критическое мышление у обучающихся;

- воспитательные: воспитывать самостоятельность обучающихся при работе над новой темой, формировать эстетические чувства учащихся.

Задачи урока:

- дидактическая: создание условий для моделирования в совместной деятельности обучающихся «открытия» нового знания средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо;

- учебная: определение условий выбора гласных О-А для правильного написания слов с корнями –ГОР—ГАР-.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Оборудование: дидактические материалы: карточки для групповой, индивидуальной работы, презентация.

Ход урока:

1.Актуализация имеющихся знаний.

Стадия вызова

1)Ребята, момент какой спортивной игры вы видите на слайде?(слайд 1)

 Работа с текстом.

 Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы в словах, объясните условия  выбора букв О-А (слайд 2).

                                        Баскетбол.

Пол…жение серьезное, разрыв в очках р…стет. Тренер предл…гает минутный перерыв. Его указания к…саются всех. И вот уже игроки снова распол…гаются под щитом противника. Два-три к…сания, и мяч в кольце. Борьба разг…рается.

Слова, с какими орфограммами встретились в тексте? ( с гласными А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-,-РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-).

2) Прием «Знаю-хочу узнать-узнал» (далее ЗХУ).

Работа с таблицей (слайд 3)

           Знаю

     Хочу узнать

           Узнал

 Учащимся предлагается заполнить 1 графу таблице (что я знаю об условиях выбора гласных А-О в корнях – ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-).

Снова обращаемся к тексту (к слову разг…рается - слайд 4).

Как вы думаете, букву О или А необходимо написать в корне данного слова?

Предлагаю ребятам заполнить 2 графу таблицы ЗХУ (что я хочу узнать).

2. Определение темы и целей урока.

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить? (Тема урока записывается на доске).

- Какие цели мы можем перед собой поставить?(учащиеся формулируют цели урока).

3. Изучение нового материала.

Стадия осмысления

Учащимся предлагается  проанализировать слова, выделив в них корни(слайд 5):

                загореть                загар

                   горелый              огарок

Создание проблемной ситуации.

Обращаю внимание ребят, что в одинаковых по произношению корнях в одном случае пишется О, в другом – А.

- Как вы думаете, с чем это связано? (учащиеся высказывают предположения).

Поставьте ударения в данных словах. Учащиеся сами делают вывод о том, что выбор букв О-А в корнях –ГОР-, -ГАР- зависит от ударения (слайд 6).

Предлагаю проверить правильность вывода: обращаемся к учебнику (читаем орфограмму №27).

Вернемся к тексту о баскетболе. Букву О или А необходимо написать в слове разг…рается?

4. Закрепление изученного материала.

1) Вставьте пропущенные буквы в слова, объясните условия выбора букв О- А в корнях –ГОР-, -ГАР-, отметьте словосочетания, имеющие переносное значение, составитьте с одним из словосочетаний предложение (слайд 7):

Г…рючее вещество, уг…рный газ, газовая г…релка, сг…рать от нетерпения, подг…ревший пирог, бронзовый заг…р, ог…рок свечи, выг…реть на солнце, г…рящие глаза, заг…релый юноша, заг…реться идеей.

2) Работа с триггерами (слайд 8): найдите слова с ошибками  в написании гласных О-А( огарок, загарать, угореть, выгареть, загар, гарелый, сгарел, угарный, пагарельцы).

Стадия рефлексии

Итак, что сегодня на уроке мы узнали о написании букв О-А в корнях

 –ГОР-, -ГАР-?

Учащимся предлагается заполнить графу 3 в таблице ЗХУ (что я узнал). Соотнесите  2 и 3 графы таблицы ЗХУ. Достигли  ли мы  целей, поставленных в начале урока?

  1. Теперь  мы с вами умеем правильно делать выбор букв А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-; -ГАР-, -ГОР-.

Предлагаю ребятам написать сочинение-миниатюру(5-6 предложений) на тему «Зимний вечер в городе» (слайд 9), используя слова с чередующимися гласными А-О.

 Пока ребята пишут, создаю музыкальный фон (прослушивание аудиозаписи «Ноябрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского).

Несколько учащихся читают свои работы, предлагаю свой вариант сочинения.

                        Зимний вечер в городе.

На город медленно опускался вечер. На тротуары тихо ложился мягкий снежок. Вот в небе загорелись первые звездочки.

Все деревья, растущие в палисаднике, покрыты инеем. Это мороз своей искусной рукой прикоснулся к деревцам, превратив их в великолепные скульптуры.

  1. Работа с перфокартой «Буквы О-А в чередующихся корнях»

(слайд 10).

Учащимся предлагается вставить в таблицу буквы О-А:

               1

                 2

             3

    1

р..стительность

возл…гать

к..сание

    2

сл…гаемое

подг…ревший

перег..реть

    3

прик…саться

выр..щенный

уг…рный

    4

зар…сли

к…снуться

разр…статься

    5

ог…рок

к…сательная

предпол..гать

Взаимопроверка в парах: предлагаю правильный ответ. Если задание выполнено правильно, то из букв А (необходимо соединить их) получится цифра 5 (слайд 11):

А       А        А

А       о         о

А       А        А

о        о         А

А       А        А

5.Итоги урока.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Достигли ли вы целей, поставленных в начале урока?

-Оцените свое настроение после урока (ребятам предлагаются  смайлики, выражающие различное настроение).

6.Информация о домашнем задании.

В качестве домашнего задания предлагаю учащимся составить по рисункам рассказ (упражнение 150) о догадливом рыбаке, используя слова с корнями –ГОР-, -ГАР-.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка для 5 класса Тема: «Правописание чередующихся корней лаг-лож, кас-кос»

  Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Правописание чередующихся корней  лаг-лож,   кас-кос» Образовательные цели:-формировать навык правопис...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков

Урок  русского языка в 5 классе. Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных  звуков Цель:повторить правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корн...

Урок русского языка в 5 классе на тему: «Чередующиеся звуки. Беглые гласные»

Данный урок  разработан  по новому стандарту и предназначен для методической помощи учителям русского языка в 5 классе. В ходе прописаны все этапы, согласно ФГОС....

Дистанционный урок русского языка в 6 классе по теме чередующиеся гласные в корнях зар зор.

Дистанционный урок русского языка в 6 классе по теме чередующиеся гласные в корнях зар зор....

Урок русского языка в 6 классе по теме чередующиеся гласные в корнях зар зор.

Урок русского языка в 6 классе по теме чередующиеся гласные в корнях зар зор....

Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" в технологии ТРКМ...