Урок русского языка в 5 классе по ФГОС "Правописание чередующихся гласных а – о в корнях - лаг\\-лож- .
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используется ЭОР, поисковый метод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursy_po_fgosam_urok_lag-lozh.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Макарова Ольга Владимировна.
Высшее
28 лет
-
Русский язык 5 класс.
Тема урока: Правописание чередующихся гласных а – о в корнях - лаг\\-лож-, -рос-\\-раст-(-ращ-).
Цели: формировать умение выбирать гласный в корне в зависимости от конечных согласных корня;
Личностные: осознание важности учёбы, знаний по русскому языку, правильности написания слов;
Метапредметные: поиск средств осуществления решения учебной задачи;
Предметные: проведение орфографического разбора слов.
Этапы урока | Целеполагание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Приемы и методы, используемые учителем |
Экспозиция | Организация внимания обучающихся | Предлагаю прочитать вслух задачу ТРИЗ (распечатка на каждой парте). -Предлагаю по словарю узнать, что такое «исследование», «исследовать» | Делают попытку найти решение задачи и выходят на термин-определение «исследование». По словарю находят определение «исследование», «исследовать» «подвергнуть научному рассмотрению в целях познания чего-либо, изучить» | Поиск ответа на вопрос |
Подготовка обучающихся к активной деятельности на основном этапе занятий, принятия обучающимися задач учебно-познавательной деятельности. | Формирование позитивной мотивации и роста интереса к учебной деятельности | Создаю учебную ситуацию. -Наш Школяренок тоже хочет быть исследователем. Он знает, что исследователи вначале изучают, предполагают, потом излагают изученный материал, только он не знает, как надо правильно писать слова «излагаю», «предположение», «предлагать». Может быть, ребята, поможем нашему Школяренку. Тема нашего занятия «Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-\\-лож-. Мы можем сегодня подвергнуть научному рассмотрению, изучить новый материал и научиться правильно выбирать гласный в корне слова, для того чтобы правильно писать слова с корнями –лаг-\\-лож- и быть грамотными людьми, любящими и уважающими свой язык. Мы можем сегодня быть исследователями. А исследователи - это, конечно же, образованные люди. Познакомьтесь с планом урока 1.Работа по изучению нового материала 2.Сообщение по новому материалу. 3.Работа с учебником, упрю.307. 4.Работа с ЭОР. 5.Пресс-конференция. 6.Мини-тест. 7.Листок контроля. 8.Итого урока. 9.Домашнеее задание. Стрю.110. Параграф 38. Упр.308. | Соглашаются помочь Школяренку | Мотивация на помощь |
Изучение новых знаний и способов деятельности | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, способов действий, связей в объекте исследования: 1)формирование у обучающихся конкретного представления об изучаемых понятиях, явлениях, процессах, законах, теориях; 2)выявление сущности новых знаний; 3)вычленение в изучаемых объектах существенных признаков и фиксация на них внимания обучающихся; 4)выделение главного в новом материале; 5)полное и четкое определение отличительных признаков изучаемыхь познавательных объектов. | Откуда мы будем добывать знания? Конечно, материал нашего друга-помощника учебника, параграф 38, стр.109 я предлагаю изучить и сделать наглядное пособие по теме урока Лизе и Андрею, Андрею и Сереже, Кристине и Жене. А остальным ребятам я предлагаю попробовать самим ( в парах, в группах), сначала внимательно проанализировав слова, написанные на доске, сделать вывод о правописании корней с чередующейся гласной а- о в корнях –лаг-\\-лож-. А потом можно проверить себя по учебнику. Вывод попытаться оформить в виде схемы и представить классу. -Что оказалось непонятным? -Что не получилось? | Из материала учебника. 6 человек с низкими учебными возможностями изучают материал учебника самостоятельно ( под руководством учителя) и делают наглядное пособие. Ребята со средними и высокими учебными возможностями читают группу слов на доске Прилагать усилия, сложить вещи, написать изложение, излагать грамотно, предлагать блины, безотлагательное дело, возлагать надежду, возложить венок и самостоятельно ( в парах, группах) делают вывод о правописании корней –лаг-\\-лож-, рисуют схему. | Самостоятельная работа по учебнику. Поисковый метод. |
Первичная проверка понимания изученного | Установление правильности и осознанности усвоения нового материала. Выявление пробелов первичного осмысления изученного, неверных представлений, их корреляция. | Прежде чем вы начнете делать сообщения по исследованному материалу, предлагаю выработать критерии, по которым будем оценивать ответ, чтобы и я могла оценить ваши ответы, и вы могли оценить свои ответы и ответы коллег-исследователей. -Какие трудности вы испытали при исследовании материала и подготовке ответов? Что получилось? Чему научились? (Рекомендации) | Совместно вырабатываем критерии. 1.полный ответ 2.последовательный 3.своими словами 4.подтвержденный своими примерами 5.с выводами 6. без ошибок Ребята делают сообщения по изученному материалу, представляя схему и наглядное пособие, выполненное ими в процессе изучения нового материала. Оценивают ответы. | Совместное обсуждение. Оценивание своих ответов и ответов товарищей по критериям. |
Закрепление знаний и способов деятельности учащихся | Организация и осуществление усвоения учащимися способов действий путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу и в измененной ситуации | Предлагаю выполнить упражнение 307, стр.110. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы, рассуждая по образцу. Предлагаю ученику с высокими учебными возможностями выступить в роли учителя и следить за правильностью выполнения упражнения. -Какие трудности вы испытали при выполнении упражнения? (Рекомендации) | По цепочке выходят к доске, записывают словосочетания, вставляя пропущенную букву и объясняя написание корня. Ученик-учитель. -Что ты чувствовал, когда работал в роли учителя? | Игровой прием. |
Применение знаний и способов деятельности учащихся. | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действия на уровне их применения в измененной и новой ситуациях. | Вы успешно справились с выполнением этого упражнения. Предлагаю проверить себя, насколько прочно вы усвоили сегодняшний материал и выполнить творческое задание. ЭОР «Буквы а-о в корнях лаг – лож». -Запишите слова в два столбика, вставляя нужную букву. -Следует отличать слова с корнями -лаг-\\-лож- от слов, в корнях которых есть подобное сочетание звуков. Попробуйте вспомнить такие слова. Полог (сл.исключение). -Слова с корнями –лаг-\\-лож- могут иметь различные приставки. Составьте слова с этими корнями при помощи различных приставок. Необходимо запомнить, что слова, имеющие корень –лаг-\\-лож- без приставок не употребляются. (Оказываю педагогическую поддержку ребятам с низкими учебными возможностями). Разберите слова по составу( морфемный разбор) Без приставки употребляется только слова ложиться, но обязательно с частицей -ся. Придумайте предложение со словом ложиться и с разными формами этого слова (ложилась, ложились, ложилось). -Какие трудности вы испытали при выполнении этих заданий? (Рекомендации) | Записывают слова в два столбика, вставляя чередующуюся гласную в корнях слов. Пытаются найти слова с омонимичными корнями. Составляют слова с различными приставками. Разбирают слова по составу. Придумывают предложения со словом «ложился». | Самостоятельные задания. Творческая работа. |
Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности | Формирование целостной системы ведущих знаний и способов действий по теме. Установление внутрипредметных и межпредметных связей. | Пришло время систематизировать материалы по изученной теме. Проведем пресс-конференцию. - Кто выступит в роли исследователя данной темы? А вам, ребята, я предлагаю быть оппонентами и попытаться задавать вопросы по сегодняшней теме. Будем учиться задавать вопросы и одновременно проверим, как вы усвоили тему урока. | Дополняют схему и наглядное пособие словом исключением (полог) и приставками, словами с приставками. Задают вопросы по теме. |
Контроль, самопроверка знаний и способов деятельности. | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий. Обеспечение коррекции знаний и способов действий. | Мини-тест. (Меняются с соседом по парте и проверяю) Листок контроля. Различаю корни –лаг-\\-лож и правильно вставляю гласную а или о в корнях –лаг-\\-лож-; Различаю слова с корнями –лаг-\\-лож- и слова с корнями, в которых есть похожее сочетание звуков; Образую слова с корнями –лаг-\\-лож- при помощи различных приставок; Составляю предложение со словами ложиться ложился, ложилось, ложилась. -Какие трудности испытали при выполнении этого задания? (Рекомендации) | Выполняют мини-тест. Проверяют работу свою или соседа по парте по предложенным ответам учителя. Заполняют лист контроля. | Взаимопроверка. Самоконтроль |
Подведение итогов занятия. | Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы последующей работы. | Подводя итог нашему занятию, давайте вспомним, - чему мы должны были научиться на этом уроке? – что мы делали? -Что было особенно интересно выполнять? -Что получилось хорошо? -Что получилось не очень хорошо? -Что не получилось? -Как думаете, почему? -Что нужно сделать? Домашнее задание упр. 308 (запишите свои примеры слов с корнями -лаг-\\-лож-) Завтра вы продиктуете подобранные вами слова соседу по парте в словарном диктанте. Для того чтобы не ошибиться, нужно будет еще раз повторить правило и выучить его наизусть. Выставляю оценки за урок, озвучивая критерии оценивания и отмечая динамику каждого ребенка. Каждому ребенку выдается свидетельство в том, что сегодня он был исследователем русского языка. | -Научиться правильно выбирать гласную в словах с корнями –лаг-\\-лож-. -изучали материал учебника -наблюдали слова -составляли схему -изготавливали наглядное пособие -выполняли упражнение -образовывали новые слова при помощи приставок -составляли предложение со словами -задавали вопросы -выполняли мини-тест -заполняли листок контроля | Вспоминают ход урока Анализ собственных действий |
Рефлексия деятельности | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения, (мотивации, способов деятельности, общения) Обеспечение усвоения учащимися принципа саморегуляции и сотрудничества | Попытайтесь оценить себя и свое участие в уроке. Как ты работал? Чему научился? -Благодарю всех урок. -Завтра на нашем уроке у вас у каждого будет возможность добиться большего результата. -До свидания. | Осмысление своих действий и самооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Зри в корень!"(секреты чередующихся гласных в корне)
Обобщающий урок по орфограмме "Чередующиеся гласные в корне"...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Урок русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"
Тема урока: Буквы Ы и И в корне слова после приставокКласс: 6Тип урока: Открытие новых знанийЦель урока: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы и И после приставок Задачи урока:П...
Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"
Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"...
Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"
Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...
Презентация к уроку русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"
Презентация к уроку русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...