Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Действительные причастия"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект
урока русского языка
7 класс
Тема урока: Действительные причастия настоящего времени.
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Автор: Ларина Елена Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
Санкт_Петербург
2020 год
Тема урока: Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-исследование
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по изучению способа образования действительных причастий настоящего времени и правописания гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Задачи:
обучающие:
- закрепить полученные знания на практике , повторить правописание окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, освоить алгоритм образования действительных причастий настоящего времени, сформировать умение правильно писать суффиксы действительных причастий настоящего времени.
развивающие:
- совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде, уметь отличать причастие от других частей речи по суффиксам, развивать устную и письменную речь, логическое мышление; способствовать развитию навыков самостоятельной работы; сформировать умение использовать в своей речи причастия.
воспитательные:
- воспитывать языковую и речевую культуру на основе правильного употребления причастий в речи, воспитывать патриотизм, уважение к богатству русского языка;
- воспитывать в учениках уверенность в своих силах, повышать чувство личной ответственности за результат учебы.
Планируемые результаты обучения:
предметные:
- знать, как образуются действительные причастия настоящего времени, научить выбирать суффикс для образования причастий, уметь заменять в предложении глаголы причастиями
- уметь находить причастия, определять их грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;
- выделять причастный оборот, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;
метапредметные:
— уметь формулировать цель деятельности;
— планировать последовательность действий;
— осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;
— строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;
— владеть всеми видами речевой деятельности;
личностные:
- формировать ответственное отношение к учению с учетом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду;
- формировать умение общаться, культуру внутренних нравственных отношений.
Оборудование урока: Компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал, учебник.
.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и приемы организации деятельности |
Организационный момент | Приветствие учащихся | Приветствие учителя | |
Языковая разминка | На доске записано предложение: Лента реки виднеющаяся вдали причудливо изгибалась и убегала за горизонт. - Спишите, расставьте и объясните пропущенные знаки препинания. Выделите грамматическую основу. | Списывают предложение и расставляют пропущенные знаки препинания. Объясняют их постановку. Выделяют грамматическую основу Лента реки, виднеющаяся вдали, причудливо изгибалась и убегала за горизонт. | Синтаксическая пятиминутка индивидуальная |
Актуализация знаний и постановка проблемы |
4. На каждой парте лист с глаголами. Устно образуйте действительные причастия настоящего времени с помощью суффиксов -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-. Запишите рядом с глаголами только суффикс. Проверяем глагол "бороться". Какой суффикс в причастии? Глагол "колыхаться". Какой суффикс написали в причастии?(Аналогично проверяется остальное) - Задание было одно? А вы его выполнили? - Почему так получилось? Чего мы еще не знаем? - Суффиксы мы как раз знаем. А в чем возникли сомнения? - В суффиксах каких слов? - Значит, какая сегодня тема урока? Фиксирует тему на доске | Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? Причастия бывают страдательными и действительными. Глаголы: Бороться, колыхаться, строить, лечить, стелить, таять, гнать(борющийся, колышущийся, строящий, лечащий, стелющий, тающий, гонящий.) Проблемная ситуация - Задание было одно, а выполнили его по-разному. (осознание противоречия) - Не знаем суффиксов причастий. (неточная формулировка проблемы) - Какие гласные пишутся в суффиксах. (неточная формулировка проблемы) - Действительных причастий настоящего времени. - Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | Опрос Работа в парах Побуждающий от проблемной ситуации диалог фронтальная |
Формулировка проблемы, планирование деятельности | - чему мы сегодня должны научиться? | - мы должны научиться правописанию гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | фронтальная |
Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения) | -Причастия, с которыми вы уже работали, представлены на слайде в два столбика. Они помогут открыть правило. Прочитайте их внимательно. - Что заметили? -от чего зависит выбор гласной в суффиксе? Какие есть гипотезы? (Если гипотеза ошибочна, то задает вопросы, доказывающие это) - как проверить эту гипотезу? - Делайте. Что у вас получилось? - К какому выводу пришли? - сравним вывод с учебником. - какое условие необходимо знать, чтобы образовать действительное причастие настоящего времени? | Видят два столбика Борющийся Колышущийся Тающий Стелющий - в причастиях 1 столбика суффиксы –ущ/-ющ, 2 - -ащ/-ящ - выдвигают гипотезы - суффикс причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано 1 спр. - суффиксы –ущ/-ющ, 2 спр. - суффиксы -ащ/-ящ - определить спряжение глаголов, от которых образованы причастия (план проверки) - В первом столбике причастия образованы от глаголов 1 спр., во втором – от глаголов 2 спр. (аргумент) - формулирую правило (открытие нового знания) - все верно. -определить вид глагола. | Вопрос фронтальная |
Развитие умений – применение нового знания | - Упр. 107 стр. 48 -Творческое задание. | - читаю задание к упр. 107, затем выполняют упр. В низко (низок) стелющемся тумане ( 2 скл. Пр. п.), при колышущемся (колыхать 1 спр.) пламени (разноскл. Род.п.) свечи, слегла (легок) прихрамывающей (прихрамывать 1 спр.) походкой (ходить), покачивающимися (покачиваться 1 спр. ) движениями (движется), с открыто улыбающимся (улыбаться 1 спр.) лицом, одевающаяся (одеваться 1 спр.) по моде девушка, аккуратно (слов) бреющийся (бриться 1 спр.) юноша, любящим (любить 2 спр.) взглядом, постоянно хмурящий (хмуриться 2 спр.) брови мальчик, клеящая (клеить 2 спр.) коробочку девочка. - Составляют предложения(текст) - зачитываю свои работы. | Практическое задание, индивидуальная , работа в парах Индивидуальная, мини-сочинение |
Итог урока Рефлексия | - Итак, какая была проблема? План? - Выполнили ли мы план? Какой ответ мы нашли? - Как оцениваете свою работу? | Обобщают, делают выводы. Самооценка. Обсуждение. | |
Домашнее задание | стр. 48 выучить правило, упр.109 с. 49 | Записывают в дневник, читают задание, задают вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку. Что такое причастие? 6 класс.
Данная тема изучается в разделе: «Причастие в языке и речи».Тип урока – урок открытия нового знания....
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.
В данной разработке доступно изложен материал для знакомства с пречастием как часть речи. Данный материал будет очень полезен каждому учителю русского языка....
Из опыта работы. Конспект урока по русскому языку по теме "Причастие"
причастие как часть речи...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему : «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий».
Конспект урока...
Конспект урока по русскому языку на тему «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий». 7 класс
Конспект урока содержит задания для освоения нового материала и самостоятельную работу.Разработан учителем русского языка и литературы ГБОУ СОШ №521 Герасимовой А.А....