Из опыта работы. Конспект урока по русскому языку по теме "Причастие"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
причастие как часть речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_6_klasse_po_teme_prichastie.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по русскому языку
в 6 классе по теме:
ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Учитель русского языка и литературы-
Панарина Галина Ивановна
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
- Ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия и прилагательные.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ:
-Составление связного устного рассказа на лингвистическую тему; обогащение синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий.
ПОПУТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ:
Грамматические признаки прилагательных и глагола.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
1.Компьютер и проектор.
2.Раздаточные карточки по теме урока.
3.Тесты для первичного контроля.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:
1.Число.
2.Тема урока.
3.Слева- слова В.И.Даля.
ТЕМА УРОКА:
ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
«Причастие-«часть речи, причастная(т.е. близкая)
глаголу, в образе прилагательного».
(В.Даль)
1.ОРГ,МОМЕНТ.
2.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА,
Учитель: На прошлом уроке мы завершили повторение имени прилагательного и глагола.
Сегодня мы познакомимся с новым понятием ПРИЧАСТИЕ.
(Для объяснения использую воздушный шар)
- У меня в руках шар.
-Назовите признаки шара:
Ученмки:
по форме - круглый;
по величине - большой;
по материалу - резиновый, гладкий…
по назначению - праздничный.
Учитель: Какие части речи мы использовали для этого?
Ученики: Прилагательные.
Учитель: Что можно сказать об этих именах прилагательных, какие признаки предмета - постоянные или временные- они называют?
Ученики:Постоянные
Учитель: Произведем (поиграем) с этим шариком некоторые действия.
-Какие признаки приобретает шар? Шар какой?
Ученики:Летящий, падающий, упавший, пойманный, катящийся, прыгающий…
Учитель: Это признаки шара по действию: падающий - падает(наст.вр.); летевший- летел(прош.вр.)
-Какие признаки мы называем- постоянные или временные?
Ученики:Временные.
Учитель:А вот в будущем времени можно сказать - шар падает(Какой шар будет завтра?) Мы не можем назвать будущий признак.
-Почему
Ученики:Временный признак в будущем времени быть не может.
(На экране появляется таблица)
шар
Какой? | |
Круглый красный большой Резиновый Гладкий Праздничный
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ | Падающий (от падать- сам падает) Летящий (от лететь – сам летит) Прыгающий (от прыгать- сам прыгает) Упавший(от упасть-сам упал) Пойманный (кто-то поймал)
ПРИЧАСТИЯ |
Учитель: Обратите внимание, что прилагательные мы можем заменить симнонимом (антонимом)- прилагательным(красный- малиновый), причастие мы можем заменить сочетанием «местоим.+ глагол», от которого образовано данное причастие (летящий- который летит).
Учитель: Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным?
СДЕЛАЕМ ВЫВОД: причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не является постоянным.
(На экране появляется таблица)
Признаки прилагательного, глагола, причастия…
ГЛАГОЛ | |
Обозначает признак предмета | Обозначает действие предмета |
ПРИЧАСТИЕ
Обозначает признак предмета по действию
ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА | |
1.Какой? 2.Род. 3.Число. 4.Изменяется по падежам 5.Имеет полную и краткую форму. 6.Согласуется с существительным. 7.В предложении - определение и сказуемое | 1.Что делать? и др. 2.Лицо. 3.Число. 4.Род. 5.Возвратность. 6.Время. 7.Пеходность. 8.Вид. 9.Наклонение. 10.В предложении -сказуемое. |
ПРИЗНАКИ ПРИЧАСТИЯ | |
1.Какой? Что делающий? 2.Род. 3.Падеж. 4.Полная и краткая формы. 5.Число. 6.Согласуется с существительным. 7.Возвратность 8.Вид. 9.Время(наст.и прош.) 10.Дейстствит. и страдат. 11.В предложении-определением |
Учитель: СДЕЛАЕМ ВЫВОД:
Какую часть речи поясняет прилагательное? А причастие?
Ученики: Имя существительное
Учитель: Как изменяются прилагательные? Причастия?
Ученики: Одинаково, по числам, падежам.
Учитель : Таким образом, причастия совмещают признаки двух частей речи. Вот почему некоторые ученые называют причастия самостоятельной частью речи. большинство же лингвистов считают, что причастие - это особая форма глагола, которая имеет признаки глагола (время, вид, возвратность и др.) и признаки прилагательного (изменяется по родам, числам и падежам).
Что бы находить быстро причастия , нужно знать те суффиксы . при помощи которых они образуются от глаголов. Причастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов: -ущ-(-ющ-),-ащ-(-ящ-);-ем-, (-ом-), -им-;-вш-,-ш-; -енн-, -нн-, -т-. Причастия отличаются от прилагательных не только наличием признаков глагола (вид. время, возвратная форма и др), но и своим значением Сравните словосочетания : синее небо - синеющее небо ;красное лицо-краснеющее лицо ; молодая женщина- помолодевшая женщина. Имена прилагательные обозначают постоянные признаки предмета (синее,красное, молодая), причастия же выражают такие признаки , которые развиваются во времени (синеющее, краснеющее, помолодевшая). Такие признаки предмета создаются действием . на которое показывает причастие своей глагольной основой. Например : синеющий - это такой который синеет. Причастие не только обозначило признак, но и выразило действие.
Слово, от которого зависит причастие в словосочетаниях типа «существительное +причастие», где существительное является главным, называется определяемым.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ: (Ученик у доски)
Морозы не могут сковать бушующую водную стихию.
-Какими частями речи выражены определения?
-Прочитаем эпиграф к нашему уроку и объясним смысл.
-Какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие?
-Какие признаки глагола имеет причастие?
3.ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА:
Учитель:Откройте учебник на стр.164, прочитаем пар 34.
-А теперь составьте рассказ о причастии по данному плану( План проецируется на экран)
НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ЗАДАНИЯ:
1- «Третье лишнее»
2-Подберите к прилагательным и причастиям, подходящие по смыслу существительные .Выделите суффиксы прилагательных и причастий.)
Учитель: Прочитайте отрывок из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин» (Текст на экране):
Вспомним с нами отступавших,
Помолившихся за нас.
Воевавших год иль час,
Павших, без вести иль час,
Провожавших, вновь пропавших,
Нам попить воды подавших,
Помолившихся за нас.
-Найдите причастия и определите их роль в данном отрывке.
4.ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.(Тесты)
5.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
упр.№ 386+ проверка тестов.
6.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ТЕСТА И УРОКА.
7.Д/З
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в формировании и развитии творческих способностей и речевой культуры школьников. ( Из опыта работы Зимфиры Переведенцевой , учителя русского языка и литературы)
Одним из направлений реформы общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным образовательным технологиямОсобую актуальность приобретают методы деятельностной орга...
Из опыта работы методического объединения учителей русского языка и литературы, английского языка и истории КГУ «Коржинкольская СШ» ОО акимата Федоровского района январь 2013 года.
Из опыта работы методического объединения учителей русского языка и литературы, английского языка и истории КГУ «Коржинкольская СШ» ОО акимата Федоровского района январь 2013 года....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
Из опыта работы над сочинением по русскому языку (ЕГЭ, 27 задание) с помощью макета.
Предлагаю один из возможных вариантов работы над сочинением по русскому языку (27 задание ЕГЭ). В своей работе столкнулась с ситуацией, когда ученики при написании работы не выдерживают по...
Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...
Из опыта работы с родителями учителя русского языка и литературы Тереховой Зинаиды Сергеевны
Семейный вечер «Родительский дом начало начал»...