Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему : «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_7_klasse_na_temu.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему : « Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий».
Цели деятельности педагога: познакомить со склонением причастий; способствовать формированию умения определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных.
Тип урока: комбинированный урок
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать о склонении полных причастий в единственном и множественном числе, об условиях выбора гласных в падежных окончаниях причастий; уметь согласовывать причастия с существительными, образовывать указанные формы причастий, правильно писать гласные в падежных окончаниях причастий, графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Метапредметные: умение определять понятия, создавать обощения, устанавливать аналогии, классифицировать , самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению с учётом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа.
Методы и формы обучения: проблемный метод; деятельностно- практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: интерактивная доска(экран), компьютер, мультимедийный проектор
Демонстрационный материал: мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся.
Основные понятия: гласные в падежных окончаниях причастий
Организационная структура урока.
- Проверка домашнего задания( во время проверки домашнего задания ряд уч-ся работают по карточкам с дифференцированным уровнем подхода):
Карточка № 1.
Запишите словосочетания в форме родительного, дательного , творительного и предложного падежей. Обозначьте изучаемые орфограммы.
Предполагавшийся поход, строящееся здание, трепещущая рыба, дремлющий старик, лающая собака.
Карточка № 2.
Перепишите, согласуя причастия с нужными по смыслу словами. Составьте два предложения с любыми двумя словосочетаниями. Выполните синтаксический разбор одного из них.
От (нависший) деревьев; вид (увядающий) сад; на ( ревущий) море; вдоль ( живлённая) реки; рассказывать о 9 разыгравшийся) метели; ( строящийся) здания; наблюдать за ( скачущий) всадником; в ( застывающий) воздухе; смотреть на ( нарисованная) картину; сварить ( протёртый) овощи; любоваться ( журчащий) ручьём; отдёрнуть ( занесённый) руку.
Карточка № 3.
Перепишите. Расставьте пропущенные буквы в окончаниях причастий.
Просклоняйте любые два словосочетания.
Улыбающ…ся ребёнка; о наступивш… лете; цветущ… яблоня; в зеленеющ… лесу; мчащ…ся река; у потухш… костра; в застывающ… воздухе; к расстроен… человеку; за ближайш… огородами; за летящ… стрелой; заросш… дорожка4 на посветлевш… небе; в клокочущ… лаве; с провален… крыши; не закончен… работа.
Карточка № 4.
Подберите прилагательные и причастия к данным существительным:
Рыба, собака, яблоко. Определите их общие признаки.
Карточка № 5.
Образуйте от данных глаголов причастия, определите общие признаки причастий и глаголов.
Увлекается, владеет, колешь, спешишь, расстилается.
- Синтаксическая пятиминутка( произвести синтаксический разбор предложения).
Ребята умоляли отпустить их на всю ночь на рыбалку, и мать скрипя сердце согласилась.
- Выпишите из предложения фразеологизм, объясните его значение.
3. Физкультминутка:
Раз- подняться, потянуться. На четыре- руки шире,
Два- нагнуться, разогнуться, Будто пух в руках, не гири!
Три- в ладоши три хлопка, Пять- руками помахать,
Головою три кивка. Шесть - на место тихо сесть.
4.Объяснение нового материала.
Уч-ся наблюдают объяснение на доске, читают параграф учебника и делают вывод о склонении причастий, конспектируют новые знания. Перед уч-ся ставится проблема:
- От чего зависит склонение причастий?
- Как определяется склонение причастий?
- Что помогает определить склонение причастий?
Уч-ся знакомятся с графическим объяснением данной орфограммы.
5. Закрепление нового материала.
1. Просклоняйте данные словосочетания.
Тающий снег, расстилавшийся туман.
- Запись с объяснением окончаний причастий и прилагательных, орфограммы в корне ( указать у причастий и прилагательных падеж, число, род):
Пропадающие вдали голоса; отчётливо раздаваться в посветлевшем воздухе; развевающиеся на ветру знамёна. Извивающаяся на лугу синяя лента реки4 порхающая с ветки на ветку птичка; по усыпанной пожелтевшими листьями аллее; видневшийся сквозь ограду сад; блистающие искорки на серебристом инее; блеснуть на потемневшем горизонте; шепчущего камыша; в разбушевавшейся метели; разгоревшегося костра.
- Запись под диктовку ( найти прилагательные и причастия, графически объснить выбор гласной в их окончаниях):
Поздняя осень наступает вскоре после осени золотой. Какое-то время после пышного шумного листопада лес стоит унылый, притихший, опустошённый.
6.Рефлексия учебного материала (итог урока).
- Что нового узнали на уроке?
- Как определяется склонение причастий?
- Что помогает определить склонение причастий
7. Выставление оценок с комментариями.
8. Домашнее задание( комментированное).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:"Правописание приставок при- и пре-".
Правописание приставок при- и пре-....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: "Антонимы"
Конспект урока русского языка в соответствии с ФГОС....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
конспект урока по русскому языку 7 класс по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".
Конспект урока русского языка по учебнику М.Т.Баранова. Урок закрепления сведений по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот и знаки препинания при нём"...
Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"
Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...