Открытый урок в 5 классе по теме "Морфемика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Обобщение темы "Морфемика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok-_obobshchenie_morfemika.docx161.98 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытый урок в 5 классе.

Обобщение по теме «Морфемика»

Цели: - закрепить и обобщить знания, полученные по теме «Морфемика»;

      - формировать умения использовать изученные правила при                  выполнении практических заданий;

-развивать орфографическую зоркость, зрительную память, мышление, речь учащихся.

 

Планируемые результаты.

Предметные умения: обобщить и закрепить навыки правописания приставок, корней.

Личностные УДД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, а так же ее результатом; знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; определять общие для всех правила поведения и правила поведения в группах; оценивать усваиваемое содержание.

Регулятивные УДД: развивать умение формулировать вопрос (проблему урока) и его цель; учить планировать свою деятельность и искать пути решения проблемы урока; формировать навыки контроля и самоконтроля; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные УДД: развивать познавательный интерес, речь учащихся через обогащение словарного запаса; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения, извлекать информацию из разных источников; актуализировать в памяти учащихся ранее усвоенные знания и умения.
Коммуникативные УДД: умение чётко выражать свои мысли; умение договариваться и слушать друг друга; быть готовым корректировать свою точку зрения; развивать коммуникативные навыки при работе в парах и группах, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Тип урока: обобщение и систематизация по теме «Морфемика».

Оборудование урока:  учебник русский язык  2ч,  Т.А. Ладыженская,

М.Т. Баранов и др., раздаточный материал с заданиями, презентация,  доска.

Ход урока.

I. Организационный момент.

  • Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко.

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

  • Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на своем уроке.
  • Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем: «Мы вместе! У нас все получится!»  

II. Лингвистическая разминка.

СЛАЙД. 1 МУЖЕСТВО. Подберите синонимы к данному слову (доблесть, отвага, храбрость, смелость, героизм)

- Ребята, эти слова обозначают качества человека. Когда они проявляются в человеке? (во время войны)

-Да, наши деды и прадеды проявляли героизм и отвагу, чтобы мы жили  под мирным небом.

СЛАЙД. 2 «В этом году наша страна отмечает 75-летие ПОБЕДЫ в Великой  Отечественной войне.  И мы с вами никогда не должны  забывать о подвиге советского солдата, отдавшего жизнь за наше мирное небо! Наши земляки уроженцы города Ковылкино и Ковылкинского района тоже были участниками этой страшной войны.

 

СЛАЙД 3.Подберите схему, которая соответствует словам ХРАБРОСТЬ, ГЕРОИЗМ  

 

III. Формулирование темы и прогнозирование целей урока.

 

- Скажите, в каком разделе языка мы встречаемся  с такими схемами?    

СЛАЙД 4 (Морфемика)

- Предположите, каковы могут быть цели такого урока.                             ( Повторить и обобщить всё изученное в разделе «Морфемика». Повторить разбор слова по составу)

  • СЛАЙД 5.  Да, сегодня мы ещё раз полистаем страницы одного из разделов науки о языке, повторим основные понятия, которые относятся к разделу «Морфемика»)

II. Актуализация

  • Эпиграфом к нашему уроку являются слова известного русского лингвиста Льва Владимировича Щербы

СЛАЙД 6

D:\Documents and Settings\xxx\Рабочий стол\bfc6097642794a13d0202fd5281ccd23.png

« Тот, кто хорошо хочет владеть родным

языком, должен больше  внимания

уделять незаметным труженикам языка-

морфемам. Это они делают язык

языком».                                                                                                    Л.В.Щерба.

  • Запишем  сегодняшнюю дату, тему «Обобщение по теме «Морфемика».

III.Работа по теме урока

Предлагаю вспомнить и повторить все то, что вы знаете по теме «Морфемика» с помощью         

1«Блиц-опрос»

  • Повторение теоретических сведений по теме «Морфемика»
  • Что изучает морфемика?

      --Морфема, стоящая перед корнем (Приставка)

-Морфема, стоящая после корня (Суффикс)

-Морфема, которую находят первой при разборе слова по составу (Окончание)

-Часть слова без окончания. (Основа)

-Главная значимая часть слова (Корень)

-Слова, имеющие один корень, называются … (Однокоренными или родственными)

- Что же является основной частью слова? (КОРЕНЬ)

  • Сердцевиной слова, основной его частью является корень. От него растут слова, как ветви на дереве. Чем сильнее корень, тем он жизнеспособнее и употребительнее, тем больше у него ветвей, тем величественнее возвышается "словесное дерево".

2. Работа «С деревом»

  • Вот одно из таких деревьев, но здесь есть веточки, которые ветер занёс с других деревьев, их надо отделить.
  • Оставьте слова только с этого дерева.

(Работа выполняется на магнитной доске.)

Однокоренные словаподводный, водичка,   водопад, подводник.  

Неоднокоренные слова: водитель,  завод,  проводник.

    Ученики по одному выходят к доске и работают с деревом.

-- По какому признаку ты оставил(а) эти слова на дереве?

         (Корень имеет общее лексическое значение)

А теперь запишем эти слова и выполним морфемный  разбор однокоренных слов.

 СЛАЙД 7. - ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ

- Как вы думаете, зачем нужно изучать морфемный состав слова?
(умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова)

-Именно поэтому наряду с морфемикой мы изучаем орфографию,
которую повторим  на сегодняшнем уроке.
                    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. «Мозговой штурм» Работа в парах. (Белая карточка)

Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделить данные слова на группы:

- Подумайте, по какому принципу вы их разделите?

Тр..пинка, пол..гаться, разгл…деть, пол… жение, к…пуста, прил…гательное, с… лдат, зап..х,  к..бинет, р..сток, выр..стить, в..лшебник, п..ложение, подр..сли, отр..сль, р..мень,

м..рской, ч..стота.

                   ЗАПИСЫВЕМ В ТЕТРАДИ

-На какие группы вы раздели эти слова? (Ответы детей)

- Назовите слова с орфограммой, которую мы изучили в разделе «Морфемика»?

- Проверим их правописание. (Устно о//а)

  1. «Волшебный колокольчик» (Синяя карточка)

СЛАЙД.  8. I Беспокойный, измерить, бесшумный, беззвучный.

-Посмотрите на эти слова. Как вы считаете, почему в одних словах приставка заканчивается на З , а в других на С?

- Составьте словосочетания с данными словами, вставьте пропущенные буквы и графически обозначьте орфограмму.

Бе..грамотный___________________________________

Бе..полезный

Ра..давать

В..махнуть

Ра..пускаются

В..карабкаться

-Прочитайте какие словосочетания у вас получились.

-Проверим орфограмму с помощью «Волшебного колокольчика»

  VI.Итог урока. Рефлексия

  Активный метод «ДА» - «НЕТ» да

 - Морфемика – это радел науки о языке? да

- Морфема – наименьшая значимая часть слова? да

- Приставка стоит после корня? нет

- Правописание корней с чередующимися гласными можно проверить подбором проверочного слова? – нет

 - Ребята, посмотрите на слайд и оцените свою работу на уроке. Поставьте себя на ступеньку «Лесенки успеха»

Домашнее задание. Зеленая карточка.

 А теперь , ребята, скажите, что вы сегодня делали на уроке

Шевелили мозгами

Слушали краем уха или

Хлопали ушами

Я, думаю, что все вы шевелили мозгами

- Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда, желаю вам и дальше держаться вместе и плыть по морям знаний дружно. Удачи всем!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС

Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....