Открытый урок в 5 классе по теме "Морфемика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Обобщение темы "Морфемика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok-_obobshchenie_morfemika.docx | 161.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 5 классе.
Обобщение по теме «Морфемика»
Цели: - закрепить и обобщить знания, полученные по теме «Морфемика»;
- формировать умения использовать изученные правила при выполнении практических заданий;
-развивать орфографическую зоркость, зрительную память, мышление, речь учащихся.
Планируемые результаты.
Предметные умения: обобщить и закрепить навыки правописания приставок, корней.
Личностные УДД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, а так же ее результатом; знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; определять общие для всех правила поведения и правила поведения в группах; оценивать усваиваемое содержание.
Регулятивные УДД: развивать умение формулировать вопрос (проблему урока) и его цель; учить планировать свою деятельность и искать пути решения проблемы урока; формировать навыки контроля и самоконтроля; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Познавательные УДД: развивать познавательный интерес, речь учащихся через обогащение словарного запаса; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения, извлекать информацию из разных источников; актуализировать в памяти учащихся ранее усвоенные знания и умения.
Коммуникативные УДД: умение чётко выражать свои мысли; умение договариваться и слушать друг друга; быть готовым корректировать свою точку зрения; развивать коммуникативные навыки при работе в парах и группах, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
Тип урока: обобщение и систематизация по теме «Морфемика».
Оборудование урока: учебник русский язык 2ч, Т.А. Ладыженская,
М.Т. Баранов и др., раздаточный материал с заданиями, презентация, доска.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко.
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы как истории планет,
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.
- Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на своем уроке.
- Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем: «Мы вместе! У нас все получится!»
II. Лингвистическая разминка.
СЛАЙД. 1 МУЖЕСТВО. Подберите синонимы к данному слову (доблесть, отвага, храбрость, смелость, героизм)
- Ребята, эти слова обозначают качества человека. Когда они проявляются в человеке? (во время войны)
-Да, наши деды и прадеды проявляли героизм и отвагу, чтобы мы жили под мирным небом.
СЛАЙД. 2 «В этом году наша страна отмечает 75-летие ПОБЕДЫ в Великой Отечественной войне. И мы с вами никогда не должны забывать о подвиге советского солдата, отдавшего жизнь за наше мирное небо! Наши земляки уроженцы города Ковылкино и Ковылкинского района тоже были участниками этой страшной войны.
СЛАЙД 3.Подберите схему, которая соответствует словам ХРАБРОСТЬ, ГЕРОИЗМ
III. Формулирование темы и прогнозирование целей урока.
- Скажите, в каком разделе языка мы встречаемся с такими схемами?
СЛАЙД 4 (Морфемика)
- Предположите, каковы могут быть цели такого урока. ( Повторить и обобщить всё изученное в разделе «Морфемика». Повторить разбор слова по составу)
- СЛАЙД 5. Да, сегодня мы ещё раз полистаем страницы одного из разделов науки о языке, повторим основные понятия, которые относятся к разделу «Морфемика»)
II. Актуализация
- Эпиграфом к нашему уроку являются слова известного русского лингвиста Льва Владимировича Щербы
СЛАЙД 6
« Тот, кто хорошо хочет владеть родным
языком, должен больше внимания
уделять незаметным труженикам языка-
морфемам. Это они делают язык
языком». Л.В.Щерба.
- Запишем сегодняшнюю дату, тему «Обобщение по теме «Морфемика».
III.Работа по теме урока
Предлагаю вспомнить и повторить все то, что вы знаете по теме «Морфемика» с помощью
1«Блиц-опрос»
- Повторение теоретических сведений по теме «Морфемика»
- Что изучает морфемика?
--Морфема, стоящая перед корнем (Приставка)
-Морфема, стоящая после корня (Суффикс)
-Морфема, которую находят первой при разборе слова по составу (Окончание)
-Часть слова без окончания. (Основа)
-Главная значимая часть слова (Корень)
-Слова, имеющие один корень, называются … (Однокоренными или родственными)
- Что же является основной частью слова? (КОРЕНЬ)
- Сердцевиной слова, основной его частью является корень. От него растут слова, как ветви на дереве. Чем сильнее корень, тем он жизнеспособнее и употребительнее, тем больше у него ветвей, тем величественнее возвышается "словесное дерево".
2. Работа «С деревом»
- Вот одно из таких деревьев, но здесь есть веточки, которые ветер занёс с других деревьев, их надо отделить.
- Оставьте слова только с этого дерева.
(Работа выполняется на магнитной доске.)
Однокоренные слова: подводный, водичка, водопад, подводник.
Неоднокоренные слова: водитель, завод, проводник.
Ученики по одному выходят к доске и работают с деревом.
-- По какому признаку ты оставил(а) эти слова на дереве?
(Корень имеет общее лексическое значение)
А теперь запишем эти слова и выполним морфемный разбор однокоренных слов.
СЛАЙД 7. - ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ
- Как вы думаете, зачем нужно изучать морфемный состав слова?
(умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова)
-Именно поэтому наряду с морфемикой мы изучаем орфографию,
которую повторим на сегодняшнем уроке.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- «Мозговой штурм» Работа в парах. (Белая карточка)
Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделить данные слова на группы:
- Подумайте, по какому принципу вы их разделите?
Тр..пинка, пол..гаться, разгл…деть, пол… жение, к…пуста, прил…гательное, с… лдат, зап..х, к..бинет, р..сток, выр..стить, в..лшебник, п..ложение, подр..сли, отр..сль, р..мень,
м..рской, ч..стота.
ЗАПИСЫВЕМ В ТЕТРАДИ
-На какие группы вы раздели эти слова? (Ответы детей)
- Назовите слова с орфограммой, которую мы изучили в разделе «Морфемика»?
- Проверим их правописание. (Устно о//а)
- «Волшебный колокольчик» (Синяя карточка)
СЛАЙД. 8. I Беспокойный, измерить, бесшумный, беззвучный.
-Посмотрите на эти слова. Как вы считаете, почему в одних словах приставка заканчивается на З , а в других на С?
- Составьте словосочетания с данными словами, вставьте пропущенные буквы и графически обозначьте орфограмму.
Бе..грамотный___________________________________
Бе..полезный
Ра..давать
В..махнуть
Ра..пускаются
В..карабкаться
-Прочитайте какие словосочетания у вас получились.
-Проверим орфограмму с помощью «Волшебного колокольчика»
VI.Итог урока. Рефлексия
Активный метод «ДА» - «НЕТ» да
- Морфемика – это радел науки о языке? да
- Морфема – наименьшая значимая часть слова? да
- Приставка стоит после корня? нет
- Правописание корней с чередующимися гласными можно проверить подбором проверочного слова? – нет
- Ребята, посмотрите на слайд и оцените свою работу на уроке. Поставьте себя на ступеньку «Лесенки успеха»
Домашнее задание. Зеленая карточка.
А теперь , ребята, скажите, что вы сегодня делали на уроке
Шевелили мозгами
Слушали краем уха или
Хлопали ушами
Я, думаю, что все вы шевелили мозгами
- Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда, желаю вам и дальше держаться вместе и плыть по морям знаний дружно. Удачи всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»
Цель: 1. Проверка знаний учащихся по теме; 2. Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3. Правильная запись решений....
Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....
Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”
Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"
Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...
Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС
Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...
Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»
Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....