Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по УМК Рыбченковой Л. М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.doc | 426 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Краснояровская основная общеобразовательная школа»
МО Иволгинский район
Принято на заседании пед. совета От « » 2019г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________ /Алсаева Д.П./ | Утверждаю директор МОУ «Краснояровская ООШ» ______ /Забанова Л.С./ |
Рабочая программа
Предмет: русский язык
Образовательная область: филология
Класс: 5
ФИО учителя: Жапова Эржэна Сергеевна
2019/2020 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Русский язык» для основного общего образования разработана на основе нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014. № 253, с изменениями Приказ МОиН РФ № 576 от 08.06.2015 г.);
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования;
- авторской программы основного общего образования по русскому языку Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой (М.: Просвещение, 2016);
- учебного плана МОУ «Краснояровская ООШ» на 2019-2020 уч. год.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын); учебника «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2015 г., рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»).
Программа реализуется в объёме 170 часов, из расчёта 5 часов в неделю.
Цели и задачи учебного предмета:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи:
- формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
- учить применять полученные знания и умения в учебной и практической деятельности;
- развивать устную и письменную речь учащихся через различные виды речевой деятельности;
- обучать различным речевым жанрам разговорного, официально-делового, публицистического и художественного стилей речи, отвечающим социальному и речевому опыту пятиклассников;
- формировать универсальные учебные действия.
Описание места учебного предмета в учебном плане
По учебному плану МОУ «Краснояровская основная общеобразовательная школа» на 2019-2020 учебный год предусматривается обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объеме 680 ч. В том числе: в 5 классе — 170 ч.
Учебный предмет «Родной язык» предметной области «Родной язык и родная литература» в 5 классе интегрируется в учебный предмет «Русский язык» предметной области «Русский язык и литература» в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения русского языка как родного языка в соответствии с ФГОС ООО.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский язык»
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его определяющую роль в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- владение всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение, говорение и письмо):
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 5 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
орфография:
находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
- Содержание учебного предмета.
Основное содержание учебного предмета «Русский язык» полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. В ней выделяются три сквозные содержательные линии:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.
В разработанном курсе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в Тематическом планировании. Кроме того, в Тематическом планировании представлено распределение содержания курса по годам обучения, а также определено количество часов на изучение каждой темы программы.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.
Раздел 1. Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями поискового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции.
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безугарных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений и собственной речевой практике.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J'].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. 11онятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем
- Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Р.р. (в том числе) | К.р. (в том числе) |
1 | Введение. Язык и языкознаник. | 1 | ||
2 | Повторение изученного в начальной школе. | 4 | 1 | |
3 | Язык. Речь. | 3 | 3 | |
4 | Фонетика, графика, орфография, орфоэпия. | 17 | 1 | 1 |
5 | Морфемика, словообразование, орфография | 14 | 5 | 1 |
6 | Лексикология | 38 | 9 | 1 |
7 | Морфология | 58 | 11 | 5 |
8 | Синтаксис и пунктуация | 32 | 7 | 2 |
9 | Повторение изученного в 5 классе | 3 | 1 | |
Итого: | 170 | 37 | 11 |
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Примечание /Причина корректировки/ |
Введение- 1ч. | |||||
1 | Язык и языкознание. | 1 | |||
Повторение изученного в начальной школе- 4ч. | |||||
2 | Повторение. Орфография. Проверяемые и непроверяемые написания. | 1 | |||
3 | Повторение. Морфемика и орфография. | 1 | |||
4 | Повторение. Морфология и орфография. | 1 | |||
5 | Входящий контрольный диктант | 1 | |||
Язык. Речь-3ч. (3ч.-Р.Р) | |||||
6 | Р.Р. Язык и речевое общение. | 1 | |||
7 | Текст. Тема и основная мысль текста. | ||||
8 | Типы речи. | ||||
Фонетика, графика, орфография, орфоэпия- 17 ч. (1ч.-Р.Р. ) | |||||
9 | Фонетика, графика, орфография как разделы лингвистики. Буква и звук. Алфавит. | 1 | |||
10 | Буква и звук. Алфавит | 1 | |||
11 | Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные | 1 | |||
12 | Глухие и звонкие согласные | 1 | |||
13 | Непроизносимые согласные. | 1 | |||
14 | Твёрдые и мягкие согласные. | 1 | |||
15 | Гласные звуки и обозначающие их буквы. | 1 | |||
16 | Гласные звуки и обозначающие их буквы. | 1 | |||
17 | Слог и ударение | 1 | |||
18 | Р. р Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица» | 1 | |||
19 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | |||
20 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | |||
21 | Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография» | 1 | |||
22 | Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография» | 1 | |||
23 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика, графика, орфография» (Контрольное списывание) | 1 | |||
24 | Работа над ошибками | 1 | |||
Морфемика, словообразование, орфография -14ч. (Р.р.- 5ч. ) | |||||
25 | Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. Корень слова. Родственные слова | 1 | |||
26 | Окончание и основа | 1 | |||
27- 28 | Рр. Сочинение-рассуждение по данному началу | 2 | |||
29 | Приставки | 1 | |||
30 | Суффиксы | 1 | |||
31 | Рр. Заголовок текста. Опорные тематические слова текста | 1 | |||
32 | Сложные слова. | 1 | |||
33 | Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография» | 1 | |||
34 | Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография» | 1 | |||
35 | Контрольное списывание/ Контрольный диктант по теме «Морфемика, словообразование, орфография» | 1 | |||
36 | Работа над ошибками | 1 | |||
37 | Рр Изложение с продолжением | 1 | |||
38 | Рр Изложение с продолжением | 1 | |||
Лексикология -38 ч.(Р.р.-9ч.) | |||||
39 | Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова | 1 | |||
40 | Рр Устная и письменная речь. | 1 | |||
41 | Рр Разговорная, книжная и нейтральная лексика | 1 | |||
42 | Толковые словари | 1 | |||
43 | Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова. | 1 | |||
44 | Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова. | 1 | |||
45 | Однозначные и многозначные слова | 1 | |||
46 | Рр Понятие о лексической сочетаемости | 1 | |||
47 | Тематическая группа | 1 | |||
48 | Синонимы. | 1 | |||
49 | Синонимы | 1 | |||
50 | Антонимы | 1 | |||
51 | Омонимы. Паронимы | 1 | |||
52 | Омонимы. Паронимы | 1 | |||
53 | Рр Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи (упр. 301, задание №5) | 1 | |||
54 | Понятие о чередовании | 1 | |||
55 | Чередование букв Е/И в корнях | 1 | |||
56 | Чередование букв Е/И в корнях | 1 | |||
57 | Чередование букв А/О в корнях | 1 | |||
58 | Чередование букв А/О в корнях | 1 | |||
59 | Чередование букв А//О в корнях | 1 | |||
60 | Рр Изложение с продолжением (упр. 333) | 1 | |||
61 | Рр Изложение с продолжением (упр. 333) | 1 | |||
62 | Суффиксы –ЧИК- и –ЩИК- | 1 | |||
63 | Суффиксы –ЧИК- и –ЩИК- | 1 | |||
64 | И и Ы после приставок на согласные | 1 | |||
65 | Рр Обучающее сочинение «Как я первый раз…» | 1 | |||
66 | Рр Обучающее сочинение «Как я первый раз…» | 1 | |||
67 | Особенности написания приставок на З/С | 1 | |||
68 | Особенности написания приставок на З/С | 1 | |||
69 | Особенности написания приставок на З/С | 1 | |||
70 | Фразеологизмы | 1 | |||
71 | Фразеологизмы | 1 | |||
72 | Крылатые слова | 1 | |||
73 | Рр Изложение прочитанного текста (упр. 37) | 1 | |||
74 | Повторение по теме «Лексикология» | 1 | |||
75 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексикология» | 1 | |||
76 | Работа над ошибками | 1 | |||
Морфология -58ч. ( Р.р.- ) | |||||
Части речи -2ч. | |||||
77 | Морфология как раздел лингвистики. Части речи | 1 | |||
78 | Части речи | 1 | |||
Имя существительное 15ч ( Рр.-1 ч.) | |||||
79 | Имя существительное как часть речи | 1 | |||
80 | Род существительных | 1 | |||
81 | Рр Выборочное изложение | 1 | |||
82 | Склонение существительных. Падеж. Число. | 1 | |||
83 | Склонение существительных. Падеж. Число. | 1 | |||
84 | Контрольная работа по аудированию | 1 | |||
86 | Контрольная работа по аудированию | 1 | |||
86 | БуквыЕ и И в падежных окончаниях имён существительных | 1 | |||
87 | БуквыЕ и И в падежных окончаниях имён существительных | 1 | |||
88 | Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных | 1 | |||
89 | Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных | 1 | |||
90 | Правописание НЕ с существительными | 1 | |||
91 | Правописание НЕ с существительными | 1 | |||
92 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме « Имя существительное» | 1 | |||
93 | Работа над ошибками | 1 | |||
Имя прилагательное 11ч (Рр-4ч.) | |||||
94 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | |||
95 | Рр Повествование с элементами описания | 1 | |||
96 | Рр Повествование с элементами описания | 1 | |||
97 | Правописание окончаний имён прилагательных | 1 | |||
98 | Краткие прилагательные | 1 | |||
99 | Правописание НЕ с именами прилагательными | 1 | |||
100 | Правописание НЕ с именами прилагательными | 1 | |||
101 | Рр Сочинение по картине Ф. Васильева «Мокрый луг» | 1 | |||
102 | Рр Сочинение по картине Ф. Васильева «Мокрый луг» | 1 | |||
103 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | |||
104 | Работа над ошибками | 1 | |||
Имя числительное - 2ч | |||||
105 | Имя числительное как часть речи | 1 | |||
106 | Имя числительное как часть речи | 1 | |||
Местоимение- 4ч | |||||
107 | Местоимение как часть речи | 1 | |||
108 | Местоимение как часть речи | 1 | |||
109 | Контрольная работа по теме « Морфология. Части речи» | 1 | |||
110 | Работа над ошибками | 1 | |||
Глагол 13ч (Р.р.-4ч) | |||||
111 | Глагол как часть речи | 1 | |||
112 | Инфинитив – словарная форма глагола | 1 | |||
113 | Рр Средства связи предложений в тексте | 1 | |||
114 | Рр Средства связи предложений в тексте | 1 | |||
115 | Время глагола | 1 | |||
116 | Рр Тип текста. Время в предложении и тексте | 1 | |||
117 | Рр Сочинение-описание | 1 | |||
118 | Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение | 1 | |||
119 | Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение | 1 | |||
120 | Правописание окончаний глаголов | 1 | |||
121 | Правописание окончаний глаголов | 1 | |||
123 | Правописание окончаний глаголов | 1 | |||
124 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | |||
Наречие- 3ч | |||||
125 | Наречие как часть речи | 1 | |||
126 | Правописание О(Е) после шипящих в суффиксах наречий | 1 | |||
127 | Ь после шипящих на конце наречий | 1 | |||
Служебные части речи 8ч (Рр-2ч.) | |||||
128 | Служебные части речи | 1 | |||
129 | Служебные части речи | 1 | |||
130 | Рр Сочинение по картине И. Билибина «Гвидон и царица» | 1 | |||
131 | Рр Сочинение по картине И. Билибина «Гвидон и царица» | 1 | |||
132 | Повторение по теме «Морфология» | 1 | |||
133 | Повторение по теме «Морфология» | 1 | |||
134 | Контрольная работа по теме «Морфология» | 1 | |||
135 | Работа над ошибками | 1 | |||
Синтаксис-32ч. (Р.р.- 7ч.) | |||||
136 | Что изучает синтаксис | 1 | |||
137 | Словосочетание | 1 | |||
138 | Словосочетание | 1 | |||
139 | Предложение - основная единица речевого общения | 1 | |||
140 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | |||
141 | Рр Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении | 1 | |||
142 | Рр Наши эмоции и их отражение в предложении | 1 | |||
143 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | |||
144 | Рр Как писать отзыв (упр. 635) | 1 | |||
145 | Что такое грамматическая основа предложения | 1 | |||
146 | Что такое грамматическая основа предложения. | 1 | |||
147 | Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения | 1 | |||
148 | Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения | 1 | |||
149 | Второстепенные члены предложения, их роль в предложении | 1 | |||
150 | Определение | 1 | |||
151 | Дополнение | 1 | |||
152 | Обстоятельство | 1 | |||
153 | Однородные члены предложения | 1 | |||
154 | Рр Сочинение по картине И. Машкова «Снедь московская. Хлебы» | 1 | |||
155 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | |||
156 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | |||
157 | Обращение | 1 | |||
158 | Обращение | 1 | |||
159 | Прямая речь | 1 | |||
160 | Прямая речь | 1 | |||
161 | Рр План текста. Изложение с элементами сочинения | 1 | |||
162 | Рр План текста. Изложение с элементами сочинения | 1 | |||
163 | Контрольный диктант / контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | |||
164 | Работа над ошибками | 1 | |||
165 | Сложное предложение | 1 | |||
166 | Сложное предложение | 1 | |||
167 | Рр Сочинение по картине З. Серебряковой «За завтраком» | 1 | |||
Повторение изученного в 5 классе -2ч. | |||||
168 | Повторение изученного в 5 классе | 1 | |||
169 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | |||
170 | Работа над ошибками. Итоговый урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...