программа ОДНКР
материал по русскому языку
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Курманаевская средняя общеобразовательная школа»
(полное наименование образовательного учреждения)
«Утверждено» «Согласовано» Рассмотрено
директор МАОУ зам. директора по УР на заседании МО
________Е.В.Скороходова _________ С.Н.Родионова протокол № 1
« 02» сентября 2019г « 30» августа 2019г « 30» августа 2019г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам духовно-нравственной культуры народов России
Учитель: Мякина Марина Вячеславовна
Планирование составлено на основе ФГОС ООО
с. Курманаевка 2019г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по ОДНКНР разработана на основе:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 29.12.2017г.)
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (в ред.изменений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменений №2, утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72), изменений №3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81).
4.Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897"(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937)
6. Приказ Министерства Просвещения РФ от 28 декабря 2018 г. N 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего ,основного общего, среднего общего образования»
7. Авторской программы основного общего образования по Основам духовно-нравственной культуры народов России: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана -Граф, 2015.и -авторской учебной программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова,
-учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России:: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016,
- Рекомендаций по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761);
8.Положение о рабочей программе МАОУ «Курманаевская СОШ».
9. Учебный план МАОУ «Курманаевская СОШ» на 2019-2020 уч.г(протокол от 30 августа 2019г)
10.Календарный учебный график МАОУ «Курманаевская СОШ» на 2019-2020 уч.г.
Общая характеристика
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в пятом и шестом классах. В пятом классе продолжается реализация главной цели: «Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России». Результатом обучения за два года должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.
В процессе изучения данного курса в 5- 6 классах у учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат. Продолжается реализация авторской идеи, что основной формой организации обучения является совместная, коллективная деятельность школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества.
Особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники и шестиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Конечно, главным средством обучения в пятом и шестом классе остается учебник. Вместе с тем, увеличивается доля мини-лекций учителя, его объяснений, рассказов-дополнений. Сочетание разных методов обучения:
– чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Цель учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – формирование первоначальных представлений о светской этике, мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса:
- развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловыхмировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога и др.
Описание места учебного предмета ОДНКНР в учебном плане
Учебный план предусматривает обязательное изучение Основы духовно-нравственной культуры народов России на этапе основного
общего образования в 6 классе в объеме 34 часов: 1 час в неделю (34 учебные недели)
Содержание тем учебного предмета ОДНКНР 6 класс
Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов. Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России. Деятели разных конфессий. Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы- 6 класс
№ п/п | Тема | Всего часов |
1. | Христианство. | 23 |
2. | Ислам | 4 |
3. | Иудаизм | 3 |
4. | Буддизм | 3 |
5. | Творческие проекты. | 1 |
Итого: | 34 |
Планируемые результатыосвоения учебногопредмета ОДНКНР в 6 классах
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
• Работать с историческими источниками и документами.
Календарно – тематическое планирование ОДНКНРв 6В ,6Б классах.
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка урока (уроков) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Кол-во часов | Дата Проведения | |||||||||||||
Понятия | Предметные результаты | Метапредметные | Личностные результаты
| ||||||||||||||||
Христианство (23 часа) | план | факт | |||||||||||||||||
1 | Введение в Предмет. Язычество | Вводный | Возникновение первобытных религий. Представления древних людей о загробном мире. Обожествление сил природы. Понятие души. Язычество. | Душа, религия, язычество | Понимать причинывозникновения религиозных верований. Уметь характеризовать понятие «душа». | Учебно-познавательный интерес к новомуучебному материалу и способам решенияновой задачи | Становлениегуманистических и демократическихценностныхориентаций | 1 | |||||||||||
2 | Православие в Древней Руси. Монастыри, их роль в развитии православия и государства. Прп.Антоний и Феодосий Печерские. | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Распространение православной веры на Руси. Монастыри. Житие Прп.Антония и Феодосия Печерских. | Монастырь, скит, монах | Объяснять роль монастырской культуры в становлении православной веры на Руси. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций | 1 | |||||||||||
3 | «Там, где дружат,- живут, не тужат. «Поучение» Владимира Мономаха. | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Дружба. Мир. Согласие. Первая светская проповедь, данная князем Владимиром Мономахом. | Литературный памятник | Проанализировать слова «Поучения…» | Развитиеэтическихчувств —стыда, вины,совести как регуляторов морального по- ведения | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в егоорганичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | 1 | |||||||||||
4 | Православная Церковь в Московской Руси. Роль прп. Сергия Радонежского в становлении русского государства. | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Прп.Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Битва на Куликовом поле. | Лавра, Свято-Троице-Сергеева лавра | Понятие «Монастырский Устав». Защита государства-защита веры. | Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального по- ведения | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в егоорганичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | 1 | |||||||||||
5 | Монашество-особый путь духовного восхождения.НилСорский и Иосиф Волоцкий. | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Монастырь на Руси-крупнейший центр образованности: летописи, иконопись и искусство книжного писания, переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. | пустынь икона«Знамение» | Краеведческий материал. Знание истории своей местности. | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм | Развитие этических чувств, доброжелательностии эмоционально- нравственной отзывчивости, пони- мания и сопереживания чувствам других людей | 1 | |||||||||||
6 | Православие в Российском государстве. Личная вера русских императоров. | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Династия Романовых. Благотворительная акция «Белый цветок». | Страстотерпцы, мученики | Святые царственные страстотерпцы. | Развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню | Развитие этических чувств, доброжелательностии эмоционально- нравственной отзывчивости, пони- мания и сопереживания чувствам других людей | 1 | |||||||||||
7 | Оптина Пустынь как один из центров духовной жизни в России. Заветы оптинских старцев. | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Связь Ф.М.Достоевского с пустынью. | Старец чудотворец | Виртуальное знакомство с историей Оптиной пустыни. Жизнь и учения старцев обители. | Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | 1 | |||||||||||
8 | Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Русская Православная Церковь в Советское время и в годы Великой Отечественной войны. | гонения | Цоложение Православной Церкви в XXв. | Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | 1 | |||||||||||
9 | Христианские святые. Первые русские святые Борис и Глеб. | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Почитание святых в христианстве. Мощи – нетленные останки святых. Первые русские святые Борис и Глеб. | Святой, мощи | Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью благоверных Бориса и Глеба. Иметь понятия о сути святости и святых | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | 1 | |||||||||||
10 | Жизнь святых людей – пример для всех людей. Святые защитники земли Бугурусланской | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Иоанн Рыльский, сщмч. Дамиан, архиепископ Курский прп. Исаакий I Оптинский прп. Илия Верхотурский. Прп.Серафим Саровский, Константин Сухов | Мощевик, мощи | Понятие «местночтимость» Собор курских святых. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России | 1 | |||||||||||
11 | Чудеса православной веры. Святитель Николай Мирликийский – Божий угодник. | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Житие и чудотворения Свт.Николая Чудотворца. | Икона, образ, обитель | формирование представлений об исторической роли традиционной религии и гражданского общества в становлении российской государственности | воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию | Осознание необходимости получения знаний истории и культуры своего народа | 1 | |||||||||||
12 | Православие в традициях русского народа. Таинство крещения. | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Символическое значения таинства Крещение. | Крещение Руси, иконопись | Понимать важность христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков | Развитие чувства сопри- частности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России | 1 | |||||||||||
13 | Именины. Значение твоего имени. | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Ангел-хранитель, святой покровитель, имя которого носишь. | именины | понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества | воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию | Осознание необходимости получения знаний о себе | 1 | |||||||||||
14 | Добродетели. Лествицапрп.ИоаннаЛествичника. | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Житие прп.ИоаннаЛествичника и его труды. | Лествица, добродетель | понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости | 1 | |||||||||||
15. | Семья как малая Церковь. Прп. Петр и Феврония Муромские. | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Роль семьи в жизнедеятельности государства. Житие Прп. Петра и Февронии Муромских. | Семья, родословная | понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России | 1 | |||||||||||
16 | Милосердие. Мир с ближним. Мое отношение к родителям. | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | V заповедь Закона Божьего. | Милосердие сострадание, милость | формирование представлений об исторической роли традиционной религии и гражданского общества в становлении российской государственности | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости | 1 | ||||||||||||
17 | Помощь Божией Матери людям. Радость послушания. | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Иконография Богородицы. Чудотворные иконы Божией Матери. | Икона, лик, омофор | понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости | 1 | |||||||||||
18 | Добродетели. Ложь. Обман. Честность. | Урок рефлексия | Нравственные нормы | знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | Осознание необходимости получения знаний истории и культуры своего народа | 1 | ||||||||||||
19 | Добродетели. О трудолюбии. Святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Труды святых Кирилла и Мефодия. | славянская азбука | знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи | Формирование целостно- го, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов | 1 | |||||||||||
20 | Добрые и злые дела человека. Доброта и щедрость великомученика Пантелеймона. | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Житие великомученика Пантелеймона. | Медицина Чудо | знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости | 1 | |||||||||||
21 | Православный Храм. Бугурусланские Храмы | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Храм, его место в жизни христианина. Первые христианские храмы на Руси. Фреска и мозаика. Название храма. Икона Владимирской Божией Матери. | Храм, собор, фреска, алтарь, иконостас, царские врата, амвон | Иметь понятия об основных элементах и устройстве православного храма. Осознавать важную роль храма в жизни христианина. Уметь правильно вести себя в православном храме | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | 1 | |||||||||||
22 | Православный Храм. Экскурсия в храм. | Экскурсия в православный храм. | Устройство храма. Правила поведения в храме | Иметь понятия об основных элементах и устройстве православного храма. | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей | Осознание необходимости получения знаний истории и культуры своего народа | 1 | ||||||||||||
23 | Христианские Праздники. Православный календарь. | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Церковное богослужение, его распорядок и связь с событиями земной жизни Иисуса Христа. Церковные праздники. Рождество Христово и Рождественский пост. Крещение Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы. Пасха – главный христианский праздник. Вербное воскресенье. Подвижные и не- подвижные праздники. | Пасха, крестный ход | Понимать суть церковного богослужения. Знать основные праздники и особенности церковного календаря. | Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | 1 | |||||||||||
Ислам (4 часа) | |||||||||||||||||||
24 | Ислам. Во что верят мусульмане. | Вводный. | Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха, ниспосланное Мухаммаду. Начало проповеди ислама. Хиджра – уход Мухаммада из Мекки в Медину. | Кааба, мусульмане, Коран, Хиджра | Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада. Осознавать значение Хиджры и важную роль этого события в истории ислама. | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России | 1 | |||||||||||
25 | Мусульманские обряды и обычаи.Коран – священная книга мусульман. | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Мусульманские праздники: Рождение пророка Мухаммада, Ночь прощения, Ночь могущества, Праздник разговения, Праздник жертвоприношения (Курбан-байрам). | Намаз, закят, хадж, Рама- дан | Знать содержание основных норм шариата. Иметь представления о воззрениях мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать значение свободы выбора в исламе, которая дается Аллахом человеку. | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | 1 | |||||||||||
26 | Ислам в России | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Распространение ислама среди арабских племен. Возникновение мусульманского государства. Понятие шариата. Смерть Мухаммада | Шариат | Иметь представление о современном этапе развития мусульманства в нашей стране, мусульманском религиозном образовании и мусульманских организациях. | Иметь представление о веротерпимости, существовавшей в исламских государствах, и терпимости русского правительства по отношению к мусульманам после их вхождения в состав России. | Понимать важность в жизни современных российских мусульман ценностей милосердия, мира и согласия, здорового образа жизни и др. | 1 | |||||||||||
27 | Дом и семья в исламе | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Мусульманский календарь и мусульманское летосчисление. Месяц Рамадан в жизни мусульман. | Божественное откровение, Сунна Ночь могущества, Курбан-байрам | объяснять роль семейных традиций, необходимости уважения своих близких, выполнении семейных обязанностей. | читать и анализировать текст; - продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения | осознавать и выражать свое мнение о ценности семьи. | 1 | |||||||||||
Иудаизм (3 часа) | |||||||||||||||||||
28 | Иудаизм – древняя религия евреев. Во что верят иудеи. | Вводный. Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Иудаизм – вера одного народа (евреев). Легендарное происхождение еврейского народа. Завет, заключенный Авраамом с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака. Иосиф и переселение еврейского народа в Египет. Порабощение евреев египетскими фараонами. | Святая земля (Земля обетованная), казни египетские | Познакомиться с некоторыми сюжетами ветхозаветных преданий иудаизма. | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России | 1 | |||||||||||
29 | Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Иегова (Яхве) – единый Бог для иудеев. Десять заповедей в жизни иудея. Заповеди Ноя. | Галаха, богоизбранность | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей | Развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню | Иметь представление об особенностях иудейской культуры, связанных с существованием иудейских общин в России. | 1 | |||||||||||
30 | Иудаизм в России. Обычаи иудеев | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Галаха – свод иудейских религиозных норм и заповедей. Вера иудеев в избранничество еврейского народа. Вера в мессию. Пророк Моисей. Десять казней египетских и исход евреев из Египта. Первый храм в Иерусалиме. Вавилонское пленение евреев. Иудейское царство. Покорение еврейского народа римлянами. Расселение ев- реев по разным странам | Песах, манна небесная, скрижали, Ковчег Завета Шабат, Рош-ашана, шофар, Йом-Кипур, Шавуот Раввин, синагога | объяснять роль семейных традиций, необходимости уважения своих близких, выполнении семейных обязанностей. | читать и анализировать текст; - продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения | Развитие этических чувств, доброжельтельности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | 1 | |||||||||||
31 | Буддизм – одна из древнейших мировых религий.Во что верят буддисты. | Вводный. Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Древня Индия – родина буддизма. Распространение буддизма | Нирвана Нирвана Четыре благородные истины, карма, сансара, счастливые и несчастливые пере- рождения | Знать, как распространялся буддизм в древности. Знать основные ареалы распространения буддизма в современности | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России | 1 | |||||||||||
32 | Обряды и обычаи Буддизма. Буддизм в культуре и традициях народов России | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Монастыри и монашество в буд- дизме. Буддийский календарь. Буддийские праздники: Новый год, Рождение Будды, Уход Будды на небеса и др. | Три драгоценности буддизма | Иметь представление о роли монашества и монастырей в буддизме. Знать основные праздники и обряды буддизма. | Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, на- родов, куль- тур и религий | 1 | |||||||||||
33 | Буддизм в России. | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, сангха. Сутры – записи бесед и проповедей Будды | Ступа, Лама | Знать основные события, связанные с историей буддизма в СССР и современной России. | Иметь представление о патриотической позиции российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. | Понимать важность ценностей милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются современными российскими буддистами в нашем обществе | 1 | |||||||||||
34 | Творческие проекты детей. Обобщающий урок. | Закрепление изученного за год | Творческие работы | становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России | Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОДНКР для 5-8 классов "Русь Владимирская-Русь православная"
Земля Владимирская является не просто уникальным местом, где зарождалась русская государственность, русская национальность и русская культура. История нашего края – свидетельство того, что...
Рабочая программа по ОДНКР для 5-8 классов "Русь Владимирская-Русь православная" 2 часть.
Владимирская Русь - Русь православная... Юные жители нашей области вырастают под сенью этой многовековой и возрождающейся в наши дни культуры. По городам и весям по утрам звонят-поют колокола, а злато...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОДНКР» 5 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ«ОДНКР» (дополнительное образование)5 классыВозраст обучающихся 11 - 12 летСрок реализации: 1 годНаправленность духовная-нравственная...
Рабочая программа по ОДНКР 5 класс 2020-2021 г.
Рабочая программа по ОДНКР 5 класс 2020-2021 г....
Программа по ОДНКР
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А По Основам духовно – нравственной культуры народов России (базовый уровень) для 5 класса...
Рабочая программа ОДНКР 5 класс ФГОС 2022
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:Закон Российской Федерации от...
Рабочая программа ОДНКР 5 - 6 классы
Рабочая программа 2024 г...