РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОДНКР» 5 КЛАСС
рабочая программа (5 класс)

Кылосов Сергей Николаевич

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«ОДНКР»

 (дополнительное образование)

5 классы

Возраст обучающихся 11 - 12 лет

Срок реализации: 1 год

Направленность духовная-нравственная

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Богородский городской округ Московской области

Управление образования администрации

Богородского городского округа Московской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45
с углубленным изучением иностранного языка»

Московская обл., Богородский г.о., с. Ямкино, ул. Центральная усадьба, д.46

                            «Согласовано»                                                                    «Утверждено»                                                                    

                     на педагогическом совете                                                  Директор МБОУ СОШ №45

                               Протокол №1                                                                                  /Боровицкая В.П./              

                          от 30 августа 2019г                                                                              Приказ №_____                          

                                                                                                                    от «__»___________ 2019г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«ОДНКР»

 (дополнительное образование)

5 классы

Возраст обучающихся 11 - 12 лет

Срок реализации: 1 год

Направленность духовная-нравственная

                         Автор: Кылосов С.Н,

                         учитель дополнительного образования,

                         первая квалификационная категория

2019 г.

Структура рабочей программы:

1. Пояснительная записка

1.1. Нормативно-правовая база.

1.2. Направленность программы дополнительного образования.

1.3. Педагогическая целесообразность, актуальность и новизна программы дополнительного образования.

1.4. Цель и задачи программы дополнительного образования.

1.5. Отличительные особенности данной программы дополнительного образования

от уже существующих программ дополнительного образования.

1.6. Возраст детей, участвующих в реализации программы дополнительного образования.

1.7. Сроки реализации программы дополнительного образования.

 (продолжительность образовательного процесса, этапы).

1.8. Формы и методы занятий по программе дополнительного образования.

1.9. Ожидаемые результаты и способы определения результативности программы дополнительного образования.

1.10. Формы подведения итогов по результатам реализации программы дополнительного образования.

1.11. Описание педагогического инструментария оценки результативности программы дополнительного образования (критерии и показатели результативности, технологии отслеживания результатов).

2.Учебно-тематический план

2.1. Календарный план-график реализации программы дополнительного образования.

3.Содержание программы дополнительного образования.

3.1. Перечень разделов и краткое описание основных программных мероприятий (что и зачем предполагается сделать, каковы ожидаемые результаты).

4. Методическое обеспечение программы дополнительного образования.

4.1. Педагогические технологии, используемые для реализации программы дополнительного образования.

4.2. Обеспечение программы дополнительного образования методическими видами продукции.

4.3. Состав учебно-методического комплекта.

    4.4 Ресурсное обеспечение учебного процесса.

5. Список литературы

1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе: ФГОС, Примерная основная образовательная программа основного общего образования. М. 2015. С. 455.

Учебник: «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» издательства «Русское слово». для 5 класса общеобразовательных организаций / протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.(ФГОС. Инновационная школа)

1.1. Нормативно-правовая база 

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года, №1897;
  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;
  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 с углубленным изучением иностранного языка»; 
  • Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 с углубленным изучением иностранного языка»;
  • План внеурочной деятельности в 5 классе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 с углубленным изучением иностранного языка»;
  • Положение о внеурочной деятельности в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 с углубленным изучением иностранного языка»;
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 с углубленным изучением иностранного языка» по реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.

1.2. Направленность программы дополнительного образования.

Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» - одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры».

1.3. Педагогическая целесообразность, актуальность и новизна программы дополнительного образования.

Педагогическая целесообразность.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек и находить свое продолжение в среднем школьном звене, в подростковом возрасте. 

Актуальность.

Курс ОДНКР определен тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Новизна.

      Новизна.

Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника 5-х классов.

     1.4.  Цель и задачи программы дополнительного образования

Цель программы дополнительного образования  «ОДНКР»:

  • Целью программы является воспитание духовности, уважение к прошлому, ценностям отечественной и мировой культуры(светской и духовной) на основе знакомства с материалом истории христианской Церкви в житиях святых.

Задачи программы дополнительного образования «ОДНКР»:

  • способствовать воспитанию нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых; 
  • способствовать освоению первичных знаний о христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства; 
  • способствовать развитию интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности 
  • способствовать формированию системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей. 

Социально-педагогические задачи позволяют:

  • сформировать  нравственные чувства (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);
  • сформировать нравственную позицию (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);
  • сформировать нравственный облик (милосердия, толерантности);;
  • сформировать нравственное поведение (готовности служения людям,Родине);

  1. Отличительные особенности данной программы дополнительного образования от уже существующих программ дополнительного образования.

   Формирование представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Занятия проводятся в форме уроков, внеурочных мероприятий и игровых программ, экскурсий, встреч со священнослужителями.

Урок православной культуры может быть только личностно-ориентированным. Это реализуется в форме диалога. Педагог идет от пробуждения чувства ребенка через образ и затем к осознанию им средств выражения. При этом используются эвристические и проблемные методы обучения.

Учащиеся будут знать:

  • церковно-славянскую азбуку;
  • библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры;
  • религиозную живопись;
  • жития святых;
  • христианские добродетели;

Учащиеся будут уметь:

  • толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;
  • видеть в Отечестве, семье, религии — основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • описывать различные явления православной духовной традиции и культуры;
  • излагать своё мнение о значении православной культуры в жизни людей, общества;
  • анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные нормы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры;
  • быть доброжелательным и отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей, адекватно оценивать поведение свое и окружающих;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • бережно относиться к материальным и духовным ценностям;

  1. Возраст детей, участвующих в реализации программы дополнительного образования.

Программа дополнительного образования «ОДНКР» рассчитана на обучение учащихся 5 классов (11-12 лет) на базе школы.  Уровень базовый, рассчитанный на 34 часа.

  1. Сроки реализации программы дополнительного образования (продолжительность образовательного процесса, этапы)

Программа дополнительного образования «ОДНКР» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Занятия проводятся в соответствии с приказом директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 с углубленным изучением иностранного языка» с 1 сентября по 31 мая текущего учебного года.

Систематизация содержания программы осуществляется при освоении следующих модулей:

  1. Кто ты, человек- 10 часов;
  2. Духовный мир- 2 часа;
  3. Дорога в небо – 5 часов;
  4. Путь от рождения до вечности – 3 часа;
  5. Не от мира сего- 14 часов.

  1. Формы и методы занятий по программе дополнительного образования.
  • ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
  • ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными и духовными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);
  • знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам);
  • участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах святых, защитниках Отечества, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
  • получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения праздников);

 В ходе реализации программы курса «ОДНКР»  уместно использование следующих приемов:

  • словесные (мини-лекция, рассказ, беседа);
  • наглядные (иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, натуральные наглядные пособия);
  • практические (наблюдения);
  • использование занимательного материала. 

Методические приемы активного обучения позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

Формирование знание осуществляется исследовательским методом, который заключается в организации поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения, самостоятельного построения выводов.

   

Формы организации деятельности учащихся:

  • Индивидуальная (каждый ребенок должен выполнить свое задание);
  • Групповая, в т. ч. парная (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
  • Фронтальная (коллективное выполнение работы).
  • При выборе методов и форм обучения учитываются цели конкретного занятия программы внеурочной деятельности.
  • Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
  • Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
  • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
  • Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
  • фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой - организация работы в группах;
  • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

  1.    Ожидаемые результаты и способы определения результативности программы дополнительного образования.

В рамках учебного курса «ОДНКР» учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:  

Личностные результаты:

  • формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • развитие этических чувств;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;
  • осуществлять информационный поиск;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
  • знакомство с основами религиозной морали;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

К предметным результатам относится  сформированность у учащихся следующих умений:

  • толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;
  • видеть в Отечестве, семье, религии — основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • описывать различные явления православной духовной традиции и культуры;
  • излагать своё мнение о значении православной культуры в жизни людей, общества;
  • анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные нормы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры;
  • быть доброжелательным и отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей, адекватно оценивать поведение свое и окружающих;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • бережно относиться к материальным и духовным ценностям;

      Индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности позволяет учащимся раскрыть свои творческие способности.

 Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

  1. Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования.

Проверка достигаемых школьниками результатов производится в следующих формах:  

  • текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;  
  • текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников в виде 2 контрольных работ.
  • Итоговый контроль проводится в конце курса. Он организуется в форме экзамена — защита итогового проекта.

Предметом оценивания являются:

  • Уровень предметных знаний, умений, практических навыков;
  • Уровень сформированности (развития) универсальных учебных действий, которые должен освоить учащийся в результате обучения по программе внеурочной деятельности;
  • Перечень важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у учащегося за период его обучения по программе внеурочной деятельности.

  1. Описание педагогического инструментария оценки результативности программы дополнительного образования (критерии и показатели результативности, технологии отслеживания результатов).

Показатели результативности

  1. Результаты образовательной деятельности (самооценка, оценивание учителем):

 Различные виды контроля;

  1. Диагностика специальных (предметных) и универсальных учебных действий;
  2. Индивидуальная карта достижений учащегося (например, в развитии УУД):
  3. Проявление творческих способностей:
  • Участие в проведении мероприятий духовно-нравственной направленности;
  • Участие в  конкурсах;
  • Участие в интернет-проектах;        
  • Творческие работы;        
  • Выполнение проекта или научного исследования;
  • Создание презентации и др.        

Оценивая результаты, педагог обращает внимание на достижения учащихся в умственном, нравственном, творческом развитии.

2.Учебно-тематический план

               2.1. Календарный план-график реализации программы дополнительного образования «ОДНКР» на базе школы 5 классов.

№ п/п

Дата

Название темы

1

1.1

Раздел 1. Кто ты, человек?

Как произошёл наш мир (§ 1)

1.2

Сотворение человека (§ 2)

1.3

Бессмертная душа (§ 3)

1.4

Свобода воли. Добро и зло (§ 4)

1.5

Творчество Бога и человека (§ 5)

1.6

Обязанности человека по отношению к миру

(§ 6)

1.7

Труд (§ 7)

1.8

Вред для души. Совесть (§ 8)

1.9

Спасение (§ 9)

1.10

Цель христианской жизни (§ 10)

2

2.1

Раздел 2. Духовный мир.

Небесные силы (§ 11)

2.2

Кто сильнее? Ангел-хранитель (§ 12)

3

3.1

Раздел 3. Дорога в небо

Основы православной веры (§ 13)

3.2

Как найти «дорогу в небо»? (§ 14)

3.3

Молитва. Невидимая борьба (§ 15)

3.4

Монашество. Монастыри (§ 16)

3.5

На высотах духа (§ 17)

4

4.1

Раздел 4. Путь от рождения до вечности

Начало. Мои наставники христианина (§ 18)

4.2

Середина пути. Устроение жизни христианина (§ 19)

4.3

На пороге вечности. Отношение православных христиан к смерти (§ 20)

5

5.1

Раздел 5. Не от мира сего

Чем отличаются христиане от других людей?

(§ 21)

5.2

В деньгах ли счастье? (§ 22)

5.3

Гордость житейская (§ 23)

5.4

Отношение к испытаниям и страданиям. Защита Отечества (§ 24)

5.5

Спасение от одиночества (§ 25)

5.6

Любовь настоящая и выдуманная (§ 26)

5.7

Братья и сёстры (§ 27)

5.8

Столп и утверждение истины (§ 28)

5.9

Жизнь в Церкви (§ 29)

5.10

О будущих судьбах мира (§ 30)

5.11

Православие в истории родного края

5.12

Православие в истории родного края

5.13

Внеклассный урок

5.14

Повторение по курсу 5 класса

3.Содержание программы дополнительного образования

Раздел 1. Кто ты, человек?
(10 ч)
Тема 1. Как произошёл наш мир Введение в предмет «Основы православной культуры». Теории происхождения Вселенной. Библейское повествование о творении мира. Значение библейского описания дней творения.
Основные термины и понятия: теория эволюции, теория «большого взрыва», теория творения мира Богом (креационизм), дни творения.
Тема 2. Сотворение человека Статус человека в представлении Библии. Сотворение первого человека (Адама) по образу и подобию Бога. Сотворение жены. Первая заповедь Бога человеку. Искушение Адама и Евы дьяволом. Последствия грехопадения.
Основные термины и понятия: дерево познания добра и зла, грехопадение.
Тема 3. Бессмертная душа Понимание бессмертия в разных культурах. Бессмертие в христианстве. Посмертная участь человека. Отличие человека от животного. Человек – духовное существо.
Основные термины и понятия: бессмертие, душа, духовность.
Тема 4. Свобода воли. Добро и зло Причина существования зла на земле. Добро и зло. Нравственный выбор. Свобода как свойство любви. Грех как «непопадание в цель».
Основные термины и понятия: добро, зло, грех, свобода воли.
Тема 5. Творчество Бога и человека Христианское понимание Бога как Творца. Задача творчества человека – преображение мира. Виды творчества человека. Творчество и антитворчество. Признаки творчества «от Бога». Икона «Троица» Андрея Рублёва как пример истинного творчества.
Основные термины и понятия: творчество, молитва, антитворчество.
Тема 6. Обязанности человека по отношению к миру Задача человека – сохранение мира. Современные экологические проблемы. Ответственность за мир. Необходимое условие для изменения мира в лучшую сторону.
Основные термины и понятия: экология.
Тема 7. Труд Необходимость труда. Смысл труда человека до грехопадения. Изменение цели труда после грехопадения. Понимание и цель труда в христианскую эпоху.
Основные термины и понятия: труд.
Тема 8. Вред для души. Совесть Понятие греха как вреда для души. Совесть – голос сердца. Совесть в сказке В. Гауфа «Холодное сердце». Причины «окаменения» сердца.
Основные термины и понятия: грех, совесть, свобода воли.
Тема 9. Спасение Понятие спасения по представлениям христиан. Последствия грехопадения – разделение людей. Устранение разделения: христианское учение, проповедующее любовь к врагам.
Основные термины и понятия: спасение, Небесное царство.
Тема 10. Цель христианской жизни Цель жизни христианина – стяжание благодати Святого Духа. Серафим Саровский. Смысл термина «обожение». Дела благочестия. Молитва – мать всех добродетелей.
Основные термины и понятия: стяжание благодати Святого Духа, обожение, молитва.
Раздел 2. Духовный мир
(2 ч)
Тема 11. Небесные силы Мир духовный. Ангелы – бестелесные духи. Ангельские чины, свойства ангелов. Помощь ангелов людям. Падение Денницы. Силы Света и силы Тьмы.
Основные термины и понятия: ангельские чины, Небесные силы, тёмные силы.
Тема 12. Кто сильнее? Ангел-хранитель Смысл чина отречения в таинстве Крещения. Ангел-хранитель. Помощь ангела- хранителя людям. Причины, по которым ангелы-хранители не оказывают помощь.
Основные термины и понятия: ангел-хранитель, чин отречения.
Раздел 3. Дорога в небо
(5 ч)
Тема 13. Основы православной веры Принципы, по которым христиане стараются строить свою жизнь. Значимость знаний о Боге. Символ веры. Смысл избранных положений Символа веры.
Основные термины и понятия: Символ веры.
Тема 14. Как найти «дорогу в небо»? Суть данных Богом заповедей. Необходимость подвига в жизни каждого человека. Смысл поста, его главная сторона.
Основные термины и понятия: заповеди, подвиг, пост.
Тема 15. Молитва. Невидимая борьба Необходимость заботы о душе. Слово в жизни человека. Нецензурная брань, её действие на человека. Молитвенное правило христиан. Виды молитвы. Средства, позволяющие преуспеть в молитве.
Основные термины и понятия: молитва, «невидимая брань» .
Тема 16. Монашество. Монастыри Причины появления монашества. Монахи – люди, посвятившие свою жизнь служению Богу. Основа жизни монахов – радость общения с Богом. Устроение монастырей. Монастырский распорядок жизни. Монашеские обеты. Российские монастыри.
Основные термины и понятия: монашество, монастыри, лавра, монашеские обеты, послушник, постриженник.
Тема 17. На высотах духа Необходимое условие достижения полноты любви. Причина решимости христианских подвижников нести подвиг в трудных жизненных условиях. Духовные дары подвижников. Старцы. Оптина Пустынь и её старцы. Современные подвижники.
Основные термины и понятия: подвижники, старцы.
Раздел 4. Путь от рождения до вечности
(3 ч)
Тема 18. Начало. Мои наставники Последствия первородного греха. Смысл таинства Крещения. Восприемники. Именины или День ангела. Правила определения дня именин. Традиции, связанные с празднованием Дня ангела. Духовное руководство.
Основные термины и понятия: таинство Крещения, крёстные родители, именины, духовник.
Тема 19. Середина пути. Устроение жизни христианина Необходимость приложения усилий для достижения духовного совершенства. Последствия неумеренной привязанности к удовольствиям. Распорядок жизни православного христианина. Два жизненных пути: монашество и семейная жизнь. Необходимое условие создания хорошей семьи. Любовь – главное средство свидетельствования о христианстве перед людьми.
Основные термины и понятия: монашество, семья.
Тема 20. На пороге вечности. Отношение православных христиан к смерти Отношения к смерти неверующих и верующих людей. Представление христиан о загробном мире. Духовные средства помощи умершим людям.
Основные термины и понятия: смерть, загробный мир, молитва за умерших.
Раздел 5. Не от мира сего
(12 ч)
Тема 21. Чем отличаются христиане от других людей? Отличия православных христиан от других людей. Проявление любви в повседневной жизни.
Основные термины и понятия: христианская любовь.
Тема 22. В деньгах ли счастье? Разные варианты понимания термина «хорошая жизнь» в современном мире. Соотношение количества материальных благ и личного счастья. Отношение христиан к богатству. Определение христианами меры личного материального имущества.
Основные термины и понятия: материальные блага, богатство.
Тема 23. Гордость житейская Христианское понимание гордости. Проявление гордости у человека. Правила, помогающие уберечься от гордыни. Компьютерные игры как причина возрастания гордости.
Основные термины и понятия: гордость, смирение.
Тема 24. Отношение к испытаниям и страданиям. Защита Отечества Христианское понимание причин существующих в мире страданий. Три способа достижения духовного совершенства. Взгляд православных людей на личные скорби и болезни. Страдание ради других людей. Защита Отечества – исполнение главной заповеди о любви.
Основные термины и понятия: страдания, духовное совершенство, воинский долг.
Тема 25. Спасение от одиночества Необходимые условия для настоящей дружбы. Особенности общения в молодёжных субкультурах (хиппи, эмо, готы). Причины одиночества. Способы преодоления одиночества. Настоящее единство с другими людьми.
Основные термины и понятия: единство, одиночество, дружба, любовь к ближнему.
Тема 26. Любовь настоящая и выдуманная Святые супруги Пётр и Феврония Муромские – пример любви и верности. Влюбленность и любовь. Современные представления о любви и христианство.
Основные термины и понятия: любовь, влюбленность.

4. Методическое обеспечение программы дополнительного образования.

4.1. Педагогические технологии, используемые для реализации программы дополнительного образования.

В ходе реализации программы дополнительного образования «ОДНКР» используются общепедагогические технологии: технология развивающего обучения и рефлексивно-деятельностные технологии.

Соответствие содержания УУД педагогическим технологиям

Вид универсальных учебных действий

Ведущая технология

Познавательные УУД

Проектно-исследовательская деятельность

Коммуникативные УУД

Учебное сотрудничество

Регулятивные УУД

Учебные ситуации, учебные задачи

Личностные УУД

Воспитательные технологии

Развивающее обучение отличается от обучения объяснительно-сообщающего типа характером преподавания и учения. Основная роль учителя в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.

Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности учащийся овладел в ходе предыдущего обучения, какова психология этого процесса овладения, степень осмысления учащимися собственной деятельности. На основе полученных данных учитель конструирует педагогические воздействия на учащихся, располагая их в зоне ближайшего развития ребенка.

Суть развивающего обучения в том, чтобы ученик не только усваивал конкретные знания и навыки, но и овладевал способами действий, обучался конструировать и управлять своей учебной деятельностью.

Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.

Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:

  • развитие мышления и способностей учащихся, развития творческих умений;
  • усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате чего эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
  • воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Цель проектного обучения - создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление.

Технология проектного обучения представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность обучающихся - партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, т.е. развиваться интеллектуально. Поскольку технология проектов – это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование его умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др.

Приёмы и методы рефлексивно-деятельностных технологий позволяют образовательный процесс сделать личностно-значимым для учащихся и систематически проводить рефлексию содержания учебного материала, деятельности и чувств на современном уровне.

Сегодня преподаватель обязан применять информационно-коммуникационные технологии в своей непосредственной деятельности, активно использовать их для передачи данных и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современной системе дистанционного и открытого образования.

4.2. Обеспечение программы дополнительного образования методическими видами продукции

Программа дополнительного образования «ОДНКР» обеспечена дидактическими, методическими материалами, электронными и печатными ресурсами.

Авторские методические образовательные ресурсы:

  • Целеполагание;
  • Планирование;

4.3.  Состав учебно-методического комплекта.

  • В качестве источников информации для освоения материала курса рекомендуется использовать справочники, дополнительную литературу с описанием новых программных средств.
  • Курс, имея собственную доминантную направленность, предполагает интеграцию с другими учебными предметами.

4.4.  Ресурсное обеспечение учебного процесса.

  • Библиотечный фонд
  • Кабинет
  • Печатные пособия

Технические средства обучения - мультимедийный проектор, компьютер.

Кадровое обеспечение программы:

Учитель дополнительного образования имеет стаж педагогической работы 7 лет, первую квалификационную категорию.

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия по программе внеурочной деятельности проходят в кабинете технологии.

В кабинете имеются:

  • Компьютер;
  • Плазменный телевизор;
  • DVD – приставка;

Финансовое обеспечение программы:

Нет.

                                               

      5. Список литературы

  1. Учебник «Основы православной культуры», 4-5 классы, автор  Л.Л.Шевченко. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014
  2. Электронное приложение к учебнику Л.Л Шевченко, Книга для учителя, М. .: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014.
  3. Библия для детей. Библейские рассказы с иллюстрациями. Москва. Институт перевода Библии, 2003
  4. Отчий дом: Книга для семейного чтения/ авт.-сост. Л.Л.Шевченко. – М.: Доцент, 2008
  5. Наследие веков живое. Книга для юношества. Шевченко Л.Л. М.: Центр поддержки культуно-исторических традиций Отечества. 2009
  6. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Кураев А.В. – М.: Просвещение, 2012
  7. Основы православной культуры: словарь-справочник/ А.В.Бородина. – М.: СофтИздат, 2010
  8. Святыни православной России. Сост.Л.М.Григорьева. – СПб.: ИГ «Весь», 2012
  9. Интернет-ресурсы.

Лист корректировки

Дата

Тема

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель кафедры учителей эстетического цикла

__________   (Коняхина Е.М.)

Протокол № 1 от «» августа 2019 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_________( ЗеленцоваЕ.М.)

«» августа 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного  курса 10 класс...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...

Рабочая программа элективного курса - 10 класс

Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс  3,...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства" для 11 класса, рассчитанная на 34 часа...

Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .

Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...