Урок русского языка "Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Иванова Ирина Александровна

Урок русского языка содержит в себе творческий подход к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок на тему "Причастие"14.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: «Причастие — особая форма глагола с признаками прилагательного».

Автор: Иванова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы.

УМК: учебник « Русский язык. 6класс» для ОУ под ред.А.Д.Шмелёва.

Цели:

  • дать понятие о причастие как часть речи;
  • научить опознавать причастия в тексте;
  • сформировать артикуляционные навыки произношения причастий.

Задачи:

- обучающие:

•показать специфику причастия как особой формы глагола;

•научить распознавать причастие; видеть причастия в словосочетаниях и предложениях; отличать от прилагательных; находить определяемое слово в словосочетании с причастием;

• знать морфологические признаки причастия, свойственные глаголам и прилагательным;

- развивающие:

• развивать логическое мышление в ходе распознавания причастий; структурировать теоретический материал;

• развивать монологическую речь обучающихся;

• формировать умение самостоятельно делать выводы, анализировать причастия как часть речи;

- воспитательные:

• воспитывать интерес к предмету.

Ход урока

  • Организационный момент
  • Актуализация знаний

1. Словарный диктант

Профессия, специальность, коллега, аппарат, учреждение,исследование, температура, инициатива, чувствовать, участвовать, коридор, территория, лестница, кабинет, труженик, телевидение.

2.Выпишите из предложений в столбик однокоренные слова.

а)Осыпаются астры в садах,
Желтый клён под окошком желтеет.
(И. Бунин)

б) Мелькает желтый лист на зелени дерева.

- Какие слова вы выписали? (желтеет, желтый, желтеющий)
Давайте определим, что обозначают эти слова, какой частью речи являются?

В первом предложении?
Во втором?
В третьем?

Желтеет – действие - глагол.

Желтый - признак предмета - имя прилагательное.

Желтеющий - ?

Вспомним ним слова В.И.Даля: “Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного”.

Это слово похоже на глагол? (нет)
На прилагательное? Чем? (отвечает на вопрос какой?)

Сравним эти два слова – желтый и желтеющий.
Желтый обозначает постоянный признак, а желтеющий?
Изменяется цвет, т.е. признак временный, признак, приобретенный во времени или по действию.

Итак, глагол обозначает действие, прилагательное – признак.

А что же такое желтеющий? (признак, но только по действию)

  • Изучение нового материала

- Предлагаю вам, ребята, послушать сказку.

        Жил на свет Глагол. Он был основательный, серьёзный, имел важный Вид, к тому же он был спортивный малый и мог делать НАКЛОНЕНИЕ. Глагол слыл законопослушным гражданином, не ударял в грязь ЛИЦОМ, хорошо выучил правила дорожного движения и поэтому понимал, что на красный свет нельзя переходить улицу и был НЕПЕРЕХОДНЫМ, а на зелёный — пожалуйста! (и проявлял свою ПЕРЕХОДНОСТЬ). Кроме того, глагол очень хорошо знал ПРОЩЛОЕ, ясно осознавал НАСТОЯЩЕЕ и мог предвидеть БУДУЩЕЕ. Глагол легко сходился в компаниях с РОДОМ и ЧИСЛОМ и мог под них подстраиваться. С ВОЗВРАТНОСТЬЮ у него, как поговаривали, были неопределённые отношения: она то появлялось рядом, то снова куда-то исчезла (они часто ссорились). В одном Глагол сохранял постоянство: в СПРЯЖЕНИИ. Однако были в его роду и перебежчики-выкресты; их знали в лицо и не любили. Потому прозвали их РАНОСПРЯГАЕМЫМИ.

          На соседней улице жило Прилагательное. Оно было нежное, податливое, даже, можно сказать, слабохарактерное: всё время попадало под влияние Существительного. Кроме того, обладало ещё одним пороком — непомерным любопытством! Всё время спрашивало: КАКОЙ?, да ЧЕЙ?, да КАКОВ?.. Несмотря на это, понравилось Прилагательное Глаголу, хотя были они совсем разные, ничего у них общего нет, кроме друзей РОДА да ЧИСЛА, да и то не всегда. Не сойдутся ведь характерами! Но в сказках же всё бывает... И вот однажды появилось на свет Причастие. Было оно похоже на своих родителей: половина признаков-хромосом по наследству досталась от Глагола, а другая половина — от Прилагательного. У отца Причастие позаимствовало такой же важный ВИД, ОСНОВУ, так же изредка дружило с легкомысленной ВОЗВРАТНОСТЬЮ, хорошо знало ПРОШЛОЕ, ясно осознавало НАСТОЯЩЕЕ, но БУДУЩЕЕ предвидеть уже не могло. От Прилагательного у Причастия сохранилась генетическая страсть к вопросу КАКОЙ?, ПАДЕЖ, ОКОНЧАНИЕ, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ. Ну и друзья семьи РОД и ЧИСЛО как всегда в трудную минуту рядом. Вот завидное постоянство!

    Росло Причастие, мужало. Стал у него появляться кризис переходного возраста: «Ничего у меня своего личного нет, всё только от матери да отца». Попало Причастие в плохую компанию, стало безобразничать, деньги родительские тратить. Быстро они закончились, и взять негде, когда сам не заработаешь. Пошло Причастие в ломбард и стало там вещи закладывать. Узнали об этом родители и сказали: «Пусть этот ЗАЛОГ будет твой. Сам его не отдавай». С тех пор Причастие с ЗАЛОГОМ и ходит, за грехи молодости расплачивается: действует само( и друзья его называют ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ), часто страдает (и тогда его кличут СТРАДАТЕЛЬНЫМ). Вот такие прозвища получило Причастие. Само виновато-надо всегда думать, а потом делать!

  • А теперь,ребята, послушав эту сказку, ответьте на вопрос: «К какой части речи относится слово «желтеющий»? (Причастие)
  • Назовите пожалуйста признаки прилагательного и глагола у этого слова.

  • Постановка учебной задачи.

- Чем причастия похожи на прилагательные? (имеют те же окончания; изменяются по родам, числам, падежам; согласуются с именем существительным в роде, числе, падеже; отвечают на вопрос «какой?»).

- Чем причастия близки к глаголам? (образуются от них; имеют глагольные признаки: вид (совершенный и несовершенный); возвратную форму, которая передается с помощью суффикса –ся- (сь); способность иметь при себе зависимые имена существительные или наречия; особые глагольные вопросы (что делающий? что сделавший?)).

-С помощью каких суффиксов причастия образуются от глаголов? (-ащ-ящ-ущ-ющ-ем-ом-им-вш-ш-енн-нн-т-).

  • Открытие нового знания.

- Для более глубокого осмысления материала обратимся к учебнику.

1. стр. 21, упр. 22

2. Чтение правила стр. 22 — 23

VI. Первичное закрепление

- Чтобы легче было запомнить, предлагаю вашему вниманию стихотворение:

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

- А.С. Пушкин, гений нашей литературы, говорил о причастиях:

 “Причастия... обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: который скачет, который метет и прочее – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом”.

VII. Физкультминутка.

Игра в мячик.

- Я буду кидать вам в руки мяч, а вы будете называть его признаки.  

(по форме, по величине, по материалу, по назначению)

- Какие части речи мы использовали для этого (Прилагательные)

А теперь я передаю мяч любому ученику и прошу произвести с ним некоторые действия (учащийся ударяет мяч об пол, роняет на пол, катает, подбрасывает вверх, передает кому-либо и т.д.).

- Какие признаки приобретает мяч? Мяч какой? (Летящий, падающий, упавший, пойманный, катящийся, прыгающий…).

СДЕЛАЕМ ВЫВОД: причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не является постоянным.

VIII. Самоанализ и самоконтроль.

 Работа с учебником:

1. стр. 23-24, упр. 23

2. стр. 24, упр. 24

  • Рефлексия

 Что для вас было самым полезным на уроке?

 Что для вас на уроке было самым интересным?

  Что на уроке для вас было трудным?  

Домашее задание: стр. 24 — 25, упр. 26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...