Р.Р. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Светлана Анатольевна Миронова

Маршрутный лист дистанционного урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок 2825.48 КБ

Предварительный просмотр:

21.04. 2020

Тема:         11.1 Р.Р. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства

Учебник – Русский язык 10-11 классы, часть 2 (Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина)

  1. Написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (задание 27)

(1) Каждый человек есть живой излучающий личный центр. (2) Каждый взгляд, каждое слово, каждая улыбка, каждый поступок излучают в общий духовный эфир бытия особую энергию теши и света. (3) И даже тогда, когда человек, по-видимому, ни в чем не проявляя себя, просто находится рядом, мы осязаем посылаемые им лучи. (4) И притом тем сильнее, тем определеннее и напряженнее, чем значительнее и своеобразнее его духовная личность. (5) Получая первое восприятие чужой антипатии, мы чувствуем, что посылаемые нами жизненные лучи не приемлются другим человеком, отталкиваются или упорно не впускаются им в себя. (6) Это уже неприятно и тягостно. (7) Это может вызвать в нас самих некоторое смущение или даже замешательство. (8) В душе возникает странное чувство неудачи, или собственной неумелости, или даже неуместности своего бытия. (9) Воля к общению пресекается, лучи не хотят излучаться, слова не находятся, жизненный подъем прекращается, сердце готово замкнуться. (10) Замкнутые и малообщительные люди нередко вызывают такое чувство у общительных и экспансивных людей даже тогда, когда об антипатии не может быть и речи.

 (11) Но антипатия, раз только возникнув, обостряется до враждебности, сгущается в отвращение и углубляется до ненависти. (12) Когда я встречаюсь в жизни с настоящею ненавистью ко мне, то во мне просыпается чувство большого несчастья, потом огорчение и ощущение своего бессилия. (13) Вслед за тем я испытываю настойчивое желание во что бы то ни стало уйти от своего ненавистника, исчезнуть с его глаз, никогда больше с ним не встречаться и ничего о нем не знать. (14) Если это удается, то я быстро успокаиваюсь, но потом скоро замечаю, что в душе осталась какая-то удрученность и тяжесть, ибо черные лучи его ненависти все-таки настигают меня, проникая ко мне через общее эфирное пространство. (15) Тогда я начинаю невольно вчувствоваться в его ненавидящую душу и вижу себя в ее черных лучах их объектом и жертвою. (16) В духовном эфире мира образовалась рана; надо исцелить и зарастить ее.

(17) Мой ненавистник должен простить меня и примириться со мною. (18) Он должен испытать радость от того, что я живу на белом свете, и дать мне возможность радоваться его бытию. (19) Ибо, по слову великого православного мудреца Серафима Саровского, «человек человеку – радость».

(20) Прежде всего мне надо найти и установить, нет ли и моей вины в том, что мы оба теперь страдаем: он, ненавидящий, и я, ненавидимый? (21) Может быть, я нечаянно задел какую-нибудь старую, незаживающую рану его сердца? (22) Вслед за тем мне надо простить ему его ненависть. (23) Я не должен, я не смею отвечать на его черный луч таки же черным лучом презрения и отвержения. (24) Мне не следует уклоняться от встречи с ним, я не имею права на бегство. (25) Отныне я буду встречать луч его ненависти белым лучом, ясным, кротким, добрым, прощающим и добивающимся прощения.

(26) Я должен обходиться с моим ненавистником так, как обходятся с тяжело больным человеком, не подвергая его новым, добавочным страданиям. (27) Я должен посылать ему в моих лучах понимание, прощение и любовь до тех пор, пока он не восстановит оборванную им нить, ведущую ко мне.

(28) Ненависть исцеляется любовью и только любовью. (29) Луч настоящей любви укрощает диких зверей. (30) Излучение любви действует умиляюще и обезоруживающе. (31) Напряжение злобы рассеивается: злой инстинкт теряется, уступает и вовлекается в атмосферу мира и гармонии. (32) Все это не пустые слова: любовь заклинает бури и умиротворяет духовный эфир вселенной.

(33) А если однажды это состоится, ненависть его преобразится и рана духовного эфира, исцелится и зарастет. (34) Тогда мы оба будем радоваться радостью избавления и услышим, как высоко над нами все, ликуя, празднует до самого седьмого неба, ибо Божия ткань любви едина и целостна во всей вселенной.

(по И. А. Ильину)

И.А. Ильин – русский философ, писатель

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту

 Образец сочинения:

К1. Что может стать препятствием к реализации мечты? Над этой проблемой размышляет автор предложенного текста.

         

К2. 1-й пример-иллюстрация+ пояснение. Чтобы ответить на данный вопрос, автор обращается к судьбе Кольки Велина, мечтавшего стать лётчиком, но так и не воплотившего свою мечту в жизнь.  Пытаясь понять, почему это произошло, писатель неспроста упоминает мнение односельчан  Кольки. Так, односельчане Велина, привыкшие к размеренному укладу жизни, к существованию, свободному от преодоления каких-либо жизненных препятствий,  осуждали «чудака»,  мечту стать лётчиком считали «вздорной идеей», и никто, даже отец, не поддержал подростка.

 

2-й пример-иллюстрация+ пояснение. Продолжая систему аргументов, С. Мизеров описывает и  поведение самого героя (предложения 17-24). Собственный страх, нежелание Кольки бороться с трудностями на пути к осуществлению мечты, отсутствие силы воли помешали ему достичь желанной цели

Связь. Именно эти причины - влияние общественного мнения, житейские традиции и привычки, неверие в себя  - часто заставляют человека изменять своей мечте, не позволяют ей воплотиться в жизнь.                                                                                

К3. Позиция автора. Автор считает, что  только уверенный в себе человек способен  реализовать свою мечту.

К4. Собственный аргумент.  Я разделяю позицию писателя. Действительно, чтобы стать по-настоящему счастливым, надо идти к своей цели, добиваться желаемого результата. Иначе всю жизнь сердце будет «стонать от щемящей боли».

(168 слов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""

Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА»

          Элективный курс «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»  предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 22 час...

Программа элективного курса«Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».

Программа элективного курса "Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста"...

Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста

Урок развития речи в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ. 7 класс...

Элективный курс "Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста".

Материал  содержит  планирование  элективного  курса  для  учащихся  9  класса....

Мастер-класс по теме:"ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА" ( ГИА ЧАСТЬ С 2)

Цели занятия: - обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;- развивающие: развитие критиче...

Программа элективного курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста»

Доминирующей идеей курса «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» является формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и н...