Урок-презентация по русскому языку "Употребление имен прилагательных в речи"(6 класс).
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме
Урок носит обучающий, воспитывающий и развивающий характер, отличается разнообразием приемов, типов заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_pril.pptx | 555.56 КБ |
urok_6_klass_prilag.docx | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели нашего урока: Определить роль……. Научиться применять….. Учиться………………….свои ответы. Воспитывать……………. к родному языку .
У реки стоит дом.
Лингвистический эксперимент Текст 1. С утра небо ясно; заря не пылает пожаром: она разливается румянцем. Солнце мирно всплывает под тучкой, свежо просияет и погрузится в туман… Текст 2. С самого раннего утра небо ясно ; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое , не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое , как перед бурей, но светлое и приветливо-лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. И.С.Тургенев " Бежин луг"
Комплексный анализ текста Над глубокими свежими снегами огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают только по утрам. Особенно хороши они над свежим снегом и зелёным бором. (И.Бунин)
Эпитет – художественное (образное) определение. Это самое красочное, самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет. Эпитеты образно характеризуют предмет.
1) Сквозь____________ туманы Проб.. рается луна На ___________п ..ляны Льет печально свет она. 2) ____________ пора! Очей оч .. рованье ! Приятна мне твоя__________краса – Люблю я __________природы ув .. данье , В б.. грец и золото одетые леса… Вспомни и допиши эпитет
Проверь себя 1 ) Сквозь волнистые туманы Проб и рается луна, На печальные п о ляны Льет печально свет она. 2) Унылая пора! Очей оч а рованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы ув я данье, В б а грец и в золото одетые леса …
И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж»
Словарная работа л а зóревый – л и лóвый – с а пфúровый – к о рá лл овый –
Творческая работа В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала небывалый праздник, - праздник …. неба, …. берёз, …. веток и … теней на …. снегу.
В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала небывалый праздник, - праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.
Подведение итогов. Рефлексия. Сегодня на уроке я научился ……….. Ещё я понял , что прилагательные необходимы в речи, потому что они ….. Мне понравилось сегодня на уроке…..
Домашнее задание: Выписать из художественного текста 3 предложения с именами прилагательными, обозначить их род, число, падеж. Написать сочинение-миниатюру на тему «Зимняя сказка», используя эпитеты.
Предварительный просмотр:
«Употребление имен прилагательных в речи»
Цели урока:
Обучающие
Формирование умения определять роль прилагательных в тексте, речи;
Совершенствование умения работать с художественным образом, изобразительными средствами языка.
Развивающие
Развитие эмоционального восприятия слова, художественного текста, мышления, творческого воображения;
Развитие устной и письменной речи учащихся.
Воспитательные
Формирование духовно развитой личности;
Формирование интереса к родному языку, его богатству, желания пользоваться средствами выразительности, говорить красиво и образно.
Оборудование: экран, медиапроектор, карточки.
Ход урока
- Оргмомент (слайд 1).
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас интересная тема. Интересная потому, что мы изучаем интересную и удивительную часть речи – имя прилагательное.
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
Ребята, в своей речи мы используем много слов. С помощью существительных называем окружающие нас предметы и явления, глаголом выражаем действия. Но человек стремится не только дать предметам названия, но и показать его свойства и признаки.
Давайте подумаем, что мы должны сделать в течение урока?
Каких результатов достичь? Дополните начало моих предложений (слайд 2).
- Вопросы:
- что называется прилагательным?
- что обозначает прилагательное?
- какие признаки предметов обозначают прилагательные? (Цвет, форму, размер и т.д.)
- для чего нужны прилагательные?
3. Синтаксическая разминка (слайд 3).
Обратите внимание на картину. Какие вопросы мне задаст 6 класс? (У какой реки? Какой (чей) дом?).
Распространите предложение (У реки стоит дом), используя прилагательные. Сделайте синтаксический разбор предложения.
4 Лингвистический эксперимент(слайд 4).
-Представьте себе что в нашей речи нет прилагательных. Изменился бы наш язык?
Прочитайте тексты, сравните.
Текст 1.
С утра небо ясно; Заря не пылает пожаром: она разливается румянцем. Солнце мирно всплывает под тучкой, свежо просияет и погрузится в туман..
Текст 2.
С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не огнистое, не раскаленное, как во время зной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо-лучезарное, мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в ее лиловый туман. (И.С. Тургенев «Бежин луг»).
-Какое описание утра более приветливое и красивое? Почему?
-Что помогает Тургеневу сделать утро таким привлекательным? (наличие большого числа прилагательных).
-Итак, в чем мы убедились в результате лингвистического эксперимента? Что узнали? (Имена прилагательные украшают нашу речь, делают ее более образной и привлекательной).
-Что меняется в нашей речи с появлением прилагательных?(речь становится точной, выразительной, образной).
5. Комплексный анализ текста (Слайд 5).
Наш урок сегодня мы посвящаем природе. Природа обогащает нас духовно, доставляет нам радость своей красотой и является источником творческого вдохновения. Так как мы говорим сегодня о прекрасном, ваша задача: красиво мыслить, отвечать ясно и полно и активно работать.
Текст.
Над глубокими свежими снегами огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают только по утрам. Особенно хороши они над свежим снегом и зеленым бором. (И.А. Бунин)
Задания к тексту:
1.К какому стилю относится этот текст?(Художественному).
2.Тип речи – описание, повествование, рассуждение?
3. Какую картину автор рисует в тексте? (образную картину зимнего утра)
4. Какие слова нам помогают ярче представить эту картину?
5. Какие слова выражают отношение автора к увиденному? Какой частью речи они являются?
6. Выпишите словосочетания с прилагательными.
6. Введение термина. Эпитет. (Слайд 6).
Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира. Они придают речи точность, меткость, выразительность, образность, яркость, настроение.
- Употребление каких имен прилагательных придает речи особую выразительность?
- Какие прилагательные являются средствами выразительности? (прилагательные-эпитеты).
Эпитет – художественное(образное) определение. Это самое красочное, самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет. Эпитеты образно характеризуют предмет.
-По меткому выражению критика 19 века Боткина, эпитеты обладают способностью «озарять предметы». Как вы понимаете это выражение?
7. Проверка домашнего задания (слайд 7).
Посмотрим, как меткими, озаряющими словами пользовался А.С. Пушкин.
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит
- О чем это стихотворение? ( о природе ).
- Какие эпитеты к слову снег употребляет Пушкин в своих произведениях?
Прочтите отрывки, назовите эпитеты.
Какие эпитеты вы подобрали бы к слову снег?
8. Вспомни и допиши эпитет. (слайд 8).
Вспомни строчки пушкинских стихотворений. Перепишите. Вставьте пропущенные буквы ,прилагательные- эпитеты:
- Сквозь___________туманы
Проб…рается луна
На_______________п…ляны
Льёт п…чально свет она.
2)_______пора!Очей очарованье!
Приятна мне твоя_______краса-
Люблю я __________природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
Проверьте себя(слайд9) (Ребята проверяют выполненное задание).
-Какую роль в поэтическом тексте выполняют прилагательные-эпитеты?
(прилагательные-эпитеты в предложении выполняют роль определений и употребляются в составе поэтических обращений).
9.Словарная работа(слайд10.)
-Мы продолжаем наш разговор о природе. И из мира художественного слова перенесемся в мир изобразительного искусства.
Перед вами репродукция картины Игоря Эммануиловича Грабаря «Зимний пейзаж».
-Как вы думаете, какое время суток изобразил художник?
-В чем сходство между пейзажем, описанном в тексте и на картине ?
10. Словарная работа(слайд11).
-Запишите новые слова.
Лазоревый, лиловый, сапфировый, коралловый.
Вспомните, какими способами можно дать лексическое толкование слову?
(Работа с толковыми словарями).
-Запишите к каждому слову синоним. Что называется синонимами?
11. Творческая работа (слайд12).
Вставьте в предложения прилагательные, используя новые слова, чтобы получилось описание картины.
В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала небывалый праздник, -праздник… неба, … берёз, … веток и … теней на …снегу.
Проверка(слайд13).
12. Синквейн. Составьте синквейн на тему прилагательное.
Чтение синквейна (выборочно).
13.Подведение итогов, рефлексия (слайд14).
Чтобы рассказать об удивительном и запоминающемся, нам нужны слова – имена прилагательные. Послушаем, о себе говорит эта часть речи.
Я слово замечательное,-
Сказало прилагательное,-
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет-
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
(Без имён прилагательных наша речь не могла бы быть точной и меткой. А в русском языке слов этой части речи очень много. Учёные установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов.)
-Над какой темой мы работали на уроке? ( Употребление имён прилагательных в речи)
-Работая над темой, что нового вы узнали?
Подведём итоги. Вместе сделаем это, продолжив предложения.
Сегодня на уроке я научился…
Ещё я понял, что прилагательные необходимы речи , потому что они…
Мне понравилось сегодня на уроке…
14.Домашнее задание( слайд15).
Большое спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Роль прилагательных в речи" 6 класс
Урок русского языка с использованием ИКТ...
Концепция учебного занятия «Роль имен прилагательных в речи» (урок-мастерская по русскому языку в 5 классе)
Проведение уроков по русскому языку в технологии «Педагогическая мастерская» обеспечивает реализацию основных положений ФГОС основного общего образования: деятельностный подход в обучении, развитие тв...
Употребление имен прилагательных в речи 6 класс
Урок русского языка в 6 классе по теме «Употребление имен прилагательных в речи». С какой целью мы употребляем имена прилагательные? В чем проявляются изобразительные возможности этой части речи? – во...
Урок русского языка на тему: "Употребление имен прилагательных в речи"
Тема урока : «Употребление имён прилагательных в речи» Цели: 1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательны...
Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи.
ОТКРЫТЫЙ УРОК...
Урок русского языка в 6 классе по теме: «Употребление имен прилагательных в речи»
Наша речь без прилагательных была бы менее яркой, выразительной, менее оценивающей. О роли прилагательных в речи, о правилах их употребления мы будем говорить на уроке....
Урок русского языка в 5 классе на тему "Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в речи"
Урок "открытия новых знаний"...